Творчеству Солженицына по поручению Минобразования в новосибирских школах уделят больше внимания

Новосибирск, 11 октября 2008, 14:35 — REGNUM  Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки РФ направил в департамент образования Новосибирской области письмо с рекомендациями по изучению творческого наследия Александра Солженицына. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, судя по мнению чиновников министерства, изложенному в письме, творчество Солженицына хотя и изучается в школах в курсе русской литературы ХХ века, однако представление о личности писателя и его работах дается, зачастую, фрагментарно.

Знакомство с творчеством автора (согласно нормативным документам, регулирующим вопросы школьного образования) предполагает обращение к рассказу "Матрёнин двор" на уроках литературы в средней школе и повести "Один день Ивана Денисовича" в 11 классе в рамках изучения "лагерной темы" в русской литературе ХХ века.

"Обращение к этому произведению позволяет поднять тему трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Необходимо текстуальное, а не обзорное изучение данного произведения на уроках литературы в 11 классе", - говорится в письме.

В основном методические рекомендации сводятся к тому, что педагогам рекомендуют сравнивать, сопоставлять героев, проблематику произведений Солженицына с героями и проблематикой произведений других авторов. Например, "лагерную тему" в профильных гуманитарных классах рекомендуют раскрывать через сопоставление "Одного дня" с рассказами Варлама Шаламова из цикла "Колымские рассказы". По мнению чиновников Минобрнауки, это "даст возможность увидеть два подхода к решению "лагерной темы" и вопроса о сохранении человеческого облика в лагере", а также позволит "продемонстрировать учащимся, что одни и те же процессы могут быть по-разному осмыслены в зависимости от авторской позиции".

Образ самого Ивана Денисовича Шухова предлагают рассматривать как часть галереи характеров русских людей, созданных Львом Толстым, Федором Достоевским и другими: "Так, продуктивным представляется рассмотрение образа Ивана Денисовича Шухова в сопоставлении с образом Платона Каратаева из романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир". Образы этих героев позволяют говорить о том, как представляли себе писатели национальный русский характер, в чем видели его основные особенности". Такой подход, считают чиновники, предполагает, что "учитель должен обращать внимание учеников не только на тему тоталитарного государства, "лагерную тему", но и на нравственные основы характера Ивана Денисовича". А "ограничиваться рассмотрением только социальной проблематики произведений Солженицына означает обеднять содержание его произведений, делать восприятие их неполным".

Помимо текстуального изучения произведений Солженицына в Минобрнауки рекомендуют обращаться и к биографии самого автора - истории присуждения Нобелевской премии по литературе, высылки и т.д. Кроме того, в письме предлагается проведение уроков в форме эвристических бесед, дискуссий, семинаров, круглых столов - по мнению чиновников это будет наиболее эффективно.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.