Уголовное дело, возбужденное в связи с гибелью Фатимы Табуловой следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по Карачаево-Черкесской Республике, затянулось на семь месяцев из-за того, что следователи не обладают необходимыми знаниями в области медицины, и экспертное исследование необходимо выполнить в соответствии с требованиями. Как отметил старший помощник руководителя следственного управления по КЧР Вячеслав Тараненко, "это первое дело такого рода, по которому возбуждено уголовное дело".

"Делать какие-то предварительные выводы еще рано. Судебно-медицинская экспертиза уже проведена, но в связи с тем, что по данному делу может быть от трех до шести обвиняемых, следствие, скорей всего, затянется не меньше чем на два месяца", - добавил Тараненко.

"23 ноября 2007 года в морг города Черкесска на проведение патологоанатомического исследования поступил труп молодой женщины, ранее скончавшейся в отделении реанимации Карачаево-Черкесской республиканской клинической больницы. Из носа, рта, брюшной стенки, уретры торчали резиновые трубки, изо рта текла серовато-зеленоватая жидкость, вскрытие показало, что в полости мочевого пузыря нет никакой жидкости, а вот в брюшине 700 мл буровато-сероватой жидкости, все органы обескровлены. На животе разрез 18 см, зашитый 15 швами. Это была Фатима Табулова, очередная беременность которой таким роковым образом прервала жизнь молодой женщины". В заключении судебно-медицинской экспертизы описан труп плода: "Весом 140 грамм, длиной 18,5 см, кожные покровы серо-коричневого цвета, с элементами некроза, мумификации и гнилостного расплавления тканей, кости грудной клетки и верхних конечностей отсутствуют. Органы грудной клетки отсутствуют, печень отсутствует, кишечник, подсохший грязно-коричневого цвета, свисает на обрывках брыжейки. Передняя брюшная стенка отсутствует, кости черепа обнажены, кожно-мышечный лоскут в виде бурой подсохшей ткани. Голова неправильно-округлой формы, части лица не различимы. Нижние конечности определяются".

Могли ли врачи спасти погибшую Фатиму Табулову, может быть, убитую непрофессиональным отношением врачей с момента постановки её на учет? "Видимо, мало денег дали", - прокомментировал эту трагедию в частной беседе с родственниками погибшей Фатимы Табуловой высокопоставленный чиновник в правительстве Карачаево-Черкесии.

На вопрос корреспондента ИА REGNUM: "Сколько погибло за 2007 год беременных женщин, и какова младенческая смертность в республике?" заместитель министра здравоохранения и курортов КЧР Тамара Кипкеева отказалась ответить. "Это чисто конфиденциальная информация, и на него министерство будет отвечать либо с разрешения министра, либо по письменному запросу", - сказала Кипкеева.

Тем не менее, из опубликованных статистических данных следует, что с января по июль 2008 года в младенческом возрасте умерло 27 детей, из них больше половины - в перинатальном периоде, найти в тех же статистических данных уровень материнской смертности оказалось невозможным.

Как рассказали корреспоненту ИА REGNUM родственники Табуловой, они обращались во множество инстанций: в Министерство здравоохранения и курортов КЧР, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Государственную думу, к полномочному представителю президента РФ в Южном федеральном округе Григорию Рапоте, президенту России Дмитрию Медведеву, президенту КЧР Мустафе Батдыеву, президенту России Владимиру Путину и везде получали ответ, что данное дело находится в компетенции Министерства здравоохранения и курортов КЧР.

Из Минздрава республики они получили ответ за подписью заместителя председателя правительства Карачаево-Черкесии, министра здравоохранения и курортов республики Умара Хабчаева: "Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики сообщает, что проведен тщательный анализ медицинской документации (индивидуальной карты, истории болезни) по случаю материнской смертности Табуловой Ф.М. 1978 года рождения. Случай разобран на медицинских советах Карачаево-Черкесской республиканской клинической больницы и Усть-Джегутинской центральной районной больницы. К врачам, допустившим ошибки при ведении беременной в Усть-Джегутинской ЦРБ и Карачаево-Черкесской республиканской клинической больнице, были вынесены дисциплинарные взыскания. В Карачаево-Черкесской республиканской клинической больнице объявлен выговор: заместителю главного врача по хирургической работе Джанкёзову, заведующей гинекологическим отделением Чотчаевой, врачам-ординаторам гинекологического отделения - Лепшокову, Баучиевой, Абитовой, Джанчоровой, дежурному анестезиологу-реаниматологу Таушунаевой; замечание - заведующему отделением анестезиологии и реанимации Бражникову. Материалы медицинского совета Карачаево-Черкесской республиканской клинической больницы переданы в следственный комитет прокуратуры г. Черкесска для решения вопроса о наличии состава преступления в действиях врачей при ведении беременной Табуловой. Отстранены от работы на период проведения следственных мероприятий врачи акушеры-гинекологи Абитова, Баучиева, Лепшоков. Вопрос об освобождении от занимаемой должности заведующей гинекологическим отделением Чотчаевой будет рассмотрен по выходу на работу (по закрытию листка временной нетрудоспособности). В Усть-Джегутинской ЦРБ выговор вынесен заместителю главного врача по лечебной работе Айбазовой, заведующей женской консультацией Биджиевой, врачам акушерам-гинекологам Смирнову, Тамбиевой, Элькановой; замечание - и. о. заведующей женской консультацией Бекбулатовой. На заседании аттестационной комиссии аттестации врачей Министерства здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики будет решен вопрос о соответствии теоретического и практического уровня знаний врачей Смирнова и Элькановой 1-й квалификационной категории".

