"России чрезвычайно важно иметь в Молдавии военную базу": Приднестровье за неделю

Гагра, 30 сентября 2008, 14:59 — REGNUM  

Скандал: "Воронину плохо запахло из Приднестровья". Нейтралитет Молдавии: "Любую информацию о сотрудничестве с НАТО Молдавия собирается сделать государственной тайной". Миграция: "Приднестровье стоит перед гигантской проблемой - нехваткой трудовых ресурсов".

Скандал: "Воронину плохо запахло из Приднестровья"

"Заявление президента Молдавии Владимира Воронина, сделанное на мусорной свалке в Цынцэренах, конечно, само по себе весьма примечательно, но, прежде всего, очень показательно - пишет ИА "Ольвия-пресс". - Вместо встречи двух президентов - Молдавии и Приднестровья - заявить о том, что "руководство ПМР - мусорная свалка, которая смердит на территории нашего государства" и что "режиму Смирнова место на этой самой свалке" - это не только оскорбление руководства и всего народа ПМР, но и, по сути, декларация молдавских властей в отношении Приднестровского государства. Уничтожить, стереть с лица земли Приднестровское государство - таково истинное, сродни маниакальному, желание главного молдавского коммуниста. Не выполнив ни одного из предвыборных обещаний, данных еще семь лет назад, Воронин надеялся на приднестровский блицкриг, который свершится до конца его президентского срока. Но он прекрасно понимает, что и эта его затея, как и все остальные, обречена на провал. От чрезмерных, отнюдь недобрых эмоций, Воронин срывается. Вспомним, хотя бы, как в июне 2008 года, когда работа молдавско-приднестровских экспертных групп зашла в тупик, молдавский президент тут же поспешил заявить о том, что переговоры о мирном урегулировании с главой Приднестровья Игорем Смирновым идут сложно, поскольку "его руки в крови со времен конфликта на Днестре, и он не может быть миротворцем".

"Свалить с больной головы на здоровую, обвинить во всех своих неудачах приднестровского визави, и не только обвинить - оскорбить, оболгать, втоптать в грязь - такова тактика Воронина. В чем только не обвинял молдавский президент руководство Приднестровья и лично Игоря Смирнова, какие грехи им не приписывал - и торговлю оружием, и наркобизнес, и трафик живого товара, и создание бандформирований, и т.д. и т.п. Еще в ноябре 2001 года Воронин заявил: "Режим Смирнова - это мафиозный, коррумпированный режим, и он лежит бременем на спинах народа Приднестровья", - отмечает информационное агентство.

"За семь лет риторика молдавского президента не изменилась, хотя он так и не предоставил широкой общественности ни одного доказательства своих обвинений. Наоборот, существуют доказательства совершенно противоположные, как, к примеру, многократные заявления Европейской миссии по мониторингу молдавско-украинской границы о том, что Приднестровье не осуществляет трафик оружия, наркотиков и людей", - подчеркивает информагентство.

"Цель мусоросвалочного заявления Воронина была не в том, чтобы в очередной раз очернить приднестровское руководство, Воронин преследовал совершенно другие задачи. Отказавшись от встречи со Смирновым и откровенно оскорбив его, Воронин дал понять, что Молдавия не намерена вести диалог с Приднестровьем. А заявление о том, что "переговоры по приднестровскому урегулированию могут быть, и будут только лишь в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ - посредники, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) и иного формата не может быть", показывает, что заокеанские кукловоды Воронина провели с ним серьезную беседу по поводу сползания к формату "2+1" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия - посредник - прим. ИА REGNUM). Не случайно Воронин, чтобы успокоить своих заокеанских хозяев поведал всем на мусорной свалке, что предстоящая его встреча с президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым, "это всего-навсего консультации". "Никаких документов, никаких заявлений, намерений о том, что мы подпишем какие-то сепаратные соглашения или какие-то договоры, или не знаю, что еще, не обсуждается и не рассматривается руководством Республики Молдова", - заявил президент Молдавии. Видимо, Воронина прижали хорошо, коль совершенно не соображая, что говорит, он назвал консультации в формате "5+2" - переговорами, а встречи на высшем уровне президентов стран, на которых, собственно и подписываются межгосударственные договоры - консультациями", - пишет ИА "Ольвия-пресс".

