Приднестровское урегулирование: "Тирасполь напоминает Бермудский треугольник, где исчезают все добрые намерения молдавской стороны". Внешняя политика: "ЕС никогда еще ничего своего и толкового не предлагал ни Кишиневу, ни Тирасполю". Внутренняя политика: "Воронин бросил Ткачука на предвыборную "амбразуру".

Приднестровское урегулирование: "Тирасполь напоминает Бермудский треугольник, где исчезают все добрые намерения молдавской стороны"

Что гарантирует официальный Кишинев Тирасполю? На этот вопрос кто только ни пытался ответить, в том числе сами его фигуранты, пишет "Пульс". Сколько версий было выдвинуто - не счесть. Самой неправдоподобной, кстати, оказалась официальная версия, в соответствии с которой, напомним, Игорь Смирнов опасался за свою безопасность на территории правобережья Днестра. Гарантии неприкосновенности Игорю Николаевичу давал лично президент Республики Молдова. От кого бы ещё глава тираспольской администрации хотел бы получить гарантии? От сержанта дорожной полиции, мимо которого в Новые Анены должен был проехать его кортеж?

На встрече трехмесячной давности, первой за семь лет, Воронин со Смирновым условились: следующая встреча должна пройти на территории с кишинёвской юрисдикцией, продолжает "Пульс". Дальше были попытки изобразить хорошую мину: к примеру, пригласить президента Воронина на встречу аккурат в день, когда он был в Киргизии на саммите глав СНГ, сделав вид, что в Тирасполе об этом визите слыхом не слыхивали. Но эти тактические игры, в сущности, хлипкая завеса, призванная скрыть хоть на время отсутствие позиции по поводу тех предложений, с которыми выступает Кишинёв. Ведь по большому счету это предложения, от которых нельзя отказаться.

Воронинские инициативы годичной давности по расширению мер доверия между Кишинёвом и Тирасполем не содержали ровным счетом ничего, что могло бы не подойти жителям региона, пишет "Пульс". Разве кто-то из них будет возражать против совместного строительства хороших дорог, открытия мостов, реализации проектов по спасению экологии Днестра? Да и бетонные блоки с многочисленными постами по обе их стороны наверняка надоели не только жителям правого берега, но и самим приднестровцам. Объяснить, и почему администрация региона не желает делегировать своих представителей в совместные рабочие группы, причём сделать это внятно, судя по всему, аргументов не хватит. Так не проще ли вовсе не встречаться, не контактировать? Тем более что на запланированной встрече президент Воронин намеревался передать Смирнову пакет предложений Кишинёва по окончательному урегулированию приднестровской проблемы, уже весьма высоко оценённый сторонами переговорного формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). К тому же Владимир Воронин повезет на переговоры с Игорем Смирновым новые предложения, которые усиливают его же годичной давности инициативы. И от этих предложений Тирасполь не может отказаться по определению. Может, именно поэтому дата очередного рандеву молдавского президента и приднестровского руководителя до сих пор не определена.

"Прощай, оружие" - именно так, по Хемингуэю, можно сформулировать суть новых воронинских инициатив, продолжает "Пульс". О них Владимир Воронин заявил ещё на прошлой неделе. Речь вновь пошла о демилитаризации днестровских берегов. После кавказских событий эта тема обрела новую актуальность. Тезис о необходимости полной демилитаризации, озвученный президентом Ворониным, который, будь на то политическая воля Тирасполя, вполне может превратиться в отдельную тему приднестровского урегулирования.

Начнем с того, что приднестровская администрация в своих информационных и политических сообщениях, обращённых к жителям региона, продолжает говорить об опасности военной угрозы со стороны Кишинёва, пишет "Пульс". Периодически со стороны Тирасполя звучит требование подписать некий документ о невозможности применения силы в процессе приднестровского урегулирования. Этот документ представляется довольно бессмысленным, поскольку в Законе об основных принципах статуса Приднестровья уже говорится о том, что так называемый силовой вариант исключен, что данная проблема может быть решена исключительно политическими, мирными и никак не военными методами. Напомню, что за этот закон, а значит, и за это его положение проголосовали все парламентские партии Молдавии, в том числе и те, которые в Тирасполе считают радикально настроенными по отношению к приднестровской проблеме. Это само по себе создаёт дополнительные гарантии неприменения силы, вне зависимости от конфигурации власти в Кишинёве (22 июля 2005 года на пленарном заседании парламента Молдавии был принят закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM).

