Военный вестник

Перестрелки

По сообщению бакинской "525-й газеты", "1 октября и 2 октября подразделения армянских Вооруженных сил Армении подвергли обстрелу места дислокаций азербайджанских войск близ сел Гейарх, Гызыл Оба и Чайлы Тертерского района, близ селения Джожуг Марджанлы Джабраильского района, а также близ села Куропаткино Ходжавендского района и села Юсифджанлы Агдамского района".

По сообщению Day.Az, "3 и 4 октября армянская сторона обстреляла позиции азербайджанской армии вблизи села Куропаткино Ходжавендского района, около сел Баш Гервенд и Юсифджанлы Агдамского района, близ деревнь Гёярх Тертерского района расположенные напротив. В сообщении подчеркивается, что обстрелу были также подвергнуты позиции азербайджанской армии, дислоцированные близ деревни Мязямли Газахского района. Огонь велся из автоматов и пулеметов. Потерь нет". "Подразделения армянских вооруженных сил в очередной раз нарушили режим прекращения огня в Газахском, Тертерском, Товузском и Ходжавендском направлениях. Армянские вооруженные силы 5 и 6 октября в различные часы с позиций, расположенных близ сел Чинари Бердского и Азатамут Иджеванского районов Армении, обстреляли азербайджанские позиции на безымянных высотках Товузского и близ села Джафарли Газахского районов, а также с позиций, расположенных близ сел Гёярх, Чайлы, Чилябюрт и Гызыл Оба Тертерского района, на безымянных высотах и близ села Куропаткино Ходжавендского района, подвергли автоматному и пулеметному обстрелу расположенные напротив азербайджанские позиции. Потерь нет". ("Новости-Азербайджан").

Ереванская газета "Новое время" со ссылкой на пресс-службу Министерства обороны Нагорного Карабаха, сообщает, что в ночь с 6 на 7 октября 2008 года на линии соприкосновения войск азербайджанская сторона из различного мелкокалиберного стрелкового оружия обстреляла карабахские позиции на ряде участков границы. В частности, передает газета, обстрел был зарегистрирован в направлении карабахских позиций, расположенных близ сел Юсифджанлу, Левонарх и Верин Чайлу. После ответных действий карабахской стороны азербайджанцы прекратили стрельбу. В результате нарушения режима прекращения огня потерь со стороны Армии обороны НКР нет.

Мониторинг

Население приграничных сел Армении не может обрабатывать большие участки земли из-за постоянного обстрела с азербайджанской стороны. Об этом, передает АрмИнфо, было заявлено 1 октября на совещании в администрации Тавушской области. Совещание предшествовало проведению очередного мониторинга ОБСЕ, и в нем приняли участие полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ посла Анджея Каспршика, а также представители пограничных воинских частей данного направления. Как сообщил вице-губернатор области Левон Саргсян, в текущем году резко участились случаи нарушения режима перемирия, особенно в направлении села Чинари Бердского района. Увеличилось также число нарушений режима перемирия с использованием крупнокалиберного стрелкового оружия. Из-за постоянных обстрелов местное население вынуждено отказаться от обработки части сельхозугодий. 18 июня текущего года выстрелами снайпера во время полевых работ были убиты два жителя села Чинари. Через некоторое время был ранен директор сельской школы. "Обстрел села особенно активизируется утром, когда дети идут в школу, и вечером, когда люди возвращаются домой", отметил Саргсян. Начальник отдела пограничного представительства Оперативного управления ГШ ВС РА полковник Андраник Мкртумян отметил, что в приграничной зоне на линии соприкосновения ВС Армении и Азербайджана располагаются 28 сел. "В текущем году резко увеличилось число обстрелов этих сел. Если в прошлом году было зарегистрировано 9 случаев, то в текущем 60", отметил Мкртумян. Он напомнил, что как армянская сторона, так и ОБСЕ, неоднократно предлагали провести мониторинг в направлении Чинари, однако азербайджанская сторона упорно отказывается, даже срывая запланированные мероприятия: "Село Чинари находится, можно сказать, в самом плачевном состоянии, оно обстреливается с трех сторон азербайджанскими постами, расположенными на господствующих высотах. В результате действий снайперов средь бела дня гибнут мирные люди". Мкртумян также сообщил, что из-за постоянного обстрела местное население вынуждено пользоваться объездными дорогами. Так, например, в настоящее время по указанной причине не используется дорога Чинари-Мосес. Представители пограничных воинских частей также проинформировали о ежедневных случаях нарушения режима перемирия со стороны азербайджанских постов. Обстрел ведется ежедневно, причем стреляют не только в направлении позиций, но и транспорта, в том числе гражданского. В свою очередь, полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ обещали передать послу Каспршику озвученную на совещании информацию и пожелание армянской стороны добиться проведения мониторинга в направлении села Чинари.

Утверждения азербайджанской стороны о "невозможности" дать гарантии безопасности для проведения мониторинга - это способ "культурно" провалить мероприятие. Такое мнение выразил начальник отдела пограничного представительства Оперативного управления ГШ ВС Армении полковник Андраник Мкртумян, отвечая на вопрос журналистов о том, не являются ли указанные объяснения азербайджанской стороны свидетельством недееспособности командования азербайджанской армии. По словам Мкртумяна, речь в подобных случаях идет о предоставлении соответствующего протокольного документа (о гарантиях безопасности в ходе мониторинга), а не о том, что командование азербайджанской армии не может контролировать действия солдат. Как отмечает АрмИнфо, азербайджанская сторона дважды по указанной причине отменяла уже запланированные и продолжает отказываться от организации мониторинга ОБСЕ в направлении села Чинари Тавушской области Армении.

