Перспективу банкротства Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) не исключает вице-президент "Транснефти" Михаил Барков. 22 сентября он заявил, что начало процедуры банкротства может быть связано с непримиримой позицией British Petroleum, которая хотя и поддерживает идею увеличения мощности КТК, но все же выступает за привлечение для этой цели новых заемных средств, что идет вразрез с мнениями других акционеров, которые согласны пустить на проекты собственные средства консорциума. Именно по этой причине процесс принятия решения о расширении нефтепровода затягивается.

Газета "Время новостей" цитирует Баркова: "Перспектива банкротства существует при колоссальном уровне долга, и он может автоматически увеличиться, если решение о расширении не будет принято". По его словам, намеченная на эту неделю встреча с представителями ВР для обсуждения вариантов финансирования проекта, скорее всего не состоится из-за неконструктивной позиции британской компании.

Запущенный в 2001 году, КТК является оператором нефтепровода Тенгиз-Новороссийск, соединяющего месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. России в проекте принадлежит 24% (этим пакетом с апреля 2007 года управляет "Транснефть"), Казахстану - 19%. Среди крупнейших частных акционеров КТК - Chevron, совместное предприятие "Лукойла" и BP, а также совместное предприятие "Роснефти" и Shell. 14 октября пройдет собрание акционеров КТК, на котором планируется утвердить меморандум об увеличении мощности нефтепровода с 32 до 67 млн тонн в год к 2012 году (стоимость проекта - $2,5 млрд. в ценах прошлого года). Решение может быть принято лишь при согласии всех участников консорциума.

Между тем, как уже сообщало ИА REGNUM, BP может и вовсе выйти из проекта КТК. Об этом 21 сентября заявил представитель московского офиса компании Владимир Буянов. Для выхода из КТК BP намерена продать свои доли в компаниях - участниках проекта LUKARCO B.V. и Kazakhstan Pipeline Ventures. Эти фирмы являются совместными предприятиями ВР с российским "Лукойлом" и казахстанским "КазМунайГазом". Британской стороне принадлежит 49% LUKARCO B.V. и 19% в Kazakhstan Pipeline Ventures. В марте текущего года из КТК решил выйти Оман, владевший 7% акций консорциума. Оферта о выкупе этого пакета была направлена и России, и Казахстану, однако последний принял в июле законодательные поправки, которые фактически блокируют намерение российской стороны выкупить акции и таким образом увеличить свою долю в КТК.