Итоги женевских переговоров - прежний статус неприемлем

"Первый тур переговоров в Женеве по обсуждению конфликта на Кавказе и обеспечению мер безопасности в регионе, хоть и был по своим итогам окрещен как провальный, тем не менее, победитель в нем есть - Абхазия и Южная Осетия", - пишет "Чегемская правда", комментируя предусмотренные планом Медведева-Саркози международные дискуссии в Женеве. "На первое пленарное заседание, по настоянию Тбилиси, абхазов и осетин не пустили. Мало того, изначально, посредники отказали делегациям Абхазии и Южной Осетии в статусе равноправных участников переговоров. Взамен им предложили лишь присутствовать в заседаниях двух рабочих групп, при этом заранее оговаривалось, что каждый участник на этих мероприятиях будет представлять лишь себя, а не официальные делегации Абхазии и Южной Осетии. Если бы в конечном итоге такой сценарий взял бы вверх, и встреча состоялась бы в таком формате - это конечно стало бы сокрушительным поражением для Сухума, а для главы абхазской делегации - министра иностранных дел Сергея Шамба дело обернулось бы фактическим концом его политической карьеры", - считает издание.

Кроме того, пишет газета, грузинский язык, в отличие от абхазского и осетинского, был включен в список официальных языков мероприятия; вдобавок к этому в грузинскую делегацию вошли руководители "автономных правительств" Абхазии и Южной Осетии Акишбая и Санакоев. "Естественно такой расклад не мог устроить ни абхазов, ни осетин. Сергей Шамба в не совсем дипломатической тональности объяснил коллегам, что только статус равноправного участника переговоров устроит Сухум, а иначе абхазская делегация "умоет руки". "Чегемская правда" при этом ссылается на сообщения газеты "Коммерсантъ", которая утверждает, что господина Шамба пытались урезонить глава российской делегации - замминистра иностранных дел Григорий Карасин и Андрей Келин (глава кавказского департамента МИД), но Шамба, вначале вступил с ними в публичную перепалку, а затем демонстративно покинул зал. Его примеру последовал глава осетинской делегации Борис Чочиев. Появившийся на ступеньках Дворца наций Сергей Шамба, продолжает газета, выглядел победителем. "Без нас нет смысла проводить дискуссию. Без Абхазии в этом регионе ничего не решается. И без Южной Осетии тоже", - заявил глава внешнеполитического ведомства.

"После первой неудачной попытки посредники обещают до середины ноября все уладить, и для этого спецпредставитель Евросоюза по Грузии Пьер Морель собирается поочередно посетить Москву, Тбилиси, Сухум и Цхинвал, чтобы выработать приемлемый формат переговоров. Впрочем, исходя из этой логики, господину Морелю, чтобы быть реальным, а не ангажированным Тбилиси посредником, следовало бы для начала подкорректировать название собственной должности, убрав оттуда слово "Грузия". Если не изменятся тактические подходы новоиспеченного посредника, по всей видимости, Женевский процесс обречен быть мертворожденным, и больше всего в этом проиграет именно Евросоюз, пытающийся на примере нынешнего кавказского кризиса стать самостоятельным центром мировой политики", - резюмировала "Чегемская правда".

На вопросы "Чегемской правды" ответил Советник президента по международным вопросам, один из членов абхазской делегации Вячеслав Чирикба.

Каковы ваши впечатления по итогам встречи в Женеве?

Как бы то ни было, абхазская и осетинская делегации были на переговорах. Евросоюз согласился на наше участие, но не разработал вопрос нашего статуса на этих переговорах. Это послужило проблемой в дальнейшей работе, поскольку, на первом пленарном заседании присутствовали грузинская сторона, представители ЕС и ООН, а также заместитель Госсекретаря США Дениэл Фрид и его помощник Мэтью Брайза, а абхазов и осетин там не было. Поскольку мы не были приглашены на первое пленарное заседание, то российская делегация в знак солидарности не присутствовала на первом пленарном заседании. На второе пленарное заседание нас пригласили, но встречу бойкотировала грузинская сторона. Президент Грузии Михаил Саакашвили в это время был в Брюсселе, и он дал команду своей делегации не участвовать в переговорах, если в одном зале с ними будут "сепаратисты". Тем не менее, встреча была проведена. Поскольку мы знали, что у нас статус не определен - это недоработка секретариата и организаторов, - главы МИД Абхазии Сергей Шамба и Южной Осетии Борис Чочиев выразили протест. Нас неподобающим образом пригласили, - хотя и согласились на наше участие, тем не менее, на пленарное заседание абхазов и осетин не приглашали. Такой подход для нас был неприемлем....Посредники почему-то не захотели учесть те изменения, которые произошли в Абхазии и Южной Осетии в августе этого года - признание Россией нашей независимости. Они демонстративно делали вид, что как-будто ничего не произошло. Явно, что абхазская делегация не могла с этим согласиться. После этого были неформальные встречи с российской делегацией, с организаторами, с американской делегацией. Было принято решение поработать над новым форматом, который будет устраивать все стороны.

