Турецко-армянские "добрые намерения": Нагорный Карабах за неделю
Военный вестник
По сообщению 1news.az, 11 сентября подразделения Вооруженных сил Армении с территории сел Чинар и Беркабер Бердского и Иджеванского районов Армении подвергли обстрелу позиции азербайджанской армии в селе Коха Наби Товузского района и безымянных высотах Газахского района. Перестрелки имели место и на азербайджанско-карабахской линии соприкосновения вооруженных сил. В тот же день, передает агентство, армянской стороной был открыт огонь со стороны села Куропаткино Ходжавендского района, со стороны безымянных высот и села Тапгарагоюнлу Геранбойского района и с позиций, расположенных близ села Геярх Тертерского района. Согласно агентству, "ответным огнем вражеские позиции были подавлены, потерь среди личного состава Вооруженных сил Азербайджана нет".
Day.Az передает, что 12 и 13 сентября армянская сторона с позиций, расположенных с села Куропаткино Ходжавендского района, и деревни Сейсулан Тертерского района обстреляли расположенные напротив позиции азербайджанской армии. Огонь велся из автоматов и пулеметов. Потерь нет.
14 сентября армянская сторона нарушила режим перемирия в трех направлениях фронта, сообщает 1news.az. Согласно агентству, позиции Национальной армии обстреливались с территории Бердского района Армении, а также со стороны контролируемых силами Нагорного Карабаха Физулинского и Ходжавендского районов. 15 и 16 сентября обстрел частей азербайджанской армии велся в Геранбойском и Физулинском направлениях фронта. "Во всех случаях обстрел был подавлен ответным огнем. Потерь среди личного состава Вооруженных сил Азербайджана нет".
О нарушении армянской стороной режима прекращения огня 18 и 19 сентября сообщает Analitika.az. Согласно агентству, в эти дни огонь открывался с позиций близ села Чинар Бердского района Армении, с безымянных высот Тертерского района, с безымянных высот и села Горадиз Физулинского района, а также с позиций близ села Тапгарагоюнлу Геранбойского района. По сообщению агентства, во всех случаях ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет.
За последние 2-3 месяца армянами очень часто нарушается режим прекращения огня. Об этом, сообщает Day.Az, в ходе пресс-конференции заявил глава пресс-службы Минобороны Азербайджана Эльдар Сабироглу. "В основном режим прекращения огня нарушался в Агдамском, Физулинском, Геранбойском, Тер-терском, Ходжавендском районах. Враг получал адекватный ответ. За последние 2-3 месяца в результате этих обстрелов ответным огням было уничтожено около 15 армянских военнослужащих: как солдат, так и офицеров", заявил он. Сабироглу не отметил точные потери азербайджанской армии в ходе этих обстрелов, подчеркнув, что их в разы меньше, чем у армян.
Как сообщает газета "Айкакан жаманак",
По словам председателя Союза офицеров запаса Азербайджана Яшара Джафарли, статистика смертельных случаев на линии фронта меняется каждый год. "Но того, чтобы их количество имело тенденцию к увеличению или к снижению, нет. Просто в последние годы эти цифры остаются практически на одном уровне. В год у нас гибнет в среднем от 40 до 50 военнослужащих. Однако в этом году уже около 40 погибших по состоянию на сентябрь. Из них потери именно от пуль врага составляют порядка 25-35%". По мнению военного эксперта, возможность снижения статистики взаимных смертоубийств, в первую очередь, зависит от желания самих сторон. "И я вижу, что сами стороны конфликта не хотят, не желают изменения сложившейся ситуации в прифронтовой зоне. Хотя и подписано давным-давно соглашение о временном прекращении огня, на политическом уровне чувствуется все же, что ответственные лица Армении и Азербайджана хотят постоянно демонстрировать международным организациям крайне напряженную ситуацию в этой зоне конфликта. Они хотят таким образом заставить эти силы побыстрее разрешить нагорно-карабахскую проблему. Если стороны будут четко соблюдать достигнутое соглашение о прекращении огня, я считаю, что можно довести эту трагическую статистику до минимума, даже к нулю ее свести. Потому что ведь ни один солдат без команды стрелять не станет". ("Эхо")
Минская группа
Партия гражданской солидарности (ПГС) Азербайджана выступила с инициативой об изменении состава Минской группы ОБСЕ. Основанием для этого послужили бездеятельность Минской группы ОБСЕ в течение 16 лет, признание Россией сепаратистских режимов в зонах конфликта, проармянская позиция Франции и прочее. Об этом, передает 1news.az, заявил советник председателя ПГС, заведующий организационным отделом партии Самир Асадли, по мнению которого сопредседательствовать в Минской группе должны Турция, Польша и Германия. По его словам, возложение на эти страны посреднической миссии может ускорить процесс разрешения карабахской проблемы.
