Сокращение объёма перевозок и введённый правительством мораторий на повышение грузовых тарифов до конца 2008 года принесёт Украинской государственной администрации железнодорожного транспорта ("Укрзализныця") 5 млрд руб. убытков. Об этом пишет сегодня газета РЖД "Гудок". "Объём перевозок грузов металлургической и химической промышленности Украины, переживающей спад производства, сократился почти в два раза. Кроме того, тарифные льготы для горняков и металлургов, дважды предоставленные нами по требованию правительства, больно ударили по железной дороге", - рассказал газете заместитель генерального директора "Укрзализныци" Виктор Черный. Ещё один негативный фактор - снижение объёмов транзитных перевозок горно-металлургической продукции из России, Казахстана и Молдавии.

В результате вот уже не первые сутки на дорогах Украины используют лишь 17 тыс. вагонов, 60 тыс. остаются невостребованными. "Казалось бы, можно использовать это время для обновления подвижного состава и инфраструктуры, чтобы подготовиться к тому времени, когда наши услуги будут востребованы, - говорит начальник главного коммерческого управления "Укрзализныци" Виктор Кушнирчук, - но мировой финансовый кризис не позволяет сегодня взять длинные и дешёвые кредиты для реализации этой задачи". Кроме того, все без исключения грузы железнодорожная администрация объявила стратегическими и запретила дорогам отказывать заказчикам в предоставлении услуг по их перевозке.

По мнению экспертов, зарабатывать на новые вагоны (а только грузовых в 2009 году придётся списать 5 тыс. единиц) железнодорожникам придётся самим. "Это заставляет нас думать, как сформировать услугу, которая была бы востребована на рынке. Например, предоставление ремонтных услуг партнёрам "Укрзализныци" или перевозка транзитных грузов из России и Белоруссии через украинские порты", - говорит Виктор Кушнирчук. Не надеясь на быстрое изменение ситуации, министр транспорта и связи Украины Иосиф Винский прогнозирует падение рентабельности "Укрзализныци" по итогам 2008 года до 1,6%. "Это самый низкий показатель за последние три года. В таких условиях снижение тарифов на перевозку продукции горно-металлургического комплекса приведёт к кризису неплатежей и остановит не только грузовые, но и пассажирские перевозки", - предупреждает он коллег в правительстве. В свою очередь руководство "Укрзализныци" в связи с растущими ценами на металлопродукцию для своих нужд объявило о жёсткой экономии средств и сворачивании ряда программ по модернизации инфраструктуры и закупке подвижного состава.