О необходимости ускорения процедуры ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств высказались участники парламентских слушаний в Совете Федерации. Как передает корреспондент ИА REGNUM, 3 октября слушания прошли по теме "О мерах по реализации целей II Международного десятилетия коренных народов мира в сферах народного образования и сохранения родных языков в районах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России".

Участники парламентских слушаний выступили с предложениями по организации субсидирования малокомплектных школ в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов, а также установлению дополнительных мер государственной поддержки для педагогических кадров, учащихся и студентов из числа коренных малочисленных народов.

В рамках парламентских слушаний был представлен изданный букварь уйльтинского языка. Это язык небольшой народности, которая населяет Сахалин. Над созданием этой книги в течение 15 лет работали ученые России и Японии.

Как рассказал в ходе слушаний председатель комитета Совфеда по делам Севера и малочисленных народов Геннадий Олейник, в некоторых северных регионах с переходом на принципы нормативно-подушевого финансирования были приняты непродуманные решения о закрытии малокомплектных школ в местах компактного проживания коренных малочисленных народов.

Как отметили участники слушаний, с 1990 года по 2007 год с Севера уехала наиболее активная и профессионально подготовленная часть населения. Следствием этого стала нехватка квалифицированных специалистов - преподавателей и воспитателей, закрытие более чем 12% общеобразовательных учреждений, количественное сокращение учащихся. Из-за недостаточности финансирования в упадок пришла образовательная инфраструктура: средний износ школьных зданий превышает 50 процентов, не достает учебников и учебных пособий, литературы для внеклассного чтения, особенно на языках коренных малочисленных народов Севера. До 90 процентов издаваемых в России новых книг не поступают в библиотеки многих северных регионов даже в единственном экземпляре, а межбиблиотечный абонемент из-за растущих почтовых расходов фактически распался.

Участники слушаний отметили, что ни действующее федеральное законодательство, ни федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы не содержат норм государственного протекционизма по отношению к коренным малочисленным народам. По их мнению, необходимо совершенствовать образовательные программы для малых народностей, подготовку детей к жизни в современном обществе с полноценным освоением навыков проживания в экстремальных природных условиях и оснащение образовательных учреждений и отдаленных населенных пунктов средствами дистанционного обучения.

Решения проблемы нехватки квалифицированных педагогических кадров, полагают эксперты, возможно достичь развитием системы квотирования бюджетных мест в высших и средних специальных учебных заведениях для подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов, обеспечением социальной защиты педагогов, приданием им статуса учителя школы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также созданием новых образовательных центров по их подготовке и повышению квалификации педагогических кадров.