Кандидат в мэры должен предложить образ будущего Новосибирска: интервью с новосибирскими политконсультантами

Новосибирск, 8 октября 2008, 18:42 — REGNUM  

В Новосибирске стартовал политический сезон, главным событием которого станут выборы мэра областного центра весной 2009 года. Новосибирские СМИ ищут потенциальных кандидатов на этот пост. О своём желании участвовать в выборах заявили экс-сенатор от Костромской области Иван Стариков (в 1999 и 2003 гг. он баллотировался в губернаторы Новосибирской области), депутат Новосибирского облсовета Николай Мочалин и действующий глава города Владимир Городецкий, который занимает свой пост с 2000 года. О своей поддержке Городецкого публично заявили глава региона Виктор Толоконский и спикер облсовета, лидер новосибирских единороссов Алексей Беспаликов. Однако официально представители "Единой России" пока не озвучили, какого кандидата выдвинет партия.

Какой будет избирательная кампания и что должен сделать потенциальный кандидат для победы? Об этом корреспонденту ИА REGNUM 8 октября рассказали управляющие партнеры агентства "Б-52" Дмитрий Петров и Дмитрий Кривленя (стратегические маркетинговые коммуникации, политический консалтинг):

ИА REGNUM: На прошлых выборах мэра Новосибирска в 2004 году развернулась жёсткая борьба между действующим главой города Владимиром Городецким и медиамагнатом, экс-председателем ГТРК-Новосибирск Яковом Лондоном. Городецкий смог победить только во втором туре, причём, после вмешательства областных властей и с помощью консолидации политической и деловой элиты города. Какими будут выборы на этот раз? Многие предсказывают скучную кампанию с предсказуемым победителем - Владимиром Городецким.

Дмитрий Петров: Действительно, большинство аналитиков считает, что серьёзной борьбы не будет, серьёзных соперников у действующего мэра не появится. Всё-таки Старикова нельзя считать достойным оппонентом. Есть два варианта развития событий. Первый, - это если будет Городецкий и какое-то количество статистов. С разной степенью активности. Возможно, что и Стариков найдёт какое-то финансирование под свою кампанию. Не исключаю появления еще нескольких фигур второго-третьего порядка. Могут коммунисты выставить кого-то, по принципу "не догоню, так согреюсь". Вряд ли это будет Локоть (Анатолий Локоть - депутат Госдумы РФ, первый секретарь Новосибирского обкома КПРФ - ИА REGNUM).

Есть еще только что образовавшийся союз на правом фланге. Хотя официально они не успеют пройти регистрацию, но, тем не менее, они для разогрева могут кого-то выставить. Второй сценарий, - это если у Городецкого появится серьёзный оппонент с хорошим финансированием, вполне возможно, что с привезёнными технологами. Но вряд ли на это решится кто-то из деловой или политической элиты Новосибирска. Скорее это будет фигура федерального масштаба. Такой сценарий существует, но он менее вероятен, чем первый.

Дмитрий Кривленя: Я не думаю, что выборы будут скучными или вялыми. Напряжение вызовет как минимум два момента. Первый - это позиция Минэкономразвития, которое отодвинуло Новосибирск в своих планах уже чуть ли не в третий эшелон городов. Поэтому борьба может быть необязательно с кандидатом-оппонентом, она может вестись с другими регионами. То есть для того, чтобы мы сейчас пошли выбирать мэра, ему нужно показать, что город как минимум оставляет за собой позиции административно-территориального центра Западной Сибири, а вообще - надо делать что-то большее. Нужен рывок. Сейчас мы выглядим лучше, чем многие соседние города. Но этого мало. Потому что Новосибирск нужно сравнивать не с соседними городами, а только с двумя - Москвой и Санкт-Петербургом. Второй момент - мэр будет неизбежно выдвинут или поддержан "Единой Россией", а все понимают, что эта партия всегда задаёт планку: то есть мы поддерживаем, но ставим определённые условия. В хорошем смысле. Надо заручиться как можно более широкой поддержкой.

