Сегодня, 15 октября, на рассмотрение в Волгоградскую областную думу администрация области внесла проект закона "Об областном бюджете на 2009 год и на период до 2011 года". Главный финансовый документ региона уже одобрен на публичных слушаниях. Теперь к работе над ним приступят областные законодатели. Об этом и других задачах деятельности регионального парламента на ближайшее время рассказал в интервью корреспонденту ИА REGNUM председатель Волгоградской областной думы, руководителем фракции "Единая Россия" Виталий Лихачев.

ИА REGNUM: Как бы вы охарактеризовали главный финансовый документ региона на предстоящий 2009 год?

Назову три главных отличия бюджета будущего года. Во-первых, по доходам он увеличится на 10 миллиардов рублей и превысит "отметку" в 70 миллиардов. Рост произойдет за счет налогов на прибыль юридических и доходы физических лиц. Во-вторых, при формировании межбюджетных отношений будет действовать следующий принцип: финансовая помощь муниципальным образованиям не должна быть меньше, чем в прошлом году, и ухудшаться положение муниципалитетов, в соответствии с принятой методикой, ни в коем случае не будет. Фонд финансовой поддержки муниципальных образований также существенно увеличивается - его размер приблизится к 3 миллиардам рублей. В-третьих, в бюджете на три года возрастут размеры публично-нормативных обязательств, касающиеся обеспечения так называемых защищенных статей - в их числе детские пособия, выплаты кормящим мамам, пенсионерам. Эти деньги люди получат в любом случае, это гарантированные выплаты. И они будут существенно увеличены.

ИА REGNUM: А чего ждать работникам бюджетной сферы?

Для работников бюджетной сферы есть хорошая новость: с 1 декабря этого года планируется 30-процентное повышение зарплаты. Кстати, наш регион один из первых и немногих принял такое решение и нашел финансовые возможности. Дальнейшее увеличение запланировано также и в 2009-м, и в два последующие года. Так, в августе 2009-го увеличение зарплаты бюджетников прогнозируется в размере 6,8%, с января 2010 года - на 6,5%. Это существенные прибавки! Как видите, бюджет остается социально ориентированным.

ИА REGNUM: Как предполагается выстраивать бюджетные отношения с муниципалитетами в 2009 году?

Бюджетные отношения с муниципальными районами и городскими округами субъект будет выстраивать в нескольких направлениях. Главные из них: увеличение объема дотаций и предоставление большей финансовой самостоятельности в решении вопросов местного ведения в рамках переданных полномочий и средств. Важно правильно расставить приоритеты. Например, я считаю, что мы не должны распределять средства по принципу "всем сестрам - по серьгам" (примерно по 20-40 тысяч рублей по всем сельским районам). Это не решит важных проблем, в частности, восстановления клубов. Думаю, нужно пересмотреть порядок распределения средств, поставив во главу угла целевое назначение. Этими вопросами мы планируем заниматься до конца года.

ИА REGNUM: Что вы можете сказать о преимущественном праве выкупа предпринимателями арендуемых муниципальных помещений? Кстати этот вопрос был одним из острых в повестке первого в осенней сессии заседания думы?

Тема действительно "живая". Инициатором принятия этого закона на федеральном уровне выступила именно Волгоградская областная дума. Прежний состав правительства трижды отклонял наш проект закона, называя его "не рыночным". В конечном итоге с помощью наших коллег - депутатов Государственной думы из фракции "Единая Россия" - мы добились его принятия. Таким образом, от заверений поддерживать малый и средний бизнес мы перешли к делу. Ведь все прекрасно понимают, что, выходя на аукцион, лишь крупные холдинги могут позволить себе выкупить помещение стоимостью в несколько десятков миллионов рублей и заплатить за него сразу всю сумму. Малый бизнес, работающий в основном в сфере обслуживания, не имеет таких высоких оборотов и прибылей. И купить с аукциона недвижимость для него просто нереально. Принятый областной закон предоставляет малому и среднему бизнесу преимущественное право выкупа недвижимости - до тысячи квадратных метров - вне аукциона с рассрочкой платежа на 6 лет.

ИА REGNUM: А в чем суть споров о предельной продаваемой площади?