Но демилитаризация как Кишинёва, так и Тирасполя - это гарантия гарантий, гарантия в абсолюте, которая сводит на нет даже гипотетическую возможность каких-то силовых действий с одной и с другой стороны, продолжает "Пульс". Выражаясь проще, если стрелять нечем, то стрельбы не будет. Именно это и предлагает Воронин: исключить из взаимоотношений Кишинёва и Тирасполя фактор висящего на стене ружья, которое, согласно известной формулировке, в каком-нибудь третьем акте, не дай бог, возьмёт, да выстрелит. Какие ещё нужны гарантии безопасности, какие ещё меры доверия?

Откровенно говоря, идея полной демилитаризации берегов Днестра, высказанная Владимиром Ворониным ещё год назад, представлялась тогда довольно утопичной, пишет "Пульс". Помимо доброй воли сторон, для реализации этой идеи требовалось слишком много согласований, переговоров, доработок, в том числе на международном уровне. История эта грозила затянуться на неопределенное время. Но грянул кавказский кризис, и всем, теперь уже без исключения, стало ясно, сколь взрывоопасным в прямом смысле этого слова является сам факт наличия в конфликтных зонах большого количества вооружений и вооруженных людей. Как бы они ни назывались - регулярной армией или незаконными вооружёнными формированиями. И пусть между конфликтами в Грузии и приднестровской проблемой нет ничего общего, пусть на вооружении национальной армии Молдавии состоит всего 11 установок "Ураган", а на вооружении приднестровских формирований - 40 "Градов" и всего около полутора десятков танков притом, что на правом берегу Днестра тяжёлой бронетехники нет вовсе, всем станет спокойнее, если все это смертоносное железо пойдет в утиль. Будет, в конце концов, на чем работать Рыбницкому металлургическому комбинату. Снять пусть и нереальные опасения за весьма теоретические последствия, устранив причины, - вот и вся идея президента Воронина. И, кстати, реакция на неё Игоря Смирнова станет лучшим тестом для Тирасполя. Тестом на искренность: действительно ли приднестровскую администрацию заботят, прежде всего, гарантии безопасности для населения региона. Ибо лучших гарантий безопасности, чем разоружение, на свете не бывает.

Есть ещё один международный аспект, который усиливает значимость этой инициативы президента Воронина и повышает заинтересованность некоторых сторон в окончательном урегулировании приднестровской проблемы, продолжает "Пульс". Ни для кого не секрет, что Россия так или иначе, но с завидным постоянством намекала на то, что неплохо было бы получить от НАТО какие-то письменные гарантии неизменности нейтрального статуса Молдавии. Но о каких гарантиях может идти речь? Североатлантический альянс не может давать никаких гарантий невступления Молдавии в него, он может лишь уважать выбор населения Молдавии, что он, собственно, и делает. А выбор очевиден. Нейтралитет молдавского государства закреплен в Конституции, а многочисленные социологические опросы демонстрируют, что идея нейтралитета разделяется подавляющим большинством жителей страны. Так вот, идея разоружения, высказанная Владимиром Ворониным, это, если угодно, усиление молдавского нейтралитета. Демилитаризованная страна, по определению, не может вступить в НАТО, поскольку это всё-таки военная организация, обязывающая тратить довольно высокий процент госбюджета на армию и её оснащение. Дополнительных письменных или устных гарантию, как кажется, не требуется.

Лишь на первый взгляд удивительно, что идею, высказанную президентом Ворониным, активно поддержали как раз те, кого подозревали в попытках искушения Молдавии Североатлантическим альянсом, пишет "Пульс". Скажем, заместитель помощника госсекретаря США Дэвид Меркель, который находился в Молдавии, равно как и спецпредставитель Евросоюза Кальман Мижей. России подобного рода идею приветствовать сам бог велел. ОБСЕ, поскольку это организация по безопасности в Европе, - тоже. Тирасполь на эту инициативу пока не отреагировал. Но долго её игнорировать Смирнов вряд ли сможет. Оппозиционные стоны о том, что, дескать, официальные кишинёвские власти засекречивают процесс консультаций, не публикуют пакетные наработки по приднестровскому урегулированию, не могут не вызвать улыбки, продолжает "Пульс". Природа такой реакции заключается в следующей элементарной логике: практически все оппозиционные партии позиционируют себя в качестве прозападных политических сил. Запад в лице участников переговорного процесса - ЕС, США, ОБСЕ - поддержал пакет предложений Кишинёва. Есть ли в таком случае у этих, "прозападных" политиков основания не доверять содержанию документов, которые ждут своего часа, чтобы оказаться на столе переговоров в формате "5+2"?

