Президентские выборы в Азербайджане - Азербайджан-Россия. Визит Алиева в Москву. Габалинская РЛС - Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха - Экономика

Президентские выборы в Азербайджане

17 сентября в Азербайджане стартовала предвыборная агитационная кампания. Согласно Избирательному кодексу, она продолжится 28 дней и завершится за 24 часа до начала президентских выборов, то есть в 8:00 14 октября (ИА "Туран").

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) зарегистрировала семь выдвиженцев в качестве кандидатов в президенты. Это действующий глава государства, председатель правящей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА) Ильхам Алиев, председатель партии "Умид", депутат Милли меджлиса Игбал Агазаде, лидер партии "Великое созидание", депутат Милли меджлиса Фазиль Газанфароглу, независимый кандидат Гуламгусейн Алибейли, председатель Партии народного фронта единого Азербайджана, депутат Милли меджлиса Гудрат Гасангулиев, председатель партии "Муассир Мусават" Хафиз ГаджиевФуад Алиев (ИА "АзерТАдж").

По словам главы ЦИК Мазахира Панахова, в день голосования на некоторых избирательных участках Азербайджана будут установлены веб-камеры. Он отметил, что веб-камеры охватят 10% избирательных участков республики. По его словам, за процессом голосования посредством видеонаблюдения можно будет следить с помощью сайта ЦИК (1news.az).

Кроме того, Панахов сообщил, что на президентских выборах будет проводиться exit-poll. Он отметил, что в ЦИК в связи с этим уже поступили обращения, и все они направлены только местными организациями (ИА АПА).

Заключенным будут созданы дополнительные условия для того, чтобы они могли смотреть и слушать теле- и радиопередачи с целью ознакомления с предвыборными программами кандидатов в президенты. Об этом сообщили ИА "Тренд" в Управлении связей с общественностью Пенитенциарной службы Министерства юстиции.

В свою очередь члены миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств (СНГ) в регионах знакомятся с ходом подготовки к президентским выборам в Азербайджане. Как сообщает ИА "Новости-Азербайджан", член миссии, советник пресс-службы Исполнительного комитета СНГ Мария Гуцало заявила, что по итогам визита будет подготовлено сообщение для прессы. Координацию деятельности наблюдателей от СНГ осуществляет Штаб миссии, который с 15 сентября приступил к работе в Баку. За президентскими выборами в Азербайджане будут наблюдать более 250 наблюдателей от СНГ. Миссия будет формироваться из числа парламентариев и дипломатов, представителей избирательных комиссий и исполнительной власти всех уровней открыто, гласно, на основе предложений государств. Кроме того, за процессом голосования будут наблюдать около 500 представителей различных европейских международных организаций.

"Зеркало" пишет: "Итак, в Азербайджане дан старт проведению агитационно-пропагандистской кампании с соблюдением всех формальных процедур выборов. То есть все будет. Будут массовые акции, телевизионные выступления, возможно, теледебаты, приедут международные и местные наблюдатели. 15 октября часть избирателей пойдет на избирательные участки, чтобы выполнить свой гражданский долг. При этом мало кто будет сомневаться в итоге голосования. Одним словом, при полном отсутствии даже малейшей возможности прихода к власти альтернативных кандидатов будут осуществлены все формальные процедуры для легитимизации избирательного процесса. То есть фактически происходит процесс имитации выборов. Однако легитимность власти обеспечивается отнюдь не только соблюдением формальных процедур. Важно, чтобы они были признаны народом, то есть избирателями. Впрочем, не все так просто. Стало известно, что в Центризбирком поступило официальное обращение со стороны исполнительного секретаря правящей партии "Ени Азербайджан" Али Ахмедова с просьбой отменить регистрацию в качестве кандидата в президенты председателя партии "Умид" Игбала Агазаде. Как сообщает ИА Mediaforum, правящая партия считает, что Агазаде начал агитационную кампанию до 17 сентября и тем самым грубо нарушил избирательное законодательство, и, как следствие, должен быть лишен регистрации. Почти со стопроцентной уверенностью можно предположить, что обращение Али Ахмедова является "домашней заготовкой" правящей партии к выборам, то есть заранее спланированной акцией. Можно предположить два варианта развития событий. Первый: ЦИК отказывает правящей партии или же ограничивается выговором. В этом случае Центризбирком как бы демонстрирует свою "самостоятельность и независимость", а власти получают возможность "доказать" международным наблюдателям, что избирательная администрация не находится под их полным контролем. Второй: отмена регистрации Агазаде. Стоит вспомнить, что выдвижение кандидатов в президенты началось, да и регистрация Агазаде произошла в кардинально иной ситуации. Нет, во внутриполитической ситуации, в раскладе сил ничего не изменилось, и Агазаде на сегодняшний день не имеет никаких шансов стать победителем президентской гонки. Однако произошли события вокруг Грузии, которые, по всеобщему признанию, будут иметь далеко идущие последствия как для региона, так и мировой геополитики в целом. А этого еще месяц назад никто не мог прогнозировать. То есть все получили доказательства того, что, несмотря на видимую стабильность, мы в любой момент можем столкнуться с форс-мажорной ситуацией. Это, скорее всего, поняли и лидеры правящей партии. Дело в том, что И.Агазаде, по сути, является единственным кандидатом, который может стать приемлемой и компромиссной фигурой для бойкотирующих выборы ведущих оппозиционных партий и лидеров в случае возникновения форс-мажорной ситуации..."

