"Признание гагаузcким парламентом независимости Южной Осетии и Абхазии говорит о новом витке противоречий между кишиневской и гагаузской элитами. Ведь позиция Гагаузии противоречит официальной позиции Кишинева", - заявил 23 сентября в интервью корреспонденту ИА REGNUM руководитель Социал-демократического института Молдавии Богдан Цырдя.

"С приходом Михаила Формузала противостояние между Кишиневом и Комратом только усилилось, достигнув точки кипения. Попытки Кишинева урезать прерогативы автономии, натолкнулись на яростное сопротивление гагаузских элит. Теперь последние пытаются найти покровителя в лице России. События на Кавказе только на руку Комрату, подстегнув конфликт. При этом нужно отметить, что и сама Гагаузия до сих пор разделена между сторониками ПКРМ и оппозицией. Несмотря на поддержку избрания в качестве председателя Народного собрания Гагаузии (НСГ) Анны Харламенко со стороны коммунистов, война продолжается. И эта декларация лищь слабый отголосок вышеназванного конфликта", - считает эксперт.

По его мнению, "данное заявление говорит о желании автономии играть более весомую роль в политике страны, передела властных полномочий, обретения статуса субьекта федерации в перспективе урегулирования приднестровского конфликта". "Для этого гагаузская элита заигрывает с Москвой", - считает Цырдя. "При этом, мы не усматриваем в заявлении НСГ укрепления сепаратистских тенденций в самой Гагаузии, хотя определенные отголоски в ней слышны. Ведь фразы типа "признавая преемственность целей и задач Гагаузской Республики по самоопределению гагаузского народа" можно истолковывать по разному. То есть в заявлении можно усмотреть и предостережение со стороны Гагаузии о невступлении Молдавии в НАТО, о незаигрывании с Западом и возврате к проросийскому курсу. И это явяляется следствием не совсем дальновидной политики официального Кишинева по отношению к Гагаузии, как впрочем и ко всей местной публичной администрации", - отметил эксперт.

"Помимо этого, ограничения, поставленные Кишиневом на экспорт вина наливом, на закупочные цены на виноград, бьют по экономике Гагаузии. Поэтому, возможно, и экономический фактор играет роль. В этом случае, часть гагаузской элиты считает себя ущемленной со стороны кишиневских (коммунистических) элит. Кое-кто может это интерпретировать как "экономическую блокаду Гагаузии". Вследствие этого, делаются попытки "наладить контакты" напрямую с Москвой, а заодно, уменьшить политические и экономические аппетиты Кишинева. Это, по мнению Комрата, поможет лучще защищать бизнес и винную промышленность", - считает молдавский эксперт. "Нельзя также забывать, в Молдавии скоро выборы. Гагаузские оппозиционные элиты, связанные бизнесом с Россией, делают заявления для привлечения внимания молдавских партий, ратующих в той или иной мере, за укрепление связей с Россией. Вероятно, посылаются сигналы Тарлеву, Брагишу, Урекяну быть повнимательней в составлении списков кандидатов", - заявил Богдан Цырдя.

Как сообщало ИА REGNUM, парламент Гагаузии на заседании 19 сентября признал независимость Республики Абхазия и Республики Южная Осетия и заявил о безоговорочной поддержке действий России в отношении этих республик. За обращение к президенту и парламенту Молдавии с призывом признать независимость Республики Абхазия и Республики Южная Осетия, в котором заявляется о признании независимости этих республик Народным собранием Гагаузии, проголосовали 18 из 34 депутатов. Основанием для этого решения послужили двусторонние договоры, заключенные самоопределившейся Гагаузской Республикой с Абхазией и Южной Осетией в 1992-93 годах. Стоит отметить, что депутаты Народного собрания Гагаузии от правящей в Молдавии Партии коммунистов бойкотировали заседание.