"Впрочем, выступая на мусорке с пламенными речами, Воронин поведал миру главное - с мнением приднестровцев Молдавия не считается, и не будет считаться впредь. Заявив о том, что Молдавия имеет "один базовый документ, с которым сядет за стол переговоров и этот документ является законом парламента Республики Молдова от 22 июля 2005 года", Воронин тем самым поставил точку на возможности поиска компромиссов в молдавско-приднестровском урегулировании. По методу: "будет только так, как я сказал" - в дипломатии и политике не действуют. Тем более Приднестровье давно высказало свое мнение по поводу закона "Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра" от 22 июля 2005 года, принятого молдавским парламентом, опираясь исключительно на свои умозаключения о том, как должно и нужно жить приднестровцам. Данный закон, соизволяющий Приднестровью получить статус уезда в составе молдавского государства, хорош для Молдавии во всех отношениях. Но это совершенно не означает, что Приднестровье намерено вести переговоры только на основе этого закона, так как, видите ли, господин Воронин считает, что "больше ничего не может рассматриваться в этом формате и в формате предстоящих переговоров", ибо все остальное - инсинуации", - пишет информагентство.

"Мусорная речь президента Воронина расставила все точки над "i" не только для Приднестровья, но и для России, стремившейся объединить усилия Молдавии и Приднестровья в поиске взаимоприемлемых компромиссов. Думается, после столь пламенной речи среди нечистот, в Москве будут сделаны определенные выводы в отношении чистоты помыслов, но самое главное, искренности и адекватности молдавских властей. Молдавия, в отличие от Приднестровья, никогда и не помышляла утруждать себя поиском компромиссов и взаимоприемлемых решений. Вместо них - только диктат, только неуважение к оппонентам, только ничем неприкрытая ненависть. В этих условиях о какой договороспособности Молдавии может идти речь, о каких мерах доверия, о каком объединении двух берегов Днестра? Сыплющиеся из уст главы молдавского государства оскорбления и угрозы наглядно продемонстрировали, что Молдавия ничем не отличается от Грузии, также поливавшей грязью руководство и народы Южной Осетии и Абхазии, а затем от брани и угроз перешедшей к действиям", - отмечает ИА "Ольвия-пресс".

"Пришло время делать выводы. Наступил момент, когда потакание еще одному национал-шовинистическому диктатору становится не просто недопустимым, но и опасным. Нет никаких гарантий, что от угроз Молдавия не перейдет к стадии их воплощения. А значит остается только один выход - вдумчиво и серьезно проанализировать ситуацию, дабы оценить, а существует ли вообще какая-либо возможность объединить необъединяемое, вернуть Приднестровье в Молдавию. И, исходя из этой оценки, действовать в контексте разрешения молдавско-приднестровского конфликта", - резюмирует информагентство.

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Президенту Владимиру Воронину на главной свалке Молдавии плохо запахло из Приднестровья. Не мудрено, этому предшествовал целый ряд взаимных недоговоренностей. На нынешней политической неделе ожидалась встреча президентов Молдавии и Приднестровья. Планировалась она с начала недели, однако уже в четверг министерство иностранных дел республики выступило с официальным заявлением, в котором отмечалось, что встреча переносится на неопределенный срок по вине Кишинева. Стороны не сумели договориться о месте встречи - Приднестровье настаивало, чтобы встреча прошла в Бендерах, Молдавия, не давая гарантий безопасности руководству ПМР, настаивала на переговорах в Новых Аненах, от которых Тирасполь отказался. И вроде бы случайно, но в тот день, когда должна была состояться встреча, Воронин все-таки поехал в Ново-Аненский район на главную мусоросвалку страны, и после торжественных мероприятий по открытию завода Воронину плохо запахло из Приднестровья, которое он благополучно сравнил со свалкой, которая послужила декорацией к заявлению. При этом видно было, что молдавский президент чем-то недоволен, раздражен и неуравновешен".

