Пересмотр внешнеполитических акцентов? Армения за неделю

Гагра, 19 сентября 2008, 22:37 — REGNUM  

Между Россией и Грузией

В мире появился второй полюс, возглавляемый Россией, что положило конец однополярному миру. Прочность этого полюса и то, каким он будет, покажет время, однако он уже существует, и сбрасывать его со счетов нельзя. Такое мнение высказал журналистам политолог Левон Мелик-Шахназарян. "Грузино-осетинская война имела сильное воздействие не только на региональную систему, но и на мировую геополитику", отметил он. (АрмИнфо).

По словам члена политсовета партии "Республика" Сурена Суренянца, Россия сегодня проводит политику возрождения империи и признание независимости Южной Осетии и Абхазии было всего лишь средством для России прикрыть свои имперские амбиции. Об этом он заявил во время дебатов в Национальном пресс-клубе 12 сентября. Бывший депутат Верховного Совета Армении Арам Маилян отметил, что после пятидневной грузино-российской войны он заметил в стране подчеркнуто антигрузинские и антиамериканские настроения. Отрицательно относиться к Грузии, по убеждению Маиляна, значит нарушить нравственные нормы, забывая о том, что армянская культура в основном развивалась в Грузии. "Армения сегодня является марионеточной страной - ничего не решающей, ничего не говорящей. Небольшая перемена произошла в 1988 году, но сейчас от этого ничего не осталось. Армения знает семь песен, и все семь - о России", - заявил он. ("Ноян Тапан").

Во внешней политике Армении возможны изменения акцентов, заявил в ходе бриффинга в парламенте глава МИД Армении Эдвард Налбандян. Он отметил, что события в Южной Осетии находятся в центре внимания правительства, и оно изучает создавшуюся ситуацию. Касаясь разработки концепции дополнительных возможностей, способных смягчить негативные последствия для Армении в случае повторения подобных ситуаций, министр отметил, что подобные возможности есть, и правительство делает все, чтобы их обеспечить. ("Новое время").

"Война между Грузией и Россией оказала прямое влияние на Армению, в первую очередь, в экономическом плане, так как около 70% грузоперевозок осуществляется через Грузию. По некоторым подсчетам эта война нанесла ущерб армянской экономике в несколько миллионов долларов". Об этом в беседе с АрмИнфо заявил директор Института политических, экономических и правовых исследований "Политэкономия" Андраник Теванян.

Как сообщает PanARMENIAN.Net, министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян 12-го сентября в Тбилиси встретился с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. В ходе встречи Налбандян отметил, что Армения - одна из самых заинтересованных в стабильности, безопасности и мире в Грузии стран, и не только по той причине, что 70% товарооборота Армении проходит по территории Грузии, но и по той причине, что Армению и Грузию и два народа связывает вековая дружба. В ходе встречи собеседники обсудили вопросы, связанные с предстоящим визитом президента Армении Сержа Саргсяна в Грузию, который состоится по приглашению президента Грузии.

Армения не собирается признавать независимость Южной Осетии и Абхазии. Об этом, как передает "Ноян Тапан", заявил глава МИД Армении Эдвард Налбадян на бирфинге в Тбилиси после встречи с главой МИД Грузии Екатериной Ткешелашвили. "До сих пор Армения не признала ни Нагорный Карабах, ни Косово, и ни одно так называемое независимое государство", -подчеркнул Налбадян. Он выразил надежду, что благодаря усилиям международного сообщества, конфликт будет решен мирным путем. "Армения заинтересована в урегулировании конфликтов. И не только потому, что 70% экспортных товаров из Армении транспортируется по территории Грузии, но и потому, что нас связывает долгая история", отметил Налбадян. В свою очередь Ткешелашвили подчеркнула значение добрососедских отношений между Грузией и Арменией, выделив среди перспективных направлений сотрудничества партнерство с Арменией в сфере обеспечения региональной безопасности.

"Официальное заявление президента России о признании Абхазии и Южной Осетии для многих политиков, в том числе и в Армении, грянуло, по-видимому, подобно грому среди ясного неба, заявил в интервью PanARMENIAN.Net сотрудник российского аналитического центра "Фонд стратегической культуры" Андрей Арешев. По его словам, неизбежность грузинского нападения была очевидна всем, кто внимательно следил за динамикой событий на Кавказе последних месяцев. "С отражением грузинской агрессии произошли необратимые изменения. Стало совершенно очевидно, что признание состоится, причем скорее рано, чем поздно, и "подвешен" этот вопрос не будет. Что, собственно, и произошло - любое иное решение по статусу бывших грузинских автономий (равно как и его отсутствие, камуфлируемое, скажем, бесплодными обсуждениями в ООН) привело бы к гораздо более крупным издержкам для России, нежели официальное признание Абхазии и Южной Осетии", отметил российский эксперт. Что касается действий Армении, то, по мнению Арешева, в сложившейся ситуации у нее достаточно узкое поле для маневра. "С одной стороны - Россия является военно-политическим союзником, состоящим с Арменией в одной организации - ОДКБ. С другой стороны - известная коммуникационная зависимость от Грузии. С некоторых пор воздушное пространство Грузии для российских самолетов закрыто, и сообщение по воздуху приходится осуществлять, в том числе, через Азербайджан. Разумеется, вопрос со временем будет решен, однако в существующих условиях позиция официального Еревана будет сдержанной, и это может продлиться достаточно долго, сказал Арешев.

"Сегодня в регионе происходят такие изменения, быстро ориентироваться в которых очень трудно", сказал в беседе с "Ноян Тапан" первый секретарь центрального комитета Коммунистической партии Армении Рубен Товмасян. Армения, по его словам, должна проводить осторожную и сбалансированную политику в отношении соседней Грузии, не нанося наряду с этим ущерб армяно-российской вековой дружбе. Что касается вопроса признания Южной Осетии и Абхазии, то, по словам Товмасяна, Россия оставила это на усмотрение каждой из государств. Сегодня акценты во внешней политике Армении, по оценке лидера КПА, поставлены абсолютно правильно - навеки с Россией. Он подчеркнул, что основной гарантией безопасности армянского народа является армяно-российская дружба. "Кое-кто пытается спустить вовпрос признания независимости Абхазии и Южной Осетии до уровня базарных, мол пусть Россия признает Нагорно-Карабахскую Республику, а мы две вышеназванные. Это детское мышление, а не дипломатия", отметил Товмасян.

На вопросы газеты "168 Жам" отвечает посол, член правления Союза политологов Арман Навасардян

Многие предполагали, что Армения будет вынуждена признать независимость Абхазии и Южной Осетии, однако президент заявил, что Армения, имея проблему Нагорного Карабаха, не может признать ни независимость Косово, ни независимость вышеназванных стран. Что, кстати, глава МИД России назвал "не очень убедительным доводом".

Думаю, что непризнание Абхазии и Южной Осетии было верным решением. Признание Карабаха ничего бы Армении не дало. Единственным решением проблемы Карабаха на сегодня является переговорный процесс. Российские дипломаты отмечают, что независимость Абхазии и Южной Осетии признают Куба, Иран, Северная Корея. Думаю, такой список не делает России чести. И потом, ради урегулирования вопроса Карабаха Россия, по крайней мере сегодня, не пойдет на нарушение территориальной целостности Азербайджана.

В таком случае, Россия, без серьезного экономического давления не может рассчитывать на искреннюю дружбу Армении.