Как сообщает Day.Az, министр обороны Азербайджана
Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ
12 сентября американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию
Как сообщает газета "Азг", в беседе с сопредседателем МГ ОБСЕ Мэтью Брайзой президент Нагорного Карабаха Бако Саакян отметил, что официальный Степанакерт является сторонником мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта с непосредственным участием Карабаха в переговорном процессе. По словам Саакяна, формат Минской группы ОБСЕ пока себя не исчерпал, и говорить о его изменении преждевременно. Касаясь региональных событий, президент Нагорного Карабаха отметил, что все спорные вопросы необходимо решать мирным путем, посредством прямых переговоров.
Существует принцип территориальной целостности, но если будет иметь место сделка между сторонами нагорно-карабахского конфликта, то все должны принять такую сделку, включить и другие принципы международного права и дипломатии. Об этом сказал американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза, отвечая на вопрос о том, как может отразиться нынешний процесс признания новообразованных государств на процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта. При этом дипломат добавил, что такая сделка возможна, сообщает "
Вместе с тем, отмечает 1news.az, уже в Баку Мэтью Брайза заявил, что "до тех пор, пока Кремль не выполнит план Медведева-Саркози о выводе российских войск с территории Грузии, ни о каком сотрудничестве в рамках Минской группы речи быть не может".
"Очень плохо, что наши отношения ухудшились. Да, как сказал наш президент, сейчас мы пересматриваем наши отношения с Россией в целом. Что касается Минской группы, то тут трудно что-либо предугадать. Надеюсь, что наша работа восстановится и продолжится", сказал американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза. ("Аравот")
16 сентября президент Нагорного Карабаха Бако Саакян принял в Степанакерте французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ
Как сообщает ИА "Де-Факто", в связи с изменениями ситуации в регионе после 8 августа и непрекращающимися попытками Азербайджана поставить под сомнение деятельность Минской группы ОБСЕ, Нагорный Карабах и Армения приступили к серьезным обсуждениям. Об этом 17 сентября во время правительственного часа в парламенте Нагорно-Карабахской Республики сообщил министр иностранных дел НКР
Новые посреднические инициативы
Дальнейшая деятельность и существование посредника в переговорном процессе по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта - Минской группы ОБСЕ оказались под сомнением. Об этом, считает газета "Айкакан жаманак", свидетельствуют процессы последних дней. В частности, пишет газета, к этому ведут, с одной стороны создавшаяся в регионе обстановка, с другой - визит в Ереван президента Турции
Долгое время, благодаря сохранению баланса сил США, России и Европы в регионе Южного Кавказа, в решении карабахского конфликта, также поддерживался статус-кво, заявила 1news.az азербайджанский политолог
Согласно газете "Айкакан жаманак", президент России
"На Кавказе много точек соприкосновения, но последние события стали причиной возникновения очень многих региональных проблем", заявил министр иностранных дел Ирана
Как сообщает ИА REGNUM, oфициальный Тегеран начал переговоры с Баку и Ереваном о посредничестве в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Об этом заявил азербайджанской телекомпании ANS посол Ирана в Азербайджане Насир Хамиди Заре. Он подчеркнул, что в Тегеране стремятся к разрешению карабахской проблемы в рамках международных правовых норм. Нисир Заре также отметил, что конфликт должен быть урегулирован мирным путем.
