Хлопонин и студенты

(Дарья Яблонько, "Красноярский комсомолец", 10.09.2008)

Студенческие отряды отчитались перед губернатором

Шум лопастей губернаторского вертолета - звук для этих мест так же привычен почти, как призыв к подъему, обеду и отбою. Александр Хлопонин бывает в молодежном лагере "Бирюса" с завидной регулярностью. На этот раз тема визита - как наши студенты строили Олимпиаду, убирали мусор в Анапе и сколько им за это заплатили.

Дедовщина

Вихревые потоки поднимают в небо пожелтевшие листья. Появление губернатора в зеленой куртке краевые студотрядовцы снимают и фотографируют на все, что может снимать и фотографировать. На пути - пограничный кордон - единственный в своем роде (потому как у инициативы и таланта есть начало, но не должно быть границ) и своеобразный вход в лагерь, которые "бирюсинцы" именуют "порталом". Вход в виде холодильника, естественно "Бирюса". Во время одного из визитов губернатору уже демонстрировали холодильник без задней стенки, олицетворяющий вход в лагерь. На этот раз гостей ждал новый холодильник, никогда не являвшийся таковым. Его сделали по специальному заказу. До этого времени Александру Геннадиевичу удавалось избегать лазания через холодильник, но в этот раз под аплодисменты и крики "бирюсинцев" решил-таки шагнуть. Первым делом губернатор направился к палатке с надписью "Биржа", где должна была пройти встреча губернатора и представителей совета ректоров красноярских вузов с краевым штабом студенческих отрядов. По дороге заметил плакат с надписью: "Пока ты пассивен - ты бессилен". Улыбнулся. Обитатели соседней палатки встречали губернатора, выстроившись в шеренгу.

- А в гости не пригласили, - пошутил Хлопонин.

- Ага, телами загородили, - подхватил депутат Заксобрания Алексей Клешко.

Хозяева следующего "дома" оплошностей соседей повторять не стали и, пригласив гостей внутрь, рассказали, как у них тут устроен быт.

- Вот тут у нас панель управления, - поясняет житель палатки, указывая на приклеенный к стене ватман с нарисованными рычажками, кнопочками и рубильником. - Вот этот тумблер - регулятор громкости храпящих, на случай если командир будет ночью работать. А вот это список приносящих командиру завтрак. Напротив каждой фамилии - кнопка.

- Надо нам так в администрации сделать, - вдохновился губернатор.

Когда смех в палатке поутих, руководитель агентства по реализации программ общественного развития и молодежных проектов администрации края Константин Гуреев заметил:

- А так на "Бирюсе" дедовщины не-е-т...

Мусор

Очередная экскурсия по лагерю могла бы закончиться на веселой, позитивной ноте, не окажись на пути палатка отряда "Жара". Отметились "жаринцы" тем, что очищали улицы курортного города Анапа от скверны, то бишь от мусора. Сему факту юноши и девушки были несказанно рады. Во-первых, внесли свою скромную лепту в общее дело, во-вторых, отдохнуть успели. Не рад был губернатор, и даже где-то возмущен таким положением вещей: почему это наши студенты должны в их Анапе мусор за туристами убирать? Почему не наоборот? Даже то, что Красноярск оказался городом куда более чистоплотным, нежели Анапа, Александра Геннадиевича не согрело. Предложение сфотографироваться в образе "идеального дворника" (это делается путем подставления головы в отверстие на плакате) он напрочь проигнорировал.

Сочи

В палатке "Биржа" губернатора ожидали командиры и комиссары (то есть замы командиров) красноярских краевых студенческих отрядов.

- Не нравится мне тема про мусор в Анапе, - поделился Александр Хлопонин, - расскажите лучше про Сочи.

И они рассказали. И про то, что краснодарцы смотрели на них, как на дикарей, ибо только недалекого ума человек приедет на юг не греть пузо на песке, а пахать в стахановском темпе ради Олимпиады. Рассказали, как однажды наших молодых "строителей будущего" не смогли забрать с объекта. Выбраться оттуда можно было только на вертолете. Вертолет не прилетал. Поэтому когда еда закончилась, ребята решили добираться своим ходом. Вышли в пограничную зону, тут-то хранители государственной границы их и взяли. Пока всех не проверили - не отпустили.

Губернатор выслушал и заключил:

- Вы мне скажите, с кем там поговорить, чтобы плотнее работать на строительстве Олимпиады. Будем решать проблемы.

Зарплаты

Идея - идеей, а зарплату еще никто не отменял. Конечно, Александр Хлопонин просто не мог не поинтересоваться финансовой частью дела.

- Сколько вам заплатили-то? - спросил он комиссара отряда, трудившегося под Карабулой.

- Ну где-то по одиннадцать тысяч за полтора месяца. "Грязными" - восемнадцать, семь вот на налоги ушло.

Как оказалось, вопрос зарплат оказался больной мозолью трудовых отрядов. Особенно обиделся на подрядчиков отряд "Север", что работал на одном из ванкоровских объектов. Труды наших ребят оценили в 20 тысяч рублей, притом что простая уборщица "стоит" 30 тысяч, а штатные работники получают по 40. Зарплата фиксированная. Хоть ты днюй и ночуй на рабочем месте, хоть кури бамбук - свое и так получишь. Филонить студотрядовцы не умеют - объем работ выполняли в разы больше, чем местные "трудяги". Как рассказали ребята, работодатель был доволен (ну еще бы), но сказал, что на следующий год не возьмет. Хлопот много. Какие такие хлопоты - не поняли ни сами студенты, ни губернатор.

Как оказалось, те же одиннадцать тысяч студенты получили за работы в родном СФУ, хотя умудрились выполнить весь запланированный объем в два раза быстрее.

- А что, - обратился губернатор к ректору университета Евгению Ваганову, - если денег ребятам не платите, так хоть зачет поставьте.

На зачет Евгений Александрович не согласился, но пообещал, что организует всем студотрядовцам, кто работал на строительстве СФУ, бесплатное проживание в университетской общаге в течение полугода.

А еще студенты пожаловались, что их - молодых специалистов - на серьезные работы не допускают, а используют в качестве разнорабочих.

- Это проблема штаба краевых студотрядов - ответил Александр Геннадиевич и поручил ответственнее относиться к тому, куда, зачем и за какие деньги красноярские студенты поедут кормить комаров на очередную стройку. Алексей Клешко предложил создать юридический отряд, который бы и занимался подготовкой юридической базы.

Концерт

Пока гости отлучились попить чайку, "бирюсинцы" приготовили для них места в первом ряду - куда же без концерта. Отряд "Беркут", местами нещадно фальшивя, пел про себя, любимого. А закончив петь, вручил Александру Хлопонину значок. Члены отряда "Просвет" озвучили со сцены весьма амбициозный слоган: "Я не папенькин сынок! Я - губернаторский проект!"

А потом были посиделки у костра на лобном месте. Губернатора спрашивали про внешнюю политику, интересовались, чем обