Независимость Абхазии - неизбежная данность

По неписанным правилам глобальной информационной войны правительства большинства западных стран воздерживаются от однозначной оценки последних событий на Кавказе. Однако отдельные представители европейского капитала, не понаслышке знакомые с ситуацией вокруг Абхазии и Южной Осетии, открыто знакомят международную общественность с истинным положением дел в регионе. "Новый день" представил на своих страницах комментарий члена правления "Международного Фонда Abkhazienhilfe" Питера Клауса.

Господин Клаус, какова ваша оценка последних событий, в связи с признанием государственного статуса Республики Абхазия?

Главное достигнуто. К факту привыкают. Признанием России положительно решено девять десятых существующей проблематики. Оставшиеся десять процентов можно решать в рабочем порядке повседневной политики. РФ показала себя смелой и решительной супервластью. К факту возрождения России в качестве сверхдержавы мировое сообщество привыкает все больше, и точно так же оно привыкнет к факту существования независимой Абхазии. Громкого международного признания не нужно ожидать - тихого достаточно. Дальнейший процесс будет протекать эволюционно. Не будет, на мой взгляд, салюта признаний в виде цепной реакции, но и не придется ждать очередные 15 лет, прежде чем все окончательно определится.

Каковы, на ваш взгляд, этапы на пути всеобщего международного признания?

Главным двигателем процесса была и остается РФ. Россия сегодня выступает гарантом интересов независимой Абхазии и берет на себя вопросы внешней безопасности, неприкосновенности уже территориальной целостности Абхазии, а также защиты и поддержки политических и дипломатических интересов республики. В том, что зависит непосредственно от России, признание Абхазии получит максимальное ускорение. Однако реальный импульс эволюционному процессу может придать дальнейшее развитие судьбы Грузии. На мой взгляд, существует два возможных сценария. Первый: обозленный проигрышный режим Саакашвили пойдет на авантюру последнего реванша. В этом случае надо дать сокрушительный ответ по военным и экономическим целям, не затрагивая мирное население, а также выйти на этот раз победителем информационного блицкрига. Второй сценарий: режим "Саак" развалится, и здравомыслящие грузины признают status quo. Оба сценария ускорят процесс дальнейшего признания Абхазии, но первый вариант требует неустанной бдительности на последующие недели, месяцы, а быть может и годы, поскольку сценарий номер один является реальной угрозой.

Как признание независимости Абхазии повлияет на международную обстановку?

Сегодня НАТО имеет несколько крупных антагонистов в мире. Лавируя в условиях этого антагонизма, и РФ, и Абхазия могут и будут добиваться своих целей. НАТО давно перестала быть единым сплоченным организмом. Американский военно-промышленный комплекс имеет наибольшую прибыль от сохранения мировой напряженности в целом, и от существования локальных военных очагов в особенности. У европейского капитала существенно другие интересы: это энергия, независимость от политики США в энергетических вопросах и экспорт-импорт мирной продукции. Поэтому необходимо, прежде всего, продемонстрировать мировому сообществу, какую опасную игру ведут США, вторгаясь в акваторию Черного моря со своим оружием. Отстаивая исторически необоснованные позиции на Кавказе, Соединенные Штаты играют с огнем. Эту игру следует громко разоблачать, изолируя США везде, где только возможно.

Как вы прокомментируете двойные стандарты при подаче информационного материала мировой прессой в свете минувших событий?

К сожалению, до сих пор на политической карте мира не существует территории под названием "Абхазия". Вместо нее, на картах фигурирует Грузия, разделенная пунктирными линиями административных границ. На этом фоне громкие заявления о том, что якобы Россия ведет боевые действия на территории Грузии, воспринимаются жителями Запада как безоговорочный факт. Но я думаю, что эта ошибка поправима, и РФ относительно быстро восстановит правильное видение всех внешнеполитических вопросов.

Российская Федерация имеет большой вес для экономически и политически сильных держав Европы, и к ней будут прислушиваться. Что же касается "новой Европы", таких "аспирантов НАТО", как Польша, Украина, Прибалтика, выскочивших вперед против России, то это не должно удивлять: они сателлиты и контрактники США. Следует отдать должное Чешской Республике, которая вышла из этой стаи мелких псов.

