Конфликты и скандалы в петербургской экономике глазами СМИ. 6 октября - 13 октября 2008 года.

Обвинители Сергея Матвиенко испугались собственных слов

Главный скандал минувшей петербургской недели связан с персоной сына губернатора Матвиенко Сергеем. Как уже сообщало ИА REGNUM, "компания "Stanley property corporation" ("SPC") публично заявила о фактах давления со стороны коммерческих структур сына губернатора Санкт-Петербурга Сергея Матвиенко и городских правоохранительных органов" (08.10).

Подчеркнем: эта очевидно значимая тема не нашла широкого отображения в печатных СМИ. Видимо, на прессу подействовали строгие замечания губернатора Валентины Матвиенко, которая еще на заседании правительства 14 сентября возмущалась: "Открываю сегодня с утра газету "РБК daily" и вижу там статью о том, что губернатор отдаст здание в центре города своему сыну. Это уже просто невозможно, уже не знают с какой стороны подойти, мне осталось только подать в суд. Вот я подам в суд и на газету, и на комитет по строительству, поскольку они ссылаются на вас. Будете в суде объясняться!".

Экстренной пресс-конференции, собранной вице-президентом "SPC" Еленой Пилехиной в минувшую среду, уделили внимание лишь интернет-издания. Пилехина заявила, что компания больше не намерена молчать о "скандале, который разгорается вокруг права на здание по Казанской улице, дом 7". В начале октября отдел по борьбе с бандитизмом провел обыски в офисе компании Stanley Property corporation. Как рассказывает Елена Пилехина, предъявили постановление о проведении обыска в связи с делом об убийстве бывшего вице-президента компании Юрия Молякова (трехлетней давности)... "В связи с ситуацией по зданию на Казанской улице, 7, - сделала на прошлой неделе официальное заявление г-жа Пилехина, - нам пытаются создать проблемы по бизнесу в целом". По ее словам, на сегодня у компании есть около десяти девелоперских проектов. В Stanley Property боятся, что теперь их реализация находится под угрозой" ("Недвижимость и строительство Петербурга", 13.10).

Эта боязнь связана с тем, что объект на Казанской, дом 7, уже выделен постановлением правительства под переоборудование в гостиницу ЗАО "Параметр" - "дочке" ЗАО "Империя", принадлежащей сыну губернатора Сергею Матвиенко. Само выделение здания этой коммерческой структуре, однако, оспорить трудно: "С точки зрения законности чиновники перестраховались на все случаи. Объяснение таково: изначально Stanley Property эксплуатировал здание на Казанской улице на основании договора доверительного управления. В этом документе содержался специальный пункт, разрешающий арендодателю - то есть Смольному - в будущем, при заключении новых договоров с компанией, менять их условия в одностороннем порядке. После истечения срока действия первого документа Комитет управления городским имуществом (КУГИ) заключил со Stanley новый договор до 2012 года. Но в начале 2008 года, воспользовавшись своим "односторонним правом", откорректировал его. В бумагах прописали: здание может быть передано иному инвестору целевым назначением под реконструкцию. В таком случае КУГИ досрочно разорвет договор со Stanley Property... Stanley была своевременно уведомлена обо всех изменениях" ("Газета.ru", 13.10).

Поэтому Stanley Property, скорее, рассчитывала просто получить денежную компенсацию: "Такой вывод можно сделать из, собственно, речи Пилехиной, заявлявшей - компания "готова обсуждать механизм компенсации затрат, включая невыполнение обязательства перед субарендаторами в обмен на досрочное прекращение договора" ("Газета.ru", 13.10).

Компания, однако, испугалась собственной смелости и вечером в пятницу распространила заявление: "Я, Станислав Бушнев, президент SPC, считаю необходимым заявить следующее. В связи с истечением срока действия договора доверительного управления на здание, расположенное по адресу ул. Казанская, дом 7, мы, понимая важность развития приоритетных городских программ, готовы передать здание в ведение города и находимся в процессе конструктивной дискуссии с администрацией города по данному вопросу. Мы заверяем, что администрация города не имеет никакого отношения к процессуальным действиям, произошедшим в офисе нашей компании в последнее время и выражаем надежду на скорейшее разрешение ситуации в рамках законодательства РФ" ("Газета.ru", 13.10).