Как сообщает "Новости-Азербайджан", в соответствии с мандатом личного представителя действующего председателя ОБСЕ на линии соприкосновения огня вооруженных сил Азербайджана и Армении, близ села Гараханбейли Физулинского района 8 октября состоялся мониторинг. Мониторинг прошел без инцидентов. С азербайджанской стороны мониторинг провели полевые помощники специального представителя действующего председателя ОБСЕ Питер Ки и Владимир Чоунтулов. На противоположной стороне эту работу выполнили полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Имре Палатинус, Антал Щердич и Иржи Аберле.

Как сообщает пресс-служба МИД Нагорного Карабаха, азербайджанская сторона не вывела миссию на свои передовые рубежи, в результате чего наблюдение пришлось вести с более отдаленной дистанции. Наблюдательскую миссию ОБСЕ, в составе Имре Палатинуса, Антала Щердича и Иржи Аберле сопровождали представители министерства иностранных дел и министерства обороны НКР. ("Де-Факто").

Вооружение

По сообщению газеты "Айкакан жаманак", израильская газета "Гаарец" распространила информацию, согласно которой Министерство обороны Израиля подписало с правительством Азербайджана ряд договоров о поставках оружия и военной техники. В частности, пишет газета, речь идет о новейших автоматах марки "TAR-21", гаубицах, ракетно-пусковых систем и средствах связи. Стоимость договора достигает нескольких миллионов долларов. Согласно "Айкакан жаманак", эту Министерство обороны Азербайджана не прокомментировало эту информаци, однако азербайджанский эксперт Узеир Джафаров в связи с этим отметил, что переговоры вокруг этой сделки ведутся. По его словам, ему известно, что Азербайджан готовится купить у Израиля также беспилотные самолеты. Джафаров выразил удивление тем, что Министерство обороны Азербайджана скрывает этот факт.

В ближайшие годы я исключаю возможность решения проблемы Нагорного Карабаха военным путем. Подобного мнения придерживается директор института "Кавказ", политолог Александр Искандарян. "Мое мнение опирается на смену тональности военной риторики, исходящей из Баку, которая постепенно идет на убыль, несмотря на то, что с начала 2008 года уровень военной риторики постоянно нарастал, особенно из уст Алиева-младшего", отметил он на пресс-конференции. По его словам, в частности, в Баку желали решить карабахскую проблему при помощи так называемого "Краинского" сценария, и азербайджанская армия усиленно готовилась к боевым действиям, по выражению все того же Алиева-младшего, для "освобождения оккупированных территорий от врага". Апогеем этой подготовки стал военный парад прошедший в июне этого года в Баку. "Однако, после пятидневной войны в Грузии все это вдруг неожиданно оборвалось, военная риторика как-то сразу иссякла, сценарий, использованный хорватами в Сербской Краине, стал неактуальным, а все тот же Алиев-младший вдруг заговорил о желании Азербайджана решить конфликт исключительно мирным путем", отметил политолог. "Конечно, мирная риторика в Азербайджане была и раньше, она сосуществовала с военной. Однако сейчас риторика Баку стала на 100% мирной, и причины этой миролюбивости азербайджанского руководства следует связывать лишь с изменениями в регионе", подытожил Искандарян. (АрмИнфо).

Минская группа ОБСЕ

Официальный Баку должен отказаться от формата Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Как передает "Новости-Азербайджан", об этом заявил кандидат в президенты Азербайджана Гуламгусейн Алибейли. "Оккупанты не вернут наши земли путем переговоров. Для возвращения земель Азербайджан должен быть уверенным в себе. Но, до сих пор Азербайджан всегда занимает уступчивую позицию. Минская группа только и делает, что предлагает нам предложения, озвученные армянами. Они уверены, что Азербайджан согласится на все, кроме независимости Нагорного Карабаха. Посредники сами не являются нейтральными странами. Они в той, или иной мере поддерживают Армению, поэтому Азербайджан должен отказаться от посреднических услуг этих трех стран", заявил он на встрече с избирателями. Алибейли также отметил, что Азербайджан, используя нефтяную политику, может диктовать свои требования в решении армяно-азербайджанской проблемы.

Азербайджан недоволен деятельностью МГ ОБСЕ, однако пока вопрос изменения ее формата на повестке не стоит. Об этом заявил заведующий отделом международных связей аппарата азербайджанского президента Новруз Мамедов. "В плане посредничества в нагорно-карабахском конфликте юридически оформлена Минская группа ОБСЕ. Однако, Азербайджан приветствует инициативы всех заинтересованных в разрешении конфликта государств. Если эта помощь будет действительно полезной, мы будем только рады", отметил Мамедов. Комментируя недавнее заявление американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы о том, что после событий в Грузии ситуация внутри МГ осложнится, Мамедов назвал это непоследовательной позицией: "В то время они каждый по-своему оценивали ситуацию, это неправильная позиция. Пока все нормально. Минская группа учреждается ОБСЕ, и пока вопрос об изменении ее формата не находится на повестке". Говоря о деятельности Минской группы, представитель президентского аппарата подчеркнул, что в целом Азербайджан недоволен работой МГ, потому что за столько лет ничего не было сделано: "Однако на данный момент это формат для решения вопроса, поэтому мы терпеливо поддерживаем ее деятельность", заключил Мамедов. ("АПА").

Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию Мэтью Брайза считает, что в Азербайджане и Армении есть силы, готовые найти общий язык. Как сообщает бакинская "525-я газета", Брайза отметил, что его задача, как посредника, способствовать этим процессам. По его словам, он не считает, что Азербайджан пытается распустить Минскую группу ОБСЕ: "Я не знаю, какие желания есть у Баку, но знаю то, что мне сказали там очень высокопоставленные люди. Я не считаю, что они пытаются распустить Минскую группу, они просто задали вопрос, существуют ли какие-то процедуры, если кто-то захочет это сделать. Мне все равно, будет существовать Минская группа, или нет. Независимо от этого, моя страна продолжит играть важную роль в урегулировании карабахской проблемы". Брайза считает, что Минская группа работает очень хорошо: "Рамочный договор, который лежит на столе переговоров, не завершен. Мы сделали очень многое в течение последних трех лет, и надо продолжить и завершить эту работу в рамках Минской группы". Он отметил, что чувствует желание и готовность Азербайджана продолжить переговоры: "Конечно, у Азербайджана, как и у Армении, есть права искать изменения этого документа. И я, как посредник, должен сотрудничать с обеими сторонами, чтобы найти общий язык".

Помощник заместителя госсекретаря США, американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза сказал, что необходимо дать новому президенту "немного пространства" для участия в переговорном процессе по урегулированию карабахского конфликта. Как сообщает "Медиамакс", Брайза заявил об этом, комментируя возможность участия Нагорно-Карабахской Республики в переговорном процессе. При этом он не исключил вероятности участия НКР в переговорном процессе, однако выразил мнение, что существует действующий формат переговоров, и сейчас необходимо придерживаться данного формата. Оценивая работу Минской группы ОБСЕ, американский дипломат сказал, что посредники работают очень эффективно, и на сегодняшний день это самый приемлемый формат.

Переговоры по проблеме Нагорного Карабаха продолжаются в формате Минской группы ОБСЕ, отметил руководитель пресс-службы МИД Армении Тигран Балаян, в ответ на просьбу "Арменпресс" прокомментировать готовность официального Тегерана взять на себя миссию посредника в деле урегулирования Карабахского конфликта. Газета "Азг" напоминает, что о готовности взять на себя миссию посредника заявил министр ИД Ирана Манучер Моттаки после совершенного 16 сентября визита министра ИД Армении Эдварда Налбандяна в Тегеран. 3 октября посол Ирана в Азербайджане Насир Хамид Заре заявил, что официальный Тегеран надеется, что в ближайшее время Армения и Азербайджан выразят свое мнение об этом предложении.

Россия и Карабах

Ключом к тому, чтобы все усилия, направленные на обеспечение безопасности в регионе, включая и турецкую инициативу о создании "южнокавказской платформы стабильности", увенчались бы успехом, является настойчивое движение вперед в урегулировании Нагорно-карабахского конфликта. Об этом на совместной с министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбандяном пресс-конференции 3 октября заявил министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров. "Мы работаем немало. Стороны согласовали целый ряд принципиальных положений. И эти положения зафиксировны в документе, который сопредседатели Минской группы ОБСЕ, представляющие Россию, США и Францию, депонировали в ОБСЕ. В документе, естественно, сохраняются и несогласованные вопросы. Но есть целый ряд вариантов, которые позволяют эти несогласованные вопросы решать", заявил Лавров. Что касается того, что с первых же дней пятидневной войны Азербайджан заявил о своей однозначной поддержке действиям Грузии, то Лавров отметил, что он не в курсе подобных заявлений. "Напротив, руководство Азербайджана в своих комментариях придерживалось взвешенной позиции и выражало заинтересованность в скорейшем урегулировании этой ситуации. Азербайджан - это наш очень важный партнер, и мы не собираемся эти отношения приносить в жертву каким-то конъюктурным соображениям. Такое же отношение мы ощущаем и со стороны Баку. Баку тоже ценит стратегический характер отношений с Россией и исходит из необходимости содействия урегулированию всех конфликтов в этом регионе", Лавров. ("Ноян Тапан").