Думаю, России не придется прикладывать много усилий для того, чтобы удержать внешнеполитическую направленность Армении или приблизить ее к себе, так как комплементаризм, которым наша внешняя политика руководствовалась последние 10 лет, себя изжил.

Как же быть Армении?

Армении попала в сложное положение. Я не завидую президенту и министру иностранных дел. Надо быть активным и способным на нестандартные решения. Как я уже сказал, комплементарная политика бесперспективна. Заявление Медведева, связанное с приоритетными для России территориями, говорило о следующем: да, есть страны, с которыми мы должны укрепить наши связи... В первую очередь, такой страной я считаю Армению. Если Россия сегодня считает, что есть регион, где напряженность достигла точки кипения, и что там есть страна, с которой у нее были традиционно дружественные отношения, значит она должна усилить эту страну. Если такое происходит, то возможности нашей комплементарной политики снижаются.

Какую пользу может получить Армения от своей дружбы с Россией? Нет ли здесь фактора риска?

Дружба бывает взаимной. Мира между Россией и Грузией в обозримом будущем не намечается. Альтернативой являются дружественные отношения с Турцией. Россия должна помочь нам достичь открытия границы со стороны Турции до того, как решится вопрос Карабаха. То есть, причина закрытия границ кроется больше в Карабахе, нежели, даже в признании Геноцида. Русские понимают, и не случайно, что подготавливают к эксплуатации железную дорогу Карс-Гюмри. Надо учесть, что надеяться на Иран чрезвычайно дорого. От Мегри до Персидского залива 1000 км. Но то, как сложатся отношения с Турцией, зависит от международной ситуации: накоторые психологические и идеологические вопросы надо отложить.

Вы говорили, что умелая, грамотная политика наших властей во внешних отношениях может помочь достичь успеха. Однако не надо забывать, что у них есть также масса внутренних проблем - внутриполитическая ситуация Армении расценивается как кризисная. Насколько просто маневрировать в международных отношениях, имея серьезные внутренние проблемы?

В Армении действительно внутриполитический кризис. А это означает, что очень трудно принимать адекватные решения и добиваться успехов во внешнеполитической сфере. Прогнозировать региональные развития - не означает завезти на две цистерны больше бензина. В первую очередь, нам надо выправить домашние дела, а тут мы опять упираемся в вопрос легитимности.

Как вы расценивает призыв Сержа Саргсяна к общенародному единству? Есть ли у нашей власти достаточный ресурс доверия, чтобы к ней прислушались?

Нет. Однако, к счастью, наша оппозиция осознает серьезность ситуации. Я приветствую решение Левона Тер-Петросяна отложить митинг 5-го сентября. Я, безусловно, сторонник Тер-Петросяна. В вопросах внешней политики ему нет равных среди нашей политической элиты. Мы говорим, режим в кризисе, есть проблема легитимности, народ государственным институтам не доверяет, не верит в победу справедливости. С другой стороны, есть легальная власть, которая, понимая все это, должна принять меры к тому, чтобы сократить дефицит легитимности. Вместо того, чтобы делать все для сглаживания трещины, для того, чтобы достичь согласия, все делается с точностью до наоборот. Политзаключенные, трагедия 1 марта, позорное состояние судебной системы... Все это никогда не позволит выправить ситуацию, а это, в свою очередь, не позволит маневрировать в отношениях с соседями. Самая большая проблема Сержа Саргсяна - в его советчиках, которые не дают ему правильные советы. В целом же, перед Арменией сейчас стоит одна задача - выйти из всего этого малой кровью. ("168 Жам", с сокращениями).

Между Россией и Турцией

Завершился первый тур футбольной - как спортивной, так и дипломатической - встречи между Арменией и Турцией. На стадионе мы проиграли, а что нас ожидает на дипломатическом поле? Очевидно, что и здесь нас ждет борьба, но не дай Бог, чтобы и на этом поле мы сыграли бы так же безвольно, так же слабо и беспрограммно, как и на стадионе. ("Еркир").

Переговоры с Турцией необходимо вести с национальным достоинством, придерживаясь своих национальных интересов, при этом, не торгуясь вопросом Геноцида. Такое мнение выразил в беседе с АрмИнфо директор Института политических, экономических и правовых исследований "Политэкономия" Андраник Теванян. По его мнению, приезд в Армению Абдуллы Гюля - это только начало переговорного процесса. В то же время, развитие отношений между странами зависит не только от позиций Армении и Турции, но и от тех процессов, которые происходят в Кавказском регионе. С другой стороны, необходимо быть реалистами и понимать, что Турция имеет конкретную позицию по вопросу Карабаха, и не скрывает того, что поддерживает Азербайджанскую сторону. Кроме того, Турция закрыла границу фактически с начала независимости Республики Армения. То есть, это не дружественная страна и необходимо прагматично подходить к этому вопросу и вести переговоры достойно. "Мне не очень понравилось то, что практически все армянские газеты публично, "по-азиатски", приветствовали приезд Гюля. И я совсем не уверен в том, что Сержа Саргсяна будут так же приветствовать в Турции", подчеркнул Теванян. "У нас существуют две крайности насчет армяно-турецких отношений: или мы вообще против возобновления любых отношений или же мы все забываем и бросаемся в объятиях другим". По его словам, в отношениях между странами будет оттепель, но каких-либо реальных изменений в ближайшее время не предвидится. "Кроме того, необходимо подготовить к этому общество, вести дискуссии на общественном уровне, так как общество еще не готово к этому", заключил эксперт. Визит президента Турции Абдуллы Гюля в Армению стал важным шагом на пути решения проблем между двумя соседними государствами, считает турецкий профессор, обозреватель газеты Star daily Эсер Каракаш. По его словам, будет прекрасно, если со стороны двух сторон за этим шагом последуют следующие. "Это не решит все существующие между Армении и Турцией проблемы, но, по крайней мере, поможет Турции открыть границу с соседней страной", заявил Каракаш, добавив, что разногласия между Арменией и Турцией носят политический характер, а народы в этот конфликт не вовлечены. "Между народами двух стран нет проблем, о чем сами армяне и турки говорят при любой возможности. Проблемы существуют между государствами", отметил Каракаш. В свою очередь турецкий профессор Озер Сенджар заявил, что, несмотря на то, что многие турецкие политические деятели выступали против визита Гюля в Ереван, президент и правительство Турции сделало все, чтобы растопить лед непонимания между двумя странами. По его словам, турецкий народ в целом положительно воспринял визит президента Турции в Армению. "Наш народ устал на протяжении 80 лет спорить с армянами. Турки не хотят, чтобы события, произошедшие в Османской империи, влияли на их жизнь. Именно поэтому они придают такое значение визиту Гюля в Ереван. По моему мнению, этот визит может стать поворотным в армяно-турецких отношениях", отметил Сенджар, пишет турецкая Today's Zaman. (PanARMENIAN.Net).

ArmeniaNow, напоминая о том, что 6 сентября президент Турции Абдулла Гюль находился в Ереване, сообщает, что основной темой переговоров Сержа Саргсяна и Гюля стала возможность нормализации отношений между двумя исторически недружественными странами. Кроме того, передает издание, на встрече обсуждались также вопросы взаимотношений Армении с Азербайджаном. Сообщив, что, по словам Абдуллы Гюля, в случае необходимости Турция готова содействовать урегулированию армяно-азербайджанских отношений, президент Армении сказал: "Я принял это предложение с радостью, так как только ненормальный может отказаться от содействия". Согласно изданию, на встрече с представителями СМИ Серж Саргсян заявил, что Армении следует обязательно включиться в обсуждение вопросов безопасности и стабильности региона, даже если оно инициировано Турцией. Он подчеркнул также, что приветствует предложение Анкары о создании так называемой Платформы безопасности с участием трех республик Южного Кавказа и региональных держав - России и Турции.

Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕМэтью Брайза считает конструктивной инициативу Турции по созданию Платформы сотрудничества и стабильности на Кавказе. Как заявил Брайза в Степанакерте, он приветствует шаги, направленные на нормализацию армяно-турецких отношений, что, соответственно, оздоровит атмосферу и будет способствовать тому, что Армения станет более открытой на переговорах. При этом он отметил, что президенты Турции и Армении пошли на большой политический риск и проявили смелость. (PanARMENIAN.Net).

Россия поддержит инициативу Турции по созданию Кавказской платформы по безопасности и стабильности. Об этом в Ереване заявил директор института востоковедения НАН Армении, профессор Рубен Сафрастян. По его мнению, РФ сделает это из-за напряженных отношений с США. "Я думаю, что переговоры между Турцией и Россией по этому вопросу будут продолжены. Россия в последнее время активизирует свои связи с Турцией и заинтересована в открытии армяно-турецкой границы. Правда, Кавказская платформа - это не организация и вряд ли ею станет, особенно в смысле обеспечения безопасности. Но свою роль в регионе она сыграет", - отметил Сафрастян. (PanARMENIAN.Net).

Инициатива Турции по созданию Платформы сотрудничества и стабильности на Кавказе не является реалистичной, так в ней будут присутствовать только две региональные державы - Турция и Россия, и ни одна европейская страна в этой инициативе участвовать не будет. Об этом PanARMENIAN.Net заявил европейский эксперт по Кавказу, содиректор стокгольмского Института по безопасности и политике развития Сванте Корнелл. По его словам, выступая с подобной инициативой, Турция, скорее всего, исходит из своих собственных интересов. "Может быть, с точки зрения нормализации отношений между Арменией и Турцией у этой инициативы есть какой-то потенциал, но с глобальной точки зрения, у нее нет будущего", заявил Корнелл.

В рамках армяно-турецких отношений будет налажен ускоренный диалог. Об этом, как передает агентство Anadolu, сообщил министр иностранных дел Турции Али Бабаджан. Он отметил, что нормализация армяно-турецких отношений сможет повлиять и на урегулирование отношений между Азербайджаном и Арменией. Бабаджан сообщил, что предложил главе МИД Армении Эдварду Налбандяну провести трехстороннюю встречу министров иностранных дел Турции, Азербайджана и Армении в Нью-Йорке, и сообщил, что Налбандян дал свое согласие. (ИА REGNUM).

Американский аналитик Ричард Гирагосян в интервью газете "Жаманак-Ереван", касаясь визита президента Турции в Армению, сказал: "Серж Саргсян, имея в стране внутриполитическую напряженность, недоверие, недостаток легитимности, ищет побед за пределами страны".

Армянская оппозиция встревожена переговорами президентов Армении и Турции Сержа Саргсяна и Абдуллы Гюля. Об этом заявил в ходе пресс- конференции член центрального офиса оппозиционного Армянского национального конгресса Левон Зурабян. По его словам, тревогу вызывает стремление Турции играть лидирующую роль в регионе Южного Кавказа и, в частности, в условиях пассивности сопредседателей Минской Группы ОБСЕ, взять на себя роль посредника в нагорно-карабахском урегулировании. Между тем, посредничество Турции для армянской стороны является неприемлемым - с учетом явно проазербайджанской позиции Анкары в этом вопросе. "Нас беспокоит вполне реальная вероятность сделки между Сержем Саргсяном и Абдуллой Гюлем - посредничество в обмен на признание легитимности Саргсяна. Серж Саргсян вполне может разыграть турецкую карту для создания видимости собственной легитимности в глазах и армянского народа, и международного сообщества, что не может не беспокоить", - подчеркнул Левон Зурабян. (АрмИнфо).

"Турция призывает Армению присоединиться к инициативе создания совместной комиссии историков для изучения событий в Восточной Анатолии во время Первой мировой войны, которые Армения называет геноцидом армянского народа в Османской империи", заявил министр иностранных дел Турции Али Бабаджан. По его словам, Турция готова встретится лицом к лицу со своим прошлым. "Нам нечего бояться собственной истории, и мы готовы согласиться с любыми выводами комиссии, которая она сделает в ходе изучения этих событий. Мы уверены, что это так и будет", отметил глава МИД Турции. 12 сентября в Швейцарии Бабдажан, комментируя факт признания парламентом Швейцарии Геноцида армян, заявил на пресс-конференции, что история должна писаться историками, а не решаться голосованием "да" или "нет", передает Anatolia news agency. PanARMENIAN.Net напоминает, что в 2005 году премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил письмо президенту Армении Роберту Кочаряну с предложением создать совместную комиссию историков по изучению событий 1915 года. Армянская сторона отказалась от создания подобной комиссии, "поскольку факт Геноцида армян признан историками и не нуждается в исследовании".

"Серж Саргсян пытается добиться в глазах международного сообщества легитимности путем выражения готовности пойти на уступки в вопросе признания Геноцида армян и в переговорах по урегулированию карабахского конфликта", заявил первый президент Армении, лидер оппозиции Левон Тер-Петросян 15-го сентября на митинге своих сторонников в Ереване. По его словам, именно для того, чтобы понравиться мировым лидерам, Саргсян не исключил возможность создания армяно-турецкой комиссии из историков по изучению событий 1915 года в Османской Турции, тем самым, поставив под сомнение факт Геноцида армян. Тер-Петросян также подверг критике согласие армянской стороны на возможное проведение встречи глав внешнеполитических ведомств Армении, Азербайджана и Турции в рамках переговоров по карабахскому урегулированию. На взгляд лидера оппозиции, отход от формата Минской группы ОБСЕ недопустим и чреват крайне негативными последствиями для армянской стороны. Тер-Петросян вновь обратил внимание на необходимость предпринять усилия, чтобы добиться возвращения в переговорный процесс представителей Нагорно-Карабахской Республики. (АрмИнфо).

Определенное потепление в отношениях Еревана и Анкары можно оценить положительно и представляется, что армяно-турецкие отношения нуждаются в поэтапной нормализации. Об этом в интервью PanARMENIAN.Net сказал сотрудник российского аналитического центра "Фонд стратегической культуры" Андрей Арешев. Вместе с тем, считает Арешев, возможная в будущем нормализация армяно-турецких отношений и частичное разблокирование границы не должно использоваться в качестве аргумента, позволяющего ставить вопрос о скорейшем выводе российской военной базы с территории Республики Армения. "Открытие армяно-турецкой границы должно быть не американским, а российским проектом. Важно подчеркнуть стабилизирующий фактор армяно-российского военно-политического сотрудничества в контексте неурегулированной нагорно-карабахской проблемы, а также факт определенной зависимости Анкары, увязывающей вопросы нормализации отношений с Ереваном с требованиями о выводе подразделений Армии обороны НКР с территорий "пояса безопасности", от интересов Азербайджана. Флирт армянских властей с США и НАТО, предстоящие в сентябре совместные учения понятны в контексте политики комплементарности, однако надо четко понимать, что западные игроки будут пытаться использовать народы Кавказа в качестве расходного материала. Дистанцирование от России под обещания чего-либо заманчивого вряд ли положительным образом скажется на безопасности Армении и НКР. Карабахский конфликт не может быть разрешен с помощью НАТО, подчеркнул Арешев.

