Военный вестник

По сообщению 1news.az, 11 сентября подразделения Вооруженных сил Армении с территории сел Чинар и Беркабер Бердского и Иджеванского районов Армении подвергли обстрелу позиции азербайджанской армии в селе Коха Наби Товузского района и безымянных высотах Газахского района. Перестрелки имели место и на азербайджанско-карабахской линии соприкосновения вооруженных сил. В тот же день, передает агентство, армянской стороной был открыт огонь со стороны села Куропаткино Ходжавендского района, со стороны безымянных высот и села Тапгарагоюнлу Геранбойского района и с позиций, расположенных близ села Геярх Тертерского района. Согласно агентству, "ответным огнем вражеские позиции были подавлены, потерь среди личного состава Вооруженных сил Азербайджана нет".

Day.Az передает, что 12 и 13 сентября армянская сторона с позиций, расположенных с села Куропаткино Ходжавендского района, и деревни Сейсулан Тертерского района обстреляли расположенные напротив позиции азербайджанской армии. Огонь велся из автоматов и пулеметов. Потерь нет.

14 сентября армянская сторона нарушила режим перемирия в трех направлениях фронта, сообщает 1news.az. Согласно агентству, позиции Национальной армии обстреливались с территории Бердского района Армении, а также со стороны контролируемых силами Нагорного Карабаха Физулинского и Ходжавендского районов. 15 и 16 сентября обстрел частей азербайджанской армии велся в Геранбойском и Физулинском направлениях фронта. "Во всех случаях обстрел был подавлен ответным огнем. Потерь среди личного состава Вооруженных сил Азербайджана нет".

О нарушении армянской стороной режима прекращения огня 18 и 19 сентября сообщает Analitika.az. Согласно агентству, в эти дни огонь открывался с позиций близ села Чинар Бердского района Армении, с безымянных высот Тертерского района, с безымянных высот и села Горадиз Физулинского района, а также с позиций близ села Тапгарагоюнлу Геранбойского района. По сообщению агентства, во всех случаях ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет.

За последние 2-3 месяца армянами очень часто нарушается режим прекращения огня. Об этом, сообщает Day.Az, в ходе пресс-конференции заявил глава пресс-службы Минобороны Азербайджана Эльдар Сабироглу. "В основном режим прекращения огня нарушался в Агдамском, Физулинском, Геранбойском, Тер-терском, Ходжавендском районах. Враг получал адекватный ответ. За последние 2-3 месяца в результате этих обстрелов ответным огням было уничтожено около 15 армянских военнослужащих: как солдат, так и офицеров", заявил он. Сабироглу не отметил точные потери азербайджанской армии в ходе этих обстрелов, подчеркнув, что их в разы меньше, чем у армян.

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", Министерство обороны Армении опровергло заявление Эльдара Сабироглу, сообщив, что за указанный период с армянской стороны не было никаких жертв.

По словам председателя Союза офицеров запаса Азербайджана Яшара Джафарли, статистика смертельных случаев на линии фронта меняется каждый год. "Но того, чтобы их количество имело тенденцию к увеличению или к снижению, нет. Просто в последние годы эти цифры остаются практически на одном уровне. В год у нас гибнет в среднем от 40 до 50 военнослужащих. Однако в этом году уже около 40 погибших по состоянию на сентябрь. Из них потери именно от пуль врага составляют порядка 25-35%". По мнению военного эксперта, возможность снижения статистики взаимных смертоубийств, в первую очередь, зависит от желания самих сторон. "И я вижу, что сами стороны конфликта не хотят, не желают изменения сложившейся ситуации в прифронтовой зоне. Хотя и подписано давным-давно соглашение о временном прекращении огня, на политическом уровне чувствуется все же, что ответственные лица Армении и Азербайджана хотят постоянно демонстрировать международным организациям крайне напряженную ситуацию в этой зоне конфликта. Они хотят таким образом заставить эти силы побыстрее разрешить нагорно-карабахскую проблему. Если стороны будут четко соблюдать достигнутое соглашение о прекращении огня, я считаю, что можно довести эту трагическую статистику до минимума, даже к нулю ее свести. Потому что ведь ни один солдат без команды стрелять не станет". ("Эхо")

Минская группа ОБСЕ себя исчерпала?

Партия гражданской солидарности (ПГС) Азербайджана выступила с инициативой об изменении состава Минской группы ОБСЕ. Основанием для этого послужили бездеятельность Минской группы ОБСЕ в течение 16 лет, признание Россией сепаратистских режимов в зонах конфликта, проармянская позиция Франции и прочее. Об этом, передает 1news.az, заявил советник председателя ПГС, заведующий организационным отделом партии Самир Асадли, по мнению которого сопредседательствовать в Минской группе должны Турция, Польша и Германия. По его словам, возложение на эти страны посреднической миссии может ускорить процесс разрешения карабахской проблемы.

Как сообщает Day.Az, министр обороны Азербайджана Сафар Абиев, принимая находящуюся в Азербайджане делегацию Ассамблеи Союза Западной Европы, сообщил о проблемах, возникших в связи с нагорно-карабахским конфликтом, и заявил, что "работа, проведенная за 15 лет Минской группой, была безрезультатной".

Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Метью Брайза 11 сентября отправился в Азербайджан и Армению с целью обсуждения вопросов карабахского урегулирования. В преддверии визита в регион, Брайза, в интервью радиостанции "Голос Америки" прокомментировал слухи о том, что после событий в Грузии сотрудничество США и России в Минской группе ОБСЕ окажется невозможным. Выразив несогласие с такой позицией, Брайза сказал: "На мой взгляд, эта группа сохранит свои функции". Он сообщил, что едет в Армению и Азербайджан, чтобы обсудить с лидерами двух стран как "продвинуть процесс". "Сейчас активно к этому процессу подключились высокопоставленные представители Госдепартамента. В этом смысле у меня обнадеживающие ожидания", сказал Брайза. Он подтвердил поддержку США территориальной целостности Азербайджана. Вместе с тем, он отметил, что Азербайджан и Армения должны сами достичь соглашения, охватывающего и другие принципы международного права. Брайза призвал стороны конфликта проявить большую гибкость в переговорном процессе: "Возможно, атака Грузии Россией косвенно повлияла на то, чтобы стороны стали более гибкими, и США приложат все усилия, чтобы поддержать эту гибкость". По его словам, правительство США предпримет все шаги, чтобы принять справедливое и прочное решение конфликта. "Конфликт будет решен исходя из принципов нашей поддержки территориальной целостности Азербайджана", сказал Брайза. ("525-я газета")

12 сентября американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию Мэтью Брайза прибыл в Нагорный Карабах. В столице республики - Степанакерте - состоялась встреча с президентом Нагорного Карабаха Бако Саакяном. На последовавшем после встречи брифинге Брайза назвал переговоры с Саакяном "очень конструктивными" и "очень интересными". "У меня была возможность выслушать мнение карабахской стороны по нынешней ситуации в регионе, перспективам урегулирования конфликта и другим актуальным вопросам", сообщил американский дипломат журналистам. Брайза отметил, что его визит носит ознакомительный характер, и им двигало желание получше ознакомиться с Нагорным Карабахом и его народом. "Да базовые принципы важны, и мы должны реализовать их, но, кроме того, мы обсуждали, как можно углубить отношения между всеми людьми, народами, которые играют роль в урегулировании конфликта", сказал он. По словам американского сопредседателя, в ходе встречи было выражено искреннее желание двигаться в новом направлении, были обсуждены варианты укрепления взаимоотношений. Говоря о перспективах совместной работы в рамках Минской группы, Брайза заявил: "Это очень плохо, что наши отношения ухудшились. Я всю свою карьеру работал в направлении улучшения отношений между Москвой и Вашингтоном. Да, сейчас мы пересматриваем свои отношения с Россией вообще, как говорил об этом наш президент. Что касается Минской группы ОБСЕ, то трудно что-либо предсказать. Надеюсь, что наша работа восстановится и продолжится". "Однако, пока Россия все еще оккупирует территорию Грузии и не выполняет свои обязанности по договоренности с президентом Франции Саркози, трудно сейчас сказать, что будет с нашей группой. Но, насколько я понимаю, ситуация улучшается. Надеюсь, что в ходе выполнения Россией всех обязательств по указанной договоренности работа Минской группы ОБСЕ относительно скоро вернется в нормальное русло", сказал Брайза. В свою очередь Саакян отметил, что НКР является сторонником мирного урегулирования конфликта при непосредственном участии Нагорного Карабаха в переговорном процессе. По его словам, формат Минской группы ОБСЕ еще не исчерпал себя и сейчас рано говорить об изменении этого формата. Касаясь событий, происходящих в регионе, Саакян отметил, что спорные проблемы должны решаться исключительно мирным путем, посредством прямых переговоров. Саакян подчеркнул также важность последних шагов, направленных на установление отношений между Арменией и Турцией, отметив при этом, что даже самые сложные проблемы можно решить путем прямого диалога. "Я надеюсь, что вместе с нашими коллегами здесь, в Баку и Ереване придем к согласию в том, что лишь по пути дипломатии сможем решить все конфликты", сказал американский сопредседатель. (ИА REGNUM)

Как сообщает газета "Азг", в беседе с сопредседателем МГ ОБСЕ Мэтью Брайзой президент Нагорного Карабаха Бако Саакян отметил, что официальный Степанакерт является сторонником мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта с непосредственным участием Карабаха в переговорном процессе. По словам Саакяна, формат Минской группы ОБСЕ пока себя не исчерпал, и говорить о его изменении преждевременно. Касаясь региональных событий, президент Нагорного Карабаха отметил, что все спорные вопросы необходимо решать мирным путем, посредством прямых переговоров.