Безусловно, главный вопрос будущих переговоров - вопрос статуса Приднестровья, пишет "Пульс". Президент Воронин на неделе в интервью газете "Известия" впервые приоткрыл завесу над тем, что, собственно, предлагает Кишинёв Тирасполю. И, забегая вперед, отметим, что и это предложение из разряда тех, от которых сложно отказаться. Так вот, центральные власти готовы предоставить Приднестровскому региону статус республики с собственной символикой, органами власти, бюджетом, правом законодательной инициативы. Больше того, в случае изменения международно-правового статуса Молдавии Приднестровье сможет самоопределиться в качестве независимого государства. Таких полномочий нет ни у одного из субъектов Российской Федерации. Представляется, что такая постановка вопроса не может не устроить все стороны, задействованные в процессе приднестровского урегулирования. За исключением, может быть, тех тираспольских и кишинёвских деятелей, которые заинтересованы в сохранении статус-кво. Но, кажется, по мере того, как открытая и искренняя позиция Кишинёва будет становиться достоянием общественности и на левом, и на правом берегу Днестра, влияние этих политиков на ситуацию будет пропорционально снижаться. Стоит отметить, что по данным, полученным из надежных источников, сразу две помощницы Игоря Смирнова и депутат Верховного совета, бывший заместитель главы МГБ, Олег Гудымо записались на курсы молдавского языка, подводит итог издание.

События последнего времени убедительно доказывают: приоритетными направлениями в деятельности политического руководства страны являются вопросы европейской интеграции и последовательные и взвешенные шаги по ускорению возобновления переговорного процесса по урегулированию приднестровской проблемы, пишет "Независимая Молдова". В оптимальном для всех сторон формате - "5+2". На всех без исключения национальных и международных форумах и встречах эти два вопроса рассматриваются в самой тесной взаимосвязи. И происходит это, начиная с нашей маленькой Молдавии и заканчивая самым высоким дипломатическим форумом - Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций. Затрагивался этот вопрос и на недавнем заседании Совета ЕС - Республика Молдова. За последнее время столько было сказано и написано об этих процессах, - от трезвой оценки ситуации до самых что ни на есть настоящих небылиц и предсказаний, - что вряд ли тут можно еще кого-то чем-то удивить. Но все это только на первый взгляд.

Трудно, например, не согласиться с высказанным в недавнем интервью президентом Республики Молдова Владимиром Ворониным мнением о том, что все наши конкретные шаги и предложения останутся всего лишь предложениями, если они не будут подкреплены адекватными встречными шагами со стороны Тирасполя, продолжает "Независимая Молдова". Нет сомнения и в том, что те пакетные наработки приднестровского урегулирования, которые глава государства намерен вручить тираспольскому лидеру Игорю Смирнову во время встречи, вокруг которой столько слухов и домыслов, будут опять долго и скрупулезно изучаться приднестровцами. И сколько это будет длиться, лишь один господь Бог и господин Игорь Смирнов со своим окружением могут знать. И как справедливо заметил молдавский президент, до тех пор, пока наши инициативы будут разбиваться о стенку непонимания и неприятия со стороны Тирасполя, особого прогресса и в консультациях, и в возобновлении переговорного процесса ждать не следует. Кроме как нежеланием сдвинуться с мертвой точки, можно объяснить и то, что на апрельской встрече Владимир Воронин и Игорь Смирнов вроде бы договорились об одном, а в реальности ничего не происходит и не предпринимается, - заметьте, со стороны Тирасполя. Временами территория приднестровского региона, точнее сам Тирасполь, напоминает злополучный Бермудский треугольник, где исчезают бесследно все добрые намерения молдавской стороны и всех участников переговорного процесса.

К сожалению, нельзя отказать в "оригинальности" и многим нашим политикам, аналитикам и, как ни странно, журналистам, пишет "Независимая Молдова". Почему "к сожалению"? По той простой причине, что, руководствуясь старым испытанным методом "лишь бы не промолчать", они высказывают даже мнения об изменении формата переговорного процесса. Абсолютно не отдавая себе отчета в том, что такое решение вопроса просто-напросто отбросит переговоры на многие годы назад, если вообще не заведет их в тупик, как это не раз бывало. Руководствуясь непонятно какими принципами и аргументами, многие авторы договорились даже до нездорового, мягко говоря, утверждения: а стоит ли нам вообще заниматься приднестровским урегулированием?! Может, просто направить все усилия на евроинтеграцию, вступить в Евросоюз, приднестровский регион пусть сам решает свои проблемы. Вряд ли подобные суждения нуждаются в комментариях. Ведь по другую сторону Днестра проживают такие же граждане Республики Молдова, как и мы с вами. Язык не поворачивается называть такие заявления ответственными и обдуманными. Как и мнения тех, кто видит решение данного вопроса только в переговорах с Россией.