Миссия Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по наблюдению за президентскими выборами в Азербайджане обнародовала первичный отчет, где дана оценка предвыборной ситуации за месяц до дня голосования (ИА "Туран"). Документ составлен на основе наблюдений членов миссии, которые прибыли в Азербайджан с трехдневным визитом. Группа, возглавляемая докладчиком Парламентской ассамблеи СЕ по Азербайджану Андресом Херкелем, состоит из пяти парламентариев из Турции, Бельгии, Германии и Эстонии. В своем отчете миссия ПАСЕ отмечает, что есть подвижки, которые могут способствовать проведению хороших выборов в октябре этого года.

Вместе с тем члены миссии едины в одном: вопросы касательно сбалансированного состава избирательных комиссий, справедливого проведения кампании - важны, но больше относятся к выборной практике, чем к тексту закона. Авторы документа подчеркивают, что высокопоставленные представители азербайджанского правительства выразили желание провести в октябре хорошо организованные выборы, соответствующие европейским стандартам. В отчете миссии говорится, что такого рода мысли воспринимаются исключительно позитивно ("Эхо").

Однако, европейские парламентарии обеспокоены высказываниями о низком интересе к предстоящим президентским выборам со стороны граждан и надеются, что стартовавшая агитационная кампания повысит интерес людей к выборному процессу. Самым неудачным аспектом предстоящих выборов члены миссии считают, отказ пяти оппозиционных партий принять в них участие. При этом члены миссии ожидают, что участие в выборах семи кандидатов даст возможность для плюралистического выбора и создаст конкурентную среду. К тому же члены миссии не воспринимают бойкот выборов, объявленный оппозицией. Так, по мнению авторов отчета, даже если лидеры политических партий не видят реальных возможностей прихода к власти посредством выборов и считают, что демократические права ограничиваются и нарушаются, им, лидерам, все же следует принять участие в избирательном марафоне ради интересов своих сторонников. В этой связи члены миссии призывают все политические силы, в том числе партии, не принимающие участие в выборах, проявить ответственность и приступить к диалогу. Вне зависимости от имеющихся противоречий, считают в миссии ПАСЕ, стороны должны заняться конструктивным обсуждений важным вопросов и отказаться от взаимных обвинений.

Азербайджан-Россия. Визит Алиева в Москву. Габалинская РЛС

17 сентября завершился визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Москву, состоявшегося по приглашению президента России Дмитрия Медведева (ИА "АзерТАдж"). Встреча президентов происходила в резиденции "Майндорф". Оба лидера признали, что эффективное российско- азербайджанское взаимодействие является одним из позитивных факторов укрепления мира и поддержания стабильности на Кавказе. Помимо этого в рамках визита президент Азербайджана провел встречу с премьер-министром РФ Владимиром Путиным.