"Откровенно говоря, превратить страну в большую свалку, а Приднестровье в гетто, которое нужно спалить для получения дешевого газа и электроэнергии из "отходов" - это даже не заявления: это явно уголовные "заявы", столь же явно отдающие "Освенцимом". Так что все ясно: от заявлений молдавского президента несет не мусором, а самым натуральным фашизмом. О приднестровском народе и речи быть не может: все молдаване, вся территория от Прута до украинской границы - единая и неделимая Молдавия. Готовность встретиться с главой ПМР Воронин высказывает регулярно. Регулярно же отвергаются предложения приднестровской стороны: не подходит время, место, луна не в той фазе... Такая игра в жмурки вряд ли будет длиться долго. Россия уже показала наглядно и прямо свою позицию на Кавказе. А Приднестровье вряд ли захочет, как высказался господин Воронин, "занять место на свалке". Опыт предшественника Воронина - первого президента Молдавии Мирчи Снегура и нынешнего коллеги - президента Грузии Саакашвили как раз говорит о том, что нельзя задавить свободный народ. Он все равно найдет силы выбраться и жить. Жить так, как захочет сам", - отмечается в сообщениях Первого республиканского телеканала ПМР.

Газета "Человек и его права" пишет: "Встреча президентов Молдавии и Приднестровья должна состояться до конца это года. Данное событие станет прелюдией к более масштабному мероприятию - подписанию ими совместного заявления о решении давнего конфликта в рамках сохранения территориальной целостности Молдавии. Документ, который будет подписан в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева, запустит процесс окончательного урегулирования проблемы Приднестровья. Москва торопится продемонстрировать успехи на этом направлении до декабрьского совещания глав МИД НАТО".

"Под присмотром Медведева руководители конфликтующих сторон должны подписать совместное заявление о приверженности принципам соблюдения суверенитета и территориальной целостности. Другим ключевым пунктом документа должно стать обязательство начать переговоры по разработке параметров правового статуса ПМР в составе единой Молдавии. В МИД РФ считают, что историческая трехсторонняя встреча должна состояться не позднее ноября, чтобы уже к декабрьскому заседанию глав МИД стран-членов НАТО Москва могла продемонстрировать весомые миротворческие достижения на приднестровском направлении", - отмечает издание.

"Если события будут развиваться по задуманному Москвой сценарию, Россия получит возможность доказать Западу, что она способна решать территориальные проблемы на постсоветском пространстве не только с применением военной силы, но и дипломатическими методами. Более того, США и ЕС получат возможность принять непосредственное участие в примирении Кишинева и Тирасполя, поскольку Москва не возражает против того, чтобы инициированный ею процесс завершился в переговорном формате "5+2", - подводит итог газета.

Нейтралитет Молдавии: "Любую информацию о сотрудничестве с НАТО Молдавия собирается сделать государственной тайной"

Газета "Приднестровье" пишет: "Сегодня Москва предпринимает очередную попытку усадить за стол переговоров Кишинев и Тирасполь. Усадить для окончательного решения так называемой приднестровской проблемы. Дипломатическая этика межгосударственных отношений не допускает затрагивания вопросов, выходящих за рамки, ограниченные Конституцией. К примеру, по Конституции Молдавия - нейтральное государство, а из этого следует, что на ее территории не должны дислоцироваться военнослужащие иностранных государств. Именно опираясь на этот постулат, молдавское руководство периодически поднимает вопрос о выводе российского миротворческого контингента и замене его на гражданских наблюдателей из ЕС".

"В то же время России чрезвычайно важно было бы иметь на территории Молдавии свою военную базу, учитывая складывающуюся международную обстановку с размещением элементов американской системы ПРО в Польше и Чехии, а также базирование натовских военных в Румынии. Но Кишинев предупредительно размахивает перед Россией своим "нейтралитетом", что, впрочем, не мешает ему устанавливать тесные отношения с НАТО вплоть до открытия в Кишиневе центра Североатлантического альянса", - отмечает издание.

"Следует обратить внимание на то, что сегодняшний "нейтралитет" Молдавии - субстанция отнюдь не постоянная. Если даже поверить заверениям нынешнего молдавского президента Владимира Воронина о соблюдении республикой нейтрального статуса (а как показывает практика, делать это весьма опрометчиво), то ему на смену в 2009 году придет политик, отнюдь незаинтересованный в отстаивании российских интересов. Таких на политическом олимпе Молдавии просто нет. Это же в Кремле должны хорошо понимать. Отсюда следует вывод, что принуждение Приднестровья стать заштатным "восточным регионом" Республики Молдова, даже с "широкими полномочиями", - контрпродуктивно. Гораздо полезнее было бы говорить о восстановлении доверия между соседними государствами и развитии экономических и иных добрососедских отношений", - пишет газета.