Каковы перспективы признания Абхазии в Евросоюзе, и могла бы способствовать признанию ее государственного статуса активность европейских инвесторов?

Рассчитывать на то, что Европа в ближайшем будущем официально признает Абхазию и будет громко об этом заявлять, такой вероятности нет. Скорее всего, те страны Европы, которые плотно сотрудничают с Россией, будут уважать независимость Абхазии на практике. Впоследствии, этот прагматический подход станет привычной нормой, и говорить о публичном признании не придется. Если же подходить к вопросу о европейском капитале, то следует делать различие между крупными концернами и средним бизнесом. Концерновая политика до конца будет придерживаться правил международной дипломатии. Зато для среднего предпринимательства абхазский рынок уже сегодня представляет большой интерес.

Как вы считаете, следует ли Абхазии продолжать политический курс на сближение с Россией?

Я думаю, власти Абхазии должны этот курс продолжать. После официального признания перед Абхазией открывается целый комплекс экономических проблем: создание собственной промышленной базы, налаживание экспорта-импорта товаров, урегулирование всех дипломатических вопросов относительно свободного передвижения граждан. И, прежде всего, эти вопросы необходимо решать с Россией. "Хорошая" зависимость от России - это не помеха к политической независимости. Мы говорим только о международном "разделении труда".

С какими странами Абхазии следует установить тесное экономическое и политическое сотрудничество в первую очередь, помимо России?

На втором месте я назвал бы Турцию, поскольку там есть сильная абхазская диаспора. Диаспора - это форпост национальных интересов, поэтому с теми странами, где она представлена, нужно взаимодействовать в первую очередь, и как можно скорее добиться от них признания независимости. С Турцией дело обстоит несколько сложнее, чем с другими государствами, поскольку она - член НАТО. Но Турция даже в НАТО выбирает индивидуальный путь, поэтому с ней надо просто работать. Турецкие интересы к самой Абхазии очень большие, турецкий капитал хочет здесь получать прибыль. Затем я отмечу все страны, которые имеют выход на Черное море: Болгария, Румыния, Греция. С Арменией надо дружить, с Азербайджаном. Нужно самостоятельно строить свои экономические каналы, связи. А независимость в том и заключается, чтобы суметь сотрудничать и с теми, и с этими.

Каковы, на ваш взгляд, главные внутренние проблемы, которые независимой Абхазии придется решать в ближайшее время?

Есть одна важная вещь, которой Абхазии предстоит серьезно заняться: это борьба с бюрократией. В Абхазии есть какая-то странная тенденция: вместо работы заниматься бюрократической волокитой. Древние римляне сначала построили цивилизацию, а потом уже появилась бюрократия, которая все погубила. Абхазия отчего-то сразу приступила к бюрократическому подходу. От этой системы надо решительно отказаться. И то же касается законодательной деятельности. В условиях русскоязычного делопроизводства в официальных органах власти, существует такая опасность: как только в России издается закон, его оказывается легко списать. Независимость как раз заключается в том, чтобы не копировать то, что делается в России или в других странах. Наоборот, необходимо критически анализировать. Тут нужно более комплексно подходить и заимствовать из-за рубежа только положительный опыт ("Новый день")

Последовательное игнорирование интересов Абхазии оказалось для Запада контпродуктивным, так как итогом такой политики стала социальная, экономическая, политическая и теперь уже военная интеграция Абхазии в российское пространство, считает "Чегемская правда".

"Учитывая, что большинство политиков, определяющих позицию США и стран Евросоюза, до сих пор смотрят на Россию не как на равноправного партнера, а через призму "холодной войны", можно сказать, что, безоговорочно отрицая в угоду Грузии право абхазов на свою государственность, Вашингтон и Брюссель, исходя из этой логики, получают бумерангом то, против чего изначально они боролись - Абхазию, как некое продолжение территории [России] до реки Ингур". Как подчеркивает газета, это будет продолжаться до тех пор, пока США и Запад не поймут: признание независимости - это данность, которую уже невозможно отыграть назад, и единственно приемлемый выход из этой ситуации - не откладывая в долгий ящик, присоединиться к тому, что сделала Москва 26 августа. "При таком варианте развития событий у них есть, по крайней мере, возможность хоть как-то зафиксировать или предварительно обговорить свои интересы. Сейчас Вашингтон и Брюссель оказались на перепутье, и для них наступает время выбора", заключила "Чегемская правда".