Между тем, согласно сообщению BBC, Россия и Азербайджан не достигли согласия по грузино-осетинской проблеме. Несмотря на то, что каждая из сторон осталась на своей позиции, главы государств высказали удовлетворение прошедшей встречей.

"Россия желает, чтобы ее деятельность в регионе Южного Кавказа была превыше всех остальных. Для этого они будут стремиться предпринять все усилия для того, чтобы ослабить влияние других государств на этот регион", - заявил в интервью "Эхо" глава Центра политических инноваций и технологий (ЦПИТ) политолог Мубариз Ахмедоглу. Политолог напомнил о том, что президент РФ заявил, что является сторонником прямых переговоров, и в самое ближайшее время может состояться встреча глав Азербайджана и Армении. "Это входит в планы Азербайджана. Как вы знаете, в последнее время президент Армении Серж Саркисян предпринимает все усилия для того, чтобы избежать встречи с президентом Азербайджана. Если ранее армянская сторона дала согласие на встречу президентов обеих стран до проведения президентских выборов в Азербайджане, то в последнее время у Саркисяна пропало желание встречаться", - продолжил политолог. Что касается информации о том, что в рамках переговоров президентов АР и РФ "не поднимался вопрос о трубопроводе "Набукко", то политолог считает, что Россия является не самым большим противником этого проекта.

Тем временем политолог Лейла Алиева считает, что "ничего неожиданного в Москве не произошло". "Россия пыталась проверить эффект, который произвел произошедшие в Грузии события на Азербайджан, и в сложившейся ситуации пытается не потерять нашу страну. Поскольку Россия знает, что для Азербайджана в данный момент самое главное, это карабахский вопрос, то, возможно, что официальная Москва делала какие-то намеки, подвижки по поводу того, что желает продолжать активные посреднические усилия", - заявила эксперт в интервью "Эхо". При этом политолог напомнила о том, что в Азербайджане, после окончания событий в Грузии прозвучали мысли о том, что после того, что натворила РФ в этой стране, смысл ее в качестве посредника пропадает. "Помимо этого, РФ хотела уверить Азербайджан в том, что произошедшее в Грузии не совсем обязательно должно случиться с Азербайджаном. И, наоборот, Россия может играть позитивную роль в урегулировании армяно- азербайджанского конфликта", - резюмировала Лейла Алиева.

"Зеркало" пишет: "Политические стрелки часов в Москве и Баку вращаются по-разному, не только с разницей в один час, но и в противоположных направлениях. Это причина определенного дискомфорта на встрече с глазу на глаз или, точнее, когда приходится смотреть в глаза друг другу и сверять часы. Результаты проверки на прочность азербайджано-российских отношений грузинским кризисом оказались неутешительными. В таком жизненно важном вопросе для расчлененного Азербайджана, как территориальная целостность, Россия повела себя как всегда непредсказуемо, разрушив появившуюся три месяца назад хрупкую надежду на то, что Москва будет четко придерживаться принципа нерушимости границ в вопросе карабахского урегулирования. Еще совсем недавно, в июле, когда президенты сверяли часы в Баку, ничто не предвещало военную грозу на Кавказе и стороны были удовлетворены переговорами - каждый приобрел то, что мог. Подписав совместную Декларацию о дружбе и стратегическом партнерстве, Азербайджан заполучил от России гарантии о неприемлемости насильственного изменения международно-признанных границ, скорейшего урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе общепризнанных норм и принципов международного права и, прежде всего, соблюдения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ государств. В свою очередь Москва получила от Баку гарантии увеличить к концу года двусторонний товарооборот с 1,7 млрд долларов до 2 млрд долларов и туманные обещания о сотрудничестве с "Газпромом". Нарушение Россией территориальной целостности Грузии стало грозным сигналом для Баку, который попытался отсидеться в собственном окопе в жаркие дни грузино-российского противостояния. Робкие слова поддержки территориальной целостности Грузии азербайджанским МИД и сожаление о случившемся, видимо, не остались незамеченными в Москве. По завершении встречи в публичном заявлении Медведев на этот раз ни словом не обмолвился о решении карабахского конфликта на основе территориальной целостности Азербайджана. Более того, он вернулся к путинскому видению урегулирования, выступив за продолжение прямых переговоров президентов Азербайджана и Армении, без публичного предпочтения какой-либо из сторон. Это указывает на то, что стрелки часов сторон не удалось сблизить: на встрече в Москве Медведеву, скорее всего, не удалось услышать внятного ответа на предложения переориентировать геополитический и энергетический курс Азербайджана в пользу России. Ильхам Алиев только смог гарантировать рост товарооборота между двумя странами в тех объемах, которые желала бы Москва. Россия, таким образом, получила только гарантии на закупку своего ширпотреба дополнительно еще на 300 млн долларов, в их числе трактора, автомашины, оборудование и популярные "Командирские" часы. А осторожному Азербайджану пока удалось отстоять определенную свободу маневрирования. Так что московская сверка часов не привела к каким-либо переменам..."

