Генпрокуратура Таджикистана возбудила уголовное дело против известного таджикского журналиста Дододжона Атовуллоева, живущего в эмиграции в России. Как сообщили в МВД Таджикистана, сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью "установили, что 53-летний журналист, являющийся главным редактором опальной газеты "Чароги руз" ("Дневной свет"), публиковал в своей газете статьи, содержащие оскорбления в отношении президента страны и членов правительства". Журналиста также обвиняют в "публичных призывах к насильственному свержению конституционного строя" в Таджикистане. Атовуллоева объявили в розыск. Об этом деле пишет сегодня в московской газете "Время новостей" наиболее авторитетный российский специалист по современным проблемам Средней Азии Аркадий Дубнов. Газета сообщает:

Дододжон Атовуллоев - выпускник журфака МГУ, живет и работает в изгнании с 1992 года. В Москве Атовуллоев продолжал, хотя уже нерегулярно, издавать ставшую оппозиционной газету "Чароги руз" (начала выходить в Душанбе в 1991 году). Одним из недоброжелателей журналиста газета называет генпрокурора Таджикистана Бободжона Бобохонова. В феврале 2007 года Атовуллоев объявил себя лидером оппозиционного движения "Ватандор" ("Патриот").

Дододжон Атовуллоев заявил "Времени новостей", что "возбуждение против него уголовного дела и публичное объявление об этом таджикскими властями, по его сведениям, стало возможным после встречи в конце прошлой недели в Душанбе президента Таджикистана Эмомали Рахмона с руководителем кремлевской администрации Сергеем Нарышкиным. Как утверждает Атовуллоев, Рахмон жаловался на досаждающего ему журналиста Сергею Нарышкину еще в прошлом году, когда он приезжал в Душанбе, будучи первым вице-премьером правительства России. Затем вопрос о выдаче журналиста таджикским властям якобы обсуждался на уровне российского Совбеза. Тогда, очевидно, на запрос из Душанбе положительного ответа из Москвы не поступило. Похоже, что после войны на Кавказе отношение к этому вопросу в Москве изменилось. Таджикский президент до сих пор еще не выразил ясно и публично своей поддержки России в связи с "операцией по принуждению Грузии к миру" и по вопросу признания Абхазии и Южной Осетии. Очень может быть, что в Душанбе в ответ на такую поддержку со своей стороны хотели бы найти в Москве понимание по волнующему таджикские власти "журналистскому" вопросу".

Газета "Коммерсант" к этому добавляет сегодня: "Дододжону Атовуллоеву грозит 25 лет лишения свободы... В 2001 году Дододжон Атовуллоев был задержан в Москве по запросу Душанбе. Однако спустя несколько дней Генпрокуратура РФ отказала властям Таджикистана в экстрадиции Дододжона Атовуллоева и он был отпущен на свободу. Позднее генпрокуратура Таджикистана закрыла его дело. Новое уголовное дело, судя по всему, связано с недавним призывом господина Атовуллоева путем массовых акций гражданского неповиновения сместить президента Рахмона, при котором Таджикистан "деградирует". После этого генпрокурор Таджикистана Бободжон Бобохонов назвал лидера движения "Ватандор" "преступником и информационным террористом". Чиновник пообещал, что его ведомство приложит все усилия, чтобы задержать оппозиционера, "где бы он ни был". Оппозиционер всерьез опасается за свою судьбу. "Мне кажется, что российские власти меня "сдали" в обмен на некие преференции, возможно, связанные с бизнесом,- заявил газете Атовуллоев.- Иначе в Душанбе не стали бы с такой помпой, на специально созванной пресс-конференции объявлять о возбуждении нового дела против меня". Оппозиционер убежден, что Душанбе заранее заручился согласием Москвы на его "нейтрализацию"... Если предположения лидера движения "Ватандор" верны, то таджикским спецслужбам достаточно лишь получить от Москвы разрешение на проведение небольшой спецоперации на российской территории. Судя по всему, именно так случилось в 2005 году, когда в подмосковном Королеве таинственно исчез другой лидер таджикской оппозиции, глава Демократической партии Махмадрузи Искандаров. А спустя несколько дней он уже находился в душанбинском СИЗО"