Сегодня Европарламент принял резолюцию по Белоруссии, которая призвала белорусские власти изменить избирательное законодательство, соблюдать права человека и отменить смертную казнь. Европарламент поддержал решение Минска не торопиться с признанием Южной Осетии и Абхазии и стремление к независимости. В резолюции содержится призыв продолжить диалог с Белоруссией и на шесть месяцев приостановить действие санкций в отношении чиновников, непричастных к нарушению демократических стандартов в ходе выборов, упростить процедуры получения шенгенских виз для белорусов, снизить стоимость виз и усилить поддержку гражданского общества. Специально для ИА REGNUM это решение комментирует белорусский эксперт Юрий Шевцов.

Примирение Беларуси и Запада

Европейский парламент принял резолюцию о временной приостановке санкций против Беларуси. Но в общем это решение уже принципиального значения не имеет. Примирение началось по всем направлениям и остановить его уже никакое бюрократическое решение не сможет. Санкции заключаются в основном в запрете на въезд в страны ЕС примерно 40 высших чиновников Беларуси и должностных лиц, которых на Западе полагают особо ответственными за преследования оппозиции и вообще за нарушения демократии. Теоретически к этим санкциям полагается еще и замораживание счетов этих лиц в европейских банках, запрет на любые сделки в Европе, кроме покупки еды и оплаты медицинских услуг и жилья. Но на деле эта часть санкций в жизнь не проводилась. Также к санкциям относится запрет на прямые контакты с этими лицами вне территории Европы, а также на контакты на равном уровне с большинством руководителей белорусских министерств и ведомств.

Теоретически предполагалось, что эти санкции должны вызвать раскол внутри белорусского правящего класса, лишенного возможности выводить свои деньги в европейские банки, отдыхать в странах ЕС и совершать там покупки. А далее должна была произойти революция против "последнего диктатора Европы".

США пошли в санкциях дальше: начали искать счета А.Лукашенко и его окружения, а также помимо дипломатических санкций заморозили счета трех белорусских субъектов хозяйствования на своей территории. Одним из этих субъектов оказался крупнейший белорусский концерн Белнефтехим. Поэтому к экономическим санкциям США в Беларуси отнеслись серьезно, хотя непосредственного экономического урона они практически не нанесли. Именно в ходе конфликта вокруг экономических санкций США в текущем году из Минска изгнали почти весь персонал посольства США. Включая посла. Решение ЕС приостановить, а фактически - частично отменить санкции - это открытое поражение политики Запада относительно Беларуси. Основная цель санкций не достигнута: Лукашенко остается у власти, система власти в Беларуси остается авторитарной, союз Беларуси и России сохраняется.

Почему Запад пошел на это? Ведь санкции Запада никак всерьез на политической ситуации в Беларуси не отражались. Власть А.Лукашенко ныне крепка как никогда, а белорусская оппозиция - слаба и расколота как никогда. Экономика Беларуси развивается самыми быстрыми в Европе темпами: ВВП растет обычно со скоростью 10-11% в год, промышленность (в основе - перерабатывающая) - 13-17% в год. Внешнее давление на Беларусь не смогли организовать даже США, несмотря на скандальное изгнание почти всего американского посольства и дружбу Лукашенко с Ахмадинеджажом и Чавесом. Насколько далеко может зайти это примирение?

Прежде всего важно, что инициатором примирения выступила Беларусь. Запад просто отвечает взаимностью. На Западе, особенно в ЕС давно сформировалось понимание бессмысленности санкций против Беларуси. Но нет ни единства, ни понимания: что же все-таки с Беларусью делать и как строить отношения. Любые попытки Лукашенко поискать взаимопонимания там - находят быстрый отклик, ибо дают хоть какую-то надежду Западу на то, что там называют "демократизацией Беларуси" и на вывод ситуации вокруг РБ из дипломатического тупика.

