"Заявление спикера молдавского парламента Мариана Лупу о том, что "признание Гагаузией независимости Абхазии и Южной Осетии не имеет для Кишинева никакой ценности" и, что "Народное собрание Гагаузии, призвав молдавский парламент признать независимость Абхазии и Южной Осетии, превысило свои полномочия, предусмотренные законодательством", с одной стороны, демонстрирует наплевательское отношение к законам собственной страны, а с другой - умышленно и преднамеренно пытается ввести в заблуждение не только общественность Молдавии и Гагаузии, но и все мировое сообщество", - заявил 26 сентября в интервью корреспонденту ИА REGNUM гагаузский правозащитник, председатель Независимого правозащитного и информационно-аналитического центра Иван Бургуджи.

"19 сентября 2008 года Народное собрание Гагаузии (НСГ) приняло постановление № 31-V/IV, на которое мало кто обратил серьезное внимание. Между тем, данное постановление НСГ, по сути, приостанавливает на территории Гагаузии действие норм закона Республики Молдова № 436-XVI от 28 декабря 2006 года "О местном публичном управлении". Своим постановлением Народное собрание приостановило на территории Гагаузии деятельность территориального управления административного контроля по АТО Гагаузия Министерства публичного управления Республики Молдова", - отметил правозащитник.

"Надо признать, что это смелое решение депутатов НСГ, будет иметь далеко идущие последствия, - считает Бургуджи. - До сих пор, официальный Кишинев, неправомерно принимал и продолжает принимать законы и нормативно-правовые акты, прямо противоречащие нормам закона Республики Молдова "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" и Уложения (Основного закона) Гагаузии, ущемляющие и сводящие права и полномочия АТО Гагаузия на нет. По сути, официальный Кишинев явочным порядком пытается изменить полномочия и статус Гагаузии. Так, согласно нормам приостановленного НСГ закона Молдавии, фактически незаконно урезались права и полномочия Народного собрания, башкана (главы) и исполкома (правительства) Гагаузии в части регулирования и контроля организации и деятельности органов местного публичного управления Гагаузии".

"Между тем, согласно Уложению Гагаузии и закону РМ "Об особом правовом статусе Гагаузии", изменения и дополнения в данный закон должны вноситься тремя пятыми депутатов парламента Молдавии, при этом статус и полномочия Гагаузии не могут быть изменены без согласия ее народа. Так, в соответствии с нормами этого закона и Уложения Гагаузии, "определение порядка организации и деятельности органов местного публичного управления Гагаузии", а, следовательно, и установления порядка контроля за ними относится к компетенции Народного собрания Гагаузии, но никак не парламента или правительства Республики Молдова. Кроме того, в соответствии с нормами указанного закона и Уложения Гагаузии глава Гагаузии осуществляет руководство деятельностью органов публичного управления Гагаузии, обеспечивает их взаимодействие и несет ответственность за осуществление полномочий, возложенных на него законодательством. Руководство деятельностью публичных органов Гагаузии априори предполагает и административный контроль над органами, в отношении которых осуществляется руководство. Согласно закону любые принимаемые законодательные и нормативно-правовые акты парламента и правительства Республики Молдова не должны противоречить (или вступать в противоречие) с нормами закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)", - подчеркнул Бургуджи.

"Принятие данного постановления свидетельствует, во-первых, что депутаты парламента Гагаузии не намерены и в дальнейшем мириться с тем, чтобы права и полномочия Гагаузии урезались кем бы то ни было. Во-вторых, они намерены заставить высокопоставленных представителей официального Кишинева уважать и исполнять собственные законы. В этой связи следует особо подчеркнуть тот факт, что даже господину Лупу как спикеру молдавского парламента должно быть доподлинно известно, что в компетенцию Народного собрания Гагаузии входит принятие участия в выработке и осуществлении внешней и внутренней политики Республики Молдова, касающейся её интересов. Поэтому официальному Кишиневу придется считаться с обращением Народного собрания Гагаузии от 19 сентября 2008 года, как с законным решением высшего законодательного и представительного органа Гагаузии, выразившего волю её народа", - заключил Иван Бургуджи.