Главы МИД Армении, Турции и Азербайджана встретятся в Нью-Йорке в рамках 63-й Генассамблеи ООН. Как сообщает CNN Turk, министр иностранных дел Турции
Не исключено, что в результате предстоящей в Нью-Йорке встречи министров ИД Армении, Азербайджана и Турции будет подписан документ. Об этом, передает газета "Айкакан жаманак", сообщила турецкая Turkish Daily News. Согласно турецкой газете, на днях в Швейцарию отбыли замминистра ИД Турции Эртогрул Апакан и его помощник Унал Чевикез, чтобы встретиться в Берне со своими армянскими коллегами и обсудить детали предстоящей в Нью-Йорке встречи министров иностранных дел Армении, Азербайджана и Турции. "Если все пройдет успешно, то стороны подпишут "Декларацию о добрых намерениях", пишет турецкое издание со ссылкой на дипломатические источники.
Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ
По сообщению азербайджанских СМИ, сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза заявил в Баку, что Турция может внести свой вклад в дело урегулирования карабахской проблемы и помочь Армении проявить более гибкий подход. Как сообщает газета "Айоц ашхар", коснувшись этой темы, министр ИД Армении Эдвард Налбандян сказал: "Если верить азербайджанским СМИ, то г-н Брайза скорее всего по ошибке назвал Армению вместо Азербайджана. Исходя из того, что, давая характеристику турецко-азербайджанским отношениям, главы этих стран не раз употребляли формулировку "одна нация - два государства", Турция может использовать свое влияние, чтобы сделать более гибкой позицию Азербайджана. Думаю, что говорить в этом контексте о возможном влиянии Турции на Армению, - явное преувеличение".
"Вопрос Нагорного Карабаха много сложнее, и мы входим в более серьезный этап урегулирования, чем месяц назад, если только можно говорить об урегулировании этого вопроса", считает первый президент Армении
Оппозиция Армении обеспокоена тем, что отношения с Турцией используются Сержем Саргсяном как прикрытие для легитимизации своей власти. Об этом заявил на пресс-конференции координатор центра Армянского национального конгресса (АНК)
Прецедентная чехарда
"Южную Осетию и Абхазию признали только Россия и Никарагуа, и то, что происходит, нелегально в плане международного права. Если Москва считает, что конфликты в Абхазии и Южной Осетии решены, то она ошибается, это только начало", заявил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза. В то же время, относительно Косово он сказал: "ООН приняла решение о том, что ситуация в Косово отличается от всех ситуаций в мире. В резолюции 1244 отмечается, там совершенно другая ситуация, чем в Абхазии и Южной Осетии". (ИА REGNUM) Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии не создает прецедента для Приднестровья и Нагорного Карабаха, заявил министр иностранных дел России
Говоря о недавнем заявлении главы МИД России Сергея Лаврова, в котором он сказал, что Южно-Осетинский и Абхазский конфликты отличаются от Карабахского, Мэтью Брайза отметил, что нельзя подходить по-разному к вопросу суверенитета - поддерживать территориальную целостность в случае с Азербайджаном и не поддерживать в вопросе с Грузией, но, тем не менее, слова Лаврова являются для нас позитивным сигналом о том, что Россия и в дальнейшем хочет участвовать в работе Минской группы. (1news.az)
"Признание зависит от многих факторов. Необходимо тщательно оценивать каждую ситуацию, ее особые аспекты. Иногда в ситуациях имеются совпадения, но одновременно очень часто существуют огромные различия". Как сообщает "АрмИнфо", об этом заявил французский сопредседатель МГ ОБСЕ Бернар Фасье, отвечая на вопрос журналистов относительно двойных стандартов в вопросе признания новообразованных государств. Фасье отметил, что конфликты вообще, и, в частности, на территории бывшего Советского Союза невозможно сравнивать друг с другом: "Я уже говорил о том, что, к примеру, конфликт в Косово был конфликтом внутри одной страны, с вовлечением многих международных организаций. Что касается Карабаха, то это не только конфликт внутри одной страны. Хотя, согласно международному праву, Карабах еще официально считается частью Азербайджана, но одновременно имеет место конфликт между сторонами. И еще один аспект - до сих пор здесь нет прямых действий международных организаций, таких как ООН и другие". Он отметил, что "международное право важно, но недостаточно, и необходимы также доверие и добрая воля каждой из сторон". "При наличии доброй воли можно найти хорошую комбинацию принципов для мирного урегулирования", заключил Бернар Фасье.
