Обзор прессы Новосибирской области за 8 - 14 сентября

Основные элементы адронного коллайдера придумали и изготовили в новосибирском Академгородке - на базе Института ядерной физики. Прошедшее солнечное затмение обогатило науку. Новосибирский аэропорт просит Генпрокурора разобраться с альянсом AirUnion. Цены на стройматериалы упали из-за стагнации строительного рынка. "Газпром" заработает на новосибирских коровах.

"Большой адронный коллайдер разогнали магнитами из Новосибирска", - с таким заголовком 11 сентября выходит "Комсомольская правда в Новосибирске". Основные элементы коллайдера придумали и изготовили в Академгородке - на базе Института ядерной физики, рассказывает издание: "Наши инженеры-физики проделали титаническую работу - специально для БАКа (большого адронного коллайдера - ИА REGNUM) они по заказу Европейской лаборатории по физики частиц (сокращенно - ЦЕРН) разработали магниты. Впрочем, от тех, что обыватели хотя бы раз в своей жизни видели, они отличаются весьма разительно".

"Если все упростить, то магниты для БАКа - это 10-15-метровая "башня" из железа, лежащая на боку. Внутри - место под вакуумные камеры. Это специальные сверхпроводящие магниты, которые работают при температуре минус 270 градусов по Цельсию, - пояснил газете Максим Кузин, начальник отдела научно-информационного обеспечения Института ядерной физики. - 360 магнитов общим весом в 4 тысячи тонн доставили в ЦЕРН на автотранспорте".

"Объяснить "на пальцах", зачем именно БАКу новосибирские магниты, сложно, - отмечают журналисты издания. - Если не вдаваться в дебри физических законов и терминов, получается примерно следующее. Магниты регулируют перемещение элементарных частиц - протонов - внутри коллайдера. Когда частицы запускают в ускоритель, они двигаются по прямой. А магниты должны отклонять их в стороны, чтобы частицы вращались по кругу".

Как сообщает "Комсомольская правда в Новосибирске", сейчас в ЦЕРНе присутствуют и новосибирские ученые-ядерщики: все эти годы строительства коллайдера сибиряки участвовали в разработке проекта. По словам представителей Института ядерной физики, за несколько лет с рабочим визитом в Швейцарии, где располагается коллайдер, побывали не меньше 300 сибирских ученых.

Научную тему продолжает и еженедельник "Молодость Сибири". 9 сентября газета рассказывает, как прошедшее на территории Западной Сибири солнечное затмение обогатило науку. Результаты, полученные при наблюдении этого необычного явления, представила руководитель астрофизического комплекса Новосибирского государственного университета Альфия Нестеренко. По её словам, исследования Солнца важны, так как они дают информацию о процессах, результаты которых применимы для определения моделей поведения плазмы в лабораторных условиях. Одной из самых насущных для людей проблем является получение относительно недорогой и экологически чистой энергии, выделяемой в процессе термоядерного синтеза. Изучение процессов на Солнце помогает определять возможные пути для ее получения.

Как подчёркивает издание, в Институте ядерной физики СО РАН давно проводятся довольно сложные эксперименты по удержанию плазмы в магнитных ловушках при управляемом термоядерном синтезе. Сходный процесс происходит и на Солнце. Температура на поверхности звезды, в фотосфере - 5 800 градусов Кельвина, а в солнечной короне, внешней оболочке Солнца, - уже миллионы градусов. Если учёные узнают, каким образом удерживается плазма хотя бы в протуберанцах (жгутах высокоионизированной плазмы), то смогут применить полученные модели поведения плазмы для создания подобных условий в экспериментах на Земле. Это может приблизить к решению более глобальной задачи - получению энергии с помощью термоядерного синтеза.

Альфия Нестеренко отметила, что "затмение - уникальная возможность увидеть, что же происходит на поверхности Солнца и в солнечной короне": "Дело в том, что во время затмения Солнце находится в тени Луны, и становится заметным то, что при обычном солнечном освещении невозможно увидеть, - структура внутренней солнечной короны, самой близкой к поверхности фотосферы Солнца. Это самая интересная область Солнца, именно в ней происходят наиболее любопытные и не до конца изученные процессы".

"Кроме того, благодаря затмению можно уточнять все изменения, которые происходят на Солнце. 1 августа 2008 года на Солнце не было солнечных пятен, что позволило определять структуру магнитных полей без влияния активных областей". Учёный объяснила, что прошедшее затмение хорошо демонстрирует теорию. Корона в периоды низкой активности имеет небольшую протяженность. Это все смогли заметить. Такой длительный период с низкой солнечной активностью и является особенностью.