Непонятными выглядят и мнения об исключении из числа участников переговорного процесса отдельных его представителей, продолжает "Независимая Молдова". Одни, например, сомневаются в присутствии в данном формате России, другие - Соединенных Штатов Америки, а третьи - представителей Евросоюза: Авторы подобных утверждений не учитывают один очевидный фактор. Несмотря на все противоречии между Соединенными Штатами и Россией, на достаточно прохладные отношения между ними после кавказских событий, обе стороны выразили свою готовность отбросить в сторону взаимные амбиции и претензии и всячески содействовать урегулированию приднестровского вопроса. Об этом заявил на состоявшейся в Кишиневе пресс-конференции по итогам визита в нашу страну заместитель госсекретаря США господин Дэвид Меркель.

И Украина проявляет готовность включить все свои дипломатические рычаги в решении данного вопроса, несмотря на нестабильную внутриполитическую обстановку в самой Украине, пишет "Независимая Молдова". Более чем абсурдными звучат и предложения об исключении представителей Евросоюза: на сегодняшний день Молдавия уже является полноправным соседом Евросоюза и с оптимизмом рассматривает заявления представителей Брюсселя о том, что в будущем Республика Молдова может стать самым надежным партнером Европы на восточноевропейском направлении. Чтобы убедиться в перспективах евроинтеграции нашей страны, достаточно вспомнить недавнее высказывание госсекретаря Франции господина Жан-Пьера Жуйе во время его встреч с высшим руководством Молдавии, а говорил он именно о том, что Республика Молдова заслуживает большего, нежели обычное участие в программе данного партнерства.

Возвращаясь к тому же интервью молдавского президента, стоит подчеркнуть, что основы любых консультаций и переговоров составляют компромиссы и уступки, пишет "Независимая Молдова". Тем более что поле для них существует. С одним лишь небольшим уточнением - компромиссы и уступки должны быть с обеих сторон. И со стороны Кишинева, и со стороны Тирасполя. Играть в одни ворота не самая лучшая перспектива. Но для этого необходимы, прежде всего, политическая воля приднестровских лидеров и желание жить без взаимных упреков и без поисков иголки в стоге сена, подводит итог издание.

После череды переносов встреч Владимира Воронина и Игоря Смирнова с 6-го на 9-е октября и далее на неопределенный срок, официальный Тирасполь сделал предложение провести консультации двух лидеров 14 октября на территории Приднестровья в Бендерах, пишет "Ника-пресс". Как сообщили агентству в тираспольской администрации, дата была выбрана не случайно - обе столицы в этот день отмечают храмовые праздники, и было бы удобно лидерам, по стечению обстоятельств не занятых текущими делами, в очередной раз встретиться, чтобы обменяться мнениями по некоторым аспектам приднестровского урегулирования. В МИДе ПМР также подтвердили информацию о том, что названная дата фигурировала в обсуждении планов работы ведомства на ближайшие две недели, однако из Кишинева не поступало ни отказов от встречи, ни ее подтверждения. Здесь особо выразили заинтересованность в контактах двух лидеров, поскольку хотели бы ознакомиться с молдавским документом об условиях и принципах урегулирования, готовность передать который Тирасполю выразил накануне президент Воронин.

Встреча лидеров Молдавии и Приднестровья 14 октября так и не состоялась, пишет "Время". Зато в этот же день в Тирасполе состоялась встреча учредителей политического проекта "Новая Молдавия" с депутатами Верховного совета ПМР. В ходе встречи стороны обсудили перспективы переговорного процесса. Как заявил соучредитель "Новой Молдавии" Евгений Шоларь, своей миссией движение сегодня видит миссию "народной дипломатии". "Мы хотим показать, что, вопреки существующим мифам, общий язык можно найти, можно договориться и помириться. И что для этого нужна только политическая воля", - отметил Шоларь. Другой представитель "Новой Молдавии" Вячеслав Крачун отметил, что инициативы движения были с интересом восприняты приднестровской стороной. "Если бы предложенные нами инициативы стали официальной позицией молдавской стороны, реальное примирение и устойчивое объединение берегов Днестра было бы достигнуто в кратчайшие сроки", - подчеркнул Крачун. В свою очередь заместитель председателя Комиссии по внешней политике и международным связям ВС ПМР Валериан Тулгара заявил по итогам встречи: "Немаловажно, что на сегодняшний день в Молдавии существуют силы, которые интересует мнение Приднестровья".

