В Чувашии с прошлого года введена новая процедура аттестации педагогических и руководящих работников - ЕГЭ для учителей. Главная цель аттестации - стимулирование непрерывного повышения профессионального уровня и личностного потенциала учителя, - пояснили ИА REGNUM в Минобразования Чувашии. Обеспечение качества образования, которое зависит от качества работы педагога, уровня его профессиональной компетентности, квалификации, культуры, владения современными технологиями - один из основных вопросов. Процессы совершенствования и обновления системы образования требуют от педагогов и руководителей непрерывного профессионального роста, который достигается в результате самообразования и повышения квалификации, считают в министерстве.

"В Чувашии новая форма аттестации не отпугнула учителей, наоборот, желающих получить более высокую категорию стало больше, - заявила ИА REGNUM заместитель министра образования и молодежной политики Чувашии Светлана Петрова. - Таким образом мы делаем вывод, что учителя готовы к новым процедурам и намерены смело продемонстрировать свои знания, опыт, результаты через более сложную форму аттестации, чем та, которая была раньше". По ее словам, за последние пять лет число учителей с высшей категорией в республике увеличилось в два раза: в 2002 году они составляли 8%, в этом году - 15%.

Говоря о новой форме аттестации, замминистра подчеркнула, что в прошлом году экзамен в форме ЕГЭ сдавали учителя по 12 предметам, в нынешнем году число предметов увеличилось до 20. Таким образом, все учителя будут охвачены единым государственным экзаменом: и учителя чувашского, мордовского, татарского языков, технологии, изобразительного искусства, физкультуры, начальных классов.

"Итоги аттестации прошлого года показали, что львиная доля педагогов успешно справились с заданиями, чуть похуже результаты у учителей иностранных языков, обществознания, - сказала заместитель главы Минобразования Чувашии. - Высокий средний балл (81) был у учителей математики, физики, русского языка". А самой сложной ступенью для педагогов оказался второй этап по информационно-коммуникационным технологиям, так называемый экзамен по ИКТ-компетенции. "Компьютерные технологии - это уже настоящее современного общества, не умея применять их на своем предмете, невозможно воспитать и обучить конкурентоспособного ученика, - Светлана Петрова. - Сейчас все учителя понимают, что без информационных технологий современный педагогический процесс нельзя организовать...Но не стоит забывать, что компьютер - лишь один из инструментов получения качественного образования, все-таки главная составляющая - предметный, педагогический профессионализм самого учителя, его владение современными педагогическими технологиями".

Напомним, что новая процедура аттестации учителей и руководящих работников школ, позволяющая проверить более широкий набор компетенций учителя, введена в Чувашии в прошлом учебном году. Чувашия первая из регионов ввела новую форму аттестации. В республике аттестация на получение категории проходит в три этапа. На первом этапе проводится проверка предметной компетентности учителя в форме ЕГЭ - аналогично тестам, которые сдают ученики. На втором этапе у учителей проверяют знания компьютерных технологий. На заключительной стадии, третьем этапе, будет оцениваться результативность работы педагогического работника, учителя будут подтверждать соответствие той или иной заявленной категории результатами своего непосредственного педагогического труда. Предусматриваются разные варианты: учитель дает открытые уроки, представляет портфолио, так называемый портфель достижений - достижения своего труда, где отражаются результаты учеников, на разных олимпиадах, конкурсах, достижения самого учителя, но в большей степени эксперты будут оценивать работу учителя через достижения учеников.

В 2008 году аттестацию в Чувашии будут проходить около 4 тыс. педагогов и руководителей, в том числе 3,6 тыс. учителей.