Сегодня в Доме журналиста прошел круглый стол "Проблемы развития самарской космической отрасли". В круглом столе приняли участие: заместитель генерального конструктора Государственного научно-производственного ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс" Георгий Фомин; начальник отдела внешнеэкономических связей "ЦСКБ-Прогресс" Андрей Сидоренко; главный конструктор СНТК им.Н.Д.Кузнецова Валентин Анисимов; директор НТЦ "Наука" Юрий Тарасов; первый заместитель директора и главного конструктора Приволжского филиала ОАО НПО "Энергомаш" Геннадий Борзенко; заместитель главного инженера ОАО "Моторостроитель" Виктор Гниденко, главный инженер завода "Прогресс" Николай Родин, директор и главный конструктор ВКБ РКК "Энергия" Станислав Петренко, начальник НТО ВКБ РКК "Энергия" Аркадий Болдырев, начальник отдела Департамента промышленности и торговли администрации Самарской области Юрий Мотков; вице-президент Торгово-промышленной палаты Самарской области Юрий Тихонов; главный редактор журнала "Самарская Лука" Галина Маевская.

Георгий Фомин напомнил, что в 1958 в Самаре начали работу три завода: "Прогресс", "Моторостроитель" и металлургический завод. Они положили начало созданию уникального научно-промышленного комплекса по производству космической техники, объединившего авиационный институт (ныне Самарский аэрокосмический университет), политехнический университет, академия связи и заводы ЦСКБ "Прогресс", Моторостроитель, СНТК им. Кузнецова, РКК Энергия, металлургический завод.

ЦСКБ "Прогресс" уже 40 лет участвует в запусках спутников связи. Очередной запуск спутника, изготовленного в Красноярске, состоялся 2 апреля 2003 года. Метеорологические спутники, запуски которых производят только Россия, Европейский Союз и США, также проходят с участием ЦСКБ "Прогресс". На предприятии создано более 80 спутников Ресурс Ф-1 и Ресурс Ф-2 для дистанционного зондирования поверхности Земли.

Георгий Фомин отметил, что самый трудный для космической отрасли период с 1992 по 1998 годы пройден и теперь "правительство - федеральное и местное - начинает поворачиваться лицом к космической технике".

На данный момент у ЦСКБ "Прогресс" есть портфель заказов. Это продолжение работы над спутником дистанционного зондирования Ресурс ДК, который будет запущен в 2004 году. На спутнике будет установлена уникальная итальянская научная аппаратура. Есть ряд заказов от Министерства обороны РФ. Планируется заказ на новую модификацию спутников Фотон и Бион (для производства сверхчистых материалов и веществ). Продолжается работа над Союзами 21 А и 21 Б, грузоподъемность которых увеличена на 1200 кг.

Николай Родин сообщил, что на заводе "Прогресс" есть высокие технологии, позволяющие выполнять любые задачи. Однако на данные момент главная проблема завода - недозагруженность по ракетному комплексу. В поисках решения этой проблемы завод частично перешел на изготовление товаров народного потребления. В 2002 году было выпущено товаров народного потребления на суммы 494 млн. рублей, в 2003 году планируется выпустить товаров на 560 млн. рублей. Существует также проблема сбыта товара. Так на складе завода лежит 26 млн. шприцов, в то время как область закупает их заграницей. С другой стороны пользуются спросом катера завода "Акваланг". Николай Родин сообщил, что завод планирует выпускать катера для адмиралов флота.

Станислав Петренко затронул основную проблему космической отрасли Самары. Самарские предприятия получают прибыль только от запуска техники, а не от ее дальнейшей эксплуатации. Изменить эту ситуацию самарцы не в состоянии. Также не хватает государственной поддержки. При существующем объеме финансирования, в частности, невозможно продолжать работы на МКС.

Существует тенденция в мире к дешевому космосу, использованию спасаемых космических аппаратов многоразового использования.

Валентин Анисимов рассказал о кадровой проблеме. В настоящее время на СНТК им. Кузнецова работает треть от коллектива конца 1980 - начала 1990. О той же проблеме говорил и Геннадий Борзенко.

Виктор Гниденко отметил, что сейчас космическая отрасль Самары не делает ничего нового, а занимается только модернизацией уже имеющихся наработок: переход на более надежные двигатели, переход на химическое зажигание, использование химических добавок в горючем.

Все участники круглого стола были солидарны в том, что основные проблемы отрасли это недостаточная государственная поддержка, дефицит кадров. Также все сошлись во мнении, что вся космическая отрасль Самары существует за счет прежних наработок, занимаясь в основном модернизацией или производством "заслуженной" космической техники.