Реальной изоляции Запад Беларуси устроить не смог. В ЕС даже образовалось группы стран, которые имеют особую политику относительно РБ. Это - восточно-европейские государства-соседи Беларуси. Несмотря на полярность идеологий, экономическое сотрудничество между Беларусью и соседними странами растет очень быстро. Оно перешло на стратегический уровень. Особенно между Беларусью и Украиной и Литвой. Восточно-европейские страны в целом стали как они говорят, "адвокатами" Беларуси в ЕС. Великобритания и Голландия составили вторую группу "пробелорусских государств" ЕС: за последние 5-7 лет именно эти страны стали основными потребителями продукции белорусской нефте-химической промышленности. Именно за счет профицитной торговли с ними Беларусь имеет возможность хоть как-то закрывать дефицит в торговле с Россией. Особые экономические отношения выстроила с Беларусью Австрия. двойственное отношение к Беларуси у Германии, Италии, Франции. По некоторым экономическим позициям и исходя из соображений стратегии у них имеются свои интересы в Беларуси (французская компания AREVA даже участвует в тендере на строительство АЭС в РБ), но есть и сдерживающие факторы.

В целом Запад не смог сформировать вокруг Беларуси кольцо изоляции, которое удалось в свое время создать вокруг Югославии. Более того, Запад вообще лишен возможности выстроить единую политику относительно Беларуси в силу наличия сильных групповых интересов относительно Беларуси разного толка у разных стран. Поэтому инициатива в примирении и динамика самого примирения определяются, в конечном счете, в Минске. Авторитарные системы вообще при наличии внутренней стабильности более мобильны и энергичны во внешней политике, чем "развитые демократии". Зачем примирение Беларуси и чем руководствовалась Беларусь?

Из внешних факторов одним из основных выступило понимание опасности оказаться совершенно в иной ситуации после ратификации Лиссабонского договора и выборов в Европейский парламент. Как раз к белорусской президентской компании 2011 года. К 2011 году ЕС имеет возможность после ратификации ЛД создать достаточно сильный союзный центр и институт реально единой внешней политики. Этот институт просто в силу массы экономической мощи, которая стоит за ним, окажется очень опасным для небольшого 10-миллионного государства. При всей раздробленности Европы относительно борьбы с "режимом, угнетающим белорусов", Беларусь оказывалась чуть ли идеальным поводом проверить эффективность этого института. Президентская компания 2011 года могла перерасти в сильный конфликт с бюрократической верхушкой ЕС. ЕС мог бы реально ввести и экономические санкции и вообще создать множество дорогостоящих проблем.

Другим важным внешним фактором является рост цен на углеводороды. Беларусь страдает от роста цен на углеводороды двояко - и в силу зависимости от монопольного поставщика газа - России (еще и 80% энергии в Беларуси - газ). И в силу индустриального характера своей экономики, в основе которой крупное промышленное производство. Эта проблема нерешаема за счет простой диверсификации источников углеводородов. В 2006 году в ходе президентских выборов Лукашенко провозгласил курс на достижение энергетической безопасности за счет множества факторов. Важнейшим из них является технологическая модернизация промышленности. А технологии могут прийти в основном из Европы. Сам курс на энергетическую безопасность программировал в какой-то момент переход Беларуси к более тесному сотрудничеству с ЕС. Но без стремления вступить в ЕС. В этом и есть смысл примирения: сотрудничать, но не сливаться.

В текущем году оба фактора слились. Кроме того, восточно-европейцы оказались редкостно заинтересованы в сотрудничестве с Беларусью именно сейчас:

- Литва должна в 2009 году закрыть Игналинскую АЭС, которая дает около 80% энергии этой стране и позволяет ее экспортировать в Латвию и другие соседние страны. Создать энергомост из Польши в Литву не удалось. Польша затребовала слишком большую долю в будущей новой Игналинской АЭС, которую еще предстоит построить. Оптимальным, а может и реально единственным решением проблемы является поставка энергии в Литву, Латвию, возможно Калининградскую область и Эстонию с западно-украинских АЭС через Беларусь. Вопрос неотложный. Дотянули до последнего.