Дмитрий Петров: На самом деле, победа может быть разной. Победить можно с результатом 52% голосов при явке 20-25%, то есть в итоге всего 13% избирателей выберут мэра. И победа может быть при явке 50% с результатом 60-70% голосов. Совсем другая картина.

Дмитрий Кривленя: Зная нашего мэра, мне кажется, он не из тех людей, которому нужно, что называется, "лишь бы пролезть". В прошлый раз он победил в достойной борьбе. И в этот раз она может быть. В принципе, сейчас Новосибирск - очень благоприятная территория для прихода варяга. Мэр идёт на третий срок - это всегда чуть больше нормы. То есть, в принципе, можно идти. Чем регион хорош - ни в городе, ни в области нет интересов каких-либо финансово-промышленных групп. То есть территория свободна. Есть возможность сюда зайти с нуля. На тебе, строй мосты, аэропорты и так далее. В целом это просто вопрос - согласуют или не согласуют кандидатуру на федеральном уровне.

ИА REGNUM: Какие темы будут обсуждать в ходе кампании? Четыре года назад основное внимание оппоненты Владимира Городецкого уделяли проблемам ЖКХ, точечной застройке, плохим дорогам, коррупции. Повторятся ли атаки в этих сферах?

Дмитрий Петров: Если мы говорим про критику, то я думаю, часть вопросов осталась. Те же дороги. Даже при их активном строительстве - всегда есть, что сказать, что показать. И вопросы, связанные с теми крупными федеральными проектами, которые город и область упустили - например, Сибирский федеральный университет, который организовали в Красноярске и так далее. Вопросы рекреационных зон в городе, парков, которые активно обсуждались весной (в нескольких парках и скверах Новосибирска были организованы несанкционированные митинги и пикеты протеста против вырубки деревьев под строительство - ИА REGNUM). Тот же генплан можно критиковать, хотя мало кто что о нём знает и понимает, но, тем не менее, можно раскручивать эту тему.

А вот если говорить о мэре и его команде, то им нужно перепозиционировать главу города. Если на прошлые выборы он шёл, как крепкий хозяйственник, с лозунгом "Стабильность и развитие", с акцентом всё-таки на стабильности, то в эту компанию этого уже недостаточно. Я думаю, единственное, что может найти отклик у людей, в том числе думающих, это какие-то серьёзные системные планы и проекты. Мэр должен показать себя как стратег. Человек, который смотрит не на год-два вперёд, а чуть дальше. Новосибирску сейчас очень важно создать образ будущего. Есть такой определённый комплекс, сформированный в последние годы, что Новосибирск теряет свои позиции, что у соседей в огороде картошка больше, кабачки толще. И это активно обсуждается. Отчасти это имеет основания, отчасти нет. Но самое главное, чего сейчас нет в сознании новосибирцев - это понятная карта будущего.

Третий мост через Обь - хорошо, но это всё решение существующих проблем. Надо говорить уже о четвёртом и пятом, и как-то это планировать. Надо говорить о системном решении транспортной проблемы сейчас, а не тогда, когда мы окончательно встанем, как Москва. Если мэр будет строить свою кампанию не по принципу отчёта о проделанной работе, а всё-таки акцент делать на будущем, это будет более эффективно. Потому что своё будущее города и чёткий план его развития может представить кто-то из конкурентов, и тут могут возникнуть сложности. Важно не упустить эту пальму первенства.

Дмитрий Кривленя: На самом деле проекты есть, есть много грандиозных идей, - я это понимаю по общению в мэрии. У мэра есть определённый статус, он сопредседатель многих организаций, в том числе, международных, он вхож во многие кабинеты в Москве, как говорят. Но ему нужно стать публичным ещё и в Новосибирске. А здесь его все видят, действительно, как хозяйственника, - ну тепло дали, дороги строят. И, кстати, чем злее будет противник, тем лучше для мэра в каком-то смысле. Может быть, это вынудит больше амбициозных проектов на публику выносить.