"Не исключено, что прецеденты признания независимости Косово, Южной Осетии и Абхазии могут еще больше осложнить решение других замороженных конфликтов", заявил на пресс-конференции первый президент Армении
Новые пути урегулирования?
"На Кавказе начался новый этап для урегулирования замороженных конфликтов. Или все будем сидеть, сложа руки, и ожидать окончания этого этапа, или будем действовать, чтобы впоследствии оценить эту возможность", заявил в Баку президент Турции
Президент Турции Абдулла Гюль отметил, что Армения склонна освободить оккупированные ею территории Азербайджана. Об этом сообщило турецкое информационное агентство Dunya bulteni. Абдулла Гюль, вернувшийся из Баку, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что Армения склонна освободить оккупированные азербайджанские земли и Серж Саргсян осознал важность решения армяно-азербайджанской проблемы. "Армения склонна вернуть оккупированные ею территории Азербайджана. На встрече с Саркисяном я стал свидетелем этого", добавил Гюль. ("525-я газета")
Какое решение конфликта предлагают посредники и в чем расходятся интересы основных мировых игроков? Основываясь на оценках аналитиков, можно предположить, что карабахский конфликт в настоящее время может быть урегулирован путем признания НКР в границах Нагорно-Карабахской автономной области (бывшего анклава Азербайджана - НКАО) и возврата территорий вокруг бывшей НКАО, ныне контролируемых карабахскими силами. Однако, по мнению экспертов, стретегическое значение Карабаха обусловлено именно сохранением нынешних границ республики: бывшая НКАО, даже имея коридор для связи с Арменией, не сможет служить стратегическим интересам армянского народа и не сможет стать транзитным коммуникационным пунктом. Глобальные коммуникационные проекты, предлагаемые к реализации в Карабахе, должны будут проходить именно через освобожденные территории, но не через бывшую НКАО. Заявление турецкого президента Гюля, сделанное после возвращения в Анкару из Еревана, о том, что Серж Саргсян "обещал вернуть оккупированные земли", доказывает возможность такого варианта урегулирования. Армения не опровергла это заявление. Гюль сказал, что проблемы между Турцией и Арменией, Азербайджаном и Арменией носят не только двусторонний, но также и территориальный характер: "Ситуация в регионе изменилась существенно, мир на Кавказе, урегулирование конфликтов между государствами приведут не только к политической, но и экономической стабильности". (ArmeniaNow)
По словам карабахского политолога
США считают, что для урегулирования карабахского конфликта наступил самый подходящий момент, заявила американский посол в Азербайджане
"Судьба возможного альянса на Кавказе зависит от мнения ведущих государств - Турции и России. Если они захотят, то им удастся убедить политические элиты республик так или иначе сотрудничать", заявил доцент факультета международных отношений СПбГУ Александр Сотниченко, отметив, что каждая из стран вовлечена в конфликт. "В принципе, все понимают, что конфликты вредят не только политическим отношениям, но даже экономике. Армения окружена Турцией и Азербайджаном. Единственные выходы для нее - Грузия и Иран. Это мешает экономическому развитию Армении. То же самое можно сказать про Азербайджан. Направляя свою нефть по нефтепроводу "
"Потерпев серьезное поражение на грузино-югоосетинском направлении, западные конструкторы "нового Закавказья" и "новой Центральной Азии" - как составных частей американского проекта "Большой Ближний Восток" - попытаются, видимо, сейчас отыграться на азербайджано-карабахском. Официальное признание Южной Осетии и Абхазии создает новую ситуацию и в карабахском вопросе", - говорится в статье президента российского аналитического центра "Фонд стратегической культуры" Андрея Арешева "Урегулирование карабахского конфликта: смена вех?". Как отмечается в публикации, "возросшая активность Москвы на карабахском направлении не осталась не замеченной на Западе. Вряд ли речь идет о каких-то совместных действиях в рамках Минской группы ОБСЕ - сейчас уже можно констатировать тихую и закономерную смерть этой структуры, созданной некогда в попытке объединить субъекты мировой политики, имеющие в Закавказье кардинально различные интересы. Проекты решения карабахской проблемы, выдвигавшиеся Минской группой, при всей их амбициозности оказывались далекими от реальности абстрактными схемами, ориентированными на решение геополитических задач Вашингтона и Брюсселя. Нет ничего удивительного в том, что сегодня Россия, США и
