В Санкт-Петербурге в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме с 8 октября по 5 ноября пройдет выставка одного рисунка "Modigliani в Фонтанном доме". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 6 октября, на пресс-конференции в Комитете по культуре правительства Санкт-Петербурга рассказала директор музея Нина Попова.

Нина Попова сообщила, что рисунок Амедео Модильяни был передан Музею Анны Ахматовой в Фонтанном доме на временное хранение в 2007 году советником бывшего тогда президентом России Владимира Путина Юрием Лаптевым. "Рисунок был передан нам Юрием Константиновичем от имени президента, который, в свою очередь, получил его в дар от председателя совета директоров шведской компании "Рюрик" Нильса Нильсона во время работы Петербургского экономического форума", - рассказала Попова.

Напомним, компания приобрела карандашный рисунок у сына друга Модильяни Поля Александра - Ноэля специально как будущий дар России. Как пояснила Нина Попова, в будущем рисунок предназначается для коллекции пока еще не созданного Центра искусств президента Российской Федерации.

Нина Попова напомнила, что Ахматова познакомилась с Амедео Модильяни в Париже в 1910 году, а в 1911 году во время ее второго посещения французской столицы, молодой художник создал серию рисунков, вдохновленный образом Ахматовой. Сама Анна Ахматова в своих вопспоминаниях упоминает шестнадцать рисунков, которые Модильяни ей подарил и она привезла их в Россию. До наших дней сохранился лишь один рисунок (фотокопия его хранится в постоянной экспозиции музея, а где сейчас находится оригинал, точно сказать нельзя). О судьбе остальных привезенных рисунков Ахматова говорила, что они, по одной из ее собственных версий, были уничтожены в Царском Селе после расстрела Гумилева и разгрома дома, а по другой, изложенной ею Исайе Берлину - погибли в блокаду.

"Думаю, рисунки Модильяни Ахматова уничтожила сама, потому что для нее был очень важен тот внешний аналог ее облика, который бы соответствовал ее образу в стихах и портретах, - предположила на пресс-конференции Нина Попова. - Она придавала этому колоссальное значение, сохранилась в Фондах Российской национальной библиотеки ее "полосатая тетрадь", куда были записаны посвященные Ахматовой стихи. Известно более 120 ее прижизненных портретов. А эти рисунки ню к тридцатым годам не укладывались в систему ее образов, она предала их забвению, уничтожила. Она не хотела, чтобы эти рисунки когда-нибудь видел ее читатель, это ее личная история. И мы не занимаемся комментированием - как и что было на самом деле. Это за пределом публичного обсуждения. Не хотелось бы дешевой и гламурной истории. В какой -то степени это нарушение ее воли, но в контексте художественного творчества мы должны об этом знать, не переходя грань, которую она сама установила".

На выставке, кроме рисунка, выполненного черным карандашом на бумаге 42,8x26,5 см, будет также представлен и авторизованный машинописный экземпляр эссе Ахматовой о Модильяни, которое она писала с 1959 по 1964 годы и начала после выхода в свет французского фильма "Монпарнас, 19". "Совсем недавно Модильяни стал героем пошлого фильма...это очень горько!" - писала Ахматова. В этом эссе, в частности, Ахматова пишет о рисунках ню: "Рисовал он меня не с натуры, а у себя дома,- эти рисунки дарил мне. Их было шестнадцать. Он просил, чтобы я их окантовала и повесила в моей комнате".

Как рассказала координатор проекта "Modigliani в Фонтанном доме" Мария Коростелева, в оформлении экспозиции будет использовано 200 метров холста и алые розы. Розы упоминает сама Ахматова в своем эссе о Модильяни: Как-то раз мы, вероятно, плохо сговорились, и я, зайдя за Модильяни, не застала его и решила подождать его несколько минут. У меня в руках была охапка красных роз. Окно над запертыми воротами мастерской было открыто. Я, от нечего делать, стала бросать в мастерскую цветы. Не дождавшись Модильяни, я ушла. Когда мы встретились, он выразил недоумение, как я могла попасть в запертую комнату, когда ключ был у него. Я объяснила, как было дело. "Не может быть,- они так красиво лежали...".