Строительство жилья и жилищная политика Москвы

"Докатится ли волна дешевого жилья до Москвы?", задает вопрос "Российская газета" в номере от 9 октября. "По данным компании "Мультиброкер", цены на самые популярные в Москве квартиры, а именно "двушки", выросли за последние три недели почти на 900 тысяч рублей. Стоимость однокомнатных квартир на вторичном рынке увеличилась на 400 тысяч рублей - до 6,8 миллиона. Цена "трешек" осталась на прежнем уровне - порядка 13 миллионов рублей за среднюю квартиру в 80 квадратных метров. Однако другим экспертам рынка данная информация кажется несколько преувеличенной. Как подчеркнул в беседе с корреспондентом "РГ" Олег Репченко, руководитель аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости", в рублевом эквиваленте цены, конечно, немного выросли, но не на 20 тысяч долларов. "Индекс рублевых цен на квартиры подскочил из-за курсовой разницы более чем на 2 процента, - отметил Репченко. - В долларовом же выражении - из-за того, что курс растет, - он остался неизменным. Средняя стоимость квадратного метра в Москве остается на уровне 6 тысяч 120 долларов". С тем, что стоимость жилья сейчас если и не снижается бешеными темпами, то, по крайней мере, и не повышается, согласны и в аналитическом отделе бюро недвижимости "Агент 002". По их данным, в сентябре самой дешевой квартирой в Москве стала "однушка" стоимостью 145 тысяч долларов (квадратный метр там обошелся покупателям в 4028 долларов)... Помимо этого, сообщили "РГ" в бюро недвижимости, в Москве в последних числах сентября было выставлено на продажу еще порядка 10 квартир, стоимость которых не превышала 180 тысяч долларов... Подобные квартиры, как правило, расположены в девяти- и пятиэтажных панельных домах, которые были построены еще в 60-70-х годах. Тем не менее вариантов на рынке масса и ни о каких суперповышениях цен в тысячи долларов в этой компании тоже не слышали", пишет газета.

Между тем, столичные власти пытаются принимать "антикризисные" меры в условиях финансовой нестабильности, чтобы не допустить серьезных сбоев в работе рынка недвижимости Москвы. "Правительство Москвы поможет столичным застройщикам жилья пережить финансовый кризис. Чиновники выделят московским компаниям около $2 млрд: кому просто как субсидии, кому в обмен на долю в бизнесе. Эти средства, скорее всего, получат традиционные партнеры мэрии по горзаказу - СУ-155, "Главстрой", ДСК-1, а не зависящие в большей степени от кредитов и реально нуждающиеся в помощи застройщики коммерческого жилья, уверены игроки рынка", сообщает "Коммерсантъ" в номере от 7 октября. "Московские власти выделят $2 млрд на поддержку застройщикам, чья совокупная доля налоговых поступлений составляет 35% городского бюджета, сообщил источник "Ъ" в стройкомплексе. "С этой идей выступил мэр. Деньги будут выдаваться как в качестве субсидий, так и в обмен на акции компаний. Основные претенденты на материальную помощь - застройщики жилья, не обязательно социального",- уточнил собеседник "Ъ". По его словам, эти средства будут выделены из профицита города", пишет газета. "К решению помочь застройщикам столичные власти подтолкнули ухудшающиеся из-за последствий финансового кризиса показатели по вводу жилья в городе, уверены игроки рынка... Опрошенные "Ъ" девелоперы еще не знают о планах столичных властей и отнеслись к возможной поддержке скептически... Впрочем, именно компании, работающие с мэрией, менее нуждаются в помощи, чем застройщики коммерческого жилья, признаются игроки рынка... Будут ли компании с готовностью принимать матпомощь от московских чиновников, зависит от условий подобного сотрудничества, единодушны игроки рынка", отмечает Ъ.

