Англия и Франция пытались втянуть СССР в ситуацию с разделом Чехословакии. Об этом рассказал 17 октября на круглом столе в Государственной думе Российской Федерации, посвящённом семидесятилетию Мюнхенского сговора, ведущий консультант Службы внешней разведки, генерал-майор в отставке Лев Соцков, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Соцков рассказал, что сотрудники СВР провели исследование исторических документов с целью определить, в какой мере разведка участвовала в информационном обеспечении политического руководства страны и как это выражалось в реальных шагах советской политики. По его словам, документы говорят о том, что Сталин знал об итогах Лондонских переговоров, проходивших в апреле 1938 года, которые вели премьер-министры Англии и Франции Невилл Чемберлен и Эдуард Даладье при участии министров иностранных дел. "Буквально через две недели информация была на столе у Сталина. Там был полностью изложен будущий сценарий Мюнхена. Были обозначены две главные позиции. Первое: до предела выкручивать руки Чехословакии и уговорить её. И второе: информировать Гитлера по ходу всей этой работы", - подчеркнул представитель СВР.

По словам Соцкова, информация была получена советской разведкой через агентурные возможности в Риме. "Естественно, если об этом знал Муссолини, то об этом знал и Гитлер. Соответственно, он с самого начала был уверен в том, что этот сценарий будет реализован, и это подталкивало его к выдвижению всё новых и новых требований в отношении Судет", - отметил Соцков.

Он сообщил о том, что в наиболее кризисный момент перед Мюнхенской конференцией, когда на теоретическом уровне решался вопрос о советском военном вмешательстве, английский и французский послы в Чехословакии посетили президента страны, рекомендуя принять ему все условия Гитлера, даже те, которые могут появиться в ходе самой конференции. При этом, все обязательства по договорам Чехословакии с третьими странами аннулировались. "В этой ситуации вмешиваться военными методами не имело смысла, даже если бы мы были к этому готовы", - утверждает Соцков.

По предоставленной им информации, согласно одному из документов, в мае 1938 года, когда западные страны уже твёрдо решили, что Судеты будут отторгнуты от Чехословакии, причём на условиях, согласно которым всё имущество в этой местности доставалось Рейху, для того, чтобы предотвратить возможные эксцессы при вводе немецких войск, министр иностранных дел Великобритании Галифакс направил указание поверенному в делах в Москве добиться приёма у наркома внутренних дел Литвинова и поставить вопрос о том, чтобы по своим каналам Москва нажала на Коммунистическую партию Чехословакии в плане недопущения таких эксцессов. "По всей видимости, нас таким образом хотели втянуть в это и довести до чехов, что, мол, русские тоже не возражают против происходящего", - предположил Соцков.

Документы, по его словам, также показывают, что переговоры в Москве 1939 года, которые СССР вёл с Англией и Францией, давали ещё один шанс на создание системы коллективной безопасности. "Но англичане и французы изначально вели дело к их срыву. Достаточно сказать, что с нашей стороны в переговорах участвовали два наркома и начальник генштаба. Никто из соответствующих британских чинов в Москву не приехал. При этом было предложено конкретно сформировать два фронта, западный и восточный, путём военного соглашения. СССР выложил карты на стол, прямо заявив, какую группировку он планирует задействовать - 136 дивизий, танки, авиацию и военно-морской флот. На вопрос о том, какие силы развернут наши коллеги из Англии и Франции, французы сказали, что будет использована вся армия. А англичане выразили готовность выставить лишь 16 дивизий", - проинформировал Лев Соцков.

По его мнению, если бы военное соглашение появилось вовремя, СССР, Англия, Франция и Польша могли бы выставить против Германии более 300 дивизий. "Конфигурация Второй Мировой войны, если бы таковая началась, была бы совершенно иной. Но мы имеем то, что имеем, потому что англичане и французы не пошли на это", - сказал представитель СВР.

"Пакт Молотова-Риббентропа в данных условиях являлся единственной доступной мерой по обеспечению своей самообороны", - резюмирует Лев Соцков.