"Толмачёво хочет диалога", - материал с таким заголовком 9 сентября вышел в "Вечернем Новосибирске". Как сообщает газета, генеральный директор ОАО "Аэропорт Толмачево" Алексей Чертенков обратился с открытым письмом к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке в связи с обострившейся обстановкой вокруг деятельности альянса AirUnion.

"Последние события, связанные с массовыми задержками рейсов авиакомпаний, входящих в альянс AirUnion, являются примером неконструктивного и однобокого отношения со стороны прокуратуры к проблемам авиасообщества", - говорится в письме. Далее гендиректор Толмачево заявил, что "со стороны надзорных органов оказывается негласное давление на директорат аэропортов и ТЗК, практически все руководители получили предостережения о нарушении закона".

Аэропорты, уже имея многомиллионные долги альянса, вынуждены нести убытки из-за того, что проблемы AirUnion становятся их проблемами: пассажиров размещают в гостиницах, кормят и поят за счет авиапредприятий. "Под давлением работников прокуратуры ТЗК вынуждены наращивать свои убытки, заправляя воздушные суда альянса AirUnion в долг", - как рассказывает "Вечерний Новосибирск", об этом говорится в обращении.

При этом, как подчеркивает Алексей Чертенков, "прокуратура не предъявляет претензий топ-менеджменту AirUnion, в адрес альянса со стороны надзорных органов не произведено до сих пор ни одного серьезного действия". "Всем очевидно, что в сложившейся обстановке ситуация наиболее стабильна и невзрывоопасна там, где политическая власть и силовые структуры ведут себя адекватно", - заключает Алексей Чертенков и приводит в пример Новосибирскую область, где проблему с задержками аэропорт решал самостоятельно, без силового вмешательства власти и прокуратуры, - пишет издание.

"В условиях стагнации стройиндустрии борьба за снижение цен на материалы теряет актуальность, - сообщает 11 сентября "Коммерсант в Новосибирске". Издание поясняет, что депутаты новосибирского облсовета поддержали предложение своих коллег из горсовета Новосибирска заняться "разработкой мер по стабилизации роста цен на строительные материалы" в регионе.

Газета напоминает, что обращение было принято на сессии горсовета 26 июня 2008 года. В нем депутаты выразили озабоченность тем, что "анализ динамики цен на основные строительные материалы... за период 01.11.2006 - 01.06.2008 гг. показал их существенное удорожание". Например, цемент и песок подорожали почти на 500%, щебень и металл - примерно на 300%. В обращении отмечено, что подобный рост цен сказывается на доступности жилья, поскольку "25-30-процентный рост стоимости жилья связан с ростом цен на инертные материалы - цемент, песок, щебень". Для борьбы с этим злом горсовет предложил облсовету создать рабочую группу, которая бы разработала меры по стабилизации цен.

Однако на этой неделе в ходе обсуждения уже в профильном комитете облсовета выяснилось, что за прошедшее время инициатива горсовета в значительной степени утратила свою актуальность. Председатель комитета, гендиректор группы компаний "КПД-Газстрой" (занимается производством железобетонных изделий и жилищным строительством) Александр Савельев сообщил об уже состоявшемся снижении цены на цемент и возможном снижении цен на песок, щебень и металл. "Это рыночные механизмы - когда падает спрос, падает и цена... Стагнация на строительном рынке привела к тому, что предприятия стройиндустрии перестали покупать строительные материалы - отсюда и рост цен остановился", - пояснил Савельев.

По его данным, "на многих карьерах уже двухмесячная норма запаса щебня лежит - никто не берет", и многие производители стройматериалов вынуждены ежемесячно сокращать объемы производства на 20-30%. "Искитимский цементный завод... существенно потерял в сбыте. Я знаю о том, что у него сегодня дебиторская задолженность 90 млн руб.! И цемент там начинают раздавать без предоплаты... хотя раньше предоплата была обязательной. Лишь бы брали!", - привел пример глава комитета.

Как рассказывает "Коммерсант в Новосибирске", с предложением горсовета создать рабочую группу Александр Савельев все же предложил согласиться. "Безусловно, мы когда-нибудь вернемся из этого кризиса, начнем подниматься, и вопрос о стабилизации цен на стройматериалы вновь встанет остро", - выразил он надежду. И напомнил прецедент полуторагодовалой давности, когда "Искитимцемент" "в условиях жесточайшего спроса" за год поднял цены в пять раз.

