Газпром больше всего интересуют три вещи: обеспечение транзита газа в Европу через украинскую территорию, недопущение экспорта газа из Украины в Европу и поставки газа на внутриукраинский рынок. Об этом заявил 24 сентября на конференции в Москве директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

По словам Правосудова, в девяностые годы Украина занималась реализацией бартерных схем, обменивая азиатский газ на собственные товары. В 2006 году Газпром предложил покупать у него газ по адекватной цене. В Киеве это предложение не приняли, что привело к ситуации конца 2006 года. В результате была создана схема, по которой Украина могла покупать газ для своего внутреннего рынка по низким ценам, при этом "Нафтогаз Украины" лишался права экспорта, которым занималась новая компания RosUkrEnergo. Самостоятельный экспорт Украина потеряла.

"Сейчас, когда идёт речь о подъёме цены на газ для Киева, тот в ответ грозит увеличить тариф. Однако в реальности Украина не имеет на это права. В 2004 году было заключено соглашение, согласно которой $1 млрд украинского долга был записан в счёт оплаты транзита до 2010 года. Если Украина поднимает тариф, это означает, что она не расплатилась с долгом", - отмечает эксперт.

По его словам, чтобы больше зарабатывать на транзите, Украине необходимо увеличить мощность прокачки газа через трубу. Однако, сделать это невозможно по причине крайней изношенности украинской газотранспортной системы, утверждает Правосудов.

"Киев не ищет стороннего инвестора, который мог бы вложиться в ремонт системы, так как Украина боится нарушения "самостийности". В последний год президентства Леонида Кучмы он подписал договор с Россией и Германией о создании единого газотранспортного консорциума, однако после "оранжевой революции" об этой идее забыли. В связи со строительством новых трубопроводов, которое развернул Газпром, и в связи с износом украинских мощностей, доходы Украины от транзита будут снижаться. "Нафтогаз Украины" уже сейчас находится на грани дефолта", - проинформировал директор Института национальной энергетики.

"Сейчас украинское руководство говорит, что не допустит повышение цены на газ до $400. Однако рано или поздно труба всё-таки перейдёт к международному консорциуму. И тогда та частная российская организация, которая будет владеть этой трубой, может начать уже изнутри Украины поддерживать русский язык, русскую культуру и образование. Когда сейчас говорится, что это необходимо делать извне, то в ответ следуют обвинения в имперских амбициях. Когда это будет делаться изнутри, этих обвинений можно будет избежать. Так что язык и труба - это, на самом деле, близкие вещи", - считает эксперт.