ARMENIA Today особо отмечает тот факт, что Турция именно к России вышла с инициативой о создании Кавказской платформы безопасности и сотрудничества, а Россия немедля вовлекла в новые взаимоотношения своего главного союзника на Кавказе, Армению. При этом, пишет издание, в западной прессе появилась крайне любопытное предположение о том, что Турция может выйти из состава НАТО, а в Армении пошли разговоры о возможности разблокирования железнодорожной ветки Карс-Гюмри. "Что может означать факт открытия железнодорожного сообщения из Турции в Армению, да еще и при полной заинтересованности России в этом? Ведь, всего лишь обозначение курса на "вход" Турции в регион Кавказа через Армению радикально меняет схему геостратегического баланса интересов и ресурсов стран региона. Получается так, что Армения не только планируется в качестве железнодорожных "ворот Кавказа", но и претендует на статус "контрольно-управляющего" фактора во взаимоотношениях всех стран региона и его соседей. Судите сами: вход железнодорожных грузов Турции в Грузию и Азербайджан должен будет осуществляться через территорию Армении, и Грузия и Азербайджан должны будут "просить разрешения" на выход из региона у Армении. А поскольку железная дорога в Армении принадлежит России, советы на выдачу разрешений Армения должна будет спрашивать у России". По мнению агентства, такая ситуация для России будет выглядеть как "манна небесная": "Дело не только в том, что прямо через Азербайджан и Армению российские составы будут попадать в Турцию, но и в том, что без воли России на этой территории никто хозяйничать не будет. Но здесь и возникает другой вопрос: зачем Турции нужна такая "российская кабала"? Самый легкий ответ, по мнению агентства, содержится в предположении о том, что Россия обещала Турции разрешить все ее проблемы с Арменией. В том числе - проблему Нагорного Карабаха в турецком понимании. "Традиция решать российско-турецкие проблемы за счет Армении пока не исчерпала себя. Армения для России ценна тогда, когда не мешает ее сближению с Турцией. Но если возникает такая ситуация, то... вряд ли кто-то будет изменять привычки идти на сделки за счет Армении", пишет издание и предупреждает: "Армении об этом всегда надо помнить".

Газета "Лрагир" пишет: "В начале 20 века Россия и Турция, чтобы спастись, создали союз, и когда все улеглось разодрали Армению на клочья - от Киликии до Карабаха и Нахичевани. 21-й век, в этом смысле, ничего нового не принес. Оказавшись в невыгодном положении на пути к формированию нового миропорядка, Россия и Турция вновь создают союз - в виде предложения о создании Кавказского альянса. Россия, запутавшаяся в собственных политических и экономических проблемах, решила временно передать Турции свой "протекторат" - Армению. Не случайно приглашение посмотреть футбол прозвучало именно в Москве". При этом, пишет газета, "примечательно, что на встрече, прошедшей под девизом "улучшение армяно-турецких отношений", не обсуждались вопросы, которые должны способствовать улучшению собственно самих отношений, зато осуждается вопрос Карабаха". В таких условиях, считает газета, возникает множество вопросов, в частности" "Хватит ли властям Армении политического, общественного и интеллектуального ресурса, чтобы не повторить трагедию 20-го века? Насколько реальна тревога армянской общественности в том, что происходящее является совместной русско-турецкой программой по легитимизации действующей власти Армении? Ставят ли Москва и Анкара в известность о своих планах Армению, и если да, то до какой степени?"

Как сообщает газета "168 Жам" со ссылкой на турецкую "Сабах", сотрудники МИД Армении и Турции работают над заявлением о нормализации отношений между двумя странами. Согласно "Сабах", ими документируется 2,5-часовой диалог министров иностранных дел Эдварда Налбандяна и Али Бабаджана, состоявшийся после встречи сборных Армении и Турции по футболу. "Если в ближайшее время между министерствами ИД двух стран будет достигнуто соглашение, то заявление о сотрудничестве может быть опубликовано в конце сентября. в противном случае оно будет опубликовано в октябре 2009 года, во время ответного матча между сборными Турции и Армении в Стамбуле в октябре 2009 года", пишет "Сабах".

1 марта: обнародован новый документальный фильм

"Специальная следственная служба Армении стоит перед очень серьезной проблемой. Перед ней поставлена задача обосновать то, чего не было. Представляю, какие усилия она предпринимает, пытаясь доказать, что 1 марта народ якобы предпринимал противоправные действия", заявил АрмИнфо председатель правления Армянского общенационального движения Арарат Зурабян в ответ на просьбу прокомментировать утверждения старшего следователя Ваагна Арутюняна об имевших место попытках оппозиционеров двинуться в ходе беспорядков в направлении госучреждений на проспекте Баграмяна. По словам лидера АОД, следственный орган предпринимает попытку перенести вопросы из политической плоскости в правовую, однако в его действиях и заключениях речи нет ни о правах, ни о законах. "Для всех более чем очевидно, что сегодня люди преследуются исключительно за свои политические взгляды и политическую деятельность. Однозначно одно: месяцами в центре Еревана проходили массовые митинги и шествия, в ходе которых не была повреждена ни одна ветка на дереве, никто не обидел кого- либо из полицейских, никто совершенно не пострадал. Только в результате утренних силовых действий властей 1 марта уже вечером были убиты люди, лишившиеся жизни исключительно в результате действий режима, что очевидно для каждого из граждан Армении", сказал Зурабян. Он уверен, что сейчас предпринимается попытка оправдать действия властей, вызванные паникой. "Власти боялись, что под давлением продолжительных многотысячных митингов правящая бандократическая пирамида развалится, отдельные люди в какой-то момент увидят, что остались одни. С целью предотвратить подобное развитие событий режим пошел на силовую акцию, последствия которой оказались более чем плачевными", отметил оппозиционер. Председатель правления АОД считает вечерние события 1 марта лишь "следствием утреннего нападения на демонстрантов" на Площади Свободы. Зурабян не сомневается в серьезной просчитанности действий властей, единственной целью которых было собственное воспроизводство. "Но режим своими действиями в конечном итоге добился формирования крайне негативного отношения к себе у всего армянского народа", - заключил Зурабян.

Как сообщает газета "Лрагир", 10-го сентября сформированная оппозицией Общественная комиссия по изучению событий 1-2 марта представила свое предварительное заключение и получасовой документальный фильм об этих событиях. Фильм этот был представлен также Омбудсмену Армении. Содержание фильма вызвало серьезную озабоченность, в связи с чем Омбудсмен призвал Временную парламентскую комиссию по изучению событий 1-2 марта, с целью всестороннего и объективного исследования изучить представленные в фильме события, при необходимости изыскать возможность подвергнуть фильм экспертизе для выяснения истинности включенных в него кадров. "Чрезвычайно важно немедленно провести соответствующее следствие в связи с представленными в видеоматериалах особо жестокими и несоразмерными действиями представителей правоохранительных органов с целью выявления и наказания лиц, отдававших такие приказы и их непосредственных исполнитиелей", говорится в заявлении офиса Омбудсмена Армении.