Дмитрий Петров: Здесь есть ещё два момента. Первое, это внимание к малому и среднему бизнесу. Сейчас есть какие-то попытки общения с этими людьми, проводят встречи в администрациях районов. Но этого мало. Порядка 60-70% избирателей работает в сфере малого и среднего бизнеса. Это значительная часть экономики. Делать ставку на учителей, медиков и госслужащих было бы неправильно. А сегодня у мэрии системного диалога, какого-то частно-государственного партнёрства, честно говоря, не видно. И если, действительно, кто-то из оппонентов перехватит инициативу и начнёт предлагать бизнесу какие-то интересные перспективы, то есть опасность, что бизнес может легко перейти на другую сторону.

И второй момент - перевести разговор с языка чиновников, канцелярских программ на понятный доступный язык. Мы были на Сочинском экономическом форуме. Мне очень понравилась там стратегия одного из регионов. У них текст изложен по главам: "В семье родился ребёнок", "Ваш ребёнок пошёл в школу" и так далее. То есть они взяли жизненный цикл человека, и, в зависимости от жизненного цикла, они излагают, как будет развиваться регион. Простым языком. У Красноярска была замечательная книжка комиксов, посвящённая бюджету. Это нормально. Люди не мыслят цифрами, столбиками, диаграммами. Ну вы много делаете хорошего. Ну переведите на язык массовой культуры. Это вот пока одно из слабых мест в деятельности мэрии.

Дмитрий Кривленя: Есть еще один фактор, который может отразиться на предстоящих выборах. Это мировой экономический кризис, который медленно, но верно подбирается к России. Он уже пришёл на банковский рынок, на строительный. На те сферы, на которые Новосибирск очень долго опирался. Мы одни из лучших за Уралом по темпам строительства жилья. По некоторым данным, средние строительные конторы уже лежат на боку, а мелкие - просто на грани разорения, уже встали. Я не говорю уже о дефолтах, невыплатах зарплаты... Это проблемы большого города, к нам первым это и прилетит. Кризис может смешать все карты, надо это учитывать.

ИА REGNUM: В 2004 году мэру пришлось сражаться с телевизионным ресурсом, основные атаки на администрацию города шли именно в электронных СМИ. Какие каналы донесения информация будут актуальны в предстоящей кампании? Появятся ли какие-то новые приёмы? Например, в "Живом журнале" уже появился блог Владимира Городецкого, хотя в мэрии заявляют, что не имеют к нему отношения.

Дмитрий Кривленя: Роль интернета выросла с точки зрения пиара. Уже несколько скандальных кампаний в интернете было в отношении крупных коммерческих компаний в Новосибирске, то есть это работает. По крайней мере, в Новосибирске, где проникновение сети просто колоссальное. А второе, это те пикеты в парках, которые мы наблюдали весной, в начале лета. Я не буду повторять все эти лозунги, которые там были (протестующие требовали отставки главы региона Виктора Толоконского и мэра Новосибирска Владимира Городецкого - ИА REGNUM). Были стычки в зелёных зонах, были перекрытия дорог. И это весной, когда выборами еще не пахло. Это кто-то сумел организовать, нашёл на это деньги. Будет востребована и полиграфическая продукция. Ведь донести содержание своей программы до избирателя нужно. А если борьбы в избирательной кампании не будет, то сделать это будет сложно. Придётся попотеть над полиграфией, чтобы ты это прочитал.

Дмитрий Петров: Я думаю, что потенциальный соперник будет использовать немедийные ресурсы. Не секрет, что с большинством СМИ у действующей администрации договорённости есть, и определённая лояльность достигнута. А ресурсы местного телевидения сейчас не так уж велики - 2-3 новостные программы, несколько спецпроектов и всё. И те "партизанские" методы, о которых сказал Дмитрий, и интернет - они будут эффективнее. С точки зрения количества вложенных денег на результат. Скорее всего, в арсенале будут все каналы донесения информации - и несанкционированные митинги, и пикеты, и граффити, и листовки.