"Наше ощущение, как одного из трех посредников, такое, что развязка карабахского конфликта вполне реальна. Решать ее, разумеется, Армении и Азербайджану в рамках прямых договоренностей, но посредники: россияне, американцы и французы, которые прекрасно понимают все тонкости и всю чувствительность этого процесса, видят возможность развязки". Об этом министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил в интервью "Российской газете". "Остались нерешенными два-три вопроса, которые подлежат согласованию на очередных встречах президентов Армении и Азербайджана. И такие встречи, как мы понимаем, состоятся вскоре после предстоящих президентских выборов в Азербайджане. Прежде всего, речь идет о Лачинском коридоре", подчеркнул министр. Как отметил Лавров, Армения, по сути, заблокирована из-за нагорно-карабахского конфликта. В коренных интересах армянского народа разблокировать эту ситуацию как можно скорее. Географических и политических выходов в действительности немного. Как только нагорно-карабахское урегулирование станет фактом, Турция готова будет помочь Армении установить нормальные связи с внешним миром, естественно через установление официальных, дипломатических отношений между Анкарой и Ереваном. Еще до кавказского кризиса появился очень хороший шанс продвинуться в нагорно- карабахском урегулировании через прямые встречи президентов Армении и Азербайджана при содействии посредников, так называемых сопредседателей МГ ОБСЕ России, Франции и Соединенных Штатов. Был выработан содержательный документ, который описывает практически все принципы и механизмы урегулирования, отметил российский дипломат. "И те проблемы, которые испытала Армения в плане трудностей с бесперебойным транзитом товаров через Грузию, товаров, которые жизненно необходимы для армянского народа, они показывают абсолютную необходимость и срочность скорейшего урегулирования. Продолжение ситуации, когда Южная Осетия и Абхазия будут находиться под постоянной угрозой военной атаки, а из-за этого будет сохраняться и угроза прерывания этого жизненно важного для Армении транзита, не отвечает ничьим интересам. Отсюда интерес Еревана к тому, чтобы как можно скорее разблокировать Нагорно-Карабахский конфликт. Что станет средством не только нормализации отношений с Турцией, но и открытия связей Армении с внешним миром через турецкую территорию", заключил глава МИД России. (АрмИнфо).

"В ближайшей перспективе решения Карабахского конфликта не предвидится, - считает руководитель службы политического прогнозирования Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ имени М.В.Ломоносова Александр Караваев. - В предстоящие пять лет второго срока президентства Ильхама Алиева могут быть открыты очередные окна возможностей для сдвижения с мертвой точки в вопросе карабахского урегулирования". По мнению Караваева, карабахский конфликт может быть решен в совокупности трех элементов, первым из которых является турецкая инициатива по созданию Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе. "Идея обсуждения кавказских конфликтов на основе турецкой инициативы достаточно перспективна. Такие форматы способны каким-то образом наметить новые стратегии сближения в урегулировании конфликтов", сказал он. Аналитик предполагает, что через 2-3 года может появиться возможность возвращения некоторых оккупированных районов. "Я думаю, что в 2010-2011 годах у Азербайджана появится шанс вернуть некоторые оккупированные районы. Карабахская проблема за этот период, конечно, не решится. Но в целом системная подвижка в этом вопросе возможна", считает он. По его словам, вторая возможность карабахского урегулирования связана с тем, как будет развиваться экономическая ситуация в Азербайджане во второй срок президентства Алиева. "Если в последующие пять лет, намеченные планы будут реализованы, и Азербайджан продемонстрирует для Южного Кавказа успешную модель развития, то в этом случае в Армении появится больше сторонников урегулирования конфликта на условиях официального Баку", сказал Караваев. Он также отметил, что третья возможность связана, с изменением внутренней общественной ситуации в Армении. "В совокупности всех этих трех элементов мы сможем увидеть реальный процесс решения карабахского конфликта", резюмировал он. ("Новости-Азербайджан").

Российская "RBC daily" пишет, что противостояние России и США на Кавказе продолжается, и на этот раз их интересы столкнулись в зоне карабахского конфликта. По мнению газеты, Вашингтон намерен протащить свой сценарий урегулирования Карабахского конфликта, который приведет к вхождению Азербайджана в НАТО. "Главной задачей Кремля является окончательный провал американского сценария и выведение процесса урегулирования на более высокий региональный уровень, с включением в процесс Турции и Ирана. Потеряв свое влияние на Западном Кавказе, Вашингтон решил перейти к урегулированию карабахской проблемы и, опираясь, в основном, на одну из сторон конфликта - Азербайджан, США, путем активного давления, пытается поставить перед выбором сценария и другую сторону конфликта - Армению". "США выступают в пользу поэтапного решения Карабахского конфликта, что выгодно Азербайджану, однако не выгодно Армении. Предусматривается, что НК передаст Азербайджану 7 оккупированных районов, а взамен Баку даст гарантии о проведении в непризнанной республике референдума о независимости. После этого Азербайджан снимет блокаду НК и в зоне конфликта расположатся миротворческие силы", сообщил газете руководитель отдела Закавказья Института стран СНГ Михаил Александров. Последний однако подчеркнул, что, несмотря на простоту такого сценария, в некоторых его деталях "кроется дьявол". "Нет ни одного слова о том, какие именно миротворческие силы расположатся в зоне конфликта и как будет решаться вопрос возвращения беженцев НК", сказал Александров. По его словам, Азербайджан может в любую минуту изменить квоту беженцев, имеющих право вернуться в НК, что окончательно провалит программу урегулирования, а конфликт получит более острый характер, нежели сейчас. "В особенности, если роль миротворцев получат силы НАТО". Подытоживая, газета пишет, что указанный сценарий развития событий не выгоден ни Армении, ни Азербайджану, и ни России. "Кремль заинтересован в установлении стабильности на Кавказе, однако она не может быть достигнута, пока США осуществляют активные действия в регионе. Именно по этой причине в интересах Москвы окончательно провалить американский процесс урегулирования в Нагорном Карабахе. Однако у Кремля пока нет своей стратегии урегулирования конфликта, которая стала бы альтернативой сценарию США и была бы приемлемой для обеих конфликтующих сторон: Азербайджан продолжает "обижаться", что РФ, в его представлении, слишком очевидно поддерживает Армению и пренебрегает интересами Азербайджана. Вместе с тем, азербайджанская элита сознает, к каким последствиям может привести осуществление американского сценария. Последние события в Грузии ясно все показали. Однако нерешительность Москвы, как и прежде, толкает Баку искать поддержку по ту сторону океана", пишет газета. Выход из создавшегося положения предлагает российский политолог Александр Сотниченко. Он считает, что Россия должна отказаться от поддержки какой-либо из сторон, что, по его мнению, ведет в тупик. Единственным приемлемым выходом он считает вынос процесса урегулирования на более широкий региональный уровень, что позволит вытеснить из процесса США и Евросоюз. По словам политолога, пишет газета, хорошей опорой для РФ и конфликтующих сторон может стать создание предложенной Турцией Платформы стабильности и безопасности. ("Айкакан жаманак").