"Вчера стало известно о создании в столичном правительстве антикризисной комиссии, во главе которой встанет мэр Юрий Лужков. Комиссия по финансовому мониторингу состояния экономики, промышленности, строительства и малого бизнеса, состоящая из нескольких министров московского правительства, займется, в частности, распределением финансовой помощи объемом около $2 млрд.", сообщает "Газета" в номере от 9 октября. ""Бездарных девелоперов никто спасать не будет, - предположил в разговоре с корреспондентом "Газеты" гендиректор ЗАО "ФинЭкспертиза Консалтинг" Дмитрий Шустерняк. - Зато теперь городское руководство сможет по дешевке скупить скопившееся на рынке жилье и тем самым выполнить социальные жилищные программы". Другие строительные компании падут жертвами конкурентной борьбы за кредиты для своих строек. Многие компании, набрав долгов, не смогут их вернуть, поскольку спрос сдулся. Вчера Ассоциация строителей России (АСР) распространила открытое письмо, похожее на сигнал SOS с тонущего корабля. Обвинив в своих бедах безответственных банкиров и финансистов, председатель совета директоров корпорации Mirax Group Сергей Полонский и президент АСР Николай Кошман признали: "Мы уже лежим на лопатках, но у нас еще есть немного сил, чтобы подняться"... "Все видели, что последний год уже на перегретом рынке недвижимости Москвы цены продолжали расти, а продажи - падать. Цены поддерживали искусственными методами", - утверждает Шустерняк. Теперь, по его словам, капитализация некоторых строительных компаний упадет в разы, и их можно будет купить за $1. Покупку правительством Москвы долей в некоторых компаниях стройкомплекса не исключил и гендиректор RWAY Александр Крапин, который напомнил о соперничестве федеральных игроков рынка с игроками субъектового уровня".

Тем не менее, несмотря на финансовый кризис, Москва остается еще островком относительной стабильности для девелоперов. Этим объясняется то, что ряд компаний, свернув проекты в ближнем зарубежье, строительство в Москве все же не прекращают. "Вслед за Mirax Group, первой из крупнейших девелоперов объявившей о заморозке ряда проектов, компания "Интеко" сообщила, что приостанавливает свое развитие на Украине. В портфеле компании - крупный проект застройки жилого микрорайона в Киеве. Текущие российские проекты "Интеко" замораживать не будет - это касается и Москвы, и регионов", сообщает "РБК daily" в номере от 7 октября. "В Москве в следующем году "Интеко" планирует приступить к реализации проекта "Тринити-тауэр", который будет строить совместно с ЗАО "Стройтехинвест". Речь идет об офисно-жилом комплексе на ул. Профсоюзная, 156. На долю жилья придется 40 тыс. кв. м, офисов класса А - 19 тыс. кв. м. По словам вице-президента "Интеко" Олега Солощанского, доля компании в данном строительстве составит 60-70%. Общий объем инвестиций превысит 250 млн долл. По словам Елены Батуриной, для реализации этих проектов "Интеко" использует кредиты, полученные ранее под выгодную на данный момент ставку 14% годовых. Как только банки поднимут ставки для девелоперов до 20%, на рынке наступит стагнация, уверена г-жа Батурина".

Коммерческое строительство

"Инвесторы из Баварии намерены возвести 10 отелей в российской столице, заявил мэр Москвы Юрий Лужков на открытии стенда Москвы на мюнхенской выставке недвижимости "Экспо Реал"", пишет "Вечерняя Москва" в номере от 6 октября. "Немецкие компании планируют инвестировать более 1,5 млрд. евро в строительство отелей на 4 тыс. номеров в Москве, уточнила министр экономики федеральной земли Бавария Эмилия Мюллер. "Мы видим ценность Москвы как туристического центра России и верим, что в эти номера впоследствии могут вселиться баварцы как туристы", - отметила она. При этом, как заявил мэр Москвы Юрий Лужков, в Москве в ближайшие годы планируется построить в общей сложности около 75 отелей. Он подчеркнул, что баварские компании с 1991 года успешно работают на территории российской столицы, и выразил надежду на то, что контакты будут только крепнуть", констатирует "Вечерка".

А в номере от 9 октября "Вечерняя Москва" сообщает уже о планах столичных властей по превращению в гостиницы трех бывших жилых домов в районе Лубянской площади. "Как сообщил... заместитель начальника управления территории "Китай-город" Василий Панкратов, в них разместятся пятизвездочные гостиницы. "Сейчас полным ходом идет реализация проекта создания трех новых гостиниц в примыкающих к Лубянской площади кварталах - в Старопанском, Богоявленском и Большом Черкасском переулках", - сказал он. По его словам, гостиницы будут строиться в 2011-2012 годах. Их уровень звездности обусловлен тем, что "строить трехзвездочные отели в центре Москвы невозможно, на такой дорогой земле они не окупятся, нужно будет выделять деньги из бюджета, и на это никто не пойдет. Менее дорогие гостиницы 3* строятся и будут строиться, в основном, по периметру центра столицы, отметил Панкратов. Он добавил, что в Москве вложения в гостиницы являются самыми лучшими и окупаются за 7-10 лет".

