Уникальный конный переход на 1000 километров за 12 дней закончился на два дня раньше заявленного срока. Напомним, что данный переход был включён в план мероприятий по празднованию 300-летия победы Кабарды в Канжальской битве. Идея празднования этой знаменательной даты принадлежит президенту Кабардино-Балкарской Республики Арсену Конокову. Эта дата является знаменательной не только для Кабарды, но и для России. На состоявшихся летом этого года всероссийских научных конференциях известными учёными России были сделаны выводы, что победа Кабарды в Канжальской битве во многом способствовала победе России в Полтавской битве".

Материалы этих конференций готовятся к изданию и в ближайшем будущем будут опубликованы. О значении конного перехода, включённого в план мероприятий по празднованию 300-летия победы Кабарды в Канжальской битве, в беседе с корреспондентом ИА REGNUM рассказал руководитель администрации президента Кабардино-Балкарской Республики Альберт Кажаров.

"То, что в план мероприятий по празднованию 300-летия победы Кабады в Канжальской битве был включён конный переход на 1000 километров не случайно. Безусловно, это мероприятие несёт в себе несколько аспектов. Во-первых, этот переход был осуществлён исключительно из патриотических чувств, как дань памяти предкам, воевавшим против порабощения Кабарды Османким ханством. Вторым важным аспектом является воспитание в подрастающем поколении духа патриотизма и любви к родине. И третий, не менее важный аспект, то, что переход показал всему миру уникальные возможности кабардинской породы лошадей, являющейся результатом творческой деятельности кабардинского народа", - отметил Кажаров.

Подводя итоги конного перехода, автор и руководитель проекта Ибрагим Яганов в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА REGNUM сказал: "Несмотря на мнение многих специалистов, кабардинская порода лошадей в состоянии преодолевать большие расстояния за сравнительно короткий промежуток времени. Наш переход начался 8 сентября и закончился 18 сентября. В течение этого времени было преодолено значительное расстояние в 1000 километров. Этот факт является неоспоримым доказательством уникальных возможностей кабардинской породы лошадей. В истории достаточно часто описывается, что горец-боец свободно мог преодолевать на своей лошади по 60 - 100 верст по 8 - 10 дней подряд".

"В нынешнее время этот переход является единственным в своём роде. Дистанция далась очень сложно, было два критических момента, когда я решил, что идти дальше мы не сможем. Несколько раз замечал, что состояние лошадей ухудшается, животные начали худеть, было видно, что они устали. Увеличили рацион, но это не помогло. Большое влияние на их состояние оказало то, что лошади на ночь оставались на свободе и паслись на зелёной траве. В рацион добавили зелёные яблоки, что стимулирует работу кишечника и повышает кислотность, достали очень качественный овёс. Все эти постепенные нововведения положительным образом отразились на лошадях, которые начали набирать вес и преображались на глазах. В виду большой нагрузки лошади реагировали не только на изменения в рационе, но и в обращении с ними. Всадники и вся группа поддержки баловала лошадей сахаром и ласковым к ним отношением. В принципе адыги всегда исключительным образом относились к лошадям. Лошадь почти была членом семьи. К примеру, корреспондент английской газеты, побывавший на Кавказе в 1839 году, Лонгворт писал: "Черкесы обращаются с ними заботливо и даже с нежностью; я никогда не видел, чтобы черкес приласкал своего ребенка, зато лошадь он готов целовать и гладить", - рассказывает Яганов.

По словам Ибрагима Яганова, к концу перехода на всю команду участников лошади реагировали так, будто все они являются их хозяевами, некоторые даже просто ходили за всадниками как маленькие дети. Необходимо отметить, что уставшие к вечеру и вялые утром перед стартом лошади, почувствовав седло, сразу настраивались на дорогу и с нетерпением ожидали прихода переодевающихся всадников.

Отдельной проблемой, по словам Яганова, стали сёдла, которые были совершенно новыми и, несмотря на некоторые новшества, внесенные в конструкцию, начали натирать лошадям спины.

"В селении Ходзь Республики Адыгея один бывший табунщик посоветовал нам перевернуть все вальтрапы задом наперёд, и к нашему удивлению проблема, таким образом, была решена. Кроме того, лошади ночью паслись, важно, чтобы они могли переворачиваться - это снимает нагрузку с позвоночника. Во избежание натирания спин лошадей, для таких мероприятиях необходимо использовать старые сёдла. Хотя в целом сёдла себя оправдали, появилось несколько идей для их доработки, после чего они будут гораздо удобнее и для лошади, и для всадника. Необходимо отметить, что в очередной раз черкесская подушка показала, что ей нет замены. Ведь среди всадников был достаточно молодой пробежник, которому всего 14 лет, тем не менее, он достаточно легко прошёл дистанцию", - добавил руководитель проекта.

"В переходе была задействована единственная лошадь англо- кабардинской породы. В отличие от кабардинцев, он всю дорогу был беспокойным, делал слишком много лишних движений, когда находился под седлом. Постоянно нарушал строй, хотел идти впереди, при этом оказавшись первым в колонне, сбавлял ход, а увидев другого коня впереди себя, вновь рвался вперёд. По ночам много лежал и не пасся. В отличие от кабардинцев очень сильно потел, и, теряя влагу, больше всех потерял в массе. Естественно ему уделялось больше внимания, все время давали добавку. Надо отметит, что все 10 десять дней у него был отменный аппетит. Несмотря на всё это, в отличие от кабардинцев, которые начали к этому времени набирать в весе, англо-кабардинец в весе ничего не набрал и, когда кабардинцы к концу перехода прибавили в темпе, он начал сдавать и, преодолев более 900 километров, остановился. Тяжелее всего ему давались перепады: подъёмы и спуски", - продолжил Яганов.

"Думаю, что опыт этого перехода значительно поможет нам в осуществлении следующего проекта, для реализации которого нам потребуется выполнить несколько пунктов, в частности, потребуется более длительный и серьёзный подготовительный период, учёт географических и природных факторов. Выполнение всех пунктов напрямую зависит от того, насколько будет решена финансовая проблема. При хорошей подготовке, мы увеличим скорость до 120 километров в день и подадим заявку на регистрацию результата в книге рекордов Гиннеса.

Подводя общий итог, Ибрагим Яганов отметил, что переход показал, что кабардинская лошадь является одной из ценнейших пород в мире. В ней удачно сочетаются резвость и выносливость, к тому же она неприхотлива в еде, и её практически можно держать на подножном корме. "Для породистых арабских и английских лошадей участие в таком переходе практически невозможно по нескольким причинам: во-первых, они не в состоянии преодолеть расстояние в 1000 километров за такой короткий срок, самое большее они смогут идти не более 3-4 дней; второе, это особый рацион питания; третье, ветеринарам всё время пришлось бы бегать за ними по тем или иным причинам. Этот переход показал достоинства кабардинской породы лошадей, являющейся культурным достоянием одного из народов России, наверное назрела необходимость создания определённых государственных программ по сохранению и популяризации кабардинкой породы лошадей, способных вывести её на мировой уровень", сказал, в заключении, Яганов.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, уникальный конный переход на 1000 километров за 12 дней стартовал 8 сентября из пригорода города Чегем Кабардино-Балкарской Республики. Пробег проходил по территории шести регионов юга России: Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ставропольского края, Краснодарского края, Республики Адыгея, Карачаево-Черкесии. Маршрут пробега: Нальчик - Моздок-Георгиевск - Ставрополь - Армавир - Курганинск - Майкоп - Черкесск - Гора Канжал.