Серьезные организации проводят такое серьезное мероприятие, почему эти вопросы не были отрегулированы заранее?

Мы не хотели подводить российскую делегацию, наших друзей, поскольку они были заинтересованы в том, чтобы Абхазия присутствовала на переговорах, это наша общая цель, чтобы Абхазия и Южная Осетия присутствовали на переговорах, на важных международных встреча в качестве полноправных участников процесса. Поэтому мы пошли на то, чтобы выяснить на месте, насколько этот план реализуем. В Женеве выяснилось, что на данных переговорах этот план не был реализуем, поэтому встреча завершилась досрочно. Что не означает, что мы отказываемся от переговоров в рамках ООН, ЕС в дальнейшем. Я считаю, что причина в том, что Евросоюз и США, другие организации сейчас находятся в растерянности, ситуация внештатная, они не знают, как себя вести в этой ситуации, как к нам относиться. Уже прежний статус для нас неприемлем, он в прошлом. А новых реалий они не могут принять, хотя мы уже независимые государства, признанные Россией и Никарагуа. И в этом отношении, в плане нашего статуса, не может быть никаких уступок. Сейчас мы даем посредникам время понять, как организовать встречу так, чтобы все стороны были на равном уровне. И, кроме того, чтобы к ним относились одинаково. Это необходимое условие для начала переговоров, без его соблюдения никакого разговора не будет.

Насколько, на ваш взгляд, существуют шансы проработать вопросы, которые стабилизировали ситуацию в регионе?

Мы заинтересованы в контактах с ЕС, ООН, для нас это очень важно. Мы хотим презентовать себя в новом качестве на международной арене, и Россия всячески нам помогает и поддерживает в этом. Поэтому Москва настаивает, чтобы мы участвовали в переговорах. Но в каком формате будет это происходить, пожалуй, самый важный вопрос. Здесь нужно быть принципиальными, ни на какие уступки не идти. Кроме того, для нас важен вопрос безопасности, поскольку российские войска вышли из буферной зоны вокруг границ Абхазии и Южной Осетии, и сейчас как будут обстоять дела в этой зоне, поэтому мы должны участвовать в переговорах. Другой вопрос предполагаемой повестки - вопрос беженцев - он сложный, трудно разрешимый, и пока нет доверия между сторонами, говорить о его разрешении не приходится. Это вопрос долгих переговоров. Посмотрим, сможет ЕС предложить нам формат, в котором мы, грузины, Россия смогут принять взаимное участие, если этого не будет, это не наша вина, это их проблема, чтобы найти взаимоприемлемый формат переговоров. ("Чегемская правда")

Конституционные поправки сужают круг претендентов на выборные должности

Подготовлен окончательный вариант предложений по внесению изменений в Конституцию. Среди поправок - назначение президентом премьер-министра с согласия Народного Собрании; право роспуска президентом Народного Собрания после трехкратного отклонения депутатами кандидатуры премьер-министра, предложенной главой государства; выражения Народным Собранием вотума недоверия правительству. Предлагается создать Конституционный суд, Счетную палату и ввести институт Народного правозащитника. Члены Счетной палаты и Народный правозащитник будут утверждаться Народным Собранием. Право толкования законов будет передано Конституционному суду. Генпрокурор лишается права законодательной инициативы. Этим правом обладают депутаты парламента и президент, а также Конституционный, Верховный и Арбитражный суды, которые осуществляют право законодательной инициативы только по вопросам своего ведения. Комиссия также предлагает ввести пятилетний ценз оседлости для кандидатов в депутаты парламента и вице-президента. Новая редакция предлагает порядок внесения поправок и пересмотра Конституции. Так, в соответствии с проектом статьи 83, законопроект о внесении изменений или пересмотре Конституции могут вносить в Народное Собрание президент, не менее одной трети от общего числа депутатов, а также не менее 10 тыс. граждан Абхазии, обладающих избирательный правом. Об этом пишет "Нужная газета" со ссылкой на "Апсныпресс". "Инициаторы конституционной реформы должны объяснить, какова цель этой реформы, какова логика предлагаемых изменений? Если просто перенимается российский опыт, то возникает масса вопросов", - считает сопредседатель партии ФНЕА (Форум народного единства Абхазии) Астамур Тания.