Президенты Азербайджана и России не могли обойти стороной проблему урегулирования армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Россия и впредь будет оказывать максимальное содействие карабахскому урегулированию, заявил Дмитрий Медведев по завершении переговоров ("525-я газета"). "Мы поддерживаем продолжение прямых переговоров президентов Азербайджана и Армении. Позиция России остается прежней: мы и в будущем будем оказывать максимальное содействие поиску взаимоприемлемого решения этого сложного вопроса. Мы продолжим контакты по этому вопросу в самом ближайшем будущем", - сказал Медведев. В свою очередь Ильхам Алиев сказал, что Азербайджан рассчитывает на активную роль России в урегулировании карабахского конфликта. "Несмотря на сложности, нам кажется, что сегодня существуют предпосылки для урегулирования, которое отвечало бы интересам всех стран и основывалось бы на нормах международного права", - сказал он. Касаясь азербайджано-российских отношений, он отметил, что необходимо искать и находить механизмы эффективного сотрудничества. "Мы очень высоко ценим уровень отношений с Россией, стремимся их наращивать и будем со своей стороны делать все, чтобы добиться этой цели", - сказал Алиев.

"Зеркало" отмечает: "Можно с определенностью сказать, что стороны обменялись любезностями, но не более. По крайней мере, в публичных заявлениях президентов не было даже намека на то, что по ходу переговоров достигнуты серьезные договоренности. Вряд ли для кого-то было секретом то, что во время переговоров в Москве будут обсуждаться вопросы расширения торгово-экономических связей, диверсификации энергетических маршрутов, урегулирования карабахского конфликта, действий сторон в контексте событий вокруг Грузии и продвижения НАТО на южнокавказском направлении. По поводу расширения торгово-экономических связей особых проблем не существует. Однако по другим вопросам позиция России диаметрально противоположна политике Азербайджана, официально декларируемой до недавнего времени. Россия заявляет "нет" диверсификации энергетических маршрутов. Россия говорит "нет" расширению НАТО. И, наконец, для России вопрос территориальной целостности, а если быть более точным, признания независимости Абхазии и Северной Осетии уже необратимый процесс. Если судить по публичным заявлениям, то по всем этим вопросам России не удалось добиться публичной поддержки со стороны Азербайджана. По сути Москва пока что добилась минимума возможного во взаимоотношениях с официальным Баку - Азербайджан не выступил с однозначным осуждением действий России на Южном Кавказе. Хотя и это немало...".