"Уже несколько лет Москва ищет способы применения инструментов "мягкой силы" для влияния на общественное мнение Азербайджана: это программы академического, студенческого, и культурного обмена, продвижение русского языка, и т.д. Ещё когда данная попытка начиналась, я говорил российским представителям, что это напрасный труд, ибо в Азербайджане все прекрасно знают, на чьей стороне воевала Россия в карабахском конфликте. Инструменты "мягкой политики" могут иметь решающее воздействие на общественное мнение только когда нет такой плохой истории. Похоже, что тогда москвичи решили вообще не обращать внимание на азербайджанское общественное мнение, а поглаживать этими инструментами только политическую элиту в Баку. Как результат, мы видим распространение сверху вниз наивных ожиданий, что Москва будто готовится помочь Азербайджану в карабахском конфликте. Более того, мы видим, как эффективно распускаются антитурецкие слухи, прямо и косвенно пропагандируются антизападные настроения в азербайджанском обществе. На самом же деле, ожидать от Москвы разумных и выгодных нам решений не приходится. Она просто постарается некоторое время укрепиться в выдуманном статусе "нейтральной" стороны в карабахском конфликте, и обязательно развяжет этот конфликт с новой силой. Ибо основная цель военной операции в Грузии не достигнута: перспективную энергетическую цепочку "Восток-Запад", которая должна вывести туркменский газ, казахстанскую нефть на мировые рынки в обход России, Кремлю не удалось разорвать в Грузии. Значит, её надо разорвать в Азербайджане, и Россия должна выглядеть "непричастной", считает азербайджанский политолог Ильгар Мамедов. (Day.Az).

По мнению газеты "168 Жам", Турция и Россия пытаются ликвидировать формат Минской группы, оставив США и Францию вне рамок переговорного процесса. По существу, согласившись вести переговоры с Азербайджаном через различных посредников вне формата Минской группы ОБСЕ, Армения ставит, мягко говоря, под сомнение перспективы ее дальнейшего функционирования, пишет газета. Газета считает "примечательным", что новый формат инициировала Турция, которой в завуалированной форме вторит российский президент. Согласно опубликованной в прессе информации, во время недавних переговоров со своими армянским и азербайджанским коллегами Дмитрий Медведев предложил организовать их встречу в России. При этом российские источники утверждают, что президент Армении Серж Саргсян уже дал свое согласие на непосредственные переговоры с Ильхамом Алиевым при посредничестве Медведева.

Турция и Карабах

Как сообщает бакинская газета "Эхо", Азербайджан положительно оценивает инициативу Турции по созданию Платформы мира и стабильности на Кавказе. По словам министра ИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова, "предложение Турции уже находится на столе переговоров". "Мы на трехсторонней встрече в Нью-Йорке единогласно объявили, что турецкая инициатива очень интересна и позитивна, и будем работать над ней, то есть постараемся посредством нее принести региону стабильность и мир. Конечно же, мы должны продолжить обсуждения", сказал министр. Отвечая на вопрос о реальности кавказской платформы в условиях продолжения армяно-азербайджанского конфликта, глава внешнеполитического ведомства Азербайджана заявил, что "это актуальный вопрос". "Мы должны постараться. Конечно же, для достижения стабильности на Кавказе мы должны что-то делать по карабахскому конфликту, чтобы выйти на новый этап. Азербайджанская сторона ставит вопрос так - должны быть освобождены 7 оккупированных районов вокруг НК, оттуда должны быть выведены армянские подразделения, вынужденные переселенцы должны вернуться на свои земли. После этого может начаться новый этап. В регионе может начаться всестороннее коммуникационное сообщение, после чего могут открыться какие-то новые возможности. Для этого мы должны доказать, что этот конфликт действительно наносит большой вред безопасности региона и его необходимо быстрее сдвинуть с мертвой точки. Конечно, карабахский конфликт - очень глубокая проблема, ее трудно решить за один день или за неделю. Именно поэтому азербайджанская сторона предлагает сделать этот процесс поэтапным. Мы шаг за шагом можем достичь каких-то подвижек. Я верю, что мы этого добьемся". Говоря о наличии какой-либо координации между последней инициативой Турции и деятельностью Минской группы ОБСЕ, Мамедъяров подчеркнул, что МГ занимается только нагорно-карабахским конфликтом. "Инициативу же Турции нужно рассматривать в более широком смысле. То есть, это вопрос региональной платформы. Они подходят к вопросам в более широкой плоскости", заключил министр. Азербайджанский политолог Мубариз Ахмедоглу сказал "Эхо", что не следует ждать ускорения процесса урегулирования конфликта и от Платформы мира и стабильности на Кавказе. "У меня есть серьезные сомнения по этому поводу потому, как Турция допустила серьезную ошибку, пригласив в своеобразный региональный союз Армению, не потребовав прежде вернуть оккупированные азербайджанские земли. Был и другой вариант - не приглашать в союз Армению, а когда она попросится, поставить условие. Но этого также не произошло", пояснил Ахмедохлу.