Да, по поводу предельной продаваемой площади и периода рассрочки возникли споры. Муниципалитеты, чтобы быстро пополнить собственные бюджеты, были согласны продавать предпринимателям максимум 500 квадратных метров недвижимости с рассрочкой платежа на три года. Однако, по мнению многих депутатов областной думы, такой вариант "задушил бы" наших местных предпринимателей, потому что многие из них просто не способны выкупить помещения в сжатые сроки.

ИА REGNUM: Тогда очевидны опасения глав муниципальных образований за финансовые потери бюджета в связи с предоставлением рассрочки платежа при выкупе недвижимости?

Хочется "успокоить" глав муниципальных образований, так как оценивать недвижимость будет аккредитованная компания, причем по рыночной стоимости, которая мало чем отличается от аукционной. Как только предприниматель заключит договор о выкупе, он станет собственником и обязан будет платить налог на имущество. Поэтому единственное неудобство для муниципалитетов - возможность получить деньги в казну не сразу, а поэтапно. При этом мы сохраним малый и средний бизнес, и, что очень немаловажно, местный, а не пришлый. И позволим ему развиваться. Считаю, что, приняв закон в таком варианте, мы нашли "золотую середину", которая должна устроить и предпринимателей, и муниципалитеты.

ИА REGNUM: Кстати, о предпринимателях. В Волжском открыт бизнес-инкубатор. Сможет ли он "выращивать" бизнесменов высокого полета?

Пока у нас занимаются бизнесом только те, кто посмелее. А вот грамотности им не хватает. Проблема еще и в том, что у нас не учат быть хозяином. Есть юристы, экономисты, менеджеры... Но быть хозяином - это нечто другое. Новая структура поддержки предпринимательства и ставит задачу научить начинающих бизнесменов хозяйствовать, помочь развить свои идеи. План открытия в Волжском регионального бизнес-инкубатора зародился еще в 2006 году. Чтобы выиграть конкурс Минэкономразвития и получить федеральные средства для создания прогрессивной структуры поддержки малого бизнеса, все ветви власти ударно потрудились. Кстати, первый бизнес-инкубатор в регионе был создан три года назад по инициативе "Единой России". Он действует на базе Волгоградской торгово-промышленной палаты. Мы нанимали преподавателей, приглашали бизнесменов-однопартийцев, которые вели курсы. Ежегодно производится по два выпуска молодых предпринимателей. Прежде всего, их учили составлять бизнес-планы, а затем воплощать их в жизнь. Так что опыт по созданию таких полезных объектов есть. Теперь "выращивание" бизнесменов ставится на профессиональную основу, поэтому в волжском бизнес-инкубаторе возможности для развития идей должны быть еще шире. Начинающие предприниматели смогут не только получить образование и консультации, но и зарегистрировать фирму, бесплатно воспользоваться интернет-связью, на льготных условиях снять комнату под офис... Желающих воспользоваться такими услугами предостаточно. Кстати сказать, помимо Волжского, бизнес-инкубаторы планируется открыть в Урюпинске и Камышине. Здесь будут не только учить молодежь, но и оказывать помощь и различные полезные услуги "действующим" предпринимателям. Сегодня крайне важно создать бизнес-среду, которая позволит довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 60%. Ведь малые предприятия более "живучие" и мобильные, и они должны составлять основу экономики.

ИА REGNUM: Продолжая бюджетную тему, хотелось бы подробнее остановиться на транспортном налоге. Увеличатся ли ставки транспортного налога?

Закон об увеличении ставок транспортного налога мои коллеги - депутаты откладывали уже несколько раз. Мы убеждены в необходимости перейти на более прогрессивную и справедливую систему с упразднением транспортного налога и предлагаем включить этот налог в акцизы на топливо. Принцип прост: кто больше заправляется, тот больше ездит, а значит, больше платит. Если пенсионер на своей "копейке" за весь год только четыре раза выезжает на дачу, то он ничего платить не будет. Сегодня, даже если автомобиль круглый год стоит в гараже, пенсионер обязан заплатить транспортный налог. И наоборот, если речь идет об автомобилях представительского класса с большим литражом, о коммерческих грузовых перевозках, и, соответственно, с большим потреблением бензина, то владельцы таких авто будут платить больше. Это справедливая система распределения платежей. Областные депутаты, мои коллеги по фракции "Единая Россия", подготовили законодательную инициативу в Государственную думу. Нас заверили, что перейти на предложенную нами систему федерация сможет через три года, так как трехлетний федеральный бюджет уже сверстан с учетом транспортного налога.