"Эхо" пишет о судьбе Габалинской РЛС: "Прошло время, и сегодня российско-американские отношения находятся уже далеко не на том уровне, как в апреле, когда еще был шанс договориться о совместном использовании возможностей Габалинской РЛС в том или ином формате сотрудничества. После военных действий России и Грузии и инициированного США обвала цен на нефть, речи о каком-либо виде военного сотрудничества между этими державами идти вообще не может. Тем более, что о создании своей базы ПРО в Чехии Америка договорилась еще до нападения РФ на Грузию, а после этого случая уже и ранее сомневавшаяся Польша поспешила подписать все необходимые документы с Вашингтоном. И теперь возникает следующий вопрос: а какая судьба все-таки ждет эту станцию? Продолжает ли считаться ценным ее потенциал, или об этой РЛС можно благополучно забыть? Если так, то может быть стоило бы разобрать этот объект, прислушавшись к заявлениям независимых экологов о том, что он наносит большой урон здоровью местного населения и окружающей среды? По словам военного эксперта Джанмирзы Мирзоева, "Габалинская РЛС все еще продолжает оставаться объектом, который вызывает повышенное внимание не только у нас в регионе, но, я бы даже сказал, наверное, и в мире. Потому что внимательно следят - как же будет происходить дальнейшее использование этой станции? Актуальность ее не исчезла. Наоборот, в связи с военной активизацией на южном направлении - Иран уже несколько суток проводит широкомасштабные учения по проверке боеготовности своих вооруженных сил, а в Персидском заливе начинается наращивание американского военного присутствия - естественно, та информация, которую выдает в этой ситуации Габалинская РЛС, просто бесценна. Что касается изменения обстановки после событий месячной давности на Кавказе, в связи с этим уже идет ускоренное развитие систем ПРО в Польше и Чехии. И именно поэтому, я думаю, значение Габалинской РЛС не будет сходить с повестки дня". Гораздо более пессимистичную точку зрения на проблему высказал специалист, генерал-лейтенант сил ПВО, экс-депутат Милли меджлиса Владимир Тимошенко. "Сейчас Россия строит объект в районе Армавира. И с вводом его в строй Габалинская станция, конечно, свое значение потеряет. Говорить, что Америке эта РЛС не нужна, было бы неправильным, но этот вопрос не решаемый. Азербайджан не пойдет на то, чтобы сдавать этот объект в аренду США. На самом деле тут все решается вопросом времени. Почему мы давно не слышим никаких разговоров на эту тему? Америка больше заинтересована в том, чтобы построить что-то в районе Грузии, допустим. Этот вопрос может встать на повестку дня. А наша РЛС на повестке дня не стоит" ("Эхо").

Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха

"Темпы дипломатической активности в карабахском урегулировании продолжают нарастать. Вслед за американским сопредседателем Минской группа ОБСЕ визит в регион совершает его французский коллега Бернар Фасье", - пишет "Эхо". "Понятно, что визит сопредседателей МГ ОБСЕ от США и Франции в регион - это первый раунд посреднических переговоров после пятидневной войны и сенсационного визита в Ереван президента Турции Абдуллы Гюля. Как заявил в Анкаре президент Турции, Армения дала принципиальное согласие на вывод своих войск с оккупированных азербайджанских земель. Эту информацию в Ереване не подтверждают, но и не опровергают. А представители Турции в свою очередь говорят о новых возможностях в урегулировании. Не "озвучивая" вслух, что в результате пятидневной войны не Грузия, а Армения оказалась в катастрофическом положении, выйти из которого без нормализации отношений с Азербайджаном и Турцией она вряд ли сможет. При этом Мэтью Брайза и Бернар Фасье прибыли в регион с разницей в один день. А о том, ждать ли здесь в ближайшее время их российского колелегу Юрия Мерзлякова, ясности нет. И не исключено,что речь идет о фактическом пересмотре состава Минской группы: в ходе своей пресс-конференции МГ ОБСЕ Мэтью Брайза заявил, что его страна не будет сотрудничать с Россией по вопросу карабахского урегулирования, пока та не выполнит соглашения Саркози-Медведева по Грузии", - пишет издание.

"США полностью поддерживают суверенитет и территориальную целостность Азербайджана и готовы помочь в решении конфликта, и соглашение должно быть остигнуто на основе территориальной целостности Азербайджана. Азербайджан может надеяться на помощь США, как в трудные периоды, так и в периоды мира", - сказал Метью Брайза, отметив в то же время, что мирное соглашение между двумя странами должно быть достигнуто в такой форме, чтобы обе стороны остались довольны ("525-я газета").

Как отмечает ИА "Тренд", "весьма жестко американский посредник Метью Брайза прокомментировал и недавнее заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии не создает прецедента для Приднестровья и Нагорного Карабаха. По мнению американского дипломата, нельзя подходить по-разному к вопросу суверенитета - поддерживать территориальную целостность в случае с Азербайджаном и не поддерживать в вопросе с Грузией".