Внешняя политика: "ЕС никогда еще ничего своего и толкового не предлагал ни Кишиневу, ни Тирасполю"

Зажатые между двумя мощными соседями - Евросоюзом и Россией - страны постсоветского пространства не могут не учитывать в своих политических стратегиях интересов этих государств, пишет Analitique. Чтобы разобраться, в чем состоят эти самые интересы, Ассоциация внешней политики Молдавии пригласила ведущего консультанта по проблематике постсоветского пространства Европейского совета по внешней политике Нику Попеску и директора Института стратегических исследований России Евгения Кожокина. Как утверждает Попеску, Россия не желает понимать интересов Евросоюза на постсоветском регионе. По убеждению Кожокина, у России нет иных интересов на пространстве СНГ, кроме стратегии выстраивания с бывшими сестрами по соцлагерю взаимовыгодных и ровных отношений.

Тон выступлений двух приглашенных экспертов оказался дружественным, продолжает Analitique. Оба предпочитали оперировать фактами современного времени и предостерегали от излишней апелляции даже к событиям прошлого десятилетия. Евгений Кожокин акцентировал внимание на том, что политика России меняется вместе с экономическим состоянием этой страны. А Нику Попеску отметил "новую динамику" как внутри ЕС, так и в ее политике на восточном направлении.

Европа. Ее особенно беспокоит неясность в вопросе, какие правила игры предлагает Россия, пишет Analitique. Как поясняет Нику Попеску, нет и гарантий того, что года через два эта держава не изменит предложенные ею же правила игры. В качестве аргумента в пользу того, что Евросоюз хочет сотрудничать с Россией, эксперт привел предложенную ЕС в 2005 году хартию четырех свобод. "Но Россия не хочет серьезно обсуждать эти вопросы", - подчеркнул Попеску. Евросоюз учится на собственном опыте, именно исходя из практики, он пришел к выводу, что сотрудничество с Россией получается тогда, когда оно навязывается ей. И хотя в ЕС нет единого центра решений, и каждое из них принимается весьма медленно, после войны в Грузии для Евросоюза стала очевидна необходимость активнее сотрудничать со странами постсоветского региона. Евросоюз выступил с инициативой восточного партнерства. Она охватывает несколько направлений: выстраивание единого рынка со странами региона, расширение энергетического сотрудничества ("это должно ограничить монополию России и принудить ее учитывать европейские правила игры"), увеличение свободы передвижения граждан, форсирование взаимодействия в решении территориальных конфликтов и диверсификация партнерских отношений. Окончательный отзыв Евросоюза по этой инициативе будет известен в начале декабря, но уже сейчас принято решение о регулярных встречах министров иностранных дел и глав отраслевых ведомств.

Россия. Как поясняет Евгений Кожокин, ее роль на постсоветском пространстве определяется специфическим положением, продолжает Analitique. С одной стороны, это крупное региональное государство, а с другой - Россия унаследовала элементы сверхдержавы, в частности ядерный потенциал и место в Совбезе ООН. Однако эксперт настаивает, что интересы России не носят экспансионистского характера. "В них преобладает экономическая дипломатия", подчеркивает Кожокин. По его словам, Россия стремится сохранить рынки стран СНГ - для поставок высокотехнологических товаров и топлива, в том числе ядерного. Приоритетным для нее остается также сотрудничество в гуманитарной и культурной сферах. Россия "рассматривает Евросоюз, как партнера, с которым она ведет конкуренцию". Как пояснил свою утверждение Кожокин, выстраивать с ЕС партнерские отношение проще, так как "в Европе лучше, чем где бы то ни было понимают ее специфику и менее цинично относятся к вопросу о правах человека". Однако "опасно недооценивать исключительную мощь и потенциал ЕС, идеализировать отношения с ним". Отсюда и конкурентные отношения.

Молдавия. Можно предположить, что, как и другим странам постсоветского региона, ей будет достаточно сложно находиться между двумя могущественными соседями до тех пор, пока политики Евросоюза и России в отношении друг друга не приобретут окончательные формы, пишет Analitique. В европейском восприятии России продолжает преобладать фактор присутствия российских военных баз, энергозависимость и неразвитость демократических институтов в России. Москва, в свою очередь, продолжает остро реагировать на любые попытки какого бы то ни было проникновения в зону ее интересов. Даже учитывая, что полного доверия между Россией и Европой в истории не было никогда, нельзя не отметить, что сегодня в Евросоюз входят страны, которые долгие годы были надежными партнерами России, и, как заметил Нику Попеску, расширение ЕС не сделало Евросоюз более антироссийским. Значит, положительные изменения неизбежны. Сроки, конечно, не возьмется назвать никто.