Газета "168 Жам" подробно описывает содержание представленного Комиссией документального фильма - начиная с выступления Левона Тер-Петросяна 21 сентября 2007 года в отеле "Мариотт", кадров вбрасывания пачек бюллетеней в урну в день выборов 19 февраля 2008 года и заканчивая залитыми кровью улицами Еревана, горящими автомобилями и изуродованным пулей лицом юноши в ночь с 1 на 2 марта 2008 года.

"На этот раз видеокамеры и телефоны записали не избиваемых полицейских, не разбиваемые машины и разграбливаемые магазины, а с точностью до наоборот - вооруженных полицейских и сотрудников силовых структур. В кадрах показаны полицейские с оружием в руках, вооруженные автоматами военные в масках и избивающие молодежь люди в спецодеждах... В фильме показаны кадры, заснятые в момент массового вбрасывания бюллетеней во время выборов, и "очистку" площади Свободы, когда уничтожались вещественные доказательства, и даже взрыв злополучной гранаты, которую накрыл своим телом офицер полиции Тадевосян", пишет газета "Азг".

После обнародования подготовленного Общественной комиссией видеоматериала, власти Армении, в частности правоохранительные органы, словно воды в рот набрали, пишет газета "Айкакан жаманак".

Сформированная оппозицией комиссия все свои выводы подтверждает соответствующими видеозаписями, а парламентская комиссия, почему-то испытывает в них острый недостаток, пишет газета "Чоррорд ишханутюн". "По всей видимости, дело в том, что имеющиеся видеозаписи не соответствуют букве и духу полученного парламентской комиссией задания. Вот комиссия и предпочла обойтись практически без видеозаписей".

События 1 марта имели цель скрыть нарушения, допущенные в ходе выборов и повлиять на решение Конституционного суда Армении. Об этом, передает ИА REGNUM, заявил на пресс-конференции 10 сентября председатель альтернативной, Общественной комиссии по расследованию событий 1 марта Сурен Абрамян. "События первого марта нельзя рассматривать в отрыве от общего контекста, их необходимо рассматривать в одной цепи со всеми действиями власти, совершенными с того дня, как Левон Тер-Петросян заявил о выдвижении на пост президента", сказал Абрамян. В связи с этим, Абрамян отметил, что полиция и силы правопорядка вели себя незаконно, начиная с того дня, когда Тер-Петросян заявил о намерении баллотироваться на пост президента. "Благодаря начальнику полиции, полиция превратилась во второстепенное звено политического сыска, которому поручаются самые грязные задания - задержания, допросы, давление на задержанных, - сказал Абрамян. - При этом делается это совершенно непрофессионально, потому что если бы полиция действовала хотя бы грамотно, то жертв 1 марта было бы меньше". В качестве примера Абрамян привел факт, что полиция бросала избитых демонстрантов на произвол или забирала их в управление, тогда как по закону должна была оказать им медицинскую помощь. "Нарушитель не является врагом, и полиция должна была обращаться с ним подобающе", подчеркнул он.

По словам экс-министра внутренних дел Армении Сурена Абрамяна, передает "Ноян Тапан", избиения 1 марта сопровождались проявлением нечеловеческой жестокости "со стороны некоторых полицейских сил или выступающих под их именем лиц". По его оценке, после того, как ситуация вышла из-под контроля, власти пошли на более тяжелое преступление - стреляли в собственный народ. По его словам, "в таких случаях задачей полицейских сил должно быть не проливать кровь и не применять в отношении столь большой массы людей не только оружие, но даже другие технические средства, это просто преступление, если бы началась паника, то жертв было бы сотни и даже тысячи. В этот же день были использованы не только технические средства, но и огнестрельное оружие". Таким образом, заявил Абрамян, "Роберт Кочарян подтвердил существующее в республике мнение о том, что именно он является подстрекателем и основным ответственным за утренние погромы и вечернюю бойню".

Главная ценность обнародованного фильма заключается в том, что он является доказательством всего того, что имело место 1 марта, пишет газета "Айкакан жаманак". "Сегодня захватившие Республику Армения и полонившие силой оружия граждан Армении преступники и подконтрольные им судьи могут осуждать людей за сопротивление убийцам или за оскорбление убийц. Однако существование этого фильма является ярким свидетельством тому, что события 1 марта рано или поздно получат достойную оценку, а настоящие преступники, которые сегодня выступают с позиций правоохранителей, понесут свое наказание. Это преступление срока давности не имеет".

Как "ушли" спикера

Как сообщает электронное издание ArmeniaNow, в конце прошлой недели правящая Республиканская партия Армении (РПА) распространила заявление относительно "нецелесообразности" дальнейшего пребывания Тиграна Торосяна на посту председателя парламента, положив тем самым конец затяжным разговорам о неизбежности замены Торосяна его влиятельным однопартийцем Овиком Абрамяном. 6 сентября исполнительная структура РПА обсудила и вынесла решение одобрить "кандидатуру члена парламента Овика Абрамяна для избрания председателем Национального Собрания Республики Армения". Торосян отказался от комментариев и сказал, что выскажется после заседания Совета РПА, намеченного на 16 сентября. Тем не менее, долгий "путь" Овика Абрамяна к креслу председателя парламента - согласно Конституции, второго поста в государстве, - будет, по общему мнению, довольно гладким. 50-летний Абрамян обрел политическое влияние во времена президентства Роберта Кочаряна и считался одним из наиболее вероятных кандидатов на пост премьер-министра после того, как в начале этого года Серж Саргсян стал президентом. Однако, по мнению аналитиков, кровавые события 1 марта, отнявшие жизни 10 человек, стали основным ударом по перспективам Абрамяна в качестве премьера. По мнению политолога Агаси Енокяна, среди прочих причин, выдвижение Абрамяна на высший пост в законодательном органе можно рассматривать как своего рода "компенсацию" за нереализованные амбиции на премьерское кресло. "Несомненно, это назначение можно рассматривать как компенсацию за оказанные в ходе выборов услуги, а также за несостоявшееся назначение премьер-министром, - сказал Енокян ArmeniaNow. - В любом случае это еще раз подтверждает, что в Армении отсутствует законная правовая система и власти делают все, что им заблагорассудится". "Серж Саргсян чувствует необходимость стабилизации системы и, учитывая фигуру Абрамяна, старается вывести его из тени и обеспечить более влиятельной позицией, - считает один из руководителей оппозиционной партии "Анрапетутюн" Сурен Суренянц. - К сожалению, этим выбором Саргсян продемонстрировал, что предпочитает скорее укрепить унаследованную систему, нежели сформировать новую". "Если правящая коалиция согласна на перетасовку, значит, это совместное решение команды, - объясняет он. - Согласно Конституции страны, спикер парламента - второй государственный пост после президента и это назначение предусматривает определенную роль, которую Торосян очевидно не мог играть, поскольку не обладал ресурсами ни в правительстве, ни в парламенте и партии". "Наше решение не связано со служебной деятельностью Торосяна, - сказал журналистам член фракции РПА Галуст Саакян. - Более того, я могу сказать, что в партии нет негативного настроя в отношении Торосяна. Политическая деятельность не сводится только к обычной офисной работе. Роль членов партии определяет сама партия".