"В регионе сложилась довольно сложная ситуация. Кажется, в армяно-турецких и в армяно-азербайджанских отношениях наметились сдвиги. Но эти сдвиги порождают не только надежды, но и опасения", заявил 8 октября на брифинге в Степанакерте представитель Бюро АРФ Дашнакцутюн Грант Маргарян. По словам Маргаряна, на встрече с президентом НКР Бако Саакяном была вновь подтверждена позиция АРФД относительно урегулирования карабахской проблемы. Как подчеркнул Маркарян, позиция АРФД в вопросе урегулирования карабахской проблемы осталась неизменной: "Безусловно, мы верим, что вопрос должен решиться посредством переговоров, и Карабах должен стать непосредственным участником этих переговоров. И верим, что окончательным решением карабахского вопроса будет признание независимости Карабаха в нынешних фактических границах или его присоединение к Армении". Касаясь вопроса активизации турецкого фактора в регионе, представитель АРФД отметил, что усматривает в этом несколько беспокоящих обстоятельств. "В карабахском вопросе Турция не может быть ни посредником, ни стороной переговоров. Это неприемлемый для нас вопрос", заявил Маргарян. По его мнению, многие вопросы армяно-турецких отношений и, в первую очередь, вопрос признания Геноцида армян, не может стать предметом обсуждений. "Мы уверены, что сегодня потепление армяно-турецких отношений не такая необходимость, ради которой мы можем, не дай Бог, пойти на принципиальные уступки", отметил Маргарян. ("Де-Факто").

Российско-турецкое сотрудничество в какой-то мере таит для Армении определенные угрозы, так как оно может стать поводом для серьезных уступок с армянской стороны, в том числе территориальных, заявил экс-министр иностранных дел и экс-советник президента Нагорно- Карабахской Республики Арман Меликян. "Однако, ведя независимую политику, Армения может достигнуть определенных результатов. Но для этого Армения должна разработать четкую политическую программу по вопросу признания независимости Карабаха. Именно по причине отсутствия таковой, Армения не выказывает четкого желания извлечь выгоду из сложившейся ситуации с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии", отметил экс-советник президента НКР. (АрмИнфо). Газета "Лрагир" считает, что логичнее было бы говорить о подключении к переговорам Карабаха, а не Турции, поскольку, если урегулирование близится к развязке, то участие Карабаха неизбежно.

Всякий раз, когда отношения России с США, а в более широком смысле - с Западом портились, Армения оказывалась перед угрозой создания нового союза "Ленин-Ататюрк". Чтобы преодолеть эти кризисные моменты и проявить необходимую гибкость, мы должны отказаться от узкопартийных интересов, примитивных попыток извлечь выгоду из опасной ситуации и понять, что история может повториться. В ближайшее время Армения непременно должна создать действенные механизмы, призванные "побить" разыгрываемую Азербайджаном "турецкую карту", ибо не исключен новый виток напряженности в российско-американских отношениях и как следствие этого - угроза попадания нашей страны в турецко-азербайджанские "тиски". ("Айоц ашхар").

Официальные власти и политические партии Нагорного Карабаха пока не высказали позиций по возможному посредничеству Турции в карабахском урегулировании. Как сказал корреспонденту "Кавказского узла" в приватной беседе сотрудник одного из государственных учреждений Карабаха, даже разговоры о возможном посредничестве Турции могут увеличить ее шансы, поэтому в Карабахе предпочитают молчать.

"Какова вероятность турецкого посредничества? Не говоря даже о его успехе. Во-первых, чрезвычайно трудно верится в объективность и искренность Анкары как непредвзятого посредника, ибо она однозначно стоит на позициях Баку, что подтверждала не раз. Объективного посредничества, пожалуй, не может быть по определению, а уж в случае с Турцией, которая позиционирует себя как "братская страна и стратегический партнер Азербайджана" и потому вряд ли радикально изменила свою позицию по карабахскому урегулированию - тем более", пишет газета "Азат Арцах". Газета отмечает, что на 63-й сессии Генассамблеи ООН президент Турции Абдулла Гюль заявил, что карабахский конфликт может быть разрешен только в рамках территориальной целостности Азербайджана. "То есть он уже предопределил исход переговоров, не оставляя места применению в процессе урегулирования также и других принципов международного права, о чем в последнее время говорит даже американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ. И это в то время, когда президент Армении с той же трибуны ООН еще раз напомнил мировому сообществу о законном праве Нагорного Карабаха на независимость", пишет газета и заключает: "Вопрос о сопредседательстве Минской группы решается консенсусом, а у Армении есть право вето. Вряд ли можно предположить, что она им не воспользуется для блокирования нежелательных для себя последствий в переговорном процессе".

