"У меня большие сомнения в том, что азербайджанский льготный кредит Грузии будет когда-то погашен": эксперт

Баку, 7 октября 2008, 16:25 — REGNUM  Сейчас вряд ли кто-то может сказать что-либо конкретное по возможной федерализации Грузии, предоставлении ею автономий нацменьшинствам и прочим проблемам гипотетического государственного переустройства. Об этом ИА REGNUM заявил азербайджанский эксперт, кандидат технических наук Чингиз Велиев. "Могу сказать точно лишь одно - любое изменение формы правления или административно-территориального деления в Грузии меньше всего будет зависеть от желания Азербайджана", - заметил он.

Касаясь сообщений о, якобы, имеющем место массовом принятия азербайджанцами Грузии гражданства АР и возможном вступлении ВС Азербайджана в регион Борчалы (Квемо-Картли), Велиев назвал их чудовищно нелепыми. "Некоторым журналистам в погоне за сенсациями захотелось прыгнуть выше головы, и они это сделали, но вот приземлились явно в лужу".

Далее эксперт прокомментировал сообщение о возможной угрозе осуществлению железнодорожного проекта Баку - Тбилиси - Карс (БТК) вследствие сузившейся после августовских событий платежеспособности грузинского правительства. По его словам, вызывает большое сомнение, что в ближайшие 10-15 лет у Казахстана, кроме нефти и нефтепродуктов, появится ощутимое количество иных экспортных грузов. Причем в таком объеме, что Грузия сможет покрыть даже "ну очень льготный" кредит, предоставленный ей Азербайджаном. Сейчас многие не помнят, отметил Велиев, но при подписании договора о строительстве БТК одним из условий возврата вышеупомянутого кредита выдвинутых грузинской стороной было то, что он будет возвращаться за счет экспорта грузов. Он подчеркнул: "Итак, Казахстан не сделает проект БТК экономически обоснованным. Что же касается следующих через БТК туркменских грузов, то они незначительны по объему и также состоят в основном из нефти и нефтепродуктов. Эксперт напомнил, что практически все грузы, которые идут по этому транспортному коридору, доставляются до грузинских морских портов. Доставка же нефти и нефтепродуктов по ж/д несравнима по стоимости с морской транспортировкой. Транспортировка китайских грузов через Казахстан пока остается отдаленной перспективой, требующей больших инвестиций, вложение которых в условиях мирового финансового кризиса довольно-таки проблематично. Кроме того, в связи с августовскими событиями Грузия зарекомендовала себя как ненадежный транзитер и непонятно, как будут развиваться события. А еще существует проблема ограниченной пропускной способности азербайджанской станции Бёюк Кясик, расположенной на границе с Грузией. Это ограничивает возможность прохождения грузов не нефтеналифного характера. В заключение Велиев рассказал о своем видении настоящей цели проекта БТК: "Мне кажется, что этот проект задуман для разблокирования Нахичевани, с которой у остального Азербайджана с 1992 года имеется лишь воздушная связь, а дорога через Иран то и дело закрывается. То есть у меня большие сомнения в том, что этот кредит будет когда-нибудь погашен. Другими словами, Азербайджан потерял четверть миллиарда долларов. Что же касается, я бы сказал обоснованных, сомнений Турции в рентабельности БТК, давайте подождем развития событий".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, компетентный источник в регионе сообщил, что позиция Турции по Платформе стабильности и безопасности на Кавказе может включить в себя проект федерализации Грузии, согласно которому автономный статус Аджарии, которая традиционно близка Турции, должен будет стать не номинальным, а реальным. Это решение, поддержанное в рамках треугольника Турция - Грузия - Азербайджан, может стать прологом к формированию какой-то конфигурации автономного статуса для азербайджанской национальной общины в Грузии и прецедентом к обеспечению национально-культурной автономии месхетинских турок, которые вернутся в Грузию".

Судьба проекта железной дороги Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) - Баку (Азербайджан), как ранее сообщило ИА REGNUM со ссылкой на источники в транспортных кругах под вопросом. В ходе координационного совета по реализации проекта, состоявшегося 16 сентября в Баку, турецкая сторона высказала сомнения в целесообразности осуществления проекта в связи с последствиями событий, произошедших в регионе в августе 2008 года. В частности, как оказалось, грузинская сторона в текущих условиях не в состоянии выполнить своих обязательств, взятых по азербайджанскому кредиту размером в $200 млн., выделенных на льготных условиях специально в рамках проекта. Кроме того, по данным источника, представители Анкары ведут интенсивные переговоры о восстановлении движения по армянской железной дороге по маршруту Карс - Гюмри (Армения), что снимет необходимость строительства сложного участка из Турции в Грузию.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.