СПРАВКА ИА REGNUM

Проекты Сергея Матвиенко:

Изыскательские работы для строительства торгово-сервисного центра на участке в 43,6 га в Кронштадте. Исполняет компания "Кронштадтские паруса", согласно данным СМИ, 90% акций принадлежат ЗАО "Империя". Реконструкция здания-памятника "Дом Юнкера А.Ф." с участком в 1 065 кв. метров на Большом проспекте Васильевского острова. Объем инвестиций - около 10 млн долларов. Исполнитель - ЗАО "Параметр". Культурный центр на Петроградской набережной, площадь 13 тысяч квадратных метров, цена вопроса - около 50 млн долларов. Исполнитель - третья "дочка" "Империи" "Норд-Вест менеджмент". Реконструкция "Параметром" под гостиницы зданий на Казанской улице, 7 (9 720 кв. метров) и на площади Труда, дом 2 (4 800 кв. метров). По данным петербургских СМИ.

Продается, увольняет и нарушает

Главным же собственно экономическим ньюсмейкером недели в петербургских медиа стала строительная группа компаний ЛЭК.

В первую очередь СМИ заинтересовала новость о том, что основатель торговых сетей "Пятерочка" и "Карусель" Андрей Рогачев выходит из бизнеса этой группы, занимающей 20% рынка городских новостроек. Предприниматель направил оферту о покупке своих 50% второму акционеру ЛЭК Павлу Андрееву. В случае его отказа пакет Андрея Рогачева будет продан стороннему инвестору. Аналитики оценивают текущую стоимость компании в 600-700 млн долларов.

Досье ИА REGNUM

Группа компаний ЛЭК основана в 1992 году. В нее входит более 20 фирм. Контролирует 25% рынка строящегося жилья в Санкт-Петербурге, где в настоящее время строит около 100 новых объектов общей площадью 2 млн кв. м. Компания обладает земельным банком для строительства еще 3,5 млн кв. м жилья. Акционеры - Павел Андреев (50%) и Андрей Рогачев (50%).

Группой построено 1,5 млн кв. м жилья, помимо петербургского рынка работает в Сочи, Новосибирске и на Украине. Девелоперский портфель включает в себя 2 млн кв. м жилья на стадии строительства, 2 млн кв. м - в стадии проектирования. В 2007 г. компания ввела 206 600 кв. м жилья, годовой оборот компании от продажи помещений составил 552,3 млн долларов.

По данным петербургских СМИ.

"Коммерсантъ" напомнил, что "к распродаже девелоперских активов Андрей Рогачев приступил месяц назад". "В августе предприниматель стал основным владельцем девелоперской компании "Макромир" (в планах строительство около 2,5 млн кв. м торговой недвижимости), выкупив 50% бизнеса у Павла Андреева. Сумма сделки оценивалась в 500-600 млн долларов. После чего уже в сентябре было объявлено о намерении продать большинство региональных проектов и три действующих торговых центра "Макромира" в Санкт-Петербурге.

Кроме "Макромира" и доли в ЛЭК Андрей Рогачев также владеет инвестиционной компанией Terra On, созданной предпринимателем для покупки девелоперских проектов в России. Уставный капитал Terra On должен был составить около 4 млрд долларов, из которых 1 млрд долларов - собственные средства Андрея Рогачева. Собирается ли он продавать эту компанию, господин Рогачев уточнять не стал.

Аналитик отдела анализа рынка акций инвестбанка "КИТ Финанс" Анатолий Высоцкий оценивает рыночную стоимость ЛЭК в 600-700 млн долларов. Сейчас компания, по оценкам АРИНа, занимает около 20% рынка новостроек Санкт-Петербурга. "До кризиса эта цифра могла превышать 1,5 млрд долларов", - добавляет эксперт" (09.10).

А "РБК daily" уточнил, что "помимо доли в компании г-н Рогачев намерен продать и торговый знак "ЛЭК", который ему принадлежит около 20 лет. Он затруднился назвать стоимость бренда, сославшись на большую разницу между мечтами и реальной ценой, которую готов заплатить покупатель. По оценке директора департамента долевого строительства корпорации "Адвекс. Недвижимость" Сергея Маркова, этот бренд стоит сегодня около 100 млн долл.

Таким же образом г-н Рогачев поступил при продаже Х5 Retail Group сети гипермаркетов "Карусель". Заплатив 925 млн долларов за саму сеть, Х5 была вынуждена выложить еще 15 млн долларов за ее бренд.

О планируемой сделке РБК рассказал сам Андрей Рогачев. "Я пассивный инвестор холдинга ЛЭК на 50%", - заявил он, добавив, что продает свою долю в компании полностью. По словам г-на Рогачева, цель сделки - "получить свободные средства". На какие цели будут направлены привлеченные деньги, бизнес пока затрудняется сказать: "Настали такие времена, что надо сначала подумать, посмотреть, а потом решить. Сейчас непонятно, что лучше - деньги или проекты" (09.10).

Впрочем, как выяснилось в понедельник, полной ясности со сделкой нет: "Несмотря на активное желание известного предпринимателя Андрея Рогачева продать свои 50% ЛЭК, сделка может состояться еще нескоро. Второй совладелец компании Павел Андреев заявил РБК, что декларация г-на Рогачева о том, что он определится с покупателем в течение трех недель и при необходимости предложит долю компании третьему лицу - это всего лишь способ давления на партнера. При этом г-н Андреев подтвердил свою готовность стать единственным владельцем лидера жилищного строительства Санкт-Петербурга, но только на взаимовыгодных условиях" (13.10).

По мнению экспертов, решение г-на Рогачева о продаже доли в холдинге ЛЭК вызвано опасением бизнесмена, что стоимость компании упадет из-за вероятного сокращения спроса на жилье. ""Рогачев уже взял на себя рычаги управления в принадлежащих ему компаниях "Макромир" и Terra On и, видимо, желает сфокусироваться на управлении этими бизнесами в условиях кризиса", - отметил Сергей Федоров, директор по развитию Praktis СВ. Найти покупателя, по мнению наблюдателей, будет сложно, поскольку крупные бизнесмены не спешат вкладывать средства в бизнес до прояснения ситуации на фондовых рынках. "Если Рогачев не найдет одного заинтересованного инвестора, акции могут быть проданы группе инвесторов небольшими частями", - считает Алексей Бегунов, генеральный директор АРИН. Один из экспертов, пожелавший остаться неизвестным, сомневается, что г-н Андреев сможет выкупить долю партнера: "От продажи доли в "Макромире" он выручил около 600 млн долларов, но для выкупа 50% ЛЭК этого явно мало ("РБК daily", 09.10).

"По словам одного из петербургских девелоперов, из-за кризиса сегодня готовы продать свой бизнес очень многие компании, однако реальных покупателей практически нет. Как отмечают аналитики UniCredit Aton, банки не просто резко подняли ставки по кредитам - с 10-14% до 20-25% - но и "предпочитают рефинансировать уже открытые линии, а не финансировать новое строительство". "Для продажи западному инвестору у ЛЭК очень непрозрачная структура", - добавляет председатель правления ОАО "ПО 'Ленстройматериалы'" Дмитрий Игнатьев. Гендиректор АРИНа Алексей Бегунов не исключает, что решение господина Рогачева продать долю в ЛЭК связано с всеобщей паникой по поводу снижения стоимости жилья и объемов платежеспособного спроса из-за сложности получения ипотечных кредитов"" (Ъ, 09.10).

И лишь во вторую очередь СМИ обратили внимание на новость о том, что группа компаний начала сокращение штатов. Причем некоторые, сообщая эту новость, все равно не смогли обойтись без бравурных реляций топ-менеджмента.

"Крупнейший в Санкт-Петербурге застройщик - "ЛЭК строительная компания №1" начала сокращения штата, сообщил один из ее бывших сотрудников. По его словам, компания увольняет больше 400 человек. Бывший маркетолог ЛЭК сообщает о своем увольнении в блоге. "И таких будет много", - пишет он. Начало сокращений подтвердил вице-президент компании Вячеслав Мавлюдов. В компании работает более 4 500 человек, сообщается на сайте ЛЭК" ("Ведомости", 10.10).

