Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 года № 210 снижены ввозные таможенные пошлины с 15% до 5% на мелованный картон плотностью 180-250 гкв.м (Код ТН ВЭД - 4810929001).

По словам директора по инвестициям группы компаний "Титан" Натальи Пинягиной, высококачественный, на уровне мировых стандартов коробочный мелованный картон сегодня не производит ни одно российское предприятие.

Самые крупные потребители высококачественного коробочного картона - это полиграфические предприятия и производители сигарет. Табачные компании выпускают в России аналоги мировых марок сигарет. В 1999-2001 году в России введены в строй новые производства (Филипп-Моррис-Ижора, Лигетт-Дукат, Батт-Ротманс-Конная Лахта), осуществлена модернизация производств (Балканская Звезда, Ярославль, ДжР-Джапан-Петро, Санкт-Петербург, Реемстсма, Волгоград). В 2000 году введены в эксплуатацию 2 новые фабрики (Амкор-Рентч, Новгород, Полиграфоформление, Ломоносов) для изготовления сигаретной упаковки типа "флип-топ" из картона "хром-эрзац".

Следующими крупными потребителями мелованного коробочного картона являются кондитерская промышленность, производители фармацевтических товаров, парфюмерии и средств гигиены.

В 2002 году суммарно в Россию было ввезено в виде кроя коробок, листов и рулонов более 160 тыс. тонн мелованного коробочного картона.

В последние годы постепенно возрастает спрос на высококачественные упаковочные материалы с облагороженной поверхностью (картон с белым верхом, мелованный картон). Особенно высок этот спрос в центральном регионе России, где сосредоточено большинства предприятий легкой и пищевой промышленности, бытовой химии, полиграфической промышленности. Значительную долю импортных поставок в регион составляет картон с покрытием (прежде всего мелованный), т.е. высококачественные виды продукции.

Основные области применения мелованных видов картона очень разнообразны. В основном мелованные виды используются в следующих сферах: ящичная тара и коробки с многокрасочной печатью на поверхности; некоторые виды упаковки товаров широкого потребительского спроса, например, сигарет; этикетки повышенного полиграфического качества; бумага и картон для письма, рисования и особо ответственных графических работ (типа Астролюкс и т.п.); оформленные в цвете вкладыши для различных потребительских товаров (например, CD-Rom).

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Архангельского ЦБК, до 1990 г. уровень потребления мелованных видов бумаги и картона в России был сравнительно невысоким и не превышал 0,6 кг на душу населения в год. Основная масса мелованной продукции импортировалась, дополнительно за рубежом закупалась и готовая полиграфическая продукция на мелованных бумаге и картоне. Низкий уровень потребления был обусловлен, прежде всего, большим неудовлетворенным спросом из-за слабости национального производства и жесткого лимитирования валютных ресурсов для импорта. Бурный рост спроса на мелованную продукцию отмечается после 1998 г. Процесс расширения емкости российского рынка может быть проиллюстрирован следующими данными, подготовленными на основе материалов Госкомстата и Таможенного Комитета РФ. За счет импорта сейчас покрывается 98% емкости российского рынка мелованного картона, в т.ч. за счет импорта из стран ЕС - 80%. В первой половине 90-х годов и без того невысокое потребление мелованных видов картона в России существенно сократилось. Однако, даже временная стабилизация экономики в 1997 г. сопровождалась существенным ростом емкости данного рынка, а в последние два года на нем отмечается настоящий бум потребления. В 2002 г. емкость рынка возросла более чем в два раза и почти вдвое превысила дореформенный уровень. В 2003 г. реально ожидать прироста емкости еще приблизительно на 30%. Несмотря на произошедший существенный рост потребления, его уровень остается пока чрезвычайно низким - ниже, чем в Китае, где потребляется 1,4 кг мелованных видов бумаги и картона на душу населения. Имеются все основания полагать, что в обозримой перспективе спрос на мелованный картон в России будет возрастать темпами, несколько опережающими темпы промышленного развития.

Таким образом, в случае, если обозначившаяся в 1999-2002 гг. тенденция к динамичному развитию российской экономики подтвердится, уже в ближайшие годы есть основания рассчитывать на увеличение емкости российского рынка мелованной картонной продукции до 180-200 тыс. т. Следует при этом иметь ввиду, что и при таком достаточно быстром развитии спроса душевое потребление мелованных видов достигнет только 1,2-1,4 кг/чел. в год, то есть не превысит вероятный уровень потребления соответствующей продукции в Китае.

Основная масса тары и упаковок в России вырабатывается из небеленых полуфабрикатов, которые обеспечивают только двуцветную печать. Статистической отчетности по использованию картона с белым верхом или мелованного не существует. В связи с этим региональную структуру спроса в данном секторе можно представить только приблизительно - уменьшив общий размер регионального потребления на выпуск тары продуцентами, которые заведомо используют тару из небеленых полуфабрикатов или немелованную с поверхности.

