Неспособность США и их европейских союзников обеспечить гарантии турецко-азербайджанского транспортно-коммуникационного коридора в виде Грузии подстегнула Турцию к активизации политики на Южном Кавказе. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил эксперт по региональной проблематике Виктор Якубян.

По словам Якубяна, Турция и Азербайджан до войны в Грузии находились в довольно-таки комфортных условиях - нефть и газ шли через грузинский коридор, а безопасность этого коридора, как это представлялось Баку и Анкаре, надёжно защищали американцы. "Августовские события нарушили идиллию азербайджанских поставщиков и турецких потребителей-транзитеров. Заодно они подстегнули Турцию и Азербайджан к активным и автономным действиям по защите своих экономических интересов. Турецкие политики быстро "достали из рукава" целую "Платформу стабильности и безопасности на Кавказе", турецкий президент Гюль не побрезговал посетить Ереван, а традиционно словоохотливые азербайджанские эксперты всего этого постарались не заметить", - отметил он.

Эксперт отметил, что главная цель Турции как можно быстрее продемонстрировать абсолютный контроль над маршрутами транзита энергоносителей на территории Грузии, а план максимум - открыть для них альтернативный путь. "Исходя из этой логики, Турция действительно стремится урегулировать конфликт в Нагорном Карабахе именно так, чтобы вдруг не взорвать регион вновь. Более того, в Анкаре понимают, что необходимо кардинально усилить контроль над территорией самой Грузии, особенно теми её регионами, по которым проходит простаивающий ныне нефтепровод Баку-Джейхан стоимостью $5 млрд", - продолжил Якубян, добавив, что, по поступающей информации, Турция намерена "всерьёз поднять и уже поднимает" проблематику возвращения турок-месхетинцев в юго-западные регионы Грузии, а также обеспечения реального автономного статуса Аджарии.

"Турция обладает особым влиянием в этом регионе и постарается закрепить свои интересы и исторические претензии документально, то есть, получить право на военное вмешательство в случае угрозы своим интересам в регионе. Сегодня, когда Казахстан фактически отказался транспортировать свои богатства по взрывоопасному Южному Кавказу, когда British Petroleum в полной мере осознал нерентабельность данного направления и прекратил прокачку, Баку-Джейхан стал проектом регионального значения, интересным только Азербайджану и Турции", - считает Виктор Якубян.

По его словам, активизация турецко-азербайджанского тандема на юге Грузии представляет серьёзную опасность для Армении. "Еревану необходимо срочно оформить свой пакет претензий, обрисовать условия поддержки Грузии, ожидаемый статус армянонаселенного Джавахети, а также контуры будущей новой региональной оси Россия-Грузия-Армения-Иран, которая может стать реальностью после падения режима Саакашвили", - сказал эксперт. "Грузия не может откупиться от Армении строительством автомагистрали, она должна стать реальным партнёром Еревана и, тем самым, спасти себя от цивилизационного краха", - подчеркнул эксперт.