"Совладелец ЛЭК Павел Андреев подтвердил, что в компании будет сокращение 10% персонала. "Сокращаются службы, которые занимались закупкой и обслуживанием новых земельных пятен", - пояснил он. Параллельно, по его словам, в компании идет набор производственного и технического персонала на новые объекты. До конца 2008 года планируется ввести в эксплуатацию 280 тыс. кв. м жилья. На 2009 год намечено строительство пяти объектов квартальной застройки на площади 90 га (Приморский пр., 52, - 3 га, Светлановский пр. - 8,5 га, Парголово - 42 га, угол Кондратьевского пр. и пр. Блюхера - 7 га и на площадке бывшего завода "Красный выборжец" на Свердловской набережной - 30 га). "В итоге реструктуризации количество открытых вакансий превысит число сокращаемых на 5-6%", - заявил он" ("РБК daily", 13.10).

"Другие строители заявляют, что пока не собираются сокращать штат. Пресс-секретарь холдинга RBI Наталья Шорина говорит, что ее компания не меняла планы развития в связи с кризисом, потребность в менеджерах сохраняется. "Более того, из-за текущей ситуации на рынке должны скорректироваться цены на землю, что поможет нам активнее скупать новые участки", - отмечает она. "В кадровой политике мы ничего не меняем, наоборот, у нас открыты вакансии", - утверждает директор по связям с общественностью "Строймонтажа" Дмитрий Боголюбов. Массово сокращать штат придется, скорее всего, не девелоперским, а подрядным компаниям, у которых есть мощности, но не будет заказов, говорит один из участников рынка. Уволенные из ЛЭК сотрудники смогут найти работу у конкурентов, которые не замораживали проекты, считает региональный директор по Северо-Западу рекрутинговой компании Ascendant Алексей Зеленцов" ("Ведомости", 10.10).

Кстати

"Депутаты Законодательного собрания требуют определить и наказать виновных в строительстве жилого комплекса "Империал" на Московском пр. Уже появились первые пострадавшие.

Из ответа Валентины Матвиенко на депутатский запрос выяснилось, что высота зданий, строящихся у Новодевичьего монастыря на Московском пр., не должна превышать 60,1 м. Однако ООО "ЛЭК-V" уже возвело здесь жилой комплекс "Империал", высота которого достигает 73 м. Причем разрешения на строительство компания не получала.

По словам губернатора, служба строительного надзора и экспертизы принимает меры "по приостановке незаконного строительства". Члены комиссии по горхозяйству решили еще раз обратиться к губернатору, чтобы узнать, что будет с уже построенным домом.

В Стройнадзоре сообщили, что уволен инспектор, который не доложил о том, что строительство вышло за рамки разрешенного вида деятельности. На ООО "ЛЭК-V" наложен штраф 1 млн рублей. Строительные работы приостановлены, но за разрешением застройщик пока не обратился.

В СМИ со ссылкой на депутатов появилась информация о том, что дольщики, отказывающиеся от квартир в этом доме, не могут вернуть вложенные деньги. В группе компаний ЛЭК это назвали клеветой и пообещали подать иск о защите чести и достоинства. Вопрос с превышением по высоте в компании надеются решить "в рамках пересогласования": верхние этажи в доме раскуплены полностью" ("Деловой Петербург", 13.10).

Хозяин города?

В свою очередь журнал "Город" решил раскрыть своим читателям глаза на то, кто сегодня является самым влиятельным бизнесменом Санкт-Петербурга. "Все начиналось с земли. В 2007-2008 годах контролируемая Олегом Дерипаской корпорация "Главстрой" получила гигантские участки земли для масштабных строительных проектов. За десять лет этот девелопер обещает построить 6,5 миллионов квадратных метров жилья и коммерческой недвижимости. Среди них два жилых мега-проекта - "Юнтолово" в Конной Лахте и "Северная долина" в районе Парнаса на 2,2 и 2,7 миллиона квадратных метров жилья каждый: примерно столько сдается сейчас за год всеми строительными компаниями города. Кроме того, сюда включаются строительство бизнес центр на Шкапина-Розенштейна и знаменитый проект реконструкции Апраксина двора. Руководители компании публично заявляют, что и дальше будут покупать землю под застройку, увеличивая портфель заказов. А кроме того компания построит в Санкт-Петербурге крупный цементный завод. Нельзя забывать и о том, что корпорация "Трансстрой", принадлежащая Дерипаске, участвует в крупнейших стройках в Санкт-Петербурге - строит морской пассажирский порт, дамбу, а с мая этого года реконструирует взлетно-посадочную полосу №1 аэропорта Пулково...