Существует принцип территориальной целостности, но если будет иметь место сделка между сторонами нагорно-карабахского конфликта, то все должны принять такую сделку, включить и другие принципы международного права и дипломатии. Об этом сказал американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза, отвечая на вопрос о том, как может отразиться нынешний процесс признания новообразованных государств на процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта. При этом дипломат добавил, что такая сделка возможна, сообщает "АрмИнфо". "Если бы это было невозможно, я не находился бы здесь. Моя начальница (Кондолиза Райс, - прим.), считает, что такая сделка возможна, и из-за этого она и попросила меня приехать сюда".

Вместе с тем, отмечает 1news.az, уже в Баку Мэтью Брайза заявил, что "до тех пор, пока Кремль не выполнит план Медведева-Саркози о выводе российских войск с территории Грузии, ни о каком сотрудничестве в рамках Минской группы речи быть не может".

"Очень плохо, что наши отношения ухудшились. Да, как сказал наш президент, сейчас мы пересматриваем наши отношения с Россией в целом. Что касается Минской группы, то тут трудно что-либо предугадать. Надеюсь, что наша работа восстановится и продолжится", сказал американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза. ("Аравот")

16 сентября президент Нагорного Карабаха Бако Саакян принял в Степанакерте французского сопредседателя Минской группы ОБСЕБернара Фасье. В ходе встречи был обсужден широкий круг вопросов, касающихся урегулирования нагорно-карабахского конфликта и создавшейся в регионе ситуации. Саакян отметил важную роль Европы и особенно Франции в деле установления мира и стабильности в регионе. Президент НКР вновь подчеркнул необходимость сохранения формата Минской группы ОБСЕ, при этом добавив, что нужно сделать все возможное для восстановления статуса НКР как полноправной стороны переговорного процесса. Обе стороны отметили важность конкретных шагов по формированию атмосферы взаимодоверия между конфликтующими сторонами. (PanARMENIAN.Net)

Как сообщает ИА "Де-Факто", в связи с изменениями ситуации в регионе после 8 августа и непрекращающимися попытками Азербайджана поставить под сомнение деятельность Минской группы ОБСЕ, Нагорный Карабах и Армения приступили к серьезным обсуждениям. Об этом 17 сентября во время правительственного часа в парламенте Нагорно-Карабахской Республики сообщил министр иностранных дел НКР Георгий Петросян. Он отметил, что обсуждения касаются формата Минской группы и возможного развития событий, "хотя в имеющихся на сегодня документах отражена позиция карабахской стороны". По мнению Петросяна, формат Минской группы отвечает подходам НКР. Он отметил, что поскольку в рамках ОБСЕ вопросы решаются консенсусом и существует право вето, этот формат Нагорным Карабахом не отвергается. Вместе с тем министр полагает, что в документах содержится опасность с точки зрения возможных развитий, в связи с чем начинаются обсуждения для признания Нагорного Карабаха стороной конфликта. Комментируя инициативы Турции по активизации переговорного процесса по карабахскому урегулированию, министр заметил, что ситуация с каждым часом меняется, и "мы пока продолжаем со всей серьезностью следить за процессами и делать выводы".

Новые посреднические инициативы

Дальнейшая деятельность и существование посредника в переговорном процессе по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта - Минской группы ОБСЕ оказались под сомнением. Об этом, считает газета "Айкакан жаманак", свидетельствуют процессы последних дней. В частности, пишет газета, к этому ведут, с одной стороны создавшаяся в регионе обстановка, с другой - визит в Ереван президента Турции Абдуллы Гюля. "И, по нашим сведениям, американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза прибыл в регион именно с целью переговоров о дальнейшей судьбы МГ ОБСЕ", пишет "Айкакан жаманак", напоминая, что Турция высказывает серьезные претензии на роль посредника в переговорном процессе по Нагорному Карабаху.

Долгое время, благодаря сохранению баланса сил США, России и Европы в регионе Южного Кавказа, в решении карабахского конфликта, также поддерживался статус-кво, заявила 1news.az азербайджанский политолог Лейла Алиева. "Участие трех заинтересованных сил в Минской группе ОБСЕ способствовало тому, чтобы события не разворачивались по плохому сценарию: нарушение перемирия, обострение вооруженного противостояния и т.д. Но в то же время баланс сил препятствовал развитию позитивного направления в урегулировании конфликта, так как этот процесс проходил в единственном формате, и не было конкуренции. Основные державы, которые конкурируют в мире, были сосредоточены в рамках МГ ОБСЕ, и в результате не происходило продвижения вперед", сказала политолог. "Теперь сложилась очень интересная ситуация - Россия в одностороннем порядке нарушила статус-кво в регионе Южного Кавказа и стала действовать без согласования со своими партнерами. В результате инициатива решения конфликта перешла в руки региональных игроков. Воспользовавшись ситуацией, Турция резко усилила свою активность, и предлагаемый формат Анкары, в котором предполагается участие трех южно-кавказских стран и двух региональных держав, оставляет в стороне США и Европу. Понятно, что последних это далеко не устраивает, вот и участились визиты в регион американских политиков. Действующие лица, которые были объединены в одном формате, сейчас будут конкурировать в решении карабахской проблемы, отмечает она. Уже просто поддерживать статус-кво недостаточно. Как ни странно, эта ситуация может способствовать тому, что у сторон конфликта появилась возможность извлечь какую-то выгоду и в целом интенсифицировать поиски решения карабахского конфликта", считает Алиева.

