Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM пресс-секретарь комитета по экономике и инвестициям областного правительства Александр Бутенин, расчеты, проведенные специалистами, показывают, что действующее бюджетное законодательство является фактором, в значительной степени лишающим регионы стимула предметно заниматься привлечением инвестиций и развитием производственной базы.

Фактическое положение дел таково, что центр на протяжении ряда лет забирает у регионов основные (с точки зрения наполнения региональных бюджетов) налоги. Так, в середине 90-х годов главным бюджетообразующим налогом являлся налог на добавленную стоимость (НДС), и регионы были заинтересованы развивать производства, связанные с наибольшей глубиной переработки сырья и материалов. Также основным бюджетообразующим налогом были акцизы. Регион был вынужден перенести акцент на организацию производства подакцизной продукции, в основном алкогольных и табачных изделий. Руководство Ленинградской области, за счет создания благоприятного инвестиционного климата сумело привлечь компанию "Филип Моррис". В 2000 году была введена в строй фабрика мощностью 25 млрд. сигарет в год, в 2002-2003 годах производство выросло в два раза. Инвестор был привлечен налоговыми льготами, сумма которых за период с 2000 по 2002 год составила 2,5 млрд. руб. За период работы фабрики поступления в федеральный бюджет превысили 4,5 млрд. руб.

Принятое в конце 2002 года Правительством РФ решение об изъятии табачных акцизов в федеральный бюджет привело к потере бюджетом Ленинградской области 4,1 млрд. руб., из которых законом о федеральном бюджете предусмотрено компенсировать только 751 млн. руб.

В 2003 году, по мнению Правительства РФ, основным бюджетообразующим налогом субъектов Федерации должен стать налог на прибыль предприятий. Однако принятие в 2002 году изменений 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации привело к существенному сокращению поступления налога на прибыль в региональные бюджеты. Сальдированная прибыль предприятий всех отраслей экономики Ленинградской области увеличилась в 2002 году в 92 раза по сравнению с уровнем 1998 года. При этом поступление налога на прибыль увеличилось только в 4,2 раза. Эффективная ставка по налогу на прибыль составила в 2002 году 15,6% (вместо предусмотренных Налоговым кодексом 24%).

За январь-март 2003 года ситуация усугубилась еще больше. В бюджет Ленобласти налога на прибыль поступило меньше, чем в первом квартале 2002 года, несмотря на то, что ставка налога, зачисляемого в консолидированный бюджет субъекта Федерации, увеличилась с 16,5% до 18%, а величина полученной предприятиями прибыли выросла на 22%.

Другие шаги, предпринятые Правительством Российской Федерации, также не способствуют укреплению финансового положения регионов и муниципальных образований. Внесение в декабре прошлого года изменений в Налоговый кодекс в части сбора на уборку территории привело тому, что потери местных бюджетов в Ленинградской области составили более 800 миллионов рублей. Три первых месяца 2003 года подтвердили прогнозы, что некомпенсируемые потери территориального дорожного фонда превысят 400 миллионов рублей.

В результате постоянно меняющегося (как правило, не в пользу регионов) распределения налогов между федеральным и региональным бюджетом складывается парадоксальная ситуация. Ленинградская область, обеспечив за четыре года (с 1999 по 2002) рост объемов промышленного производства в действующих ценах в 4,2 раза, смогла увеличить поступление налоговых доходов только на 150%. Это свидетельствует о том, что темпы роста объемов производства почти на 70% опережают темп роста налоговых доходов регионального бюджета. В итоге происходит резкое снижение стимула в ускорении экономического развития региона.