Впрочем, к активной работе эта группа приступит, по-видимому, не скоро, - отмечает газета. Гендиректор ОАО "Новосибирское областное агентство ипотечного жилищного кредитования" Алексей Струков заверил, что ранее конца 2009 года ожидать оживления на строительном рынке не стоит. Оказаться на "самом дне" кризиса строителям и производителям стройматериалов, по его мнению, еще только предстоит в октябре-ноябре этого года.

"Газпром" заработает на коровах, - с таким заголовком 12 сентября вышел еженедельник "Континент Сибирь". Как сообщает издание, 17 сентября на экономическом форуме в Сочи ООО "АПК "Велес" представит проект масштабной модернизации сельхозпредприятий трех районов Новосибирской области - Каргатского, Убинского и Чановского. Как рассказал газете генеральный директор "Велеса" Андрей Коноваленко, объем инвестиций в ближайшие три года превысит 1 млрд рублей без учета банковских кредитов.

По данным "Континент Сибирь", ООО "Агропромышленная компания "Велес" было зарегистрировано 26 августа 2008 года. Основным учредителем выступила группа компаний "Сибнефтегаз". Она занимается добычей и переработкой углеводородов в Томской, Тюменской областях и в Ханты-Мансийском автономном округе. Ранее "Сибнефтегаз" представлял собой крупнейший газовый актив группы компаний "Итера". Сегодня компания фактически принадлежит Газпромбанку - в 2007 году 51% "Сибнефтегаза" за $131,5 млн. выкупило ООО "Статус", являющееся 100%-ной "дочкой" Газпромбанка. 50% + 1 акция Газпромбанка принадлежат НПФ "Газфонд" (один из учредителей которого - "Газпром"), 41,73% - "Газпрому".

Как рассказывает издание, проект "Велеса" в Новосибирской области довольно масштабен - АПК в ближайшее время планирует объединить в своей структуре более 15 сельскохозяйственных предприятий трех районов. По словам Андрея Коноваленко, уже изъявили желание войти в создаваемый холдинг девять агрофирм в Чановском и более пяти - в Убинском районе. В Каргатском районе за 26 млн рублей "Велес" купил обанкротившееся хозяйство "Алабугинское", в скором времени может войти в состав АПК еще одно местное сельхозпредприятие - ЗАО "Московское".

Основной принцип работы компании, по словам её представителей, сводится к пользованию землей исключительно на правах аренды, собственностью компании станет только имущество предприятий. "Очень многие политики, да и просто жители сел часто обвиняют инвесторов в захвате земель. Мы же хотим вести нормальный диалог и с властью, и с народом", - говорит Коноваленко. До конца года руководство "Велеса" надеется встретиться с губернатором Новосибирской области Виктором Толоконским.

"Разумеется, приход инвесторов с амбициозными планами мы оцениваем положительно, - сказал изданию заместитель руководителя департамента по АПК администрации Новосибирской области Георгий Иващенко. По его словам, Убинский, Чановский и Каргатский районы в плане развития сельского хозяйства сейчас считаются проблемными - в сравнении с другими они находятся скорее "во второй половине турнирной таблицы". "Но я уверен, что если грамотно вести аграрный бизнес, то уже за три года можно поднять местные агрофирмы. Для этого нужно умение не только произвести продукт, но и найти рынки сбыта и закрепиться на них", - говорит Георгий Иващенко.

Теоретически перспективы у проекта есть, считает первый заместитель председателя совета директоров "Сибирского аграрного холдинга" (САХО), депутат Новосибирского облсовета Андрей Бакин. По его словам, опыт работы САХО в Новосибирской, Тульской и Ульяновской областях показывает, что окупаемость зерновых проектов обычно составляет 5-6 лет, животноводческих - 10-12 лет.

Директор племенного завода "Ирмень" Юрий Бугаков считает, что нужны существенные затраты на приобретение современной техники для животноводства, на приведение в порядок земли, закуп гербицидов и т. д. "Для того чтобы вывести хозяйства, к примеру, на такие показатели, как урожайность зерновых культур не менее 20 центнеров с гектара, надои молока на корову - не менее 4-4,5 тыс. литров, на мой взгляд, нужно инвестировать порядка 5 млрд. рублей в течение пяти лет".