Абхазия вышла за рамки Северного Кипра

Никарагуа стало вторым государством, признавшим вслед за Россией независимость Абхазии и Южной Осетии. Об этом пишет "Чегемская правда". "Президент Никарагуа Даниель Ортега подтвердил, что его слова не расходятся с делом - он подписал указ о признании этой латиноамериканской страной независимости Абхазии и Южной Осетии. Вряд ли кто до вторника, второго сентября, когда ленты мировых информационных агентств заполнила новость о намерениях официального Манагуа, ожидал, что следующим в списке признавших Сухум и Цхинвал окажется именно Никарагуа", - отмечает газета. "В реальности нынешняя Никарагуа, в отличие от большинства дружественных партнеров Москвы, в частности государств, входящих в ОДКБ, ничем не обязана нынешней России. Но ни Таджикистан, стабильность и благополучие которого, а также гарантии не повторить "афганский" путь развития, поддерживаются исключительно силами России; ни президент Узбекистана Каримов, чью страну три года назад после кровавого подавления народных волнений в Андижане, ни другие государства ОДКБ, находящиеся в постоянном долгу перед Россией, не подставили свое плечо Кремлю", подчеркивает "Чегемская правда".

И в этой связи, в контексте дальнейшей легитимации государственности двух республик, как отмечает газета, поступок Никарагуа имеет особую цену, и в дальнейшем может своим примером раскрепостить до сих пор зависимых от устоявшегося порядка однополярного мира независимые государства. "Ведь этих "независимых" от США, помимо России и Никарагуа, в ООН входит еще 189 государств", - заключает "Чегемская правда".

Признание... А что дальше?

"Нас признали - что дальше? Этот вопрос мы обсуждали всю прошлую неделю. С самого начала тон задал президент, еще в день признания, подаривший надежду на перемены. Статус признанного государства, пусть и не всем миром, все равно ко многому обязывает. Сейчас, в момент остывания эйфории, все ожидания и опасения довольно четко проговариваются. Причем у людей появилась надежда, что реформ на этот раз избежать не удастся. Ведь теперь и Россия - наш партнер по межгосударственному соглашению, - заинтересована, чтобы страна, которую она признала, соответствовала приемлемому уровню развития", пишет "Нужная газета".

А. Тхагушева (ассоциация "Инва-содействие") меньше всего беспокоит, какая страна "нас еще признает". "Главное, что мы сейчас получили возможность меньше думать о проблеме безопасности, и можем глубже окунуться и посмотреть на то, что происходит у нас внутри. Теперь, на мой взгляд, более сложные времена настали для наших политиков, как для власти, так и для оппозиции. Все ссылки на послевоенное положение, на присутствие угрозы уже неактуальны". Как считает А. Тхагушев, важно, чтобы власть продемонстрировала способность проводить реальные реформы. "Сегодня главное - это административная реформа. Это то, что должно затронуть сами институты государственной власти. В признанном цивилизованном государстве, каким мы хотим быть, должна быть эффективная система управления, что создаст условия для проведения других реформ". Относительно парламента, по словам А. Тхагушева, стране нужна смешанная система выборов и "важно усилить роль политических партий". "У нас, как мы помним, все эти годы готовится конституционная реформа, но процесс затягивается, и обществу об этом мало что известно. Между тем, очень важный для системы вопрос баланса ветвей власти позабыт. Исходя из того, что мы теперь более пристально можем заняться своими внутренними проблемами, я надеюсь, общество будет более требовательно к власти".

"Пусть даже только Россия нас признала - это уже накладывает на нас особые обязанности, в первую очередь, по созданию условий, чтобы и другие страны нас признали", - считает вице-президент Абхазии Рауль Хаджимба. По словам Хаджимба, нужно, чтобы не только Россия заметила, что представляет собой Абхазия, но и другие страны тоже признали, что страна состоялась и идет по пути развития. "Для этого должна быть внутренняя дисциплина, требующая от властей и народа создания условий для работы структур, отвечающих за безопасность государства, чтобы мы были гарантированы от всякого рода посягательств". "Мы уже пятнадцать лет пытаемся строить государство, и создавать условия для развития. Может, не все удавалось, но сегодня нужно приложить еще больше усилий, чтобы выйти на качественно новый уровень, чем вчера", - считает Р. Хаджимба.