Согласно газете "Айкакан жаманак", президент России Дмитрий Медведев предложил организовать встречу президентов Армении и Азербайджане на территории России. Этот вопрос Медведев обсуждал на днях в Москве с прибывшим туда Ильхамом Алиевым. По сообщениям российских СМИ, передает газета, Серж Саргсян уже дал свое согласие на эту встречу, которая состоится при непосредственном посредничестве Медведева. Газета напоминает, что уже подготовлена встреча министров ИД Армении и Азербайджана в Нью-Йорке, которая состоится при непосредственном посредничестве министра ИД Турции. "Не исключается, что если в один прекрасный день Иран решит организовать встречу Алиева и Саргсяна при личном посредничестве Махмуда Ахмадинеджада, Армения и на это даст свое согласие".

"На Кавказе много точек соприкосновения, но последние события стали причиной возникновения очень многих региональных проблем", заявил министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки в ходе совместной с главой МИД Армении Эдвардом Налбандяном пресс-конференции в Тегеране. Моттаки отметил, что Иран, являясь соседом кавказского региона, предлагал провести консультацию между странами региона с целью установления сотрудничества. По словам главы МИД Ирана, визит Налбандяна в Тегеран является отличной возможностью для завершения одного из этапов переговоров по иранскому предложению. Моттаки отметил, что Армения и Иран разделяют общие интересы и занимают аналогичную позицию по региональным проблемам. Он также отметил, что Иран готов стать посредником между Ереваном и Баку для решения нагорно-карабахского конфликта. В свою очередь глава внешнеполитического ведомства РА Эдвард Налбандян заметил, что Армения и Иран занимают одинаковую позицию по последним событиям в Грузии и подчеркнул, что у Ирана есть очень интересные идеи и предложения, Ереван в свою очередь продолжит диалог с Тегераном по установлению безопасности и стабильности в регионе, сообщает иранское агентство PRESS TV.

Как сообщает ИА REGNUM, oфициальный Тегеран начал переговоры с Баку и Ереваном о посредничестве в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Об этом заявил азербайджанской телекомпании ANS посол Ирана в Азербайджане Насир Хамиди Заре. Он подчеркнул, что в Тегеране стремятся к разрешению карабахской проблемы в рамках международных правовых норм. Нисир Заре также отметил, что конфликт должен быть урегулирован мирным путем.

Главы МИД Армении, Турции и Азербайджана встретятся в Нью-Йорке в рамках 63-й Генассамблеи ООН. Как сообщает CNN Turk, министр иностранных дел Турции Али Бабаджан 25 и 26 сентября встретится с главами МИД Армении и Азербайджана. Ожидается проведение как двусторонних, так и трехсторонних встреч министров. Главной темой обсуждений будет проблема урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Как сообщает PanARMENIAN.Net, в МИД Армении данную информацию подтвердили.

Не исключено, что в результате предстоящей в Нью-Йорке встречи министров ИД Армении, Азербайджана и Турции будет подписан документ. Об этом, передает газета "Айкакан жаманак", сообщила турецкая Turkish Daily News. Согласно турецкой газете, на днях в Швейцарию отбыли замминистра ИД Турции Эртогрул Апакан и его помощник Унал Чевикез, чтобы встретиться в Берне со своими армянскими коллегами и обсудить детали предстоящей в Нью-Йорке встречи министров иностранных дел Армении, Азербайджана и Турции. "Если все пройдет успешно, то стороны подпишут "Декларацию о добрых намерениях", пишет турецкое издание со ссылкой на дипломатические источники.

Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков заявил, что сопредседатели МГ ОБСЕ не присоединятся к предстоящим в Нью-Йорке переговорам между министрами ИД Армении, Азербайджана и Турции. "Это инициатива турецкой стороны, и мы пока не получали приглашения присоединиться", сказал Мерзляков. ("Айк")

По сообщению азербайджанских СМИ, сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза заявил в Баку, что Турция может внести свой вклад в дело урегулирования карабахской проблемы и помочь Армении проявить более гибкий подход. Как сообщает газета "Айоц ашхар", коснувшись этой темы, министр ИД Армении Эдвард Налбандян сказал: "Если верить азербайджанским СМИ, то г-н Брайза скорее всего по ошибке назвал Армению вместо Азербайджана. Исходя из того, что, давая характеристику турецко-азербайджанским отношениям, главы этих стран не раз употребляли формулировку "одна нация - два государства", Турция может использовать свое влияние, чтобы сделать более гибкой позицию Азербайджана. Думаю, что говорить в этом контексте о возможном влиянии Турции на Армению, - явное преувеличение".