- В регионе Каспийского моря добыча углеводородов вышла на заметные уровни. Проблема загрузки нефтепровода Одесса-Броды стала актуальной. Однако достроить трубу от Брод до Плоцка и Гданьска в Польше опять же восточно-европейцы в силу своей раздробленности не смогли. Но существует простейшее решение - одну из трех труб, идущих от белорусского НПЗ в Мозыре, модернизировать под прокачку нефти на этот НПЗ от Брод. Если это сделать, тогда неизбежно надо делать и небольшую перемычку по территории Беларуси между южной и северной частями нефтепровода "Дружба", чтобы поставлять нефть через Украину еще и на Новополоцкий НПЗ. А от Новополоцка существуют трубы к терминалам Клайпеды, Бутинги, Вентспилса и к Мажейкяйскому НПЗ в Литве.

Как минимум,эти два важнейших вопроса являются предметом очень большой заинтересованности восточно-европейских стран и влекут за собою множество менее эффектных, но очень важных иных проектов. У Беларуси сложилась великолепная возможность разрешить за счет двустороннего сотрудничества с соседями ряд собственных задач:

- диверсифицировать источники поступления нефти и электроэнергии;

- получить компенсацию со стороны Литвы и частично Латвии за энергомост с Украины в виде гарантированного дешевого транзита к их портам и мощности в этих портах; это особенно важно в связи с резким ростом белорусской активности в странах третьего мира.

- получить более широкий доступ к украинскому рынку.

Сложилась уникальная ситуация, когда соседние восточно-европейские страны, сливаясь в собственный единый блок, просто вынуждены ради решения собственных стратегических проблем отстаивать интересы Беларуси перед остальной частью Запада.

Основные проекты, которые должно открыть примирение, были обозначены в ходе переговоров по экономическим темам на протяжении последних двух-трех лет. Само примирение готовилось несколько лет: наращивался взаимный товарооборот по особым моделям и т.д. С Украиной, например, товарооборот Беларуси вырос за примерно 4 года с примерно 500 млн долларов до более чем 5 млрд в текущем году. Белорусские грузы стали ключевыми для портов Клайпеды и Вентспилса, также, как и белорусский транзит для этих стран.

Примирение должно сделать возможными следующие проекты, обозначенные в ходе переговоров премьеров Беларуси и Литвы в Друскининкяе, вице-премьеров Беларуси и Украины в Киеве, совсем недавно и еще ряда подобных встреч. Это проекты:

1. Создание энергомоста от Хмельницкой и в основном Ровенской АЭС в Литву. Позднее, после строительства белорусской АЭС, Литва также получит часть этой энергии. Часть украинской энергии также будет предназначена Беларуси. С конца следующего года энергетическая безопасность Литвы, а также частично Латвии и Калининградской области будут в руках Беларуси.

2. Литва за это обеспечивает дешевый транзит белорусских грузов в Клайпеду. Беларусь требует дешевого транзита в Калининградскую область. Может и удастся. Клайпеда будет гораздо больше, чем ныне, переваливать белорусских грузов. В том числе предполагаются поставки нефти в заметных объемах через Клайпеду и Бутингу в Новополоцкий НПЗ. При такой модели взаимной зависимости становится возможно обсуждать вопрос о больших приобретениях самих портовых мощностей Беларусью в литовских портах и в латвийском Вентспилсе. Клайпеда может стать основным морским портом Беларуси.

3. В зависимости от того, будет ли достаточно нефти для прокачки ее через Украину в Беларусь находится вопрос о модернизации трубы Броды-Мозырь. Если США и Запад в целом решат проблему прокачки нефти через Грузию, тогда транзит Броды-Мозырь будет иметь смысл. Если нет, все равно какие-то объемы нефти через Украину завести в РБ будет выгодно под рынок нефтепродуктов центральной и западной Украины. Эта тема стала актуальной.