"Признание нашей страны открывает много новых возможностей для развития в военной сфере", - считает начальник Генштаба Абхазии Анатолий Зайцев. В первую очередь, по словам Зайцева, надо заключать военно-политический союз с теми государствами, которые нас признали. "Если государство нас признало, значит, мы имеем право заключить с ним договор о поставке вооружения и техники, о взаимном обучении в их военных заведениях и в наших, мы можем уверенно перенимать военный опыт. И главное, заручиться поддержкой в сложный период, в случае войны". А. Зайцев уверен, что перемены будут и на государственной границе, в частности, по реке Ингур. "Я отвечу за вооруженные силы. Сейчас мы обновляем оборонительные рубежи, усиливаем наши блокпосты. Организуем блокпосты в верхней части Кодорского ущелья на перевалах. Совместно с пограничниками разработан план по усилению охраны государственной границы в особый период. В целом, в стране перемены неизбежны - это однозначно",- отмечает А. Зайцев.

"Нам неинтересно было признание само по себе, для нас было важным получить его в первую очередь со стороны Российской Федерации", - подчеркивает председатель партии Экономическая развития Абхазии (ЭРА) Беслан Бутба. Признание России, по мнению Б. Бутба, это гарантии безопасности и стабильного экономического развития. "Мы получили признание не потому, что достигли невероятных успехов в построении государства, а потому, что так сложились геополитические реалии. Самая главная опасность, которая нас подстерегает - оказаться чужими в собственной стране. Мощные инвестиции, в которых мы нуждаемся, требуют наших лучших земельных ресурсов. Не создано условий, при которых граждане Абхазии могут получать прямые доходы за счет эксплуатации нашего земельного фонда. По словам Б. Бутба, страшная болезнь "нашего государства - коррупция". "Коррупция делает население нищим. Уничтожить коррупцию теперь уже невозможно в рамках правоохранительной системы. Нужна институциональная и персональная смена властной системы", - считает Б. Бутба ("Нужная газета").

"Каждую бочку меда всегда гипотетически подстерегает ложка дегтя. Тоже самое касается нашей независимости", - пишет редактор "Чегемской правды" Инал Хашиг. По словам И. Хашига, с признанием Абхазии наступил другой уровень ответственности. "И это ведь не просто ритуальный кивок в сторону цивилизации, а необходимость, без которой государству никогда не быть признанным в качестве вменяемого партнера внутри мирового сообщества. За нами, в свете произошедших событий, сейчас пристально, как бы это пафосно ни звучало, следит весь мир. Но, судя по той эйфории, которая до сих пор царит в наших умах, мы не очень-то и поняли того, что же все-таки несет с собой независимость", - отмечает И. Хашиг, подчеркивая, что эта ремарка касается как простых граждан, так и политической элиты, которая в разнобой делает те или иные заявления, ложащиеся с сенсационным подтекстом в заголовки мировых агентств.

"Например, для меня, впрочем, как и для многих абхазских пользователей всемирной паутины, неприятным сюрпризом стала минувшая суббота, когда весь Интернет пестрил сообщениями, согласно которым Абхазия собирается стать оффшором. Не знаю, насколько это обдуманное решение, которое, кстати, прозвучало из уст президента Сергея Багапш, правда, в иной форме - "свободная экономическая зона" (хотя никакой разницы между этими двумя терминами нет), но даже далеко не экономисты знают, что наличие в стране оффшора, к тому же находящейся в стадии становления, всегда отрицательным образом сказывается на имидже государства, так как прибежищем таких зон, как правило, становятся деньги с сомнительной историей происхождения. Да, можно конечно по быстрому заработать шальных денег, но насколько это впоследствии положительным образом скажется на имидже страны? А может быть, мы действительно нашли свое место в этом мире, и не желаем прыгать выше каких-нибудь затерявшихся в океане оффшорных островов? Честно говоря, не хотелось бы в это верить", - заключил И. Хашиг ("Чегемская правда").