В том же номере "Вечерка" ссылается на слова Василя Панкратова, пояснившего будущую судьбу гостиницы "Москва". "Воссозданная гостиница "Москва" останется в таком же виде, как была, только поменяет цвет... гостиница примет первых постояльцев в августе следующего года, а в декабре нынешнего туда приходит управляющая компания, которая будет реализовывать в гостинице свой дизайн, а также установит свое ресторанное оборудование и свою сантехнику", пишет газета. ""Среди москвичей еще ходят слухи о том, что при воссоздании проект был изменен, что этажей стало больше, чем было. Все это слухи - гостиница восстановлена именно в таком виде, в каком была. Единственное, что она поменяла, это цвет", - сказал Панкратов. По словам Панкратова, гостиница восстановлена строго по проекту академика Алексея Щусева. В воссозданном здании гостиницы, помимо современно оборудованных номеров и апартаментов, власти Москвы разместили конференц-зал на 800 мест, бизнес-центр, торговую галерею и подземный паркинг. На первых этажах нового здания разместятся магазины, кафе и рестораны. Всего отель сможет принять около тысячи гостей, не считая жильцов апартаментов".

"В начале сентября столичные железнодорожники презентовали обновленный Курский вокзал - с сияющими туалетами, цветными табло и розетками для подзарядки мобильников. В это же время началась непонятная "реконструкция" Ярославского вокзала. К стене знаменитого здания работы Федора Шехтеля (оно, кстати, является памятником архитектуры) приладили торговый павильон", сообщают "Известия" в номере от 6 октября. "Стена Ярославского вокзала, смотрящая на вестибюль станции метро "Комсомольская", начала обрастать непонятными металлическими конструкциями месяц назад. Паутину швеллеров обложили бетонными блоками, причем так быстро, что уже к октябрю строящееся сооружение засверкало вывесками закусочных, салонов связи, продуктовых магазинчиков - всего около 10 наименований. Среди наиболее актуальных для пассажиров объектов оказались магазин "Дисконт. Распродажа обуви" и палатка "CD, MP3, DVD. Круглосуточно". На витрине выставлены диски порнофильмов... Строительство продолжается: рабочие возводят незамысловатую башенку. Днем их не видно, но слышно, что за металлическим глухим забором кто-то чем-то шумит", рисует газета непривлекательную картину. "В пресс-службе Российских железных дорог, куда обратились "Известия", о строительстве ничего не знали... В пресс-службе дирекции открестились от новостройки... В Москомнаследии, отвечающем за внешний вид и сохранность памятников архитектуры, о строительстве узнали от "Известий"... Все прояснилось после звонка в дирекцию Ярославского вокзала", пишет газета, приводя слова начальника вокзала Михаила Голубкова: "Это строительство ведется на нашей территории... Все законно. Там будут торговые палатки. Арендная плата пойдет конечно же на благо железных дорог России". В свою очередь, депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов считает, что "Вокруг всех памятников архитектуры определена охранная зона, где нельзя вести строительство объектов, кроме тех, которые обеспечивают жизнедеятельность памятника... Но никак не торговых точек! К таким объектам можно отнести, например, теплоподстанцию, которая будет согревать памятник. Все эти запреты прописаны в Градкодексе Москвы, в федеральном законе "Об охране культурного наследия" и еще в двух городских законах. За подобное строительство владельца должны обязать снести здания за свой счет. Подозреваю, что пробить строительство подобных палаток можно было только с попустительства ответственных чиновников и под предлогом того, что эти объекты временные. Но у нас, к сожалению, временное часто становится вечным".

