Ситуации в Косово и в Южной Осетии принципиально различны. Такую точку зрения высказал сегодня, 19 сентября, на пресс-конференции в Москве заместитель министра иностранных дел России Александр Яковенко, отвечая на вопрос о том, не придерживается ли Россия двойных стандартов в отношении вопросов Косово и Южной Осетии, передает корреспондент ИА REGNUM.

"Что касается Косово, то здесь мы исходим из Резолюции 1244, которая не утеряла свою силу и в которой прописан статус региона как части Сербии. Возможность достижения компромиссного решения о статусе края существовала, просто переговоры были прекращены", - отмечает Яковенко.

"Южная Осетия в свою очередь была поставлена на грань выживания, в результате агрессии оказалась под вопросом жизнь югоосетин. Для того, чтобы предотвратить геноцид, мы были вынуждены дать отпор агрессору, и единственным условием сохранения жизни и безопасности жителей Южной Осетии было признание ее независимости. То есть если в случае Косово можно было прийти к договоренности, то в отношении Южной Осетии была совершена агрессия, и если бы агрессор не был остановлен, неизвестно, сколько бы еще погибло людей", - подчеркнул представитель МИД.

"В Косово вполне возможно было достичь договоренности, просто переговоры продолжались менее полугода. А когда посреднические функции выполнял Мартти Ахтисаари, стороны вообще не встречались друг с другом. Переговоры надо было продолжать, так как ростки возможных договоренностей были видны", - уверен замминистра иностранных дел РФ.

Говоря о статусе миротворческих миссий в Южной Осетии и Абхазии, Яковенко заявил, что российские миротворцы уйдут из зоны безопасности, когда Евросоюз выполнит свои обязательства. "До 1 октября в зоне безопасности должны быть размещены 200 наблюдателей ЕС. Если это реально произойдет, Россия начнет вывод своих миротворцев", - проинформировал Яковенко. Он также сказал, что на территории Абхазии и Южной Осетии наблюдатели ООН и ОБСЕ продолжат работу в том же количестве, что и раньше, однако теперь, отмечает представитель МИД, их мандат должен быть согласован с властями этих государств и адаптирован к новым условиям. "Что же касается российских военных, находящихся на территории Абхазии и Южной Осетии, то теперь они не имеют отношения к миротворчеству. Это регулярные части российских вооруженных сил, которые находятся там по просьбе руководителей двух независимых государств для предотвращения агрессии", - отметил Яковенко. Замглавы МИД также заявил о необходимости изменить мандат миссии ООН в Грузии и пересмотреть часть положений Резолюции ООН 937, которые, по словам Яковенко, более не являются актуальными. Речь, в частности, идет о наблюдении за выводом войск и тяжелой техники из зоны безопасности и наблюдением за выводом грузинских частей из Кодорского ущелья, так как, по словам Яковенко, грузинских войск ни там, ни там нет.

Заместитель министра иностранных дел также предложил перевести штаб-квартиру миссии ООН на территорию Грузии, так как, по его словам, основная угроза исходит именно оттуда.

Говоря о возможности выступления представителей Южной Осетии и Абхазии в Совете безопасности ООН, Яковенко подчеркнул, что Россия выступает за то, чтобы СБ дал возможность высказаться всем сторонам конфликта, который является международно признанным. Яковенко назвал недобросовестными действия США, которые по его словам блокируют выдачу виз представителям Абхазии и Южной Осетии. Дипломат заявил о присутствии двойных стандартов в этом вопросе, так как в аналогичных ситуациях визы представителям Косово выдавались свободно. "Для нас важно, чтобы Совет безопасности ООН ознакомился бы со всеми точками зрения по данной проблеме", - подвел итог Александр Яковенко.