По мнению "Эхо", "одно только изменение состава посредников уже показывает, что ситуация в регионе изменилась не в пользу Армении. Более того, ранее представители США никогда не делали в рамках своей посреднической миссии столь четких и однозначных заявлений о поддержке Азербайджана и территориальной целостности нашей страны. Плюс ко всему и Мэтью Брайза, который отвечает за весь Южный Кавказ, включая конфликты в Грузии и вопросы энергетики, и Бернар Фасье не могут не соотносить ситуацию в Карабахе с вопросами энергетической безопасности и тем более не учитывать уроков пятидневной войны. И все это вместе взятое не просто меняет расстановку сил в регионе, а создает возможность для полноценного и долгосрочного урегулирования конфликта, которое не может не базироваться на принципах международного права в их общепринятом, а не "лавровском" понимании...".

Газета отмечает, что "Минская группа ОБСЕ переживает не лучшие времена и на сегодняшний день не может функционировать в прежнем режиме. Сопредседатели МГ ОБСЕ предпочитают посещать регион конфликта в отдельности и пока не предпринимают каких-либо совместных действий. Первым о сложностях начал говорить американский сопредседатель Мэтью Брайза, который накануне дал понять, что до вывода российских войск из Грузии и выполнения условия соглашения Медведев - Саркози сотрудничество с Москвой невозможно".

В Баку, где периодически говорят о неэффективности МГ ОБСЕ, которую, мол, следовало бы давно распустить, последнему развитию событий ничуть не удивлены. Как заявил в интервью "Эхо" политолог Ильгар Мамедов, работа в Минской группе ОБСЕ требует очень высокого уровня доверия между сторонами. "Тот факт, что Россия не стала выполнять соглашение Медведев - Саркози, сильно ударил по взаимному доверию между сопредседателями Минской группы", - подчеркивает политолог. По его словам, естественно, когда по одному очень важному вопросу нашего региона между сторонами нет взаимного доверия, то как в этой ситуации страны-сопредседатели могут вести работу по урегулированию другого регионального конфликта?! "В условиях отсутствия доверия, естественно, никакой речи о совместной работе быть не может",- считает политолог. Вместе с тем, он полагает, что само по себе Минская группа ОБСЕ сохранится. "По всей видимости, совместных усилий сопредседателей по стимулированию процесса урегулирования карабахского конфликта мы не увидим", - прогнозирует политолог. Прежде, по его словам, сопредседатели старались говорить вместе, с одинаковых, схожих позиций, то есть у них была своего рода договоренность говорить с общественностью и руководством двух стран на одном языке. "Но сейчас это не получается, а поэтому формат распался", - заявляет Мамедов. Он считает, что в такой изолированной друг от друга форме сопредседатели МГ ОБСЕ продолжат действовать дальше, и говорить, что они будут работать в прежнем режиме - ошибочно. К тому же, он не исключает, что со временем сопредседатели от США и Франции в дальнейшем могут действовать в дуэте, оставив в одиночестве российского коллегу. "Это может произойти, но не сразу, так как сразу ставить представителя России в изолированное положение было бы неаккуратно",- считает он.

"В течение всего дня 22 сентября заявление Сержа Саркисяна, президента Армении, на встрече с иностранными журналистами в Ереване оставалось для СМИ Южного Кавказа бесспорной темой номер один. Сначала президент Армении повторил журналистам уже знакомые тезисы, что, дескать, Армения не имеет территориальных притязаний к Турции и готова к созданию совместной комиссии по расследованию трагических событий 1915 года, правда, тут же оговорившись, что перед этим было бы неплохо установить между двумя странами полноценные дипломатические отношения. А затем, перейдя к карабахскому урегулированию, вновь напомнил, что, дескать, в любом референдуме, который может быть проведен в ближайшее время, армяне Карабаха выскажутся за то, чтобы жить в отдельности от Азербайджана", - пишет "Эхо". "Но потом продолжил: "Я предложил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, с целью демонстрации заинтересованности азербайджанцев в благополучии Карабаха, в безопасной жизни, вкладывать туда инвестиции. Может быть, после этого армяне в Карабахе выскажутся за то, чтобы жить в составе Азербайджана". Потом сделал еще один "политический зигзаг", заявив, что, мол, если в настоящее время произойдет чудо и Карабах будет возвращен Азербайджану, то за короткий срок там не останется ни одного армянина", - пишет "Эхо".