"В Молдавии должны наконец-то понять, что на этом пути Кишиневу надлежит сделать гораздо больше шагов навстречу, нежели Приднестровью", - резюмирует издание.

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Сегодня Молдавии очень важно продемонстрировать России, что она этакий радетель добрососедских отношений с Приднестровьем, инициатор возобновления конструктивного диалога на основе уступок Тирасполю. Но на фоне разговоров об укреплении мер доверия Молдавия проводит прямо противоположную политику. Самый свежий пример - внесение на рассмотрение молдавского парламента проекта изменений в закон о государственной тайне. Молдавские спецслужбы настаивают, чтобы под определение государственной тайны подпадали сведения о национальной обороне и внешней политике".

"Понятно, что "содержание стратегических и оперативных планов, относящихся к подготовке и проведению военных операций, стратегическому, оперативному развертыванию войск, мобилизации" и т.д. касается, прежде всего, Приднестровья, ибо воевать с Румынией или Украиной Молдавия вряд ли соберется в ближайшем будущем", - отмечает информагентство.

"Собирается Молдавия засекретить и свое военное сотрудничество с иностранными государствами. Как известно, в военной сфере она сотрудничает исключительно с НАТО, хоть и заявляет на каждом углу о своем нейтралитете. Уже сегодня, чтобы не допустить утечки информации о реальном сотрудничестве с Североатлантическим альянсом, внедрен и широко применяется так называемый принцип "идентификации должностей", для которых необходимы специальные разрешения доступа к информации со стороны НАТО. Помимо этого существует криптографическая защита секретной информации, а также установлена система Pemhart, которая обеспечивает связь между Кишиневом и штаб-квартирой НАТО. Но это, по мнению Службы информации и безопасности (СИБ) Молдавии, недостаточно, любую информацию о сотрудничестве с НАТО Молдавия собирается сделать государственной тайной. Оно и понятно, ведь российские миротворцы должны покинуть пределы республики в силу ее нейтралитета, закрепленного Конституцией, а с НАТО в Молдавии собираются сотрудничать тайно", - пишет информационное агентство.

"Примечательно, что недавно в Брюсселе на заседании альянса в формате "26+Республика Молдова" с участием главы молдавского МИД Андреем Стратаном была достигнута договоренность, что Молдавия и НАТО будут и дальше развивать сотрудничество на основе Индивидуального плана партнерских действий", - отмечает ИА "Ольвия-пресс".

"Впрочем, на этом молдавские "меры доверия" не закончились. На заседании правительства Молдавии был рассмотрен вопрос, связанный с процессом разработки стратегии национальной безопасности. В наработанном документе черным по белому значится: "Присутствие милитаризированных антиконституционных формирований в Приднестровском регионе, на территории Молдавии, вопреки положениям законодательства республики, международным обязательствам и воле граждан страны способствует укреплению сепаратистского режима и является фактором сохранения статус-кво. Существование сепаратистского режима усиливает разрыв единой юридической системы Молдавии, обусловливая невозможность предоставления юридической помощи гражданам Молдавии в Приднестровском регионе, препятствует процессу международного юридического сотрудничества в этом регионе". В связи с этим целями национальной безопасности Молдавии названы: "обеспечение и защита независимости, суверенитета, территориальной целостности, конституционного порядка, демократического развития и внутренней безопасности, а также консолидация государственности Молдавии", - пишет информационное агентство.

"Так о каких же мерах доверия твердит Молдавия уже не один месяц? Есть слова, а есть реальные дела, абсолютно несопоставимые с речами молдавских властей. И все разговоры о мерах доверия и о нейтралитете страны - это лишь ширма, за которой Молдавия прячет свои истинные, отнюдь не дружеские цели", - подводит итог информагентство.

Газета "Человек и его права" пишет: "Как и пять лет назад, во время появления Меморандума Козака, сегодня основной интерес России заключается в том, чтобы не допустить вступления Молдавии в НАТО и сохранить на территории страны своих миротворцев".