Руководствуясь соображениями политической этики, партия АРФ Дашнакцутюн не вмешивается в дела других партий. Об этом в ходе парламентского брифинга заявил секретарь фракции АРФД Артюша Шахбазян, комментируя решение Республиканской партии о замене действующего спикера парламента Тиграна Торосяна на депутата Овика Абрамяна. По словам Шахбазяна, эта замена должна быть направлена на повышение эффективности деятельности Национального Собрания, иначе это будет рассматриваться просто как самоцель. В свою очередь член фракции партии "Оринац еркир" Ованес Маргарян подчеркнул, что "с нашей стороны некорректно давать какие-либо оценки действующему спикеру, однако мы за любой прогресс. Мы примем любое решение РПА". (АрмИнфо).

Газета "Азг" пишет: "После решения исполнительного органа РПА прошла уже неделя, но журналисты никак не могут получить ответ на вопрос - в чем же, в конце концов, причина смены спикера".

По сведениям газеты "Айкакан жаманак", Республиканская партия решила не идти на скандал. "Недоверие Тиграну Торосяну в парламенте не будет выражаться. Просто он сам подаст в отставку с должности спикера НС, однако предложения занять другую должность принимать не станет. Судя по всему, Тигран Торосян обижен таким отношением РПА... Торосян так и не сказал, чем обосновывали республиканцы его смещение".

Газета "Айк" пишет: "Впервые в истории Республики Армения власти сами называют нецелесообразным выдвинутого ими же кандидата. Почему-то прошлой весной, когда РПА выдвигала его кандидатуру, он считался целесообразным во всех отношениях. За это время ничего не изменилось ни в стиле работы Торосяна, ни в его политических взглядах, но, поскольку председателем Национального собрания надо было срочно сделать Овика Абрамяна, то Торосян стал для "кнопочного" большинства "нецелесообразным"... Настоящими архитекторами этого проекта являются двое - Роберт Кочарян и Серж Саргсян. Ставя Овика Абрамяна на пост спикера, они намерены выразить недоверие правительству Тиграна Саркисяна и на должность премьер-министра выдвинуть Кочаряна".

Внутриполитическая ситуация в Армении показывает, что власти действительно всерьез не воспринимают должность председателя Национального Собрания, заявил политолог Агаси Енокян. В беседе с ARMENIA Today он отметил, что "в создавшейся ситуации, когда на пост председателя парламента предложена кандидатура Овика Абрамяна должность действительно становится похожей на пост торговца в магазине". Он выдвинул предположение, что причиной такого решения исполкома Республиканской партии Армении была "необходимость отдать должное Абрамяну за его роль в период времени с 19 февраля по 1 марта". "Это фактически тот долг, который ему отдают", добавил он. Второе предположение политолога заключается в том, что "Серж Саргсян готовит тылы на случай своей отставки". "То есть, в таком случае он хочет видеть на этом посту доверенного человека, который, как временно исполняющий обязанности президента, желанным образом проведет выборы", пояснил Енокян. Третьей версией является "сценарий возвращения к власти Роберта Кочаряна". "То есть посредством Овика Абрамяна возвращение Кочаряна в качестве руководителя правительства и, далее, после отставки Саргсяна - в качестве президента страны", сказал политолог. Член оппозиционной парламентской фракции "Наследие" Вардан Хачатрян выразил недоумение: "Для меня действительно не исключается нецелесообразность, потому я намерен задать им вопрос - почему же до сих пор Торосян был целесообразен?" На просьбу журналистов прокомментировать решение исполкома РПА зампредседателя РПА Размик Зограбян отметил, что "во время футбольного матча, когда команда выигрывает с большим счетом, тренер может в любой момент ввести замену в своем составе, хотя тот, кого он заменяет, может очень хорошо играть". "РПА команда сильных лидеров, руководитель которых является объединяющих их львом, а не овен", добавил он.

Пока совет РПА обсуждал решение исполнительного органа партии о нецелесообразности дальнейшей работы Тиграна Торосяна в должности спикера НС, он созвал пресс-конференцию, на которой заявил о своей отставке и выходе из РПА. Мотивируя решение о "двойной отставке", Торосян, в частности, сказал: "Несколько дней назад президент страны, являющийся в то же время председателем партии, что не менее важно, представил свою точку зрения по данному вопросу. Думаю, картина стала полной, и уже можно сделать определенные выводы. Для меня совершенно очевидно, что это был заранее спланированный процесс с вполне ясными целями. На протяжении трех-четырех месяцев все делалось посредством закулисных интриг и пересудов". Для Торосяна все это в корне неприемлемо: "Только в начале сентября все это стало формальной политической проблемой и предметом обсуждения в исполнительном органе РПА. Исход обсуждения был известен заранее. Нашлись люди, проявившие просто аморальный подход, они исказили суть как самого процесса, так и голосования и представили совсем другую картину. Думаю, это не делает чести представителю какой бы то ни было партии. А заявления о том, что это внутрипартийный вопрос, также декларативны и, уверен, беспочвенны. Внутрипартийные вопросы обсуждаются, и по ним принимаются решения в самой партии, а не где-то на стороне и иными методами". Утверждения о том, что передача поста спикера НС Овику Абрамяну продиктована необходимостью повышения эффективности работы парламента, не кажутся Торосяну убедительными: "Не было такого случая - ни в парламенте, ни в партии, - чтобы обсуждался вопрос о повышении эффективности работы председателя НС". А кроме того, нужно сказать, "эффективность чего следует повышать или что именно недостаточно эффективно". При этом Торосян отметил, что "в последние два года НС работало достаточно напряженно и, думаю, эффективно". Словом, учитывая "непреодолимые разногласия" по внутриполитическим вопросам, "утром я сделал то, что должен был сделать любой разумный человек - представил заявление о выходе из рядов партии", отметил Торосян. Может ли случиться так, что и другие члены РПА, соратники Торосяна, последуют его примеру и тоже покинут ряды партии? Отвечая на этот вопрос, Торосян сказал: "В РПА у меня не было соратников, были товарищи по партии и друзья. У меня и сегодня много друзей в РПА. Никогда не создавал внутри партии какие-то "крылья", "хвосты" и тому подобное. Каждый вступает в ряды партии персонально и точно так же принимает решения. Так что у меня нет никакого намерения инициировать подобный процесс: каждый человек должен сам решать, каким он видит настоящее и будущее. Решение о вступлении в ряды партии, а также о выходе из нее должно приниматься персонально". Опять же ввиду непреодолимых политических разногласий с парламентским большинством Торосян подал прошение об отставке с поста спикера НС. Вопрос о том, остаться "в стане властей" или перейти на сторону оппозиции, перед Торосяном не стоит. Отныне ему, как независимому депутату, не придется "корректировать" свою позицию: "Я буду более свободно высказывать свое мнение. Думаю, это тоже интересно. Так что все будет хорошо". ("Айоц Ашхар").

Оппозиция Армении в зеркале российских СМИ

Массовые акции протеста проходят в Ереване регулярно с тех пор, как первый президент Армении Левон Тер-Петросян отказался признать свое поражение на прошедших 19 февраля очередных президентских выборах, на которых в первом туре победил премьер-министр Серж Саргсян. 1 марта в Ереване было введено чрезвычайное положение после столкновений между сторонниками Тер-Петросяна и полицией. Впоследствии за участие в беспорядках были арестованы около ста деятелей оппозиции. Последний крупный митинг оппозиции прошел в Ереване 1 августа. На нем Тер-Петросян потребовал отставки Сержа Саркисяна и проведения внеочередных президентских выборов, а также объявил о создании оппозиционного Армянского национального конгресса, куда вошли 16 партий. (Lenta.ru)

В Ереване вечером в понедельник начался очередной митинг оппозиции, сообщает Gazeta.Ru. На площади перед зданием хранилища древних рукописей "Матенадаран" собрались сторонники бывшего президента Армении Левона Тер-Петросяна. Власти санкционировали акцию, однако полиция предупредила собравшихся, чтобы после митинга они не устраивали массовые шествия. Недалеко от места проведения митинга стоят несколько водометов, а сотрудники полиции вооружены дубинками и щитами. Они перекрыли подступы к Северному проспекту и площади Свободы. Собравшиеся выражают недовольство кадровой политикой действующего президента Армении Сержа Саргсяна.