"Вопрос Нагорного Карабаха много сложнее, и мы входим в более серьезный этап урегулирования, чем месяц назад, если только можно говорить об урегулировании этого вопроса", считает первый президент Армении Левон Тер-Петросян, подразумевая российско-грузинский конфликт. "Что же произошло? Был ряд конфликтов, три из них разрешились. Разрешились совершенно по другой логике, нежели нам представлялось 1-2 года назад. Разрешились на основе принципа самоопределения технического меньшинства. Казалось, что это должно было быть вдохновляющим также для остальных конфликтов. К сожалению это не так". По словам Тер-Петросяна, "мир выразил недовольство последними действиями России в Грузии, однако в итоге смирился с тем, что именно Россия решила вопросы Абхазии и Южной Осетии". "Это факт, и теперь Запад пытается уравновесить влияние России своей активностью в вопросе Нагорного Карабаха", считает первый президент Армении. Основанием для подобного утверждения для Тер-Петросяна является активизация Запада и Турции, "которым Серж Саргсян подчиняется, как под гипнозом". Тер-Петросян уверен, что если Серж Саргсян попробует сегодня противостоять внешнему давлению, то против него будет опубликован шквал компромата. "Национальным угрозам Армения может противостоять лишь объединившись. Если Серж Саргсян пойдет иным путем, то это означает, что он, во имя своих эгоистических интересов выносит на продажу и геноцид, и Нагорный Карабах и, в конечном итоге Армению. Я не знаю, какое влияние окажет мое выступление, однако это мой последний призыв к здравомыслию властей Армении".

Оппозиция Армении обеспокоена тем, что отношения с Турцией используются Сержем Саргсяном как прикрытие для легитимизации своей власти. Об этом заявил на пресс-конференции координатор центра Армянского национального конгресса (АНК) Левон Зурабян. По его словам, АНК еще больше беспокоит повышение роли Турции в вопросе урегулирования карабахского конфликта и, в частности, возможность получения ею роли посредника в этом конфликте с попустительства армянских властей. Зурабян напомнил, что Турция неоднократно пыталась сыграть роль посредника в карабахском конфликте, но армянская сторона этого никогда не допускала, учитывая то, что Турция не может быть беспристрастным посредником. Относительно дальнейшей роли Минской группы ОБСЕ в урегулировании карабахского конфликта Зурабян отметил, что сегодня идет много разговоров о неэффективности этого формата. По его словам, оппозицию беспокоит активизация Турции при относительном бездействии Минской группы, тем более, что сегодня обострились отношения между двумя ее членами - Россией и США: "Мы обеспокоены тем, что в вопросе урегулирования карабахского конфликта осуществляется какая-то сделка между властями Армении и Турции", заявил Левон Зурабян. ("Ноян Тапан")

Прецедентная чехарда

"Южную Осетию и Абхазию признали только Россия и Никарагуа, и то, что происходит, нелегально в плане международного права. Если Москва считает, что конфликты в Абхазии и Южной Осетии решены, то она ошибается, это только начало", заявил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза. В то же время, относительно Косово он сказал: "ООН приняла решение о том, что ситуация в Косово отличается от всех ситуаций в мире. В резолюции 1244 отмечается, там совершенно другая ситуация, чем в Абхазии и Южной Осетии". (ИА REGNUM) Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии не создает прецедента для Приднестровья и Нагорного Карабаха, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. "Россия будет активно содействовать мирному решению всех конфликтов на пространстве СНГ на основе международного права, уважения всех принципов устава ООН, ранее достигнутых договоренностей, в поисках согласия между вовлеченными в конфликт сторонами. Будем ответственно реализовывать свою посредническую миссию в переговорном процессе, это в полной мере относится к Приднестровью и Нагорному Карабаху. Везде есть свои особенности, свои форматы и механизмы посредничества. Но югоосетинский кризис не создает для них никакого прецедента", сказал, выступая в Совете Федерации, Лавров. "Нет никаких параллелей между ситуацией вокруг Южной Осетии и Абхазии, с одной стороны, и нагорно-карабахским урегулированием, с другой", заявил ранее Лавров, - сообщили российские информагентства.

Говоря о недавнем заявлении главы МИД России Сергея Лаврова, в котором он сказал, что Южно-Осетинский и Абхазский конфликты отличаются от Карабахского, Мэтью Брайза отметил, что нельзя подходить по-разному к вопросу суверенитета - поддерживать территориальную целостность в случае с Азербайджаном и не поддерживать в вопросе с Грузией, но, тем не менее, слова Лаврова являются для нас позитивным сигналом о том, что Россия и в дальнейшем хочет участвовать в работе Минской группы. (1news.az)

"Признание зависит от многих факторов. Необходимо тщательно оценивать каждую ситуацию, ее особые аспекты. Иногда в ситуациях имеются совпадения, но одновременно очень часто существуют огромные различия". Как сообщает "АрмИнфо", об этом заявил французский сопредседатель МГ ОБСЕ Бернар Фасье, отвечая на вопрос журналистов относительно двойных стандартов в вопросе признания новообразованных государств. Фасье отметил, что конфликты вообще, и, в частности, на территории бывшего Советского Союза невозможно сравнивать друг с другом: "Я уже говорил о том, что, к примеру, конфликт в Косово был конфликтом внутри одной страны, с вовлечением многих международных организаций. Что касается Карабаха, то это не только конфликт внутри одной страны. Хотя, согласно международному праву, Карабах еще официально считается частью Азербайджана, но одновременно имеет место конфликт между сторонами. И еще один аспект - до сих пор здесь нет прямых действий международных организаций, таких как ООН и другие". Он отметил, что "международное право важно, но недостаточно, и необходимы также доверие и добрая воля каждой из сторон". "При наличии доброй воли можно найти хорошую комбинацию принципов для мирного урегулирования", заключил Бернар Фасье.

