Сегодня в Новосибирском гарнизонном суде начался разбирательство по делу о катастрофе вертолета Ми-8 в республике Алтай 7 мая 2002 года, в которой погибло 11 человек. Расследование этой катастрофы, которая произошла всего через несколько дней после горного крушения вертолета губернатора Александра Лебедя, вела прокуратура СибВО. Следствие установила виновника трагедии - командира 337-го Бердского отдельного вертолетного полка полковнику Александра Чибескова. Ему предъявлено обвинение в злоупотреблении и превышении должностных полномочий и нарушении правил полетов, и грозит наказание до 10 лет лишения свободы.

Как следует их материалов следствия, на борту самолета, принадлежащего Бердскому отдельному вертолетному полку, дислоцирующемуся в Новосибирской области, находилось 8 спортсменов-сноубордистов из Новосибирска, которых военная машина должна была доставить на вершину горы Аркту. Сноубордисты, погибшие в горах, были достаточно известными в Новосибирске людьми, среди них, в частности, был заместитель гендиректора крупнейшей за Уралом типографии "Советская Сибирь" Алексей Ким. Однако на подлете к вершине лопасти вертолета зацепились за выступ скалы, и машина рухнула вниз. Летчики и пассажиры погибли, а следствие установило, что гражданские люди находились на борту незаконно, но по личному распоряжению начальника полка полковника Александра Чибескова, которому за это были уплачены деньги. В частности, прокуроры считают, что Чибесков злоупотребил своим положением начальника полка и в ответ на просьбу третьих лиц отвести сноубордистов из Новосибирска в алтайские горы для того, что бы они могли покататься с высокогорных вершин, создал видимость учений вертолета в горной местности. Кроме того, приказ об отправлении вертолета в горы он отдал, не согласовав его со своим начальством. Также полковник проигнорировал приказ начальника армейской авиации, которым запрещались в праздничные и предпраздничные дни полеты любых судов. Таким образом, вертолет с пассажирами на борту оказался в незнакомом горном массиве без диспетчерского сопровождения, а сами летчики могли пойти под трибунал, в том случае, если бы об этих полетах стало известно начальству армии, в которую входит полк. Машины поднимались со спортсменами к вершине гору пять-шесть раз, но затем произошло столкновение, причиной которой была ошибка пилота.

Сам Александр Чибесков, сообщает корреспондент ИА REGNUM из зала суда, виновным себя не признал, заявив, что полет не был коммерческим, а носил характер тренировочного полета, так как полк готовился к командировке в Чечню. Он заявил, что это командир вертолета Александр Бухаров принял решение взять сноубордистов на борт и ему об этом не было ничего известно. Однако материалы следствия опровергают эту версию и дают четко понять, что незаконных коммерческих рейс был организован лично Чибесковым в нарушении многих правил военной службы и Воздушного кодекса РФ. Между тем, как заявил корреспонденту ИА REGNUM следователь прокуратуры СибВО Валерий Дутов, до этого вылета у пилотов разбившегося вертолета был большой перерыв в полетах, им необходимо было пройти курс дополнительной подготовки. Перерыв в полетах у членов экипажа превысил допустимый срок почти в три раза, и пилоты утратили навыки посадки вертолета на высокогорных площадках. Сейчас Чибесков отстранен от занимаемой должности, и находится под залогом. В ходе данного судебного разбирательства будут рассмотрены гражданские иски семей погибших сноубордистов и вдов членов экипажа, которые предъявили претензии к Минобороны о выплате компенсаций. Общая сумма компенсаций составила 10 миллионов рублей. В ходе начавшегося суда, который как ожидается продлится несколько недель, будут заслушаны показания 90 свидетелей. Заседание суда продолжится 11 апреля.