Перспективное развитие города

"Юрий Лужков на выставке недвижимости "Экспо-вал" в Мюнхене открыл стенд Москвы, который стал крупнейшим из зарубежных", сообщает "Российская газета" в номере от 7 октября. "Стенды 60 экспонентов - так сильно здесь мало кто представлен - и в самом деле показывают, с каким размахом, фантазией и творческим подходом продолжает строиться Москва. Знакомство с проектами, представленными на суд посетителей выставки, мэр начал с экспозиции компании "Интеко", которую, как известно, возглавляет его супруга Елена Батурина. Это не помешало Юрию Михайловичу искренне изумиться: "Какая интересная застройка, я ее еще не видел", - остановился он возле макета бизнес-центра "Космо-парк", который планируют возвести в долине реки Сетунь. Что, впрочем, неудивительно. Ведь идут пока только предпроектные работы. Так что обсуждение проекта на общественном градостроительном совете еще впереди... Но то, что архитекторы предлагают застройку действительно не рядовую, уже очевидно. Состоит "Космо-парк" из трех зон: жилой, где восьмиэтажное здание делится на апартаменты внизу и четырехэтажные виллы наверху, офисный - в виде трех прозрачных полусфер, и многофункционального центра в форме разрезанного кольца", описывает проект газета. "Привлекли внимание посетителей выставки и проект реконструкции стадиона "Динамо", реализация которого начнется уже в ноябре, когда футболисты сыграют последний матч на первенство России, а также реконструкция квартала на улице Тверской? За зданием "Известий", где планируется возвести комплекс элитных отелей, апартаментов и офисов... Всего же, как подчеркнул, говоря о масштабах строительства в городе, Юрий Лужков, до 2020 года Москва планирует построить одного жилья 90 миллионов квадратных метров, а до 2015 года - вложить из городского бюджета 1 триллион 300 миллиардов рублей, или 48 миллиардов евро, на строительство дорог и дорожной инфраструктуры... Решать, что выгоднее для города и бизнеса в каждой конкретной ситуации, будет специально созданная рабочая группа во главе с первым заместителем мэра, руководителем экономического комплекса Юрием Росляком. В состав ее вошли руководители департамента экономической политики и развития города Марина Оглоблина, департамента имущества города Владимир Силкин и другие. "А вот Владимира Ресина и Евгения Пантилеева вы в этом списке не увидите, - заметил Юрий Лужков. - Это сделано для того, чтобы они не смогли лоббировать интересы той или иной компании"".

"Сегодня отмечается Всемирный день архитектуры", сообщают "Новые Известия" в номере от 6 октября. "К этому событию решено приурочить общественную акцию - в течение двух ближайших уикендов все желающие смогут познакомиться с самыми последними достижениями московской архитектуры. По мнению многих экспертов, Москва пребывает на обочине архитектурной моды. Однако и у нас кое-где попадаются только что возведенные дома, к которым не стыдно водить экскурсии... По признанию главного архитектора Московского Кремля Андрея Баталова, силуэт столицы меняется буквально на глазах. Господину Баталову в течение двух-трех лет приходилось едва ли не каждый день глядеть на Москву с высоты птичьего полета. И всякий раз на горизонте обнаруживалось какое-то новое строительное тело, меняющее всю картину. Колокольню, однако, не открыли - Кремль не готов к такому обзору... Все давно смирились с тем фактом, что Москва - город не ансамблевый, что здесь один дом конкурирует с другим, новодел выталкивает "старичка", деньги перевешивают здравый смысл. Короче, все как в жизни", констатирует газета. "Между тем среди россыпей китча и стандартной офисной застройки знающие люди умудряются отыскивать если и не шедевры, то вполне оригинальные вещи. За пять лет набралась двадцатка зданий. Среди объектов выделяется, например, жилой комплекс "Парус" - обладатель премии "Дом года-2007"... Другое знаковое сооружение последнего времени - здание театра "Мастерская Петра Фоменко"... По части офисных строений Москва тоже стала двигаться вперед. По крайней мере архитекторы делают упор на стекло и металлические конструкции, что сразу облегчает и осовременивает их проекты... Наконец, одним из самых горячих направлений в архитектурной практике остается перестройка промышленных объектов. Особо отличилась в этом плане территория вокруг Курского вокзала. Помимо "Винзавода", где идет перманентный ремонт и пока не наблюдается ясной архитектурной идеи, в районе вместо заводов скоро появятся дизайнерские центры и клубы".

Дорожное строительство

"В Москве начнут строить полосы только для общественного транспорта", сообщают "Новые Известия" в номере от 10 октября. "В среду заместитель руководителя столичного Департамента транспорта и связи Александр Воробьев заявил о том, что на крупных магистралях города вскоре будут выделять отдельные полосы для общественного транспорта. Строительство такой полосы на Волоколамском шоссе начнется уже в 2009 году. Впоследствии общественный транспорт станет курсировать по отдельным полосам на Ленинградском шоссе и Ленинском проспекте. Не исключено, что такие полосы будут отгораживать от остальных специальным бордюром. По задумке городских властей, ускорив движение автобусов и троллейбусов, можно будет добиться того, что многие автомобилисты пересядут в общественный транспорт. А это, в свою очередь, разгрузит улицы", пишет газета. "Мнения экспертов относительно этой идеи разделились. "Если частные авто не будут пускать на эти полосы, то, возможно, это ускорит движение", - заявил "НИ" председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. "Это бессмысленная трата времени и денег, - выразил "НИ" свое мнение президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. - На проспекте Вернадского уже есть полоса только для общественного транспорта, но по ней как ездили автовладельцы, так и ездят"... Представители Госавтоинспекции видят в реализации проекта ряд трудностей. "Строить такие полосы надо, но сначала нужно решить ряд технических задач, - пояснил "НИ" начальник отдела организации дорожного движения ДОБДД МВД РФ Сергей Соболев. - Для общественного транспорта планируют отдать крайние правые полосы, но ведь по правилам перед поворотом автомобиль должен перестроиться в крайний правый ряд. Как же это сделаешь, если там может проехать только общественный транспорт?"