"Не исключено, что прецеденты признания независимости Косово, Южной Осетии и Абхазии могут еще больше осложнить решение других замороженных конфликтов", заявил на пресс-конференции первый президент Армении Левон Тер-Петросян. По его словам, может показаться парадоксальным то, что, с одной стороны, казалось бы замороженные конфликты решаются, однако, с другой стороны, это не означает, что эти решения облегчают урегулирование других конфликтов. "В одном случае действует принцип территориальной целостности, в другом случае действует принцип права на самоопределение, на самом же деле оба эти принципа не работают", сказал лидер армянской оппозиции. По оценке Тер-Петросяна, работает лишь один принцип - принцип целесообразности и интересов сверхдержав, "и последние в любой момент могут отдать предпочтение в одном случае принципу территориальной целостности, в другом - принципу самоопределения народов". "Так называемое международное право - это право сильных и могущественных: как было в прошлом, так есть и сейчас. Миропорядок определяют 4-5 могущественных государств". Левон Тер-Петросян затруднился ответить на вопрос о том, какая сложится геополитическая ситуация в вопросе Нагорного Карабаха в контексте происходящих в регионе событий. "Я не знаю, настанет ли момент, когда мир или кто-либо из могущественных держав защитит право Нагорного Карабаха на самоопределение - мне это не известно. Не исключено, что может сложится ситуация, в которой это произойдет". ("Ноян Тапан")

Новые пути урегулирования?

"На Кавказе начался новый этап для урегулирования замороженных конфликтов. Или все будем сидеть, сложа руки, и ожидать окончания этого этапа, или будем действовать, чтобы впоследствии оценить эту возможность", заявил в Баку президент Турции Абдулла Гюль. По его словам, в настоящее время наблюдается напряженная дипломатическая работа в связи с Кавказской платформой развития и сотрудничества, выдвинутой со стороны Турции, и подчеркнул, что весь мир внимательно следит за дипломатическими процессами в регионе. Гюль выразил также надежду на то, что в нынешнем положении Россия положительно отреагирует на данную платформу. ("АПА")

Президент Турции Абдулла Гюль отметил, что Армения склонна освободить оккупированные ею территории Азербайджана. Об этом сообщило турецкое информационное агентство Dunya bulteni. Абдулла Гюль, вернувшийся из Баку, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что Армения склонна освободить оккупированные азербайджанские земли и Серж Саргсян осознал важность решения армяно-азербайджанской проблемы. "Армения склонна вернуть оккупированные ею территории Азербайджана. На встрече с Саркисяном я стал свидетелем этого", добавил Гюль. ("525-я газета")

Какое решение конфликта предлагают посредники и в чем расходятся интересы основных мировых игроков? Основываясь на оценках аналитиков, можно предположить, что карабахский конфликт в настоящее время может быть урегулирован путем признания НКР в границах Нагорно-Карабахской автономной области (бывшего анклава Азербайджана - НКАО) и возврата территорий вокруг бывшей НКАО, ныне контролируемых карабахскими силами. Однако, по мнению экспертов, стретегическое значение Карабаха обусловлено именно сохранением нынешних границ республики: бывшая НКАО, даже имея коридор для связи с Арменией, не сможет служить стратегическим интересам армянского народа и не сможет стать транзитным коммуникационным пунктом. Глобальные коммуникационные проекты, предлагаемые к реализации в Карабахе, должны будут проходить именно через освобожденные территории, но не через бывшую НКАО. Заявление турецкого президента Гюля, сделанное после возвращения в Анкару из Еревана, о том, что Серж Саргсян "обещал вернуть оккупированные земли", доказывает возможность такого варианта урегулирования. Армения не опровергла это заявление. Гюль сказал, что проблемы между Турцией и Арменией, Азербайджаном и Арменией носят не только двусторонний, но также и территориальный характер: "Ситуация в регионе изменилась существенно, мир на Кавказе, урегулирование конфликтов между государствами приведут не только к политической, но и экономической стабильности". (ArmeniaNow)

По словам карабахского политолога Давида Бабаяна, "на данном этапе развития геополитических процессов карабахская проблема отошла на второй план". "Гораздо важнее то, как будут развиваться отношения между Арменией и Турцией, а также отношения Запада с Россией и Ираном. В этом плане я думаю, что процесс карабахского урегулирования будет каким-то образом заморожен, ведь он может спутать все карты в регионе. А посему какое-то время им не будут серьезно заниматься, ибо как сторонам конфликта, так и заинтересованным геополитическим силам намного выгоднее сохранять статус-кво и решать другие проблемы, более актуальные. ("Айоц Ашхар")