ИА REGNUM: С точки зрения политтехнологий, какие события могут быть интересны для избирателя на выборах мэра? Появятся ли яркие креативные решения, как в прошлую кампанию, когда штабы кандидатов активно играли "в города", противопоставляя фамилии Городецкий-Лондон и города Новосибирск-Лондон?

Дмитрий Кривленя: Это зависит от подхода. Если потешить себя любимого - это одно дело. На мой взгляд, нужно делать что-то для удовольствия, но с пользой. Например, на прошедших выборах Госдумы РФ и президента мы придумали несколько праздников. Абсолютно искусственных, таких, например, как "Новодень" и "Колотун", но теперь, надеюсь, они будут повторяться ("Новодень" - 29 февраля 2008 года в центре Новосибирска сотни людей запустили в небо воздушные шары, на которых были записаны те дела, которые откладывали четыре года, и успели сделать в этот день. "Колотун" - в ноябре 2007 года в пойме реки Каменка в Новосибирске прошёл фестиваль, на котором более тысячи молодых людей взяли в руки барабанные палки и колотили по огромным бочкам, - ИА REGNUM). "Колотун" был заметен даже на федеральном уровне. Да, рассчитано на молодёжную аудиторию, но это лучше, чем просто листовки бы раздали. Если можно зажечь молодёжь, почему бы и нет. Такие вещи интересны. Тем более Новосибирск - город креативный, и воспринимает это нормально.

Дмитрий Петров: Владимир Городецкий сказал как-то, что не надо делать в избирательной кампании ничего такого, что в дальнейшем не имело бы продолжения. Мне эта позиция очень симпатична. И я всегда в роли политтехнолога этот подход пропагандирую. Многие наши клиенты, такие, например, как Вениамин Пак (депутат Новосибирского облсовета - ИА REGNUM) его разделяют. То есть люди понимают, что задача выборов - это не просто продать определённый товар, то есть кандидата, но и развивать его идеи и программы. Если мэрия будет придерживаться этого принципа, то избирательная кампания реально должна принести пользу городу. А не просто потратить кучу денег, чтобы доказать, что Городецкий - молодец, а кто-то другой - плохой.

ИА REGNUM: Некоторые эксперты говорят, что выборы мэра уже неинтересны политическим игрокам, потому что всё решено. И сейчас начинается двухгодичная кампания по избранию депутатов горсовета Новосибирска, ведь полномочия нынешнего созыва заканчиваются весной 2010 года. Это так?

Дмитрий Петров: Я бы даже сказал, что нужно рассматривать три кампании: по выборам мэра, горсовета Новосибирска и облсовета. Конечно, всё это связано. Каждый заметный политик будет отстаивать свои интересы. Это политические сделки в хорошем смысле слова, когда я готов тебе помочь на выборах мэра, но у меня есть собственные интересы, например, по поводу своих депутатов городском совете.

Дмитрий Кривленя: Это нормальный процесс, заручение поддержкой. Мы помним те времена, когда в Новосибирске был бунтующий горсовет конца 90-х, когда было противостояние с мэрией, так называемые тарифные войны. Ни к чему хорошему это не приводит. Поэтому заранее заручиться поддержкой мэра и, наоборот, депутатов, - это нормально. Потому что есть успешные депутаты, благодаря которым город, действительно, развивается. Причём не только выпускаются какие-то газеты, а строятся детские площадки, городки, устраиваются соревнования. Я не думаю, что это происходит в борьбе с мэром. Наоборот, это может состояться только во взаимодействии.

Дмитрий Петров: Элита в Новосибирске - достаточно гомогенна, консолидирована. Есть, конечно, какие-то расхождения во взглядах, но они не столь значительны, и у нас нет в городе какой-то явной оппозиции. Может быть, не хватает конкуренции, но и раскола, который мог бы затронуть общество, нет. Будет подковёрная борьба за места в будущем городском и областном совете. Но бунта на корабле ждать не стоит.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.