"Что значит получили выговор или замечание, когда дело касается человеческой жизни? Как можно допускать, чтобы такие горе-врачи ещё работали после всего случившегося?", - говорит родственница погибшей Фатимы Табуловой Нели Саитова.

"Возбуждено уголовное дело, и я буду настаивать на том, чтобы обвинили и тех, кто вовремя не выявил гибель плода, и тех, кто не принял срочные меры, имея на руках заключение УЗИ. Хочу отметить, что после того как Фатима умерла, заключение УЗИ загадочным образом исчезло и появилось новое, когда я начала интересоваться. Моя племянница была очень домашней и очень ответственно относилась ко всему. После того, как почувствовала беременность, сразу встала на учёт в женскую консультацию, которую регулярно посещала. Не раз я слышала, что она себя плохо чувствует, но говорила: "Врачи сказали, что все в порядке, а по поводу болей, которые я испытываю, можно попить но-шпу, так иногда бывает, ничего страшного". Сейчас, когда Фатимы уже нет, думаю о детишках, оставшихся без матери. Есть ли на земле что-нибудь такое, чем можно заменить материнскую ласку? Я собираюсь предъявить иск на сумму не менее 50 миллионов рублей, абсолютно не из-за денег. Хочу просто заставить почувствовать всех, кто виновен в смерти моей племянницы, что значит страдать и нуждаться. Очень надеюсь, что после того, как виновные будут наказаны, врачи станут ответственнее относиться к своим обязанностям, и другие люди не окажутся в положении нашей семьи", - рассказала Саитова корреспонденту ИА REGNUM.

ИА REGNUM приводит некоторые выдержки из выводов, сделанных Краснодарским бюро судебно-медицинской экспертизы, которые предоставили родственники погибшей Фатимы Табуловой:

"Причиной смерти Табуловой Ф.М. явилась массивная кровопотеря (свыше 4,5 литров), что привело к развитию ДВС-синдрома и полиорганной недостаточности, что подтверждается результатами макро- и микроскопического исследования: кровоизлияния и кровоподтеки в области конечностей (проявление ДВС-синдрома - "синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови" - прим. ИА REGNUM), кровоизлияния во внутренние органы и ткани, выраженное малокровие внутренних органов (очаговые геморрагии, некроз, очаги периваскулярного и внесосудистого энцефалолизиса с дистрофическими изменениями нервных клеток, малокровие сосудов коркового слоя почки на фоне очагового выраженного полнокровия юкстамедуллярной зоны, мозгового слоя, очаги невросклероза, кровоизлияния в эпикарде, миокарде, эндокарде, кровоизлияния в стенке тонкой кишки, выраженные расстройства в системе микроциркуляторного русла)".

"На этапе наблюдения беременной Табуловой Ф.М. в условиях женской консультации врачами высота стояния дна матки 16, 26 июля, 23 и 30 августа не измерялась, окружность живота также 16, 26 июля, 23 и 30 августа, 14 сентября и 11 октября не фиксировались, состояние шейки матки (в баллах) не исследовалось, а также наблюдения заведующим женской консультацией не проводилось. Указанные дефекты оказания медицинской помощи на данном этапе способствовали несвоевременной диагностике внутриутробной гибели плода и развитию осложнений у Табуловой Ф.М. в виде хронического сепсиса".

"На всех этапах оказания медицинской помощи (в женской консультации, в гинекологическом отделении Усть-Джегутинской ЦРБ, в гинекологическом отделении Карачаево-Черкесской районной клинической больницы) врачами допущены следующие дефекты в обследовании и лечении Табуловой Ф.М.: своевременно не выявлена внутриутробная гибель плода, несвоевременно произведено родоразрешение Табуловой Ф.".