Россия, после того как дискредитировала себя вторжением в Грузию, попытается реабилитироваться позитивным влиянием на решение карабахского конфликта, считает азербайджанский политолог Лейла Алиева. В Москве, видимо, понимают, что если Россия будет по-прежнему торпедировать решение данной проблемы, то всегда найдутся другие державы, которые на фоне разрушительной роли России будут прилагать значительные усилия, чтобы решить этот конфликт. Этим можно объяснить активные дипломатические контакты американских политиков в регионе. Сейчас сформировался момент, когда ситуация может коренным образом измениться. Улучшение отношений Турции с Арменией будет означать снижение роли России в регионе. Российско-армянский союз в плане безопасности имел значение при наличии плохих отношений Армении с Турцией и Азербайджаном. Как только политические отношения Еревана с Анкарой и Баку станут улучшаться, то будет снижаться роль России в регионе. Россия способна частично влиять на ситуацию, а более глубоко могут оказать влияние Турция и западные страны, сказала она. Проблема в том, что в Карабахском конфликте два игрока - Армения и Азербайджан. Если Россия отдаст приоритет одной из сторон конфликта, то другая сторона будет потеряна для Москвы. Поэтому Россия может предложить в урегулировании какие-то ограниченные меры, отметила политолог. (1news.az).
"Сейчас Россия в агонии и хочет обманным путем снова переподчинить все постсоветские страны себе. Вот сейчас она обещает Азербайджану Карабах. Это очередной обман, чтобы сделать Азербайджан наподобие Абхазии и Южной Осетии. Никакого Карабаха она нам не вернет, только будет голову нам морочить и отнимать наш суверенитет", сообщил 1news.az азербайджанский политолог
Россия будет и впредь оказывать максимальное содействие нагорно-карабахскому урегулированию. Об этом, передает "Ноян Тапан", заявил президент РФ Дмитрий Медведев после встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. "Мы поддерживаем продолжение прямых переговоров президентов Азербайджана и Армении", заявил Медведев на пресс-конференции. "Позиция России остается прежней: мы и в будущем будем оказывать максимальное содействие поиску взаимоприемлемого решения этого сложного вопроса", подчеркнул президент РФ. "Снова мы продолжим контакты по этому вопросу в самом ближайшем будущем", заявил он.
Комментируя состоявшуюся в подмосковной резиденции российского президента встречу Дмитрия Медведева и Ильхама Алиева, бакинская газета "Зеркало" пишет: "Нарушение Россией территориальной целостности Грузии стало грозным сигналом для Баку, который попытался отсидеться в собственном окопе в жаркие дни грузино-российского противостояния. Робкие слова поддержки территориальной целостности Грузии азербайджанским МИД и сожаление о случившемся, видимо, не остались незамеченными в Москве. По завершении встречи в публичном заявлении Медведев на этот раз ни словом не обмолвился о решении карабахского конфликта на основе территориальной целостности Азербайджана. Более того, он вернулся к путинскому видению урегулирования, выступив за продолжение прямых переговоров президентов Азербайджана и Армении, без публичного предпочтения какой-либо из сторон. Это указывает на то, что стрелки часов сторон не удалось сблизить: на встрече в Москве Медведеву, скорее всего, не удалось услышать внятного ответа на предложения переориентировать геополитический и энергетический курс Азербайджана в пользу России. Ильхам Алиев только смог гарантировать рост товарооборота между двумя странами в тех объемах, которые желала бы Москва. Россия, таким образом, получила только гарантии на закупку своего ширпотреба дополнительно еще на 300 млн долларов, в их числе трактора, автомашины, оборудование и популярные "Командирские" часы. А осторожному Азербайджану пока удалось отстоять определенную свободу маневрирования. Так что московская сверка часов не привела к каким-либо переменам".
Айк Джанполадян