Газета не сомневается в необходимости Конституционного суда и цитирует судью городского суда Валерия Зантария: "Конституционный суд необходим. Сегодня в стране некому определить соответствие конституционным нормам. Чтобы Конституционный суд реально работал, он должен быть абсолютно независимым. Возможно, судьи могли бы выбираться на выборах и пожизненно". Однако, по словам Зантария, прежде чем вводить Конституционный суд, "нужно начать с поднятия авторитета суда первой инстанции".

Как пишет "Нужная газета", комиссия по конституционной реформе предлагает передать Конституционному суду право толкования законов (по закону оно сейчас у парламента). "Минусы толкования законов парламента в том, что он будет толковать в русле принятого им закона. То есть, как законодатель. А если передадут полномочия толкования закона Конституционному суду, то есть опасность, что суд будет толковать законы как законоприменитель", - считает Валерий Зантария.

Как отмечает газета, нет двух мнений по поводу института народного правозащитника - омбудсмена. "Нужно, чтобы он был действительно независимым, поэтому при ком-то, даже при парламенте, этот институт не должен быть", - уверен судья. Уполномоченный по правам человека Георгий Отырба не склонен к опасениям в связи с независимым статусом Народного правозащитника. Отырба считает, что обеспечить эту независимость вполне реально, для этого нужно "все оговорить в законе". "Моя должность - подготовительный этап к институту народного правозащитника. Он будет большим шагом вперед", - отметил Отырба и предложил на будущее создать целую сеть региональных представителей - правозащитников.

Вопросы, как подчеркивает газета, возникают в связи с возможным распространением пятилетнего ценза оседлости помимо президента, еще и на вице-президента и депутатов парламента. "Пятилетний ценз оседлости на все выборные должности - это неправильно. Надо исходить из реальности, какой потенциал есть у нас за границей. Мы же не можем постоянно вариться в собственном соку", - считает Астамур Тания. Сомнения у него, как отмечает газета, вызывает также и передача президенту права роспуска парламента. " В наших условиях президенту нельзя давать право роспуска парламента. Это усиливает дисбаланс власти в сторону исполнительной, если речь идет действительно о российском опыте", - уточнил Тания. "Если даже самый лучший опыт перенять, не обязательно он будет работать. Важно определить сценарий государственного строительства. Нам нужен сильный президент, сильный парламент и сильный суд, независимые друг от друга. Вот с этим нужно определиться", - считает Тания. ("Нужная газета")

Между тем, как полагает "Чегемская правда", некоторые положения конституционных поправок таят в себе подвох. Государственная комиссия, пишет газета, предлагает парламенту вариант, по которому вице-президентом может быть избран "гражданин Республики Абхазия, владеющий государственным языком, не моложе 35 лет и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий на территории Республики Абхазия не менее пяти последних перед днем выборов лет". Если более детально посмотреть на эту проблему, то, как полагает "Чегемская правда", за сугубо технической корректировкой разворачивается большая политическая игра - "перегруппировка сил перед новыми президентскими выборами". "Если отталкиваться от Закона о государственном языке, то, начиная с 2015 года всем руководителям страны надлежит владеть абхазским языком. И если исходить из этого правила, "вице-президентская" поправка в том месте, где говорится о необходимости кандидату владеть государственным языком, будет смотреться, как пункт, специально подогнанный исключительно к выборам 2010 года, ведь со следующих выборов 2015 года данная ремарка теряет всякий смысл. Обыватель может оспорить выводы, ведь действующий вице-президент Рауль Хаджимба прекрасно владеет абхазским языком. Но кто даст гарантию, что Рауль Джумкович, последние четыре года чувствующий себя во власти в роли человека "своего среди чужих, и чужого среди своих", пойдет на следующие выборы в связке с нынешним президентом Сергеем Багапш", - задается вопросом газета. Как отмечает "Чегемская правда", Хаджимба вряд ли пожелает еще на пять лет оставаться в "золотой клетке". "Да и сам Багапш, скорее всего, особо не горит желанием пролонгировать союз с духовным лидером оппозиции. И вот тогда возникает вопрос: "с кем в связке пойдет на новые президентские выборы Сергей Багапш?". Как полагает газета, им должен стать нынешний секретарь Совета Безопасности Станислав Лакоба. "Лакоба, давно зарекомендовавший себя в качестве крайне самостоятельного политика, слишком неудобен. Он не покладист, всегда имеет свое мнение, и что немаловажно, может отстоять это мнение, каких бы проблем ему это не стоило бы. Вписаться в нынешний фарватер власти, несмотря на свою большую популярность в народе, Станислав Лакоба не сумел, да и не собирался он этого делать. Каких-то амбиций идти на новые выборы в связке с Сергеем Багапш, скорее всего Лакоба и не имел. Тем не менее, и у Багапша, судя по всему, этого желания не было. Но вместо того, чтобы объясниться, потребовалось внести на рассмотрение парламента вот такую поправку, законодательно оставляющую за бортом такого опытного политика, как Лакоба. Ведь всем известно, что Станислав Лакоба не владеет абхазским языком", - отмечает "Чегемская правда".

