Признание Республики Абхазия и Республики Южная Осетия парламентом Гагаузии было прогнозируемо и ожидаемо. До этого с резким осуждением действий руководства Грузии, развязавшего военную агрессию против народа Республики Южная Осетия и практически устроившего геноцид этого народа, выступили башкан Михаил Формузал и председатель Народного собрания Гагаузии (НСГ) Анна Харламенко, общественные движения "Единая Гагаузия" и "Гагаузлар", молодежное движение "Илери" и ряд других общественно-политических деятелей и предпринимателей Гагаузии. Все они высказывали одобрение и поддержку действиям руководства России по пресечению вооруженной агрессии Грузии против югоосетинского и абхазского народов, а также по принуждению агрессора к миру, одновременно призывая руководство Молдавии занять более внятную и четкую позицию в этом вопросе.

На мой взгляд, официальный Комрат, заняв предельно ясную и четкую позицию в этом вопросе, показал, что он является, помимо прочего и договороспособным субъектом, выполняющим взятые на себя обязательства. Об этом свидетельствует заявление и практические действия депутатов НСГ по признанию преемственности и выполнению обязательств, подписанных официальными структурами Гагаузской Республики в 1990-1994 годах, в том числе и по взаимному признанию суверенитета и независимости этих государственно-правовых образований. Чего не скажешь об официальном Кишиневе, который сплошь и рядом, отказывается выполнять и исполнять подписанные им же обязательства и договоренности, в том числе и по вопросу урегулирования последствий молдавско-приднестровского конфликта.

Следует признать, что официальный Комрат, явочным порядком стал реализовывать свое право, закрепленное в законе Молдавии "Об особом правовом статусе Гагаузии" и Уложении (Конституции) Гагаузии о своем участии в выработке и осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова, касающейся её интересов. Как известно, официальный Кишинев всячески препятствует практической реализации прав и полномочий Гагаузии, закрепленных в данных законах. Следует предположить, что Народное собрание Гагаузии, реализуя свое право на участие в выработке и осуществлении внутренней политики Республики Молдова, потребует включения своих представителей в переговорный процесс по молдавско-приднестровскому урегулированию, сейчас проходящий в формате "5+2". И эти требования со стороны Гагаузии будут законны.

Следует согласиться с мнением гагаузского политолога Александра Ангели, что официальному Кишиневу придется учитывать заявленную Комратом позицию в этом вопросе, поскольку Гагаузия является составной частью Молдавии, на что недвусмысленно указывают депутаты НСГ в своем обращении.

Официальный Кишинев явно недоволен действиями и решениями большинства депутатов Народного собрания Гагаузии. Об этом свидетельствуют размещенные в государственных СМИ Молдавии в день признания НСГ Абхазии и Южной Осетии сообщения с заголовком "Часть депутатов Народного Собрания Гагаузии объявила акцию протеста", в которых депутаты-коммунисты НСГ обвиняют большинство депутатов-патриотов в том, что ими "дважды предпринимается попытка рассмотрения вопроса о признании суверенитета Южной Осетии" и т.д. Это неоспоримо свидетельствует о том, что сторонники правящей партии ПКРМ по указке Кишинева начали новый курс на дестабилизацию обстановки в Гагаузии.

Официальный Кишинев явно хочет наказать Гагаузию за то, что она осмелилась начать реализовывать свое право на участие во внешней политике Республики Молдова. Но, на мой взгляд, такие действия и политика официального Кишинева по отношению к Гагаузии являются контрпродуктивными. В этом случае Гагаузия может просто проигнорировать выборы в парламент Молдавии в марте 2009 года. Тем более, что этот вопрос в Гагаузии среди населения продолжает обсуждаться, в связи с тем, что официальный Кишинев отказывается вносить изменения в свое избирательное законодательство и выделить соответствующие квоты в парламенте Молдавии для Гагаузии. Ранее два созыва депутатов НСГ официально обращались по этому поводу к руководству Молдавии. Сейчас об этом официально заявили и башкан и председатель Народного собрания Гагаузии, а также общественные движения и ряд общественно-политических деятелей Гагаузии. Тем более, что Республика Молдова ратифицировала Лундские Рекомендации, в которых прямо предписывается, что государства должны организовать на выборах для национальных меньшинств одномандатные избирательные округа.

Но, господствующие в политике официального Кишинева по отношению к Гагаузии двойные стандарты, лицемерие и откровенное нежелание исполнять и претворять в жизнь права и полномочия Гагаузии, в сочетании с ограниченной и слабой политической волей, не дают основания надеяться на то, что нынешнее руководство Молдавии сядет за стол переговоров с Гагаузией и попытается разрешить цивилизованным способом накопившиеся проблемы. А все это, в свою очередь, чревато тем, что будущему парламенту и правительству Республики Молдова придется доказывать свою легитимность по отношению к Гагаузии, если Гагаузия проигнорирует выборы в молдавский парламент.

Иван Бургуджи - председатель Независимого правозащитного и информационно-аналитического центра (г. Комрат)