4. Беларусь и Украина доросли до создания крупных машиностроительных предприятий. Ключевым из этих проектов стало создание филиала Минского тракторного завода под Киевом мощностью 10-12 тысяч тракторов. Это будет самый крупный сборочный завод МТЗ вне РБ. Возможно, только в Венесуэле со временем будет крупнее.

5. С Польшей обсуждается строительство двух или более угольных электростанций в западной части Беларуси: уголь поставлять из Силезии, электричество экспортировать в Польшу. Важные, может быть, спасительные для шахтеров Катовиц проекты. Диверсификация источников энергии - для РБ.

6. Также с Польшей идут обсуждения быстрого строительства своими силами или иным образом второй очереди российского Ямальского газопровода на своей территории. Объявлено, что РБ готова в два раза за короткий срок увеличить транзит российского газа по своей территории, т.е. и по территории Польши и Украины. Это стало особенно актуально в белорусско-польских отношениях после войны в Южной Осетии. Потоки казахских углеводородов вполне могут прийти в РБ не через Грузию, как полагали в прошлом году или еще весной, а - через Новороссийск-Одессу или по континентальным трубопроводам из России.

Примирение также означает "вламывание" РБ с помощью, в основном, соседних восточно-европейских стран внутрь европейского экономического пространства. В основном Беларусь интересуют инвестиции и технологии. Западной Европе предложено участвовать в начавшейся белорусской Большой приватизации. Уже определились примерные сферы интересов капитала из разных стран. Немецкий капитал интересуется прежде всего нефтехимией. Австрийский - инвестирует в некоторые крупные металлургические и машиностроительные предприятия и т.д. В ноябре в Лондоне намечен крупный белорусский инвестиционный форум. Туда подготовлены 72 инвестпроекта. Некоторые из них ключевые для Беларуси - модернизация Минского автомобильного, Минского тракторного заводов, расширение и модернизация ПО "Азот" в Гродно и другие. Обычно в Беларуси говорят про готовность Германии и Австрии быстро инвестировать не менее 10 млрд долларов.

Примирение в конечном счете должно привести к быстрому росту капитализации Беларуси. Сегодня белорусская собственность недооценена.

Все эти проекты связаны в основном с реальным сектором экономики. И вырастают как следствие быстрого роста промышленности Беларуси. Отсюда не очень большое внимание РБ к политической и идеологической сторонам примирения. Ведь то, что происходит - это не "оранжевая революция сверху". Речь идет в основном о расширении возможностей для взаимовыгодного сотрудничества РБ с европейскими странами. Поэтому политическая напряженность и идеологическая конфронтация между Беларусью и Западом вряд ли исчезнут. Разве что немного ослабятся. Также и в области безопасности. Беларусь стремится сохранить и усилить военный союз с Россией. Никакого взаимного доверия и симпатии между белорусским руководством и Западом не возникает. Оппозиция в Беларуси как была маргинальной, ограничиваемой властью антисистемной силой, опирающейся на Запад, так и осталась.

А потому происходящее примирение полностью укладывается и во вторую линию внешней политики РБ - сохранение и углубление союза с Россией. Таможенный союз с РФ и Казахстаном, новые возможности Союзного государства - это все не балансирование между двумя мирами. Это отражение необычной для восточно-европейского государства логики внешней политики. Беларусь строит внешнюю политику, отталкиваясь в основном от интересов собственной крупной промышленности. Эта промышленность выросла и модернизируется и ей необходимы новые рынки и возможности. Примирение - это не переход Беларуси в стан Запада. Это - просто усиление позиций РБ еще и на Западе и особенно в своем регионе восточной Европы, в силу роста собственной экономической массы. А опора все-таки остается на союз с Россией. Просто теперь в этом союзе Беларусь начинает представлять не только себя, но и во все возрастающей степени часть восточной Европы, настроенную по отношению к России доброжелательно и даже союзнически.

Это особенно важно на фоне начавшейся глобальной рецессии. Россия может избежать втягивания в слишком ожесточенное противостояние в восточной Европе. Белорусское примирение с Западом успокаивает часть потенциальных противников России как раз в момент обострения ситуация вокруг Украины.