В сводном виде оценка структуры регионального спроса на российском рынке мелованной продукции с высокой массоемкостью для использования в тарно-упаковочном секторе выглядит следующим образом: Москва и Центральный регион России - 45%; Санкт - Петербург и область - 20%; Северный Кавказ - 10%; Поволжье - 10%; Урал - 5%; Сибирь и Дальний Восток - 5%; прочие регионы - 5%.

Традиционно основными поставщиками мелованной продукции на российский рынок выступают целлюлозно-бумажные корпорации Финляндии и Германии. За счет импорта из этих стран в настоящее время покрывается, соответственно, 50% и 10% всего российского потребления. Другими крупными поставщиками выступают компании Швеции, Австрии и других стран Европейского Союза. Кроме того, через Восточную Европу поступает некоторое количество продукции из стран ЕС, а также из Японии и Южной Кореи.

Мощности по производству мелованного картона в бывшем СССР размещались преимущественно на Украине. Здесь имеется предприятие ОАО "Киевский КБК" (сегодня входит в ГК "Титан"), вырабатывающее данную продукцию в довольно больших объемах. Одна из двух его картоноделательных машин имеет меловальную установку. Теоретически, ее мощность составляет около 5 тыс. т мелованного картона в год, однако мощности используются не полностью. Часть продукции реализуется на Украине. Поставки в Россию превышают 2-3 тыс. т мелованного макулатурного картона в год.

Установки по мелованию, которые имеются на некоторых других предприятиях ближнего зарубежья и стран Балтии, устарели и фактически не действуют. Кроме того, все бумажные предприятия в этих странах испытывают острый дефицит первичных волокнистых полуфабрикатов.

Как отметила Наталья Пинягина, в странах СНГ отсутствуют мощности по производству мелованной целлюлозной бумаги плотностью более 100 г/кв. м, которые могли бы конкурировать с возможным российским продуцентов в данной рыночной нише.

При поставках на российские рынки мелованная продукция проходит через довольно длинную цепочку посредников, что приводит к значительному удорожанию продукции. Вероятному российскому производителю мелованного картона придется действовать в довольно жесткой конкурентной среде.

Ожидаемые жесткие условия конкуренции обусловлены господством на рынке импортной продукции высокого качества и широкого ассортимента, наличием у конкурентов эффективно функционирующей сбытовой сети с необходимым инфраструктурным и логистическим обеспечением.

Импортная мелованная продукция, ранее облагаемая в России пошлиной в 15%, с учетом НДС и второстепенных таможенных платежей была примерно на 18% дороже, чем российская мелованная картонная продукция. Это обстоятельство, а также явно завышенная торговая маржа трейдеров импортного картона создавали неплохие условия для реализации продукции российского производства по конкурентоспособным ценам.

Установкой по мелованию картона располагает Санкт-Петербургский КБК. По данным АЦБК, небольшие установки по мелованию имеются и на нескольких других картонных и бумажных фабриках России (ОАО "Ступекс" в Московской области). Все они устарели и не способны выпускать продукцию требуемого рынком качества.

В настоящее время производство мелованного коробочного и тарного картона признано в России одним из наиболее перспективных инновационных направлений. Так, среди 11 мегапроектов по инновационному развитию отраслей промышленности было отобрано только 8 проектов, среди которых проект по созданию отечественных конкурентоспособных технологий и технических средств для производства мелованного картона признан одним из наиболее привлекательных и эффективных, так как обеспечивает импортозамещение этой продукции на сумму более 40 млн. долларов США. Для его реализации выделены до 2006 года бюджетные средства в размере 6 млн. долларов США, в т.ч. на 2003 год - 2 млн. долларов США. Это позволит в короткие сроки освоить выпуск мелованного картона на российских предприятиях и довести его к 2006 году до 50 тыс. тонн картона в год.

Как отметила Наталья Пинягина, снижение ввозных таможенных пошлин на мелованный картон существенно снизит конкурентоспособность аналогичной продукции, рост производства которой является задачей государственного масштаба.

Краткая справка. Группа "Титан" основана в 1990 году. В группу сегодня входит Архангельский ЦБК, три лесопильных завода, семнадцать лесозаготовительных предприятий, два завода по производству картонной упаковки в Мурманске и в Подмосковье, логистические предприятия, многочисленные предприятия сферы обслуживания (в том числе крупнейшие в Архангельске универмаг и супермаркет, туристический комплекс "Малые Карелы", гостиницы, рестораны и т.д.). Годовой оборот всех предприятий группы - более 600 млн. долларов. Сегодня в группе трудятся около 25 тысяч человек.