Агентство по страхованию вкладов сможет спасать проблемные банки

Москва, 23 октября 2008, 15:43 — REGNUM  Законопроект "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года" Государственная дума РФ поддержала в первом чтении и в целом в ходе заседания 23 октября. Как передает корреспондент ИА REGNUM, документ разрешает Агентству по страхованию вкладов (АСВ) заниматься санацией банков, причем такая работа будет вестись АСВ под контролем Центробанка.

Как следует из законопроекта, решение о направлении банка для санации в АСВ принимает Комитет банковского надзора (КБН). АСВ в течение 10 дней оценивает положение банка, после чего должно либо принять его на санацию, либо мотивированно отказаться (то есть фактически речь пойдет о лишении банка лицензии - ИА REGNUM). Если АСВ соглашается спасать банк, то направляет план санации КБН, который может оценивать его еще максимум 10 дней, сказал председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник ("Единая Россия").

Решение об осуществлении специальных процедур предупреждения банкротства может быть принято по результатам работы наблюдателей, направленных Банком России в конкретный банк, и оценки ими реального положения дел.

Законопроект предлагает следующие основные процедуры. Во-первых, проведение рекапитализации банка за счет средств новых инвесторов. Во-вторых, в случаях, когда инвестор временно отсутствует, например, в связи со сложной ситуацией на рынке, в качестве резервного варианта предусматривается рекапитализация банка за счет государственных средств и его последующая продажа. В-третьих, может применяться перевод в другой финансово устойчивый банк обязательств проблемного банка перед кредиторами с одновременной передачей активов на эквивалентную рыночную стоимость (после этого проблемный банк может быть ликвидирован). В-четвертых, законопроект предусматривает выкуп активов банка, в том числе неработающих, долгосрочных, не приносящих доход.

Также законопроект предлагает дать ЦБ право уменьшить уставный капитал банка, который передается АСВ, до величины его собственных средств, если этого не сделали акционеры. Если же на момент передачи агентству капитал банка будет иметь отрицательное значение, ЦБ сможет уменьшить уставный капитал банка до 1 рубля.

Кроме того, законопроектом предусмотрена возможность перевода в другой банк обязательств проблемного банка перед кредиторами с одновременной передачей активов на эквивалентную стоимость. Эта мера, отмечают авторы документа, позволяет сохранить активы банка в обороте, обеспечить кредиторам быстрый доступ к их средствам и системе расчетов. Обязательства перед кредиторами передаются в соответствии с их очередностью, допускается также передача застрахованной части обязательств. В последнем случае при превышении страховой ответственности над стоимостью отчуждаемых активов за счет фонда страхования вкладов возможна выплата компенсации банку приобретателю, а также кредиторам проблемного банка. Подобный механизм, подчеркивают законодатели, широко используется в мировой практике.

Резник отметил, что законопроектом предусмотрено необходимое финансирование деятельности по предупреждению банкротства банков. Предлагаемые меры по предупреждению банкротства банков будут осуществляется за счет средств инвесторов, за счет средств фонда обязательного страхования вкладов, а также за счет средств федерального бюджета.

Одобренным в третьем чтении бюджетом на 2008-2010 гг. дополнительно выделяется 200 млрд рублей на увеличение уставного капитала АСВ, напомнил Резник. АСВ также вправе обратиться в Банк России с заявлением о предоставлении кредита без обеспечения на срок до 5 лет. Агентство может использовать и средства фонда обязательного страхования вкладов, но только при условии, если расходование средств фонда уменьшит затраты при ликвидации банка и это не повлияет на устойчивость фонда.

Предполагается, что положения законопроекта вступят в силу со дня официального опубликования и будут применяться до 31 декабря 2011 года включительно. Вместе с тем в АСВ отмечают, что закон, скорее всего, будет применяться к крупнейшим 50-100 банкам, поскольку их возможное банкротство может вести к системным рискам. "Фракция КПРФ не будет поддерживать законопроект", - заявил депутат Госдумы Борис Кашин (КПРФ) в ходе обсуждения документа. Кашин назвал законопроект "попыткой заштукатурить ошибки, допущенные Центробанком". Он также заявил о необходимости "сделать Центробанк подконтрольным Госдуме". Кашин также выразил опасения, что выделенные крупные средства могут быть потрачены бесконтрольно.

Вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский (ЛДПР) заявил, что ЛДПР поддерживает законопроект. "Мир не осознал, что произошло", - сказал Жириновский, отметив, что рухнула самая большая финансовая пирамида. Жириновский заявил, что надо быть готовым к тому, чтобы принять поправки в бюджет на 2009 год, увеличивающие пособия по безработице до половины зарплаты граждан. "Пока чихание - туберкулез впереди", - заявил Жириновский, отметив, что финансовый кризис перекинется на экономику и основные сложности, по мнению вице-спикера, будут весной.

Депутат Госдумы Павел Медведев ("Единая Россия") выступил в поддержку законопроекта. "Я уверен, что деньги не будут растранжирены", - сказал он в ответ на опасения Кашина. "Законопроект написан правильно и никаких опасений вызывать не должен", - заявил Медведев. "Мы выступаем в защиту клиентов банков", - добавил он.

В свою очередь депутат Госдумы Анатолий Аксаков ("Справедливая Россия") отметил, что малый и средний бизнес испытывает трудности с кредитованием. "Законопроект, на наш взгляд, позволяет сделать необходимые шаги", - сказал Аксаков. "Мы наконец-то разворачиваем размещение наших национальных средств на внутренние нужды", - отметил депутат. "Законопроект косвенно позволяет реализовать идею 100% защиты вклады", - заявил Аксаков.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.