Основным камнем преткновения между Россией и Евросоюзом все же остается трактовка и отношение к демократии, продолжает Analitique. Собственно, процессы демократизации общественного сознания определяют и отношение с РФ и ЕС Молдавии и других государств региона. И чем больше отставание в этих процессах, тем важнее для этих стран вопрос "с кем мы: с Россией или Европой?". Хотя, по сути, ощущение и понимание собственной свободы в выборе инструментов государственного развития также должны созреть, и это потребует времени, сроки здесь тоже не установлены. Впрочем, государства постсоветского региона демонстрируют различные успехи и темпы демократического развития. Например, Молдавия, по оценкам экспертов, отстает от Украины года на полтора. Вместе с тем, в ряде стран, например, Казахстане или Азербайджане низкие темпы демократизации не мешают успешному проведению разновекторной внешнеполитической и экономической линии, подводит итог издание.

Европейский союз является исключительно важным политическим и экономическим партнером России, и этот партнер понимает Россию лучше, чем Соединенные Штаты, считает директор Российского института стратегических исследований (РИСИ) Евгений Кожокин, пишут "Молдавские ведомости". Выступая на "круглом столе", организованном Ассоциацией внешней политики, Кожокин сказал, что "в европейских столицах лучше, чем в США, понимают специфику России". Европейцы, сказал эксперт, менее цинично, чем американцы, относятся к вопросу прав человека - не как к инструменту политики, а как к реальной ценности. Кожокин не считает сложным вопрос о том, в чем заключаются интересы России на постсоветском пространстве. "Ничего сверхъестественного Россия на постсоветском пространстве получить не хочет", - сказал он. "Доминирует экономическая дипломатия, чтобы рынок СНГ был открыт для нашей продукции", - отметил директор РИСИ. Кроме этого, для России имеет большое значение, чтобы в СНГ в качестве регионального сохранялся русский язык.

Кожокин признал существование русофобии - феномена неприятия России или русских как этноса, продолжают "Молдавские ведомости". "У некоторых это связано с историческими травмами, которые никак не проходят", - сказал он, приведя в качестве примера действия некоторых политиков в Польше и на Украине. Он назвал "политически опасным бредом" воспитание Виктором Ющенко ненависти к российскому соседу, в частности, через фальшивый тезис о голодоморе как умышленном геноциде именно украинского народа. "Создается искаженный образ целого народа, что не соответствует интересам ни россиян, ни украинцев", - сказал Кожокин.

Российский эксперт довольно скептически расценил возможности сотрудничества России с ЕС в Молдавии, пишут "Молдавские ведомости". Возможной целью такого сотрудничества он назвал "повышение уровня жизни" в Молдавии, но в том, что касается приднестровского урегулирования, он выразил сожаление по поводу той психологической войны, которую ведут по отношению к Приднестровью европейские средства массовой информации.

В Кишиневе по инициативе Ассоциации внешней политики состоялись дискуссии молдавских экспертов при участии директора Института стратегических исследований РФ Евгения Кожокина и эксперта лондонского Совета по внешней политике ЕС Нику Попеску о реалиях и перспективах сотрудничества РФ и ЕС и месте в этих отношениях Молдавии с ее территориальной проблемой, пишет "Ника-пресс". Попеску, в частности, высказался о теоретически существующих у Москвы и Брюсселя возможностях совместными усилиями не только разработать план и основные принципы приднестровского урегулирования, но и успешно участвовать во всех этапах реинтеграции РМ. Он, впрочем, затруднился ответить на вопрос, что может стать основой такого плана и как ему представляется техническая сторона дела на начальном этапе его подготовки, но дал понять, что первичная инициатива могла бы исходить от непосредственных сторон конфликта. Выступая с докладом, предваряющим дискуссии, европейский эксперт отметил, что сегодня Евросоюз максимально вовлечен во все процессы жизнедеятельности молдавского государства, в том числе и текущие проблемы реинтеграции, и намерен жестко отстаивать территориальную целостность страны.

Эксперт ЕС, очевидно, прав, но только отчасти, пишет в своем комментарии "Ника-пресс". Евросоюз действительно максимально и, быть может, даже больше, чем Россия, вовлечен во все, что происходит сегодня в РМ, включая и ее проблемы реинтеграции. С ним трудно не согласиться, что и Приднестровье, скажем, по части реализации своей продукции на европейском рынке тоже не против вовлеченности ЕС в отдельные и существенные стороны его жизни. Что же до вопросов, касающихся непосредственно урегулирования отношений Тирасполя и Кишинева, то здесь полностью и безоговорочно сохранено присутствие Москвы. За все годы противостояния двух берегов Тирасполь ни разу еще не выказывал своего несогласия с "московскими взглядами" на условия и принципы решения приднестровского вопроса, и ни разу не проявил интереса к идеям ЕС - даже самым распрекрасным. Причины известны. Среди них есть и такая - ЕС никогда еще ничего своего и толкового не предлагал ни Кишиневу, ни Тирасполю. Так - одни слова.