Реализация такого сценария, как отмечает газета, станет еще одной ощутимой потерей той пропрезидентской команды, " которая и привела Сергея Багапш к креслу президента. Уже нет во власти ни Сократа Джинджолия, ни Артура Миквабия, и теперь, по всей видимости, не будет Станислава Лакоба, а, учитывая, что последние полгода народная молва регулярно отправляет в отставку нынешнего премьер-министра Александра Анкваб, контуры будущей команды Сергея Багапш, с которой он пойдет на следующие президентские выборы окажутся весьма размытыми и не сильно закруженными харизматичными фигурами", - заключила "Чегемская правда".

Отразится ли мировой финансовый кризис на экономике Абхазии?

Депутаты Народного Собрания Абхазии решили выяснить, как повлияет взбудораживший весь мир очередной финансовый кризис на развитие экономики Абхазии, на ее банковскую систему, на благосостояние населения. Как пишет "Республика Абхазия", 20 октября на еженедельном собрании было заслушано мнение специалистов по этому поводу: эксперта-экономиста Беслана Барателия, заместителя председателя Национального банка РА Эммы Тания, председателя Сберегательного банка Абхазии Тимура Бганба, вице-премьера, министра финансов Беслана Кубрава. "Абхазия не является участницей мировой финансовой системы, соответственно, не получала и не вкладывала средств в нее, она развивается изолированно и не испытывает влияния финансового кризиса", - отметил Беслан Барателия. По его словам, Абхазия будет испытывать(если будет испытывать), финансовый кризис через Россию, и то, что в ней происходит для нас небезразлично. "Кризис в Абхазии население будет ощущать через рост цен на продовольственные товары и услуги. В то же время это дает импульс производству местных сельскохозяйственных продуктов, повысится спрос на них. Наблюдающийся рост доллара также будет благоприятен для Абхазии. Например, произойдет рост цен на импортные мандарины, и наши окажутся востребованными в России. Подорожают туристические путевки за рубеж, и станут востребованными еще больше туры в Абхазию". Единственной проблемой, по словам Барателия, может стать то, что государству трудно будет обеспечивать население заработной платой, которая поспевала бы за ростом цен на товары и услуги, за инфляцией.

Эмма Тания также подчеркнула выгодность финансового положения Абхазии, у которой нет кредитов международных банков. " Такие кредиты есть у российских банков, и теперь им приходиться возвращать займы. Мы осторожно относимся к предложениям получать кредиты, так как это всегда предполагает какие-то обязательства, мы отказывались и от ценных бумаг", - отметила Э. Тания. В то же время Тания выразила обеспокоенность тем, что у государства нет механизмов и ресурсов, направленных на устранение возможных кризисных моментов, выработанных мер по отношению к заемщикам, которые не возвращают кредиты.

По ее словам, 1 млрд. 400 млн. рублей кредитов, выданных банками Абхазии, должны были бы повлиять на развитие экономики, но этого не произошло, поэтому надо с правительством регулировать, определять, в какую систему направлять средства и развивать ее. Тания отметила низкий уровень процентных ставок кредитов в Нацбанке, в общей сумме они составляют 24%, тогда как в российских банках они выше 30%.

Депутаты, как пишет газета, выраили неудовлетворенность тем, что кредиты очень "короткие", и признались, что у них есть должок - еще не принят ими Закон "О банкротстве".

Тимур Бганба считает, что прямой связи у Абхазии с мировым кризисом нет, но он отразился на российских инвесторах - и как следствие, уже заметно снижение инвестиций в Абхазию. Бганба отметил, что в Абхазии по банковской системе больше бьет не кризис, а неудовлетворительный курортный сезон, что нужно поднять банковскую дисциплину, особенно среди молодых заемщиков.

Беслан Кубрава также призвал не очень обольщаться большими инвестициями, которые могли бы быть, так как "у наших потенциальных инвесторов проблемы, и навряд ли они сразу к нам ринутся, пока. Никто не знает, сколь долго продлится кризис. И поэтому нужно не сидеть в ожидании, а самим работать. Нужно не допускать ошибок, которые произошли в крупных странах, - не упускать из государственного поля зрения деятельность банков, управление развитием экономики. Государство должно ответственно подходить к этим вопросам", - считает Кубрава. ("Республика Абхазия").