Петербургский порт делает главную ставку на импорт грузов в контейнерах - главной "таре" в международной торговле. Терминалы Большого порта Санкт-Петербурга в ближайшие годы собираются увеличить их перевалку в несколько раз - с полутора миллионов тонн до примерно пяти миллионов тонн в год. А контролировать этот крайне важный поток импорта, попадающий в Россию через Санкт-Петербург, будет Олег Дерипаска, потому что именно "Базэл" вместе с пулом иностранных компаний будет держать питерский порт "за горло" - после того, как построят ЗСД, часть которого специально предназначена для вывоза контейнеров из порта на шоссе Санкт-Петербург-Москва.

Консорциум выиграл конкурс на строительство дороги, от которой, а значит от него будет зависеть бизнес трех ведущих контейнерных операторов порта... Еще примерно в 60 миллиардов рублей (в "докризисных" ценах - а теперь эту сумму можно смело умножать как минимум на два) оцениваются возможные инвестиции "Базэла" в две крупные электростанции в Санкт-Петербурге. Холдинг Дерипаски уже приобрел проект строительства ТЭЦ "Парнас" мощностью 450 мегаВатт и торгуется с группой "Синтез", которая строит точно такую же Юго-Западную ТЭЦ. Если "Базэл" построит эти станции, то он станет поставщиком примерно пятой части потребляемой в городе электроэнергии как промышленными потребителями, так и гражданами. Таким образом, влияние бизнесмена на экономику города увеличится в разы...

В коллекции "Базэл" не хватает только важнейшей части петербургской экономики - порта. Но наши источники говорят, что это дело временное и утверждают, что структуры "Базэла" ведут переговоры с рядом акционеров портовых компаний города о возможных покупках...

Если сложить эти и прочие проекты, получится, что суммарный объем инвестиций Дерипаски в Санкт-Петербурге в ближайшие 7-8 лет может составить 500-550 миллиардов рублей - это как минимум, если считать в текущих ценах и не делать поправки на рост стоимости материалов, услуг и зарплат. По крайней мере, сам Олег Дерипаска прошлой осенью говорил, что вложит в город 480 миллиардов рублей. Куда там "Газпрому" и "Газпром нефти" с их "скромненькими" проектами стадиона и Охта-центра!... Если Олег Дерипаска сумеет приобрести все желаемое, и сохранить все приобретенное, то именно он станет ключевой бизнес-фигурой, с которой придется строить отношения новому губернатору региона в том случае, если объединение Санкт-Петербурга и области действительно состоится. И даже если оно не состоится, в течение ближайших десяти лет главе северной столицы - кто бы им ни был - придется считаться с самым влиятельным бизнесменом Санкт-Петербурга" (13.10).

Шалва Чигиринский выкупил "Пассаж" у "Адаманта"

Столичный предприниматель Шалва Чигиринский приобретает блокирующий пакет акций компании "Пассаж" у президента холдинга "Адамант" Игоря Лейтиса и становится 100%-ным владельцем предприятия. Сделка совершается на фоне остановки строительных проектов "Адаманта".

ДОСЬЕ ИА REGNUM

"Адамант" - многопрофильный девелоперский холдинг. По оценкам Stenley Estate, контролирует до 60% торгово-развлекательных центров Санкт-Петербурга. На 31 января 2006 года общая площадь введенных в эксплуатацию объектов превысило 580 000 кв. м.

Активы Шалвы Чигиринского, по данным журнала Forbes, оцениваются в 16 млрд долларов. Ему принадлежит 50% одной из ведущих компаний на рынке недвижимости столицы ОАО "Московская девелоперская компания". Основные проекты - строительство делового квартала "Москва-Сити" и 20 торговых центров для германской Real Holding. Другой девелоперский актив - ЗАО "СТТ Групп" - оценивается в 10 млрд долларов. Объем основных проектов - более 2 млн кв. м. Среди них - башня "Россия" в "Москва-Сити" и комплекс "Югра" в Ханты-Мансийске.

По данным СМИ.

Так компания RussianLand Шалвы Чигиринского окончательно получает в собственность торгово-производственную фирму (ТПФ) "Пассаж", которой он завладевал постепенно. "Чигиринский весной 2006 г. приобрел у менеджмента больше 73%. Сумма сделки тогда оценивалась в 150-200 млн долларов. Вскоре компания "Дивието лимитед", близкая к Чигиринскому, выкупила на аукционе фонда имущества здание Пассажа за 50,5 млн долларов" ("Ведомости", 08.10).