Однако уже к полудню армянские сайты обвинили азербайджанские СМИ в том, что они "извратили" слова Сержа Саркисяна. Как уверяют в Ереване, президент Армении напомнил о том, что в любом референдуме, который может быть проведен в ближайшее время, армяне Карабаха выскажутся за то, чтобы жить в отдельности от Азербайджана, а затем, как отметил сам господин Саркисян, он предложил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву вкладывать инвестиции в Карабах, если Баку действительно заинтересован в благополучии и безопасности населения "НКР" (ИА "Тренд").

"Словом, если в редакции радио "Азадлыг" и азербайджанских СМИ фраза Саркисяна об инвестициях вывглядела как реальное предложение, то в изложении сайта PanARMENIAN она уже звучит совершено иначе, и уж чего-чего, а миролюбия и готовности к сотрудничеству в президентском переложении известной фразы: "Не учите меня жить - лучше помогите материально", увы, не чувствуется", - отмечает "Эхо".

Тем не менее, азербаджанский политолог Зардушт Ализаде расценил призыв Сержа Саркисяна как "очень разумный и прагматичный", о чем заявил в интервью 1news.az. По мнению Ализаде, "не только наши компании, но и турецкие должны вложить свои инвестиции в Нагорный Карабах. Рынок Карабаха очень маленький, и мы быстро сможем его экономику привязать к экономике Турции и Азербайджана". По мнению Ализаде, "мы должны развернуть там такую деятельность, чтобы армянам даже не захотелось отделяться. Кроме того, мы можем вложить инвестиции и в саму Армению. Так что это предложение Саркисяна очень хорошее, и нам нужно как можно быстрее ухватиться за него, пока армяне не передумали".

В свою очередь, политолог Расим Мусабеков в интервью тому же 1news.az назвал тот факт, что президент Армении Серж Саркисян предлагает Азербайджану вложить многомиллиардные инвестиции в Нагорный Карабах в обмен на "ничто", "идеей фикс в армянском стиле". По мнению политолога, не давая ничего взамен, Армения хочет получить поток инвестиций для сепаратистов Карабаха, что, по мнению Расима Мусабекова, несерьезно, потому как армянская сторона не гарантирует, что не будет повторного референдума об отделении от Азербайджана. Сначала, уверен Расим Мусабеков, карабахские армяне должны дать твердые гарантии признания суверенитета Азербайджана, а куда и сколько инвестиций вкладывать, официальный Баку знает и без советов Саркисяна.

Европейский союз (ЕС) не готов оказать помощь Азербайджану в восстановлении территориальной целостности и это большой просчет Брюсселя. Этой теме посвящена статья под названием "Где помощь ЕС для Азербайджана?", опубликованная в турецкой газете Zaman (ИА "Тренд"). Автор статьи приводит заявление комиссара по внешним связям Европейского союза Бениты Ферреро-Вальднер от 1 сентября, в котором говорится о том, что такие партнеры, как Украина и Молдова, всегда могут рассчитывать на поддержку ЕС в вопросе восстановления своей территориальной целостности. Однако, по мнению автора статьи, есть на постсоветском пространстве еще одна важная страна, которая также является партнером ЕС в рамках Европейской политики соседства и на территории которой также присутствует замороженный конфликт - это Азербайджан, который в своем заявлении Бенита Ферреро-Вальднер не сумела упомянуть. "Возможно, это была простая оплошность со стороны комиссара ЕС по внешним связям, но она не осталась незамеченной официальным Баку", - утверждает автор статьи, приводя более реалистичные предположения по поводу того, почему Бенита Ферреро-Вальднер не вспомнила об Азербайджане. "Не исключено, что Азербайджан был исключен из этого списка, потому что ЕС не хочет признавать агрессивную политику Армении в отношении этой страны, либо потому что Азербайджан - мусульманское государство, тогда как ЕС - христианский клуб, и этот факт воздействует на его политику", - предполагает автор. Как пишет автор Zaman, "я никогда не слышал о том, чтобы лидеры ЕС открыто заявляли о своей поддержке Азербайджану в восстановлении территориальной целостности. И это притом, что последние события в Грузии должны были показать ЕС, что замороженные конфликты на территории постсоветского пространства нуждаются в скорейшем разрешении".

