В штаб-квартире ООН была заявлена позиция по решению водных проблем двух соседних государств Узбекистана и Таджикистана, передает корреспондент ИА REGNUM. Выступая перед участниками общеполитической дискуссии на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи, президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон уделил особое внимание проблемам, связанным с изменением климата, продовольственным кризисом и управлением водными ресурсами. Напомнив, что на территории Таджикистана формируется свыше 55% водных ресурсов всего региона Центральной Азии, президент заявил, что необходимо создать "экономический механизм перетоков водных и энергетических ресурсов, который интегрировал бы интересы стран верховья, богатых водными ресурсами, и стран низовья, где в основном расположено углеводородное сырье". Эмомали Рахмон пригласил государства-члены направить своих высоких представителей в Душанбе в 2010 году для участия в работе Международного форума по пресной воде с целью совместной оценки практического выполнения согласованной "международной водной повестки дня". Он также призвал провести специальную сессию Генеральной Ассамблеи ООН, которая могла бы дать оценку прогресса в реализации целей Международного десятилетия действий "Вода для жизни" и определить ориентиры для дальнейших действий, сообщает Центр новостей ООН.

Между тем, в этот же день выступая в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в ходе круглого стола, посвященного Целям развития тысячелетия ООН, министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов рассказал о достижениях страны в борьбе с бедностью и успехах в деле улучшения здоровья и повышения уровня образования населения. Особое внимание он уделил мерам Узбекистана по защите окружающей среды и, в частности, смягчению последствий экологической катастрофы в бассейне Аральского моря. "Ежегодно в зону экологического бедствия из госбюджета республики направляются порядка 10-15 млн. долларов, прежде всего в сферу здравоохранения, образования и социальной поддержки населения Приаралья", - заявил глава внешнеполитического ведомства. Он добавил, что усилия правительств стран региона и международного сообщества в последние 15 лет принесли определенные позитивные результаты, позволившие несколько смягчить последствия аральского кризиса. Одновременно министр выразил крайнюю озабоченность "планами и упорным стремлением ряда государств региона искусственно сократить объемы и режимы стоков трансграничных рек Сырдарьи и Амударьи". Владимир Норов напомнил о требованиях международного права на этот счет, добавив, что при строительстве и вводе в эксплуатацию новых гидроэнергетических сооружений необходимо привлекать авторитетные, нейтральные международные аудиторские организации для проведения оценки соблюдения экологических требований. "Любое игнорирование этих принципов может привести к непредсказуемым экологическим, экономическим, социальным и политическим последствиям в регионе", - предупредил министр иностранных дел Узбекистана. Он добавил, что работа по наращиванию гидроэнергетических мощностей на трансграничных реках в среднесрочной перспективе негативно отразится на системе водопользования, ситуации в агропромышленном комплексе и экологическом балансе в регионе, в первую очередь в Узбекистане, Казахстане и Туркменистане.

Напомним, что ранее позиция Узбекистана по этим вопросам была заявлена президентом Узбекистана Исламом Каримовым на Бишкекском саммите ШОС в августе 2007 года. Особо отмечалось, что согласно основополагающим конвенциям должны быть даны гарантии со стороны авторитетных международных экспертов, что сооружение гидротехнических объектов не будет иметь непоправимых экологических последствий и не нарушит сложившийся баланс использования водотока трансграничных рек всеми государствами, расположенными в бассейне этих рек.

Вопросы регулирования отношений по использованию водных ресурсов трансграничных рек регламентируются рядом документов. К ним относятся "Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер" (Хельсинки, 17 марта 1992), "Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков" (Нью-Йорк, 21 мая 1997), "Конвенция о влиянии производства гидроэлектроэнергии на другие государства". В первой из перечисленных конвенций дано четкое определение понятия трансграничных вод. "Трансграничные воды означают любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы между двумя или более государствами или расположены на таких границах". Согласно этим международным нормам, все составляющие рек Амударьи и Сырдарьи являются трансграничными водами.