Строительство нефтепровода Бургас-Александруполис откладывается на год

Весь мир, 20 октября 2008, 00:48 — REGNUM  Начало строительства нефтепровода Бургас-Александруполис откладывается на октябрь 2009 года, сообщил Reuters министр по региональному развитию и строительству Болгарии Асен Гагаузов. По его словам, сдвигается на 2011 год и срок начала эксплуатации нефтепровода. О причинах таких изменений Гагаузов рассказать отказался, но уточнил, что финансовых затруднений из-за кризиса стороны не испытывают. Контекст этого заявления сегодня исследует московская газета "Время новостей". В российских компаниях - участниках проекта, "Транснефти", "Газпром нефти" и "Роснефти", "Времени новостей" отказались комментировать заявление болгарского чиновника. По мнению экспертов, проблемы могли возникнуть из-за того, что акционеры Каспийского трубопроводного консорциума, который должен стать главным поставщиком нефти, никак не могут договориться об удвоении мощности трубы КТК.

Строительство трубопровода Бургас-Александруполис должно было начаться в конце 2008 - начале 2009 года. Его протяженность составит 285 км. Трубопровод, который пройдет по территории Болгарии и Греции, призван снизить объем транспортировки нефти танкерами через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. На первом этапе его мощность должна составить 35 млн тонн в год, в дальнейшем она может быть увеличена до 50 млн. В декабре 2007 года была создана международная проектная компания Trans-Balkan Рipeline B.V. Доля российской стороны в ней составляет 51%, акции поровну разделены между "Транснефтью", "Роснефтью" и "Газпром нефтью". Оставшиеся 49% также в равных количествах принадлежат Греции (23,5% владеет консорциум компаний Helenic Petroleum и Thraki, 1% - правительство страны) и Болгарии (проектная компания "Бургас-Александруполис-БГ" контролирует 24,5%). Свои обязанности в проекте его участники распределили следующим образом: как пояснили в "Транснефти", российская сторона гарантирует загрузку нефтепровода, а Болгария и Греция берут на себя обязательства предоставить благоприятный налоговый режим для Trans-Balkan Рipeline. В начале октября оператор проекта выбрал технического консультанта - немецкую инжиниринговую компанию ILF Consulting Engineers, которая должна до начала 2009-го обновить ТЭО проекта, выполненное еще в 2001 году. Кроме того, в конце прошлой недели был выбран финансовый консультант Trans-Balkan Рipeline - им стал банк Societe Generale.

Интерес к трубопроводу Бургас--Александруполис, как считается, проявляют ТНК-ВР, Chevron и "Казмунайгаз", которые готовы гарантировать заполнение трубопровода, получив доли балканских государств. По словам Гагаузова, Болгария собирается начать переговоры с претендентами на ее пакет, правда, только после запуска проекта. Финансовых сложностей проект, который оценивается примерно в 1 млрд евро, пока не испытывает, сказал Гагаузов: разразившийся кризис не должен помешать получению кредитов на сумму от 600 до 900 млн долл. "Российская сторона сказала, что готова предоставить средства, если не будет найден другой источник. Но мы предпочли бы привлечь средства банков", - заявил болгарский чиновник.

"Причины задержки проекта могут быть самыми разными, - полагает аналитик "Тройки Диалога" Валерий Нестеров. - На Грецию и Болгарию может возрастать давление со стороны США, которые противодействуют строительству трубопровода". Кроме того, по его словам, вероятно, задерживается согласование расширения КТК. На прошлой неделе (см. "Время новостей" от 15 октября) его акционеры так и не смогли рассмотреть вопрос о начале работ по наращиванию мощности трубопровода Тенгиз-Новороссийск. Ее планируется увеличить на 35 млн тонн в год, и этот объем заочно обещан проекту "Бургас--Александруполис". Однако из-за непримиримой позиции BP, которая выступает против финансирования расширения из собственных средств концерна, на чем настаивают другие акционеры, владельцы консорциума не могут подписать соответствующий меморандум. "Увеличение мощности КТК теперь откладывается примерно на год. Поэтому может сдвинуться и пуск трубопровода Бургас-Александруполис, в который должна поступать нефть из КТК. Кроме того, мы видим, что затормозились многие трубопроводные проекты, например БТС-2 и "Южный поток", - полагает Нестеров.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.