Между тем в самом Азербайджане уже давно перестали удивляться европейской политике двойных стандартов. Как заявил "Эхо" политолог, директор Центра политических инноваций и технологий (ЦПИТ) Мубариз Ахмедоглу, можно привести много фактов, которые свидетельствуют о неготовности или нежелании ЕС помочь Азербайджану или хотя бы высказать свою поддержку нашей стране в восстановлении территориальной целостности во всеуслышанье. По его словам, взять хотя бы последние события в Грузии: "Географически территория Азербайджана находится гораздо ближе к Тбилиси, чем Ереван. Однако, несмотря на это, почти 2 тысячи дипломатов из разных стран, члены их семей, а также туристы были перевезены в Ереван. В тот Ереван, который является ближайшим союзником России, которая развязала военные действия в Грузии", - возмутился Мубариз Ахмедоглу. В этой связи глава ЦПИТ рискнул предположить, что ЕС, судя по всему, является христианским клубом. "Именно по этой причине Евросоюзу трудно будет отдать землю мусульманскому Азербайджану, нежели христианской Армении". Этот же фактор, по его словам, не позволяет Турции вступить в ЕС. Впрочем, по словам политолога, помимо ЕС таким же образом поступают США и весь Запад в целом. "В настоящее время в Конгрессе США обсуждается вопрос о выделении Армении 68 миллионов долларов на восстановление экономики и инфраструктуры после военных событий в Грузии. Азербайджан при этом не упоминается, хотя, как заявил президент Госнефтекомпании АР, в результате простоя трубопровода Баку- Тбилиси - Джейхан наша страна понесла потери в размере 1 млрд. долларов", - подчеркнул глава ЦПИТ.

Экономика

Падение цен на нефть приводит к нешуточным потерям для Азербайджана. Если сравнивать сегодняшнюю стоимость "черного золота" с максимальной (147 долларов), ежесуточно теряется до 50 миллионов долларов, - оценивает ситуацию председатель Центра нефтяных исследований (ЦНИ) Ильхам Шабан. Впрочем, тенденция понижения грозит и другими рисками, прогнозирует эксперт ("Эхо"). Hа неделе 8-12 сентября средняя цена на сорт нефти Azeri LT (CIF), которую Азербайджан продает через турецкий порт Джейхан и грузинский - Батуми, составила 100,75 долл./барр., что на 6,95 долл./барр. ниже средней цены предыдущей недели, констатирует ИА "Тренд".

По словам Ильхама Шабана, если тенденция будет продолжаться, то последствия для Азербайджана будут следующие: во-первых, ожидаемый доход от продажи "черного золота" будет меньше. Во втором полугодии таких небывалых доходов, что мы получили за первую половину года, не будет. "С другой стороны, если доходов меньше, значит, правительство на будущий год с таким аппетитом свои инвестиционные проекты прогнозировать не будет. Что же касается именно нефтяных проектов, то один из руководителей Total объявил, что цена в районе 90 долларов приведет к фактическому замораживанию проектов по труднодоступным месторождениям и глубоководным проектам, допустим, на берегу Анголы или Бразилии. Он также заявил, что при цене в районе 80 долларов нет никакого смысла начинать какие-либо даже разведочные работы на арктическом шельфе. То есть это меняет все планы нефтяных компаний. Я бы сказал, что это в какой-то мере затронет и Азербайджан, хотя мы сейчас планируем подписать контракт с французской Total о глубоководной структуре на Абшероне. А если снижение будет продолжаться и далее, то это может привести к тому, что иностранная компания откажется от своих намерений", - прогнозирует аналитик.