"Таким образом, московскому девелоперу досталось здание универмага на Невском проспекте", - язвит "Коммерсантъ" (08.10). Недвижимость, собственно, и стала главным активом RussianLand.

СПРАВКА ИА REGNUM

Торгово-производственная фирма "Пассаж" владеет 8300 кв. метрами помещений знаменитого одноименного универмага на Невском проспекте, 48.

Акционеры: RussianLand - 74,33%, Игорь Лейтис - 24,77%.

Выручка за 2007 г. - 221 млн руб.

Чистая прибыль - 133 млн руб.

По данным газеты "Ведомости".

После выкупа пакета в 24,77% акций ТПФ у Лейтиса, компания планирует реконструировать "Пассаж", расширив торговые площади. "Сделка должна завершиться в ноябре, ее сумму Лейтис не называет. Директор департамента инвестконсалтинга петербургского офиса Colliers Int. Николай Казанский оценивает блокпакет ТПФ "Пассаж" примерно в 30-50 млн долларов. "Сейчас лучше быть с деньгами на руках, чем участвовать в долгосрочном проекте", - говорит он. Директор "Knight Frank Петербург" Олег Барков оценивает пакет в 45-55 млн долларов" (08.10).

Почему же петербургский девелопер решил отказаться от столь потенциально выгодного проекта? Лейтис поведал "Ведомостям", что решил расстаться с акциями еще в августе: "Это был мой личный бизнес, говорит Лейтис" (08.10). "Коммерсантъ" также утверждает, что соглашение "было подписано еще до текущего кризиса и связано с выгодным предложением со стороны покупателя" (08.10). Газета разъясняет: "Экспертов не удивляют действия "Адаманта", который изначально был привлечен к проекту в качестве помощника "СТТ Групп" (Russian Land), только начинающей развиваться на рынке Санкт-Петербурга. "Данная сделка позволит Russian Land единолично управлять проектом и извлекать впоследствии из него прибыль, а "Адамант" получит выгодную сумму за непрофильный для себя актив, сосредоточив усилия на текущих проектах", - комментирует Илья Еременко, гендиректор Praktis CB" (08.10).

Занимательно, однако, что информация о продаже пакета акций ТФП "Пассаж" стала известна одновременно с заявлением "Адаманта" о приостановке сразу нескольких своих крупных проектов.

КСТАТИ

Руководство "Адаманта", главного игрока на городском рынке торгово-развлекательных комплексов, объявило о замораживании большинства "долгосрочных" проектов. Еженедельник "Недвижимость и строительство Петербурга" пишет: "По словам президента холдинга Игоря Лейтиса, в этом году будут завершены объекты с готовностью выше 50-60%. Их четыре: торговые комплексы рядом со ст.м. "Звездная" и в поселке Новое Девяткино, бизнес-центр и конференц-зал при гостинице "Москва", а также отель на Литейном пр., 5. В первом полугодии 2009-го должны финишировать еще два проекта, в том числе ТК в Осиновой Роще...

Остальные инвестиционные разработки (всего их у "Адаманта" более 20) приостановлены на неопределенный срок. В их число попал, в частности, офисно-гостиничный комплекс "Адамант-Парк" на пересечении Дунайского пр. и Пулковского шоссе общей площадью более 120 000 кв.м. На бумаге пока остается и кластер офисных небоскребов рядом со ст.м. "Ладожская" (13.10). "Нынешние кредитные ставки - 17-18%, а также отсутствие на рынке "длинных" денег (сегодня ни один банк не готов предоставлять ссуды под проекты больше чем на год) делают девелоперский бизнес нерентабельным", - заявил Лейтис изданию (13.10).

Продажи падают, проценты растут

"Финансовый кризис заставил петербургских автодилеров заморозить большинство текущих проектов по развитию из-за отсутствия доступных кредитных средств. Начинают дорожать кредиты и на покупку автомобилей, что может отрицательно сказаться на продажах, и соответственно - на планах дилеров и импортеров. Впрочем, некоторые авторитейлеры спада продаж не ожидают, надеясь на поддержку производителей и потребительскую активность населения. При этом однозначно говорить о том, что ждет рынок даже в ближайшие месяцы, не берется никто" ("Коммерсант", 13.10).