Как решить карабахский вопрос?

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедьяров считает, что карабахский конфликт может быть решен мирным путем, на основе международных принципов, только в рамках территориальной целостности Азербайджана. Об этом он заявил на встрече со спецпредставителем ЕС на Южном Кавказе Питером Семнеби. Министр подчеркнул, что после вывода вооруженных сил Армении с оккупированных территорий необходимо восстановление коммуникаций, и налаживание доверительных отношений. По его словам, поэтапное урегулирование будет выгодным обеим сторонам и создаст условие для эффективного сотрудничества. (Day.az).

Комметируя заявление главы отдела международных отношений Исполнительного Аппарата президента Азербайджана Новруза Мамедова о том, что "согласование по таким принципиальным вопросам, как статус Нагорного Карабаха и Лачинского коридора, расположение миротворческих сил, все еще не достигнуто", азербайджанский политолог, бывший государственный советникВафа Гулузаде сказал, что "не видит в этом сообщении ничего нового и радостного". "О том, что все спорные вопросы согласованы, не считая одного, основополагающего и касающегося юридического статуса Нагорного Карабаха, говорил еще бывший посол США в Азербайджане Рино Харниш. Это заявление ничем не отличается от слов Харниша и других деятелей Армении, США и России, сказанных в последние годы". Гулузаде не видит предпосылок для решения карабахского вопроса в будущие много лет, хотя не исключает, что в результате неких непредвиденных форс-мажорных обстоятельств конфликт будет разрешен в течение ближайшего года. "Таким обстоятельством, к примеру, может быть обвал мирового американского фондового рынка". Что касается политики России по отношению к США, то, по словам политолога, президент Дмитрий Медведев ужесточает отношение Кремля к бывшим советским республикам, что было особенно заметно по отношению к Грузии. "Российское руководство нацелилось полностью вернуть все постсоветское пространство в лоно Кремля, - уверен Гулузаде. - Это прекрасно видно по телепередачам российских каналов". Касаясь отношений США и России, Гулузаде сказал, что никогда не прекращавшаяся между двумя державами холодная война из вялотекущего состояния перешла в жесткий этап, что только затрудняет перспективы мирного карабахского урегулирования". ("Новости-Азербайджан").

"Решение карабахского вопроса должно основываться на территориальной целостности Азербайджана", заявил сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза в интервью BBC. "Мы думаем, что должны начать с принципа территориальной целостности Азербайджана, и потом включить другие, дополнительные принципы, чтобы довести переговоры до компромисса и до рамочного договора. Это значит, что мы все должны сказать: с юридической точки зрения и по международным законам Нагорный Карабах является частью Азербайджана. Но, в конце концов, чтобы довести переговоры до соглашения, Армения тоже должна согласиться с этим. И мы знаем, что у Армении - другой подход, и мы должны использовать очень творческие и конструктивные подходы, чтобы Азербайджан и Армения нашли общий язык", сказал Брайза. (PanARMENIAN.Net).

"Первоосновой полного разрешения карабахской проблемы является исполнение четырех резолюций ООН, требующих от Армении и карабахских армян освобождения оккупированных ими азербайджанских территорий", - считает азербайджанский политолог Расим Мусабеков. "Возвращение беженцев в свои дома невозможно, поскольку азербайджанцы не вернутся и не смогут жить под дулами преступного карабахского режима, - заявил Мусабеков. - Не хочу сказать, что Азербайджан скоро начнет войну, если армяне не уйдут с нашей земли. Но Азербайджан будет вести гонку вооружений, у нас есть для этого 5 миллиардов долларов, и Армении, а также тем, кто ей покровительствует, придется это учитывать". ("Новости-Азербайджан").

"Возвращение завоеванных земель - нонсенс в мировой политике. Я не припоминаю ни одного случая в истории, чтобы завоеванные земли когда-либо возвращались. Тем более, что войну развязал Азербайджан, который и получил данный результат", заявил в ходе пресс-конференции лидер Демократической партии Армении Арам Саркисян. По его словам, Армения уже давно была обязана четко сформулировать свою позицию по Нагорному Карабаху. "Если Азербайджан хочет решить эту задачу, а именно он имеет проблемы с данными территориями, пусть формулирует свою позицию, которая устраивала бы Армению. Необходимо, чтобы стороны четко сформулировали свои позиции и вели переговоры при участии карабахской стороны", подчеркнул Саркисян. (АрмИнфо).

Независимый депутат карабахского парламента Гегам Багдасарян, в ответ на просьбу корреспондента "Кавказского узла" прокомментировать армяно-турецко потепление в контексте карабахского урегулирования, отметил: "Повестка армяно-турецких отношений мне не совсем ясна. Честно говоря, я и, убежден, тысячи моих сограждан, не знаем, что же обсуждалось во время беседы, вот почему я вынужден судить по публикациям в прессе и, как это ни странно, по комментариям турецкого президента". "Судя по высказываниям Гюля, - продолжает депутат, - во время встречи вопрос о геноциде армян не обсуждался, разблокирования границ только слегка коснулись, зато говорили в основном о карабахской проблеме. Судя по высказываниям Гюля, обсуждалась только карабахская проблема, более того, как сказал Гюль, армянский президент изъявил готовность вернуть Азербайджану какие-то территории", отметил Багдасарян. По словам депутата, все это в очередной раз приводит к заключению, что настала пора уточнить позиции двух армянских государств по карабахской проблеме, уточнить меру прав и ответственности Армении и НКР, место и роль каждой из них в карабахском урегулировании. "Честно говоря, меня поражает одно обстоятельство - откуда такая уверенность, что НКР примет любой согласованный между Арменией и Азербайджаном вариант. Как гражданин НКР я бы не стал такое утверждать даже по части властей. Что касается общественности, то нынешние настроения ничего хорошего не сулят "уверенным" людям. По крайней мере, самосожжение в Карабахе никогда не было в чести", подчеркнул Багдасарян.