"Причём нейтральный статус Молдавии уже не имеет практического значения, поскольку НАТО перекрыло выход России на Балканы. Однако молдавский нейтралитет блокирует возможность объединения страны с членом НАТО Румынией, а сохранение в этом регионе пророссийского автономного Приднестровья с российской военной базой в какой-то степени могло бы нейтрализовать угрозы для РФ на этом направлении", - отмечает издание.

Миграция: "Приднестровье стоит перед гигантской проблемой - нехваткой трудовых ресурсов"

"Новая газета" пишет: "В настоящее время Приднестровье стоит перед гигантской проблемой: нехваткой трудовых ресурсов. Проблема проявилась сразу, но масштабы ее были разные. Здесь сложилось все: и бездарная политика нашего руководства в области реформирования экономики, и неопределенность статуса республики, и поиски лучшей доли за рубежом. Уезжают из ПМР лучшие, наиболее активные представители различных социальных слоев. Россия, Испания, Турция, Украина, Португалия - куда только не едут приднестровцы! Недавно поляки открыли двери для нового притока рабочий силы, взамен своих, уехавших работать по странам Евросоюза".

"В Бендерах, как в целом и по Приднестровью, острая нехватка врачей, учителей и других работников бюджетной сферы. Только в народном образовании сегодня не хватает более 70 человек. При низкой зарплате разве можно прокормить семьи и чувствовать себя полноценным человеком? Тем более, что власти обещают новый подъем тарифов на все услуги и энергоресурсы", - отмечает издание.

"Депутатским корпусом республики предлагается увеличить размер оплаты труда наиболее квалифицированным работникам здравоохранения и социального обеспечения, учреждений дошкольного и общего образования системы просвещения ПМР. Повышение заработных плат предполагается проводить поэтапно, так как для поднятия оплаты труда всем бюджетникам сразу, пока нет достаточных ресурсов. Первый этап - повышение оплаты труда на 25% всем бюджетникам, одновременно будет производиться дополнительное повышение заработной платы педагогам, врачам, а также социальные пособия и пенсии. Второй этап - увеличение заработных плат остальным работникам бюджетной сферы", - пишет "Новая газета".

"В народе поговаривают, что не все так просто. Якобы, повышать будут не всем, а согласно решению руководства и согласно ряду критериев. Как будет на самом деле - покажет ближайшее время. Ведь дальше уже некуда - на носу Новый год и правительство готовит нам очередные подарки", - резюмирует издание.

Газета "Профсоюзные вести" пишет: "Торжествовать по поводу повышения зарплаты предстоит не всем бюджетникам. Поднять зарплату планируется только высококвалифицированным специалистам. Соответствующий список должен будет пройти утверждение президента. По подсчетам, из 34231 человек, работающих в здравоохранении, образовании и социальном обеспечении, в число счастливчиков попадут лишь 342 человека (1% от общей численности работающих по отраслям). В парламенте соответствующий законопроект пока только обсуждается, но уже на этой стадии здесь появились как сторонники, так и противники. Последние свою позицию аргументировали тем, что такое повышение приведет к диспропорции в оплате труда и социальной несправедливости. Некоторые сомневаются в беспристрастности администраций больниц, школ и детских садов при определении степени квалификации собственных работников - личные отношения еще никто не отменял".

"Также есть сторонники того, чтобы вообще отклонить данный законопроект. При этом никто не спорит с тем, что заработную плату - в условиях инфляции и непрекращающегося роста цен на коммунальные услуги и товары - необходимо повышать. И желательно всем! Иначе республика скоро вообще останется без работников - и высококвалифицированных, и неквалифицированных", - отмечает издание.

"Из-за дефицита средств повышение зарплаты планируется проводить поэтапно: с 2009 года заработная плата всех бюджетников вырастет на 25% по предложению президента и на этом же этапе возрастут оклады отдельным категориям. Остальные работники бюджетной сферы, которые не относятся к категориям здравоохранения, образования и социального обеспечения, смогут рассчитывать на повышение с середины 2009 года или с начала 2010 года. Также есть предложение "замораживания" цен на коммунальные услуги на 2009 год (напомним, планировались увеличить тарифы в среднем на 40%)", - пишет газета.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.