"Финансовый кризис не замедлил сказаться на продажах иномарок. В сентябре упали продажи у пяти из десятки самых продаваемых производителей. Даже у Ford Focus, самой популярной иномарки, сентябрьские показатели на 22% хуже, чем год назад. Эксперты полагают, что от потрясения рынок восстановится только в 2010 году.

По сравнению с прошлым годом упали продажи у Chevrolet, Ford, Mitsubishi, Renault, Kia и Volvo, а также у производителей с небольшими объемами продаж. Показали падение по сравнению с прошлым годом и почти половина из 25 самых популярных моделей иномарок. Продажи Ford Focus упали на 22%, Renault Logan - на 15%, Hyundai Accent - на 28%.

При этом если обычно в сентябре продажи оживают, у Hyundai и Opel упали продажи в сентябре по сравнению с августом. "Обычно август провальный месяц: люди в отпусках, завершают дела на даче, готовят детей к школе. В августе отсутствуют корпоративные покупки. В этом году эта тенденция нарушена", - говорит член совета директоров "Автомира" Игорь Кроливец. По его словам, дело в том, что банки серьезно ужесточили требования по кредитам на покупку авто, а некоторые и вовсе перестали их выдавать. По мнению экспертов, сокращение кредитования должно привести к активизации покупки подержанных автомобилей. Кроме того, отмечает руководитель аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков, можно ожидать краткосрочного всплеска покупок автомобилей за наличные. "Но вряд ли люди будут активно пересаживаться на отечественные автомобили, скорее на подержанные корейские", - считает г-н Целиков.

Впрочем, некоторым брендам удалось показать хорошие результаты и в сентябре. У Toyota продажи (в сентябре) выросли на 66%, у Honda - на 144%, у Mazda - 73%, у Peugeot - на 92%, у Volkswagen - на 85%, у Skoda - на 67%. Правда, по словам г-на Кроливца, у Toyota и Mazda при этом сошли на нет традиционные очереди. Между тем один из дилеров отметил РБК, что реальная ситуация может быть еще хуже, чем в статистике Ассоциации европейского бизнеса: "Многие производители, например Nissan, сообщают продажи не конечным покупателям, а отгрузки дилерам, - поясняет он. - Производители стараются отгрузить машины дилерам и получить от них деньги. В результате склады заполняются, цифры неплохие, а реально продажи не идут".

По мнению Сергея Целикова, пик падения придется на новогодний период и производителям придется корректировать производственные планы и увеличивать новогодние каникулы на российских заводах. Игорь Кроливец считает, что по итогам года рост не превысит 30-35%, а в следующем году и вовсе сойдет на нет. Как считает топ-менеджер, оживления на рынке следует ожидать только к 2010 году" ("РБК daily", 09.10).

"С ним согласен генеральный директор ГК "Олимп" Евгений Войтенков: "Текущий год не принесет ничего хорошего для автодилерского бизнеса, а следующий в лучшем случае станет не хуже, чем год уходящий. Сейчас самое лучшее - это деньги, поэтому вкладывать их в новое строительство мы пока не будем, даже ввод дилерского центра Mercedes в Кудрово перенесли на 2011 год. "Рольф" все проекты остановил. Они прекратили переговоры с серьезной английской компанией, мы тоже прекратили с ней переговоры о продаже, потому что предложение стало уже на 40% дешевле".

"Сейчас очевидно, что к концу 2008 года - началу 2009 года доля продаваемых в кредит автомобилей составит 70-80%. Роль финансовых сервисов повысится - количество банков, имеющих свои кредитные программы, сократится до 5-10 организаций. Но так как доля рынка будет значимой, среди них начнется жесткая конкуренция - несмотря на то, что ставки составят 14-15% в валюте и 15-16% в рублях. И это будут лучшие ставки, и за ними будут бегать, как за девятипроцентными полгода назад", - считает Александр Гребенко, генеральный директор компании "Кредитный и финансовый консультант"" (Ъ, 13.10).

Паром и ныне там

8 октября финляндская судоходная компания Stella Company Group без предварительного предупреждения отменила свою пассажирскую линию Санкт-Петербург - Хельсинки. Рейс проработал всего два месяца. Причина закрытия - финансовый кризис.