В Армянский национальный конгресс, созданный 1 августа, вошли 16 оппозиционных партий и общественных движений, которые требуют провести досрочные президентские и парламентские выборы. Лидером Конгресса стал первый президент республики Армения Левон Тер-Петросян. Оппозиция во главе с Тер-Петросяном проводила с 20 февраля в центре Еревана митинги, на которых протестовала против победы Сержа Саргсяна на выборах главы государства. Акции протеста 1 марта переросли в беспорядки и столкновения митингующих с полицией, в результате чего десять человек погибли, 265 пострадали. По факту массовых беспорядков Генпрокуратура страны возбудила уголовное дело, в рамках которого были арестованы более 100 человек. На прошлой неделе председатель правления экс-правящей партии Армянское Общенациональное движение (АОД) Арарат Зурабян заверил, что митинг, назначенный на 15 сентября, будет многочисленным, что бы ни предпринимали власти. (Utro.ru)

В Ереване вчера прошел многотысячный митинг оппозиции, возглавляемой первым президентом этой страны Левоном Тер-Петросяном. Оппозиция добивается отставки избранного 19 февраля этого года президента Сержа Саргсяна, который сменил на этом посту Роберта Кочаряна. Оппозиция считает, что выборы прошли с колоссальными нарушениями и истинным победителем следует считать именно Левона Тер-Петросяна, официальный результат которого составил всего 21% голосов против 52% у Сержа Саргсяна. Созданный Тер-Петросяном "Армянский национальный конгресс", который объединил целый букет оппозиционных партий и движений уже после разгрома полицией перманентной массовой акции протеста в Ереване 1 марта, добивается теперь отставки Сержа Саргсяна и назначения новых президентских выборов. Если спроецировать на Армению новейшую российскую историю, расстановка фигур выглядела бы примерно следующим образом: Левон Тер-Петросян как бы выступает в роли Бориса Ельцина, который, если бы был жив, вдруг выставил бы свою кандидатуру против Дмитрия Медведева в марте 2008-го. Правда, армянский Владимир Путин - Роберт Кочарян, сменивший в свое время досрочно ушедшего Тер-Петросяна, не перешел, в отличие от своего российского коллеги, в правительство страны, хотя и сохраняет, по мнению экспертов, большое влияние внутри правящей элиты. В первую декаду после февральских выборов оппозиция круглосуточно митинговала на площади Свободы, и, в конце концов, утром 1 марта, в субботний день, когда стало ясно, что сторонники Тер-Петросяна из провинций могут увеличить массу участников акции до критической, полиция разогнала палаточный городок. В ответ люди собрались в нескольких кварталах от площади Свободы. При разгоне полиция начала стрелять, в ответ митингующие применили камни, арматуру и "коктейль Молотова". Десять человек (главным образом, митингующие) погибли, более 250 были ранены. Тер-Петросян на несколько недель оказался под фактическим домашним арестом, десятки оппозиционных лидеров попали в тюрьмы, а в Ереване ввели чрезвычайное положение. Тем не менее первый после разгрома митинг оппозиционеры провели уже в день сороковин по погибшим 1 марта, который по злой иронии судьбы совпал с днем инаугурации Сержа Саргсяна. После этого г-ну Тер-Петросяну не без давления со стороны Евросоюза и Соединенных Штатов удалось преодолеть вынужденное затворничество, и за лето оппозиция трижды собирала массовые митинги, устраивала шествия по городу и организовала сидячую забастовку на одной из центральных столичных улиц. Ни одна из акций до сих пор не санкционировалась властями, вчерашний митинг -- первый после февраля, на который получено официальное разрешение мэрии Еревана. "Мы планировали провести митинг 5 сентября, - сказал "Времени новостей" руководитель штаба "Армянского национального конгресса" Левон Зурабян. - Но власти в связи с визитом президента Турции Абдуллы Гюля 6 сентября ввели на несколько дней специальный режим безопасности. Мы перенесли митинг на неделю, на 12-е, но оказалось, что с 11-го по 13-е на ступенях Матенадарана проходит праздник, посвященный книге. И если бы мы решились на проведение акции, вышло бы, что мы мешаем людям и намеренно нарушаем общественное спокойствие. Поэтому мы отложили митинг до 15 сентября и теперь наслаждаемся всеми преимуществами полной законности, хотя день не особенно удобный: в понедельник в Армении день поминовения усопших, это выходной, но он обычно посвящается посещению могил предков". По оценкам полиции, на ступенях Матенадарана собралось не менее 5 тыс. человек, но людей явно было больше. Люди занимали всю лестницу Матенадарана и прилегающие площадки. Г-н Зурабян сообщил "Времени новостей", что митинг, конечно, не дотягивает до гигантских февральских собраний, но он как минимум на 20% больше, чем предыдущий - и это внушает оппозиционерам оптимизм. Вокруг Матенадарана было сконцентрировано большое количество полиции и замечены водометы. В самом начале акции к организаторам прошли высокопоставленные офицеры полиции и предупредили, что санкционирован только митинг, шествия же и попытки перенести мероприятие на площадь Свободы будут пресекаться. Левон Тер-Петросян в очередной раз последовал своему принципу действовать строго в рамках закона: шествия не было, хотя даже несанкционированные митинги летом, как правило, заканчивались маршем по улицам. К 9 часам вечера по Москве акция завершилась. По словам лидеров оппозиции, отделения "Армянского национального конгресса" открываются по всей стране, организация выстраивает свою внутреннюю структуру. Следующий митинг намечено провести уже через десять дней: паузы между манифестациями становятся все короче, действия все решительнее. Ереван считает Левона Тер-Петросяна хорошим знатоком митинговой борьбы и лидером, способным увлечь массы, - в конце 1980-х его митинги ломали в Армении советскую власть, в начале 2008-го едва не сломали режим Роберта Кочаряна и его преемника. Причем вновь собрать огромные площади удалось политику, находившемуся в фактической информационной блокаде официозных СМИ, которые неустанно напоминали избирателям, что годы его первого президентства, армянские "лихие 90-е" - это "годы холода и тьмы". В феврале этого года передача власти от Роберта Кочаряна Сержу Саргсяну выглядела чуть ли не санкционированной в Москве: в упрощенных схемах целого ряда аналитиков г-н Тер-Петросян оказался кем-то вроде "оранжевого революционера", стремящегося сменить сложившуюся элиту и, как следствие, ее "пророссийскую ориентацию". С течением времени стала ясна неуместность такого упрощения: архитектор принципов российско-армянского сотрудничества еще во времена Ельцина, Тер-Петросян гораздо решительнее поддерживает Россию в ее действиях во время кризиса в Грузии, чем сам действующий президент Армении. Российский вектор армянской внешней политики пока выглядит проблематичным. На днях г-н Саргсян собирается в Грузию, которая помимо Ирана является единственным окном Армении во внешний мир. А МИД Армении уже заявил в конце минувшей недели, что никогда не признает независимости Абхазии и Южной Осетии, как и независимости Карабаха. Это заявление пойдет, несомненно, на пользу нормализации отношений с Турцией и Азербайджаном, которая неизбежна для Армении, кто бы ни был ее президентом. Но оно не сможет не вызвать дополнительного раздражения в самой Армении, которая, естественно, дорожит фактической независимостью Карабаха, и в Москве. Ведь российские власти явно рассчитывали на поддержку Армении как действующего председателя ОДКБ в вопросе признания Абхазии и Южной Осетии. ("Время новостей").

