Завтра, 17 сентября, в Москве состоится заседание Совета Безопасности РФ "О защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике". 12 сентября члены Совета Безопасности выезжали за полярный круг -на остров Александры на берегу Северного Ледовитого океана, где прошло совещание, посвященное проблемам наращивания присутствия России в Арктике.

Секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев подчеркнул, что повысилось стратегическое значение арктической зоны России, которая в перспективе должна стать для нашей страны стратегической ресурсной базой. При этом участники совещания констатировали заметно возросшую на этом фоне активность в Арктике приполярных государств - США, Канады, Норвегии и Дании, в том числе и в военной области.

О научной точке зрения на ситуацию с начавшимся бурным изучением Арктики шеф-редактору ИА REGNUM Оксане Чернышевой рассказал заместитель директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета Александр Данилов.

- На самом деле вокруг Арктики пока больше шума, чем реальных дел, - считает Александр Данилов. - Реально работают дипломаты, которые делают всевозможные заявления и и масс-медиа, которые это интерпретируют. А Арктика - это, прежде всего, источник энергоресурсов, что вызывает повышенный исследовательский и политический интерес разных стран, но по большому счету, ресурсы эти не используются. Ведь в настоящее время никто практически не добывает ничего в морской Арктике. Первая морская нефть, которая может быть там добыта, находится на российском месторождении Приразломное на шельфе Баренцева моря, где пока только готовятся к добыче. Глубина моря там - 25-30 м, и сегодня это вполне реально для освоения, но на отдельных участках Баренцева моря глубина достигает 1 км - там добыча будет происходить через десятилетия. Много говорят о Штокмановском газоконденсатном месторождении, также в Баренцевом море, но реальная работа там начнется через несколько лет и сначала на небольших глубинах... В целом, на полномасштабную работу по этим месторождениям выйдут лет через 25-30.

ИА REGNUM: Но сегодняшний исследовательский интерес как раз и означает, что через 30 лет, то есть уже при жизни нынешнего поколения, в Арктике начнутся масштабные освоения месторождений, а это будет влиять на окружающую среду...

- Ключевые вопросы, которые волнуют ученых нашего института, следующие: как безопасно начать реализовать инвестиционные проекты в Арктике и как затем их вести, не нанося ущерба окружающей среде. Психология современного бизнеса, безусловно, содержит определенные угрозы для окружающей среды, поэтому не только российские специалисты, но и международные эксперты с большой осторожностью относятся к новым проектам. На первом этапе освоения наша задача - помочь совместить вопросы безопасности и экономики. Например, по Приразломному работа наших ученых уже закончена. Мы собрали и составили картину того, что представляет из себя лед, под которым находится нефть, как и с какой скоростью, в каком направлении движутся ледяные поля и т.д. По Штокмановскому месторождению сбор подобной информации заканчивается. Кроме того, изучаются возможные воздействия проектов на окружающую среду, а также необходимость минимизации воздействий окружающей среды на сооружения. Например, при эксплуатации Штокмана нужно будет управлять ледовой обстановкой, отслеживать передвижение айсбергов и где-то их разрушать, отводить и т.д.

ИА REGNUM: А у России уже есть опыт такой работы?

- Частично есть на Сахалине, но опыта работы над таким большим и сложным проектом, как Штокман, нет ни у кого в мире.

ИА REGNUM: Кто финансирует исследовательскую работу?

- Недропользователи, т.е. компании, которые планируют работать на шельфе, и имеют необходимые лицензии на разработку конкретных месторождений.

ИА REGNUM: Добыть в Арктике газ или нефть - одна проблема. Другая - перевезти все это к местам переработки.

- Да, транспортировка происходит на судах, и, соответственно, есть опасность разлива. Главная проблема в том, что холодная арктическая среда не способствует быстрому очищению, экосистема в Арктике восстанавливается очень долго, в теплых водах все происходит гораздо быстрее. Соответственно, любая грязь, химические разложения остаются там очень надолго. Но морская арктическая среда пока относительно чистая, а вот атмосфера загрязнена даже сейчас, когда разработки энергоносителей еще даже не начаты. Арктику засоряют не только предприятия, расположенные на Севере, но и крупные производства, которые находятся в Северном полушарии Земли. Последствия работы предприятий в Китае, Соединенных Штатах, России - их атмосферные сбросы затягиваются в Арктику ветрами или несутся туда северными реками. И чтобы отследить последствия новых освоений, нужно четко фиксировать, что происходит сейчас, определить фоновое загрязнение окружающей среды.

ИА REGNUM: А в 90-ые годы, помнится, говорили, что больше всех Север засоряет именно Россия...

- Тогда речь шла о радиоактивном загрязнении, включая последствия испытаний ядерного оружия, и на самом деле свою лепту внесли все страны, которые занимались испытаниями. Но чтобы экологический фактор не превращался в политический, нужны российские постоянные, регулярные, системные исследования ситуации.

ИА REGNUM: А глобальное потепление повлияет на освоение месторождений?

- Чтобы четко отвечать на этот вопрос, также нужны постоянные исследования на протяжении многих лет, но. к сожалению, в России нет системных программ по изучению изменения климата в Арктике и последствий этого изменения. Сбор и наблюдение информации у нас поставлены неплохо, а моделирование, прогнозирование будущих ситуаций, к сожалению, финансируется плохо. Обидно, потому что в Японии, объединенной Европе, Америке, Китае такие исследования развиваются в полную мощь.

ИА REGNUM: Так все-таки если через 50 лет Арктика станет теплее, значит доступнее?

- Некоторые сценарии предполагают такое развитие событий. И в Арктике есть спорные участки, принадлежность которых к какой-либо стране не определена - к ним, конечно, будет интерес. Но все-таки пока это - дело будущего, которое - не забывайте! - на самом деле зависит от мировых цен на нефть и газ. Если через 50 лет они будут низкими, интерес к по-настоящему сложной и дорогой добыче полезных ископаемых в северных широтах, наверное, опять угаснет.

ИА REGNUM: А в настоящее время Россию можно назвать самой мощной мировой державой на Севере?

- Россия регулирует Северный морской путь. Согласно международному законодательству, Россия установила свои правила плавания в северных морях: чтобы пройти по Севморпути, нужно оповестить Россию, согласовать маршрут, заплатить ледовый сбор и т.д. Все это направлено на обеспечение безопасности морской Арктики. Аналогично действует, например, Канада - в тех северных широтах, движение в которых регулирует эта страна.

ИА REGNUM: И именно Россия обладает самым мощным ледокольным флотом?

- Да, насколько я знаю, в настоящее время наш флот самый современный и оснащенный. Но это вопросы - к другим ведомствам.