В Астраханской области завершен первый этап реконструкции грузового порта компании "Армада", затрачено более 690 млн рублей инвестиций. На торжественной церемонии, посвященной этому событию, губернатор Александр Жилкин сообщил, что 3 октября в Астрахани открывается Первая экономическая конференция Прикаспийских государств. На ней в числе других тем будет обсуждаться активизация транспортных потоков по международным транспортным коридорам "Север-Юг" и "Запад- Восток". В рамках конференции будут рассматриваться инфраструктурные возможности стран Прикаспия, в том числе России, в плане увеличения грузопотока". Завершение первого этапа реконструкции порта компании "Армада", по словам астраханского губернатора, четко вписывается в идеологию предстоящей конференции, поскольку гарантирует рост перевалки грузов с российской стороны.

Первый этап реконструкции продолжался два года. За это время оборудован и оснащен большой причал, подведена железнодорожная ветка. Благодаря этому теперь порт может переваливать ежесуточно до 10 тыс тонн грузов. С этого года "Армада" приступит ко второй очереди реконструкции. До 2010 года предполагается удлинить причальную стенку до 1 км, установить несколько кранов, построить новые склады. Этот инвестпроект оценивается в 800 млн рублей.

Одной из самых дорогих для него дорог назвал заместитель председателя правительства Астраханской области, министр строительства и дорожного хозяйства Табарак Мухатов транзитную магистраль. В интервью "Российской газете" накануне юбилея Астрахани он сказал: "Она самая дорогая и по стоимости (8,6 миллиарда рублей), и по значимости для региона. Когда мы построили мост на границе с Казахстаном через реку Кигач, я и предположить не мог, что весь грузопоток из Китая пойдет на европейские рынки через нашу территорию. Наша задача - с 2010 по 2014 годы построить северный обход через Волгу, чтобы весь грузопоток по международному транспортному коридору Север - Юг и Восток - Запад перевести туда, оставив на транзите легкие транспортные средства. Стоимость стройки, бесспорно, высока, но если учесть, что транзитная дорога - рычаг для развития города, то этому объекту цены нет".

По данным экспертов, МТК "Север-Юг" - такое же эпохальное явление экономической жизни России и государств СНГ, каким был в свое время Транссиб, который ввел в хозяйственное освоение сибирские регионы. Транссиб строился прежде всего для освоения природных ресурсов Сибири, а МТК "Север-Юг" должен усилить вовлеченность России и других стран в процесс мировой торговли, направив часть значительную часть грузопотока из Евросоюза в Южную Азию через территорию евразийских государств.

На Северном Каспии и Нижней Волге узкими местами коридора "Север-Юг" являются: метеорологические условия (порты Оля и Астрахань замерзающие, отсутствие нормальных подъездных железнодорожных путей и необходимой инфраструктуры порта Оля, недостаток инвестиций для улучшения пропускных возможностей Волго-Донского канала (который имеет важнейшее значение для вывода южно- и среднеазиатских грузов в черноморский бассейн), высокий уровень волюнтаристского влияния местных региональных чиновников на условия прохождения грузоперевозчиками инфраструктуры речных магистралей, слабое оснащение водных путей Северного Каспия необходимыми маячной и бакенной службой, разметкой и безопасностью путей (вплоть до того, что зафиксированы случаи речного пиратства), недостаток средств для ремонта и восстановления гидросооружений, берегоукреплений; - тревожная экологическая ситуация системе дельт рек Волга и Урал; отсутствие флота малых танкеров для вывоза одного из самых выгодных грузов - нефти - в Азовское море через Волго-Донской канал (в настоящее время флотом малых танкеров владеет Азербайджан, но при этом сто процентов азербайджанских малых танкеров устаревшей конструкции и с ограниченным запасом пользования) и, наконец, отсутствие в регионе понятного всем участникам транспортного процесса крупного логистического центра МТК "Север-Юг".

Самым узким регионом коридора "Север-Юг" является территория Южного и Приволжского федеральных округов России. Учитывая недостаточные объемы государственных инвестиций достичь заявленного объема грузоперевозок через порт Оля можно лишь за счет других портов - казахстанского Актау, незамерзающих дагестанских портов, калмыкского порта Лагань. Частично проблему, в случае увеличения грузопотока по коридору, можно решить через организацию транзитного движение грузов, минуя каспийские порты (Нижний Новгород, Казань, Волго-Балт, Волго-Дон).

МТК "Север-Юг", в случае его развития, будет представлять собой сложную транспортную систему, протянутую от Санкт-Петербурга через Волго-Балтийский канал, реку Волгу, Каспийское море и территорию Ирана к Персидскому заливу и Индии. На севере эта дорога может быть продлена за счет Беломоро-Балтийского канала и железнодорожной сети и замкнута на Севморпуть. Маршрут коридора пересекается с Транссибом и Северным коридором Трансазиатской железной дороги, Волго-Донским каналом. Кроме того, российское военное и экономическое присутствие на Каспийском море оказывать сильное воздействие на транспортные и информационные потоки в Средней Азии и Закавказье.

Напомним, Астраханская область является пограничным регионом Российской Федерации, имеет прямой выход к Каспийскому морю и к приморским регионам Азербайджана, Ирана, Казахстан, Туркменистана. Река Волга, протекающая по всей территории области, является местами судоходной, что позволяет организовать международное судоходство между Каспием и Черным, в перспективе - Балтийским морем через внутренние водные пути России, в перспективе открывая их для прохода судов под флагом иностранных государств. Волго-каспийский судоходный канал - самый протяженный канал России, обеспечивающий проход морских судов из морской в речную части водных путей Российской Федерации. В Астраханской области пересекаются международный транспортный коридор "Север-Юг", соединяющий страны Европы с Ираном, странами Ближнего Востока и Индией, и транспортный коридор "Запад-Восток", имеющий выход на Казахстан, Китай, страны Средней Азии, а также на Европу через Черное море и Украину.