Президент Нагорного Карабаха Бако Саакян в интервью местной газете "Азат Арцах", говоря о ситуация в регионе после югоосетинских событий, подчеркнул, что ситуация изменилась, были внесены коррективы и во внешнюю политику. "Но есть приоритеты, которые остались для нас неизменными - сбалансированность и многовекторность внешней политики, мирное урегулирование карабахско-азербайджанского конфликта, восстановление полноценного формата переговоров с привлечением Арцаха. Неизменными осталось и наше отношение к будущему Нагорно-Карабахской республики. Независимость и безопасность Арцаха не подлежат торгу", сказал Саакян.

Риторические вопросы руководителям государств мира

ИА "Де-Факто" опубликовала "риторические вопросы руководителям государств мира" советника министра ИД Нагорно-Карабахской Республики, кандидата исторических наук Рубена Заргаряна

К мировому сообществу. Что мешает окончательному признанию независимости Нагорно-Карабахской Республики, кроме капризов и неуемных территориальных претензий азербайджанского руководства? Если сейчас XXI век, то определение статуса НКР - исключительное право народа Нагорного Карабаха, или мировое сообщество возвращается в эпоху колониальных захватов, когда статус народов определялся иностранными державами?

Почему страны, выступающее за мирное урегулирование азербайджано-карабахского конфликта, не осудили решительно и однозначно власти Азербайджана, систематически призывающие к новой войне и даже джихаду, не признающие право Нагорного Карабаха на существование, призывающие стереть с лица земли Нагорный Карабах и Армению, устраивающие провокации на границе, раскручивающие гонку вооружений?

К США. Как отнесся бы американский народ к тому, что независимый государственный статус США, достигнутый в ходе войны за независимость против британского колониализма, стал бы предметом переговоров, причем без участия США, а другие державы заявляли бы, что урегулирование должно быть на основе восстановления территориальной целостности британской империи, а американский народ не является единственным источником суверенитета США, как подчеркнуто в Декларации независимости США 4 июля 1776 год?

К России. Почему Россия выступая за унификацию принципов урегулирования этнополитических конфликтов и справедливо осуждая двойные стандарты ряда государств в отношении Южной Осетии и Абхазии сама демонстрирует их в отношении Нагорного Карабаха, затягивая окончательное признание НКР, и тем самым наносит самый серьезный ущерб статусу России как великой державы и ее коренным интересам, нарушает тысячелетнюю историческую традицию союза армянского и российского народа, резко уменьшает возможности России в мире по привлечению потенциальных союзников, укрепляет позицию противников России?

К Франции. Как бы реагировали во Франции, если бы кто-нибудь требовал бы восстановления противоправного раздела Франции нацистской Германией на зону оккупации, зону Виши и аннексированного Эльзаса и Лотарингии, аналогичного разделу Нагорного Карабаха властями Азербайджана в 1921 году на территории с разным административным статусом и их аннексии, и не признавал бы независимость Французской Республики и движение сопротивления генерала Де Голля?

К Китаю. Как бы воспринял Китай стремление потомков разных кочевых племен, которые когда-либо за многотысячелетнюю китайскую историю осуществляли набеги на Китай и для защиты от которых была построена Великая Китайская стена, потребовать подчинения Китая им в наши дни?

К Германии. Что бы чувствовал народ Германии, если бы до сих пор сохранялось бы разделение Германии на ФРГ и ГДР, а мечта немцев об объединении стала бы предметом политических спекуляций и двойных стандартов, также как и мечта об объединении разделенного армянского народа?

К Великобритании. Как может Великобритания, страна с вековыми демократическими традициями, поддерживать тоталитарный режим в Азербайджане и затягивать признание демократического Нагорного Карабаха?

К Испании и Португалии. Как относится Испания и Португалия к требованиям "Аль-Каиды" по пересмотру итогов испанской и португальской Реконкисты, аналогичной карабахской Реконкисте?

К Греции. Как бы ощущал себя греческий народ, если бы независимость Греции от Турции, достигнутая в ходе греческой освободительной войны 1821 - 29 годов, не была бы признана мировым сообществом, а Греции предлагали бы провести референдум через определенное количество лет в обмен на незамедлительную передачу Турции ряда исторических греческих земель для создания удобного плацдарма для последующего неизбежного геноцида греческого народа?

К Чехии. Каково отношение чешского народа к Мюнхенскому диктату 1938 года и расчленению Чехословакии и к политике аналогичного диктата и территориальных претензий государства-агрессора Азербайджана в отношении НКР, попытке умиротворения агрессора за счет Нагорного Карабаха, что неизбежно приведет к новой террористической агрессии Азербайджана? ("Де-Факто").