Гаражное строительство

"Столичные власти ломают голову над тем, где людям хранить машины", пишут "Новые Известия" в номере от 9 октября. "Именно на это направлена программа гаражного строительства на 2008-2010 гг., которая предусматривает создание 400 тыс. машиномест. Это соответствует 16 млн. кв. метров и сопоставимо с программой жилищного строительства в городе... Не секрет, что москвичи до сих пор не привыкли платить за гаражи. Сегодня выбор стоит между бесплатным хранением автомобиля во дворе и достаточно дорогим удовольствием - гаражом (даже если это гараж, построенный на средства города и арендуемый). Осознание того, что машина в мегаполисе должна иметь оплачиваемое организованное место хранения, пока не стало нормой... Другая проблема связана с протестными настроениями жителей, когда гаражи сооружаются с привлечением средств инвесторов, и затем их предлагается выкупать по коммерческой цене. Особенно резко выступают против строительства гаражей москвичи, не имеющие автомобилей: они убеждены, что условия их жизни ухудшатся. Специалисты приходят к выводу: строить гаражи необходимо либо за счет бюджетных средств города (с последующей сдачей в аренду), либо за счет самих автомобилистов, живущих в районе", констатирует газета. "Например, недавно появились современные парковки-карусели. Сегодня ни один дом бизнес-класса не строится без подземной парковки, и даже в типовых домах новых районов строятся подземные гаражи. Появились парковки и на крышах офисных и торговых центров. Есть оригинальные идеи по строительству парковок в центре города, который особенно страдает от дефицита мест организованного хранения. Например, автостоянки в недалеком будущем разместятся на дебаркадерах на Москве-реке".

Реставрация и разрушение памятников архитектуры

"В среду на Таганской площади, 88 снесли незаконную пристройку к дому конца XVIII - начала XIX века", сообщают "Известия" в номере от 9 октября, развивая тему, поднятую еще в январе. "Напомним, дом на углу Таганской площади и Гончарной улицы появился не позже 1782 года. Это были подвал и первый этаж существующего здания, построенные на усадьбе купца Кирилла Степанова. После пожара 1812 года обгоревший каменный дом перестроил новый владелец, купец Василий Филиппович Колесников. К 1817 году дом приобрел современные габариты и внешний вид. Представитель таганского купечества Колесников придал своему дому благородный вид в стиле послепожарного классицизма. В декабре 2005 года дом N 88 - памятник архитектуры регионального значения - у предыдущего собственника купила некая Анна Зарицкая. Купила на себя как на физическое, а не юридическое лицо... Летом 2007 года здание изменилось до неузнаваемости... были снесены фронтоны и сбиты белокаменные венчающие карнизы, после чего над старыми стенами появилась кривая нависающая мансарда из гофрированного железа. Сзади был пристроен трехэтажный объем с металлическим каркасом, во дворе вырыт котлован. Происшедшее с домом квалифицируется как разрушение и капитальное строительство. И чиновники Москомнаследия обратились в суд", пишет газета. "8 мая 2008 года Таганский суд лишил Анну Зарицкую прав собственности на дом купца Колесникова и вернул его в собственность города... госпожа Зарицкая должна получить полную стоимость дома за вычетом ущерба, который она нанесла зданию пристройками, и суммы, которая потребуется для восстановления особняка в первозданном виде. Параллельно собственное следствие вела Таганская прокуратура. Но пока судейские скрипели перьями, на Таганке стучали отбойные молотки и шипела сварка. Хозяйка дома, наплевав на все суды, возводила пристройку". В Москомнаследии данные действия оценили как самострой, уточняет газета; за это хозяйка вновь предстанет перед судом. "Вернуть зданию былой вид планируют к концу 2009 года".

Вероника Шарова