Петербургский "Коммерсантъ" напоминает: "Финляндская судоходная компания Stella Company Group, специализирующая на грузовых перевозках, возобновила паромную пассажирскую линию между Санкт-Петербургом и Хельсинки 1 августа этого года - движение по маршруту первый раз было закрыто компанией в 2005 году. Специально для возобновления маршрута Stella Lines купила паромное судно Julia, способное перевозить до 1 830 пассажиров и 430 автомобилей. Судно до сих пор совершало маршруты один раз в два дня от Морского вокзала на Васильевском острове" (10.10).

Издание сообщает со ссылкой на эстонскую газету Postimees, что пассажиры узнали о закрытии линии прямо в порту Хельсинки. Их довезли до Санкт-Петербурга автобусами. Тем, кто отказался ехать по земле, компания вернет стоимость билетов, но не компенсирует потери при оплате виз и брони отелей.

"Коммерсантъ" цитирует Евгения Ломакина, представителя Stella Lines в Санкт-Петербурге: "Загруженность парома варьировалась от 50 до 500 человек на судне в зависимости от дня недели. При запуске линии мы рассчитывали на пассажиропоток, который в четыре раза превышал бы тот, который компания получила фактически. Ключевым оказывается не само количество пассажиров, а баланс между русскими и финскими туристами. 90% пассажиров этой линии были россияне, остальные финны. Мы ожидали, что финская сторона проявит больший интерес к этому направлению" (10.10).

Однако ожидать окупаемости парома за 2 месяца было бы странно. "РБК daily" видит другую причину закрытия паромной линии: "Причиной тому, пояснил глава и совладелец Stella Company Group Кари Ювас, стал мировой финансовый кризис, из-за которого входящая в структуру группы компания Stella Naves Oy Ltd потеряла возможность обслуживать свои текущие расходы. "Они рассчитывали рефинансировать свой кэш-флоу, однако найти банки, готовые помочь им в этом, не удалось", - подтвердил вчера Игорь Глухов, генеральный директор ЗАО "Инфлот Волдвайд СПб", выступавшего агентом линии в Санкт-Петербурге" (10.10).

"Таким образом, город на Неве уже в четвертый раз пропадает с карты европейских паромных линий. Это означает, что лоббистские успехи губернатора Валентины Матвиенко по "продавливанию" федерального законопроекта о безвизовом режиме для паромных пассажиров могут пропасть впустую", - делает вывод RBC Daily. Напомним, Государственная дума РФ 19 сентября приняла в первом чтении законопроект о безвизовом пребывании в течение 72 часов для круизных туристов в России. Санкт-Петербург ждал появления этого документа с конца 90-х годов.

Пока же Stella Company Group ищет инвестора. "Кари Ювас вчера заявил РБК daily, что готов передать до 49% акций Stella Naves Oy Ltd (пока что он единственный акционер компании) стратегическому партнеру, готовому инвестировать 3 млн евро в возобновление линии. "Мы сейчас обсуждаем вопрос о том, чтобы принять участие в спасении этой компании для того, чтобы сохранить работу парома, - рассказал вчера генеральный директор ЗАО "Морской вокзал" Владимир Малик. - Для этого потребуется всего порядка 3 млн евро, однако принять такое решение надо в течение недели или десяти дней" (10.10).

Есть и другое мнение о том, кто должен инвестировать деньги в возобновление паромной линии. "С моей точки зрения, на эту линию должны обратить внимание власти нашего города. Потому что если этот маршрут не будет восстановлен, репутация Санкт-Петербурга как морского города будет подорвана. Главное сейчас, это найти инвестора, а сумма в 3-5 миллионов евро для городского бюджета не так уж и велика", - заявил "Коммерсанту" Игорь Глухов (10.10).

СПРАВКА ИА REGNUM

Рейс парома Julia был запущен два месяца назад при содействии городских властей и с большой помпой. Судно стало "первооткрывателем" Морского вокзала на намывной территории Васильевского острова. Стоимость билета на паром составляла от 90 до 150 евро за каюту. Время в пути занимало 11 часов. По экспертным данным, на уровень окупаемости паром должен был выйти при наполняемости примерно в 400 человек.

По данным СМИ.