США считают, что для урегулирования карабахского конфликта наступил самый подходящий момент, заявила американский посол в Азербайджане Энн Дерси. "США отмечают, что для урегулирования конфликта наступило самое подходящее время, и это разрешение должно осуществиться исключительно мирным путем, и на основе принципа территориальной целостности Азербайджана", сказала Дерси, выступая перед журналистами. Она выразила надежду на то, что Минская группа ОБСЕ сможет продолжить деятельность в прежнем формате. (ИА REGNUM)

"Судьба возможного альянса на Кавказе зависит от мнения ведущих государств - Турции и России. Если они захотят, то им удастся убедить политические элиты республик так или иначе сотрудничать", заявил доцент факультета международных отношений СПбГУ Александр Сотниченко, отметив, что каждая из стран вовлечена в конфликт. "В принципе, все понимают, что конфликты вредят не только политическим отношениям, но даже экономике. Армения окружена Турцией и Азербайджаном. Единственные выходы для нее - Грузия и Иран. Это мешает экономическому развитию Армении. То же самое можно сказать про Азербайджан. Направляя свою нефть по нефтепроводу "Баку-Тбилиси-Джейхан", он несет огромные потери. Труба идет не напрямик, а вокруг Армении, и поэтому проект считается одним из самых невыгодных и дорогих. Существующие проблемы надо последовательно решать, составить серьезный план. Главное, чтобы туда не лезли страны, которые в кавказских делах не разбираются и не хотят установления мира в регионе", подчеркнул российский эксперт. Сотниченко также заметил, что Армения от России "все равно никуда не денется". "Больше у нее в регионе союзников нет. Если мы признаем Карабах, то нам придется разрушать сложившиеся отношения и с Азербайджаном, и с Турцией. Проблему Карабаха надо решать путем длительных переговоров, в которых должны участвовать армянская, азербайджанская, турецкая и российская стороны", отметил он. (Nakanune.ru)

"Потерпев серьезное поражение на грузино-югоосетинском направлении, западные конструкторы "нового Закавказья" и "новой Центральной Азии" - как составных частей американского проекта "Большой Ближний Восток" - попытаются, видимо, сейчас отыграться на азербайджано-карабахском. Официальное признание Южной Осетии и Абхазии создает новую ситуацию и в карабахском вопросе", - говорится в статье президента российского аналитического центра "Фонд стратегической культуры" Андрея Арешева "Урегулирование карабахского конфликта: смена вех?". Как отмечается в публикации, "возросшая активность Москвы на карабахском направлении не осталась не замеченной на Западе. Вряд ли речь идет о каких-то совместных действиях в рамках Минской группы ОБСЕ - сейчас уже можно констатировать тихую и закономерную смерть этой структуры, созданной некогда в попытке объединить субъекты мировой политики, имеющие в Закавказье кардинально различные интересы. Проекты решения карабахской проблемы, выдвигавшиеся Минской группой, при всей их амбициозности оказывались далекими от реальности абстрактными схемами, ориентированными на решение геополитических задач Вашингтона и Брюсселя. Нет ничего удивительного в том, что сегодня Россия, США и Евросоюз предпринимают самостоятельные политико-дипломатические шаги, не заботясь даже о видимости координации действий друг с другом (скорее, можно говорить о координации некоторых шагов с Турцией и, надеемся, с Ираном). Подключение к возможным армяно-азербайджанским переговорам в Москве руководства Нагорного Карабаха, активизация непосредственных контактов Москвы и Степанакерта, готовность решать в положительном ключе существующие гуманитарные проблемы создаст не только общий благоприятный фон, но и необходимые предпосылки для окончательного урегулирования политического статуса Нагорно-Карабахской Республики, четко и неоднократно подтвержденного ее народом. Это придаст политике Москвы на Кавказе целостный и завершенный характер". (PanARMENIAN.Net)