В Ереване прошел очередной многотысячный, на этот раз санкционированный, митинг оппозиции. После 1 марта 2008 г. возглавляемое первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном "Общенародное движение" более 70 раз заявляло о своем намерении провести массовые мероприятия, но каждый раз наталкивалась на отказ мэрии Еревана. Тем не менее, оппозиция, наперекор мэрии и руководствуясь соответствующим положением конституции Армении, трижды в течение лета провела многотысячные митинги и шествия по улицам Еревана, и первое санкционирование она не без основания расценила как свою победу. Представители ряда организаций, выступавшие на митинге, сообщили о своем решении присоединиться к Армянскому национальному конгрессу. Среди них "Союз армянских добровольцев", молодежная инициатива "Прямо сейчас", "Союз армянских матерей" и другие. Вместе с тем, отмечают участники митинга, несмотря на то что все прежние несанкционированные митинги прошли без малейших инцидентов, власти на этот раз предприняли беспрецедентные меры "безопасности". Такого количества вооруженных дубинками, щитами и касками полицейских, солдат и офицеров внутренних войск и спецназа, машин с колючей проволокой, водометов и даже бронетехники не было на улицах города даже во время запрещенных митингов. Более того, на этот раз власти применили силу как перед началом акции, разогнав людей дубинками и электрошокерами, так и по его завершении. По словам лидера Армянского национального конгресса Левона Тер-Петросяна, в структурах власти начался разброд, Серж Саркисян начал терять контроль не только над процессами в стране, но и над им же созданной системой. Первый президент обратил внимание многотысячного митинга на то, что начавшийся передел сфер влияния и собственности вызвал трещины в пирамиде власти. "Наиболее отчетливо это проявляется в отношениях между премьер-министром и кабинетом министров. Они неестественны, неэффективны и вредны для государства. Премьер фактически является ширмой, призванной показать внешнему миру, какого интеллигента и профессионала назначил премьером Серж Саркисян. Всего лишь. Правительство действует независимо от премьера и управляется из совершенно иных центров. У нас фактически нет правительства, которое осуществляло бы под руководством премьера столь необходимые для экономики страны реформы. То есть страна становится похожей на хромого, который не может твердо стоять на ногах". Вторым противоречием, по словам Тер-Петросяна, являются "те странные договоренности или разногласия между партией "Дашнакцутюн" и властью, которые в виде спектакля разворачиваются на наших глазах". "Президент страны приглашает в Армению президента Турции. "Дашнакцутюн", являющаяся частью правительства, высказывается против этого визита. Правительство в связи с предстоящим визитом принимает решение не проводить с 1 по 11 сентября массовые мероприятия, а "Дашнакцутюн", в лице своих министров участвовавшая в принятии этого решения, нарушает его. Если после этого Серж Саркисян не выгонит "дашнаков" из правительственной коалиции, то это будет означать, что он и в этом смысле не президент". И, наконец, в качестве третьего дестабилизирующего пирамиду власти фактора Левон Тер-Петросян назвал желание Роберта Кочаряна вернуться во власть в качестве премьер-министра. Лидер оппозиции сообщил, что окружение Кочаряна упорно насаждает мнение о неспособности Сержа Саркисяна противостоять конгрессу, о том, что он слабый президент, что он скоро потеряет власть, что "криминальный мир, которым является госаппарат Армении", потеряет все, и единственным спасением этих людей является Роберт Кочарян - единственный, кто может контролировать ситуацию в Армении. Тер-Петросян подчеркнул, что если Саркисян пойдет на такой шаг, то сразу же превратиться в английскую королеву. "Роберт Кочарян не умеет делиться властью. Став премьером, он возьмет в свои руки все рычаги и власть", - подчеркнул он. По словам первого президента, Армения никогда не была такой слабой и подверженной внешним воздействиям, как сегодня. По его оценке, эта слабость - результат нелегитимности властей, которые жертвуют интересами страны для своей легитимизации в глазах международной общественности. По его словам, именно с этой целью Серж Саркисян не исключил возможность создания армяно-турецкой комиссии из историков по изучению событий 1915 года в Османской Турции, поставив тем самым под сомнение сам факт геноцида армян. Резкой критике было подвергнуто также согласие армянской стороны на трехстороннюю встречу глав внешнеполитических ведомств Армении, Азербайджана и Турции в рамках переговоров по урегулированию карабахского конфликта. Лидер оппозиции указал, что Турция однозначно поддерживает позицию Азербайджана, и в переговорах в таком формате Армения остается одна против Турции и Азербайджана. Он напомнил, что идея трехсторонней встречи не нова, и он в свое время неоднократно отвергал такой формат. "Формат Минской группы ОБСЕ для Армении наилучший, поскольку в нем поддерживается баланс сверхдержав", - подчеркнул он. (RBC.ru).

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
22.05.17
Из Крыма — вино, из погоста — зона отдыха: Башкирия за неделю
NB!
22.05.17
Проверка Минфина РФ в Удмуртии: ряд эпизодов рассмотрят в Генпрокуратуре
NB!
22.05.17
Росстат: Реальные доходы граждан России продолжают падать
NB!
22.05.17
Мощи Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя — фоторепортаж
NB!
22.05.17
«Русские работяги. А румыны моются в корыте»: скандал в Румынии
NB!
22.05.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 22 мая
NB!
22.05.17
Громкий прецедент: Новосибирск на грани внешнего финансового управления
NB!
22.05.17
«Второй кандидат на пост саратовского губернатора – не подставная фигура»
NB!
22.05.17
Кремль прокомментировал введение визового режима с Украиной
NB!
22.05.17
Литовцы в Скандинавии превращаются в рабов, как украинцы в Литве
NB!
22.05.17
Латвия готовит крупнейшую закупку военной техники в своей истории
NB!
22.05.17
Денег нет, пора на выход: Нижний Новгород покидает четыре ассоциации МСУ
NB!
22.05.17
ГАЗ идёт на Кубу: вопрос не экономический, а политический
NB!
22.05.17
Развенчание мифов по Кудрину: в чьих интересах?
NB!
22.05.17
Рожать за 500 км: в Архангельской области оптимизируют роддома
NB!
22.05.17
Голой грудью на полигон: в Брянской области жители протестуют против свалки
NB!
22.05.17
Город на костях: В центре Ростова-на-Дону обнаружено кладбище меотов
NB!
22.05.17
Революционно настроенной молодежи в РФ нет — глава ВЦИОМ
NB!
22.05.17
В Каталонии готовят механизм «немедленного» отделения от Испании
NB!
22.05.17
Минобрнауки воспитает у молодежи отторжение к радикализму
NB!
22.05.17
МИД РФ сообщил о «жалости к Маккейну» после слов о Путине и Лаврове
NB!
22.05.17
Двое несовершеннолетних детей Кадырова заработали за год по 10 млн рублей