В ближайшие полгода в Москве могут остаться без работы более 50% риелторов - к такому неутешительному выводу приходят эксперты, наблюдая за последствиями финансового кризиса на рынке недвижимости. Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM и.о. руководителя отдела по связям с общественностью компании "Бюро недвижимости "Агент 002" Руслан Барабаш, в условиях снижения спроса, когда перестают работать привычные механизмы покупки жилой недвижимости, а большинство покупателей на протяжении следующих 5 лет не смогут позволить себе решить квартирный вопрос, риелторам придется смириться с тем, что количество сделок упадет до минимума. "Большинство агентств недвижимости сократят свой штат, многие профессиональные агенты останутся без работы или будут вынуждены уйти в "подполье", совершая сделки на свой страх и риск. В этих условиях многим придется решить для себя, смогут ли они профессионально развиваться или пришло время сменить деятельность?", - пояснил Барабаш.

По словам директора по продажам "Агент 002" Валерия Барнинца, сейчас в Москве работает около 2000 риелторских компаний. Но что их ждет в будущем, известно каждому специалисту. "Волна увольнений, которая уже сейчас захлестнула многие компании, - лишь первая реакция на происходящие процессы, а после первой волны обязательно будет продолжение. Агентствам недвижимости и девелоперам придется и дальше оптимизировать бизнес, а значит сокращать персонал, - отметил Барнинец. - Сейчас крупнейшие компании переживают "шоковое" сокращение штата, которое не обосновано реальным состоянием дел, а продиктовано инстинктом самосохранения многих топ-менеджеров, которые пережили события 1998 года и не раз сталкивались с кризисными ситуациями на заре становления рыночной экономики в России. В этих условиях специалист попадает в условия, когда вопрос "быть или не быть" становится основным, и никто не сможет гарантировать, что он найдет новую работу и не потеряет деньги на фоне происходящих событий".

Риелторам уже сейчас необходимо задуматься над тем, что будет завтра, констатируют эксперты. Времена, когда они совершали несколько сделок в месяц и зарабатывали 20-30% от комиссии агентства ушли до лучших времен, и в нынешних условиях для них единственным спасением может быть либо повышение процента за свои услуги (что невозможно из-за конкуренции), либо работа в рамках компании и под крылом известного бренда, но в новом формате, считают аналитики рынка.