Россия, после того как дискредитировала себя вторжением в Грузию, попытается реабилитироваться позитивным влиянием на решение карабахского конфликта, считает азербайджанский политолог Лейла Алиева. В Москве, видимо, понимают, что если Россия будет по-прежнему торпедировать решение данной проблемы, то всегда найдутся другие державы, которые на фоне разрушительной роли России будут прилагать значительные усилия, чтобы решить этот конфликт. Этим можно объяснить активные дипломатические контакты американских политиков в регионе. Сейчас сформировался момент, когда ситуация может коренным образом измениться. Улучшение отношений Турции с Арменией будет означать снижение роли России в регионе. Российско-армянский союз в плане безопасности имел значение при наличии плохих отношений Армении с Турцией и Азербайджаном. Как только политические отношения Еревана с Анкарой и Баку станут улучшаться, то будет снижаться роль России в регионе. Россия способна частично влиять на ситуацию, а более глубоко могут оказать влияние Турция и западные страны, сказала она. Проблема в том, что в Карабахском конфликте два игрока - Армения и Азербайджан. Если Россия отдаст приоритет одной из сторон конфликта, то другая сторона будет потеряна для Москвы. Поэтому Россия может предложить в урегулировании какие-то ограниченные меры, отметила политолог. (1news.az). Российская газета "Коммерсант", накануне встречи президентов России и Азербайджана пишет: "Собеседники "Ъ" в МИД РФ, близкие к российско-азербайджанским переговорам, не скрывают, что Москве хотелось бы получить от Баку твердые гарантии того, что там не рассматривают силовой вариант решения карабахской проблемы ни до ни после президентских выборов, намеченных на середину октября. Более того, Москва, участвующая в урегулировании карабахского конфликта в рамках минской группы ОБСЕ наряду с США и Францией, собирается предложить Азербайджану и Армении собственный вариант сближения позиций. Первым пунктом этого плана является организация встречи Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна на российской территории с участием Дмитрия Медведева. По данным "Ъ" из источников в окружении господина Саргсяна, армянский лидер уже дал положительный ответ на эту инициативу. И сегодня перед господином Медведевым стоит задача добиться согласия уже от Ильхама Алиева. Чтобы заинтересовать азербайджанского президента и обеспечить практическое наполнение возможной встречи глав России, Армении и Азербайджана, Москва, по данным "Ъ", предложит обсудить на ней чувствительный для Баку вопрос юрисдикции Лачинского коридора, связывающего Нагорный Карабах с Арменией. А именно: согласовать такой режим функционирования этого маршрута, который, с одной стороны, обеспечил бы безопасное перемещение по нему людей и грузов, а с другой - не означал бы его передачи под юрисдикцию Еревана или Степанакерта".

"Сейчас Россия в агонии и хочет обманным путем снова переподчинить все постсоветские страны себе. Вот сейчас она обещает Азербайджану Карабах. Это очередной обман, чтобы сделать Азербайджан наподобие Абхазии и Южной Осетии. Никакого Карабаха она нам не вернет, только будет голову нам морочить и отнимать наш суверенитет", сообщил 1news.az азербайджанский политолог Вафа Гулузаде. "Да кой нам черт нужен Карабах, если Россия отнимет у нас нашу независимость. Разве покойный Гейдар Алиев нам такой Азербайджан завещал, чтобы мы его превратили в вассала России? У России аппетиты сейчас ненасытные, ей нужны деньги и все наши средства она присвоит себе. Если она нам предлагает Карабах на таких условиях, я говорю пусть подавится им, а мы его все равно вернем. Жили без Карабаха 18 лет, проживем и дальше, а независимость никому не отдадим. Россия сейчас хочет отрубить нам голову, а взамен пришить нам руку. Сами посудите, нужна ли нам такая страна? Нет, наши власти никогда не согласятся с этой российской авантюрой, чтобы мы превратились в Абхазию и в Южную Осетию. Я предупреждаю - Россия нам готовит этот план и мы должны отказаться от него", отметил политолог.

Россия будет и впредь оказывать максимальное содействие нагорно-карабахскому урегулированию. Об этом, передает "Ноян Тапан", заявил президент РФ Дмитрий Медведев после встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. "Мы поддерживаем продолжение прямых переговоров президентов Азербайджана и Армении", заявил Медведев на пресс-конференции. "Позиция России остается прежней: мы и в будущем будем оказывать максимальное содействие поиску взаимоприемлемого решения этого сложного вопроса", подчеркнул президент РФ. "Снова мы продолжим контакты по этому вопросу в самом ближайшем будущем", заявил он.

Комментируя состоявшуюся в подмосковной резиденции российского президента встречу Дмитрия Медведева и Ильхама Алиева, бакинская газета "Зеркало" пишет: "Нарушение Россией территориальной целостности Грузии стало грозным сигналом для Баку, который попытался отсидеться в собственном окопе в жаркие дни грузино-российского противостояния. Робкие слова поддержки территориальной целостности Грузии азербайджанским МИД и сожаление о случившемся, видимо, не остались незамеченными в Москве. По завершении встречи в публичном заявлении Медведев на этот раз ни словом не обмолвился о решении карабахского конфликта на основе территориальной целостности Азербайджана. Более того, он вернулся к путинскому видению урегулирования, выступив за продолжение прямых переговоров президентов Азербайджана и Армении, без публичного предпочтения какой-либо из сторон. Это указывает на то, что стрелки часов сторон не удалось сблизить: на встрече в Москве Медведеву, скорее всего, не удалось услышать внятного ответа на предложения переориентировать геополитический и энергетический курс Азербайджана в пользу России. Ильхам Алиев только смог гарантировать рост товарооборота между двумя странами в тех объемах, которые желала бы Москва. Россия, таким образом, получила только гарантии на закупку своего ширпотреба дополнительно еще на 300 млн долларов, в их числе трактора, автомашины, оборудование и популярные "Командирские" часы. А осторожному Азербайджану пока удалось отстоять определенную свободу маневрирования. Так что московская сверка часов не привела к каким-либо переменам".

Айк Джанполадян