Надежды на совместный план (ЕС-РФ) не новы, продолжает "Ника-пресс". Сейчас они проявляются с новой силой. В кишиневских политических кругах уже высказываются за согласованные действия Москвы и Брюсселя на приднестровском направлении, и даже уже обозначают в них молдавский интерес: территориальная целостность РМ не подлежит обсуждению, конституционный статус унитарной Молдавии - тоже. Понимая будущую реакцию Тирасполя на такого рода текст, в Кишиневе дают понять, что были бы не против (еще бы!) жесткого политического и экономического давления на несговорчивых сепаратистов, с порога отвергающих свою счастливую и достойную жизнь в рамках широкой автономии и в составе РМ. По-иному это называется принуждением к переговорам на условиях одной из сторон конфликта.

Официальных подтверждений таких идей до сих пор не было, пишет "Ника-пресс". Впрочем, и сейчас нет - официальных. А неофициально, по своей традиции делать это через зарубежные СМИ, их подтвердил президент Воронин в интервью российской газете "Известия": "Необходимо, чтобы кто-то взял на себя ответственность и внес конструктивные предложения, которые все остальные одобрили бы". Воронин даже не пытается скрыть обращение к РФ и ЕС, последнее время активно сотрудничающих в вопросах глобальной экономики и, кстати, в разрешении грузинского конфликта. Он даже не счел для себя зазорным предложить внешним участникам подготовить третий (планы ОБСЕ 2002 года и Меморандум Козака 2003 года) для Молдавии документ по урегулированию, хотя вот уже месяц твердит, что у него есть свой проект.

Москва вряд ли отреагирует на новые старые настроения Кишинева поучаствовать в "жестком политическом и экономическом давлении на Тирасполь", продолжает "Ника-пресс". И Москве не надо будет искать дополнительных и более веских аргументов. Там скажут, что не против совместных действий, но только с учетом интересов людей (в том числе и граждан РФ), проживающих в Приднестровье. И все на том, подводит итог агентство.

Разрешение приднестровской проблемы на нынешнем этапе связано с серьезным противоречием: с одной стороны, Россия активно ищет решение этого "замороженного" конфликта, с другой - Евросоюз не готов усиливать свою роль в его разрешении. Такое мнение высказала болгарский эксперт Вессела Чернева в интервью румынскому изданию Euractiv, пишет "Время". Во всяком случае, считает она, в этом переговорном процессе вряд ли что-то изменится до 2009 года.

Противоречия между внешними игроками в процессе приднестровского урегулирования ни для кого не являются секретом, продолжает "Время". Совсем недавно президент Владимир Воронин заявил, что и Кишинев, и другие посредники и наблюдатели ждут активизации и предложений по приднестровскому урегулированию со стороны России. Однако проблема, как представляется, заключается в другом: Запад слишком хорошо знает, чего он не хочет на Днестре, но, в отличие от России, никак не может сформулировать хоть какой-то реальный свой вариант урегулирования. Обещания "пресекать на корню федерализацию Молдавии" и жесткие требования к переговорному формату - это ведь не проект урегулирования. А когда эти требования звучат в ультимативной форме, то они могут лишь, напротив, усложнить ход переговорного процесса. Ультиматумы всегда приводили только к усилению противостояния. Что же предлагает Запад для решения приднестровского конфликта, и каков механизм реализации? Всем задействованным сторонам было бы интересно услышать четкий, честный и публичный ответ на этот вопрос, подводит итог издание.

Внутренняя политика: "Воронин бросил Ткачука на предвыборную "амбразуру"

15 октября президент подписал очередной указ, который стал для многих неожиданностью, пишет "Экономическое обозрение". "Серый кардинал" (так его зовет оппозиция), "правая рука" Владимира Воронина и главный идеолог Партии коммунистов Марк Ткачук был освобожден с должности советника президента по политическим вопросам. В этом кресле он просидел шесть лет - сначала как советник по внутренней политике, потом, после реорганизации президентского аппарата, как советник по политическим вопросам. Официальная версия отставки - "в связи с переходом на другую работу". Неофициальных версий - более чем достаточно. Например, что Марк Ткачук будет назначен послом в РФ. Но если бы это действительно было так, то его сначала бы назначили дипломатом, а потом уже уволили из советников. Наиболее правдоподобная версия отставки Ткачука - он переброшен на подготовку к предстоящим парламентским выборам и, скорее всего, возглавит предвыборный штаб ПКРМ. Уж слишком большие ставки поставлены, чтобы доверять предвыборную стратегию и тактику чужим людям. Видимо, коммунисты сделали надлежащие выводы из неудач местных выборов-2007 и, прежде всего, в Кишиневе, где в предвыборном штабе ПКРМ работали румынские политтехнологи. После провала первого тура выборов мэра Владимир Воронин распорядился полностью изменить состав кишиневского предвыборного штаба и бросил на поле боя тяжелую артиллерию - Марка Ткачука, но было слишком поздно.

После отставки Марка Ткачука кресло президентского советника по политическим вопросам не пустовало ни минуты - одним и тем же указом Владимир Воронин уволил одного советника и назначил другого, продолжает "Экономическое обозрение". Теперь советы по политическим вопросам официально ему будет давать бывший посол РМ на Украине Сергей Стати. А за пару часов до выхода президентского указа правительство утрясло все документальные формальности - одобрило отзыв г-на Стати с должности чрезвычайного и полномочного посла на Украине и назначило на освободившееся место бывшего руководителя Аппарата правительства Николая Гуменного.

Итак, советником президента по политическим вопросам назначен карьерный дипломат Стати, пишет "Экономическое обозрение". Ему 47 лет, с 1992 г. работал в МИДе, в 2004 г. заместитель министра иностранных дел. В 2005 г. был избран в парламент по спискам ПКРМ, председатель комиссии по внешней политике и европейской интеграции. В 2006-2008гг. посол на Украине (в Грузии - по совместительству).

Воронин бросил Ткачука на предвыборную "амбразуру", пишут "Молдавские ведомости". Марк Ткачук, бывший главный политический советник президента Молдавии Владимира Воронина, отправленный в отставку в среду, получил от Воронина новое важное задание - обеспечить победу Партии коммунистов на очередных парламентских выборах, которые должны пройти в начале следующего года. Отставка Ткачука не означает его ухода из команды Воронина и Партии коммунистов. Наоборот, теперь, как секретарь ЦК Партии коммунистов, он сможет сосредоточить больше усилий на подготовке партии к предстоящим в 2009 году парламентским выборам.

Ткачука, который занимает пост секретаря ЦК ПКРМ по идеологии, называют "серым кардиналом", "правой рукой" Воронина и главным идеологом партии, "человеком N2" в ПКРМ, продолжают "Молдавские ведомости". Ткачук также был основным переговорщиком со стороны Молдавии на переговорах по приднестровскому урегулированию. Отойдет ли он от участия в этих переговорах, пока неясно.

Ткачук заявил, что он не уходит из политики, пишут "Молдавские ведомости". "Я буду членом моей партии и буду действовать и дальше", - сказал он, категорически опровергнув существование каких-либо разногласий с Ворониным. "Вы, что, сошли с ума? У нас прекрасные отношения!".

Лидер Народно-республиканской партии (НРП) Николай Андроник считает, что Марк Ткачук покинул пост советника президента, чтобы больше заниматься делами Партии коммунистов, и в конечном счете установить собственный полный контроль над этой организацией, пишет Infotag. Андроник сказал, что оппоненты Ткачука в ПКРМ зря ликуют, думая, что тот попал в немилость и был отстранен от власти. "Скорее, Ткачук дал ход комбинации в характерном для него стиле - он будет заниматься исключительно партией и де-факто приберет к рукам всю власть, а его оппоненты по партийной линии в какой-то момент окажутся за пределами партии или будут максимально задвинуты на ее обочину", - сказал лидер НРП. Андроник обратил внимание на то, что Ткачук начал концентрировать в своих руках внутрипартийную власть еще в ходе мартовского съезда ПКРМ, когда практически все старые коммунисты были заменены в руководящих органах партии людьми Ткачука.

По мнению Андроника, уйдя из администрации президента, Ткачук преследовал и другую цель - отмежеваться от нынешней власти, создать впечатление, что он не имеет ничего общего с ее ошибками и злоупотреблениями, продолжает Infotag. "Ткачук учитывает и возможный провал коммунистов на выборах и не хочет нести ответственность за совершенные коммунистами беззакония, которые им, безусловно, сразу же припомнят в случае смены власти. Он думает, что к тому времени люди подзабудут, кем был Марк Ткачук, и какую роль он играл в коммунистической власти. Лично я еще два года назад обратил внимание президента Владимира Воронина на то, что на последней стометровке его ждет эта судьба - то есть все те, кто совершал беззакония и злоупотребления во времена коммунистического правления, отойдут в сторону, а нынешнему главе государства придется отвечать за все. Как видно, мой прогноз начинает сбываться", - сказал Андроник. Он считает, что маневр, который совершил Ткачук, выдвигает его на первые позиции в будущей коммунистической фракции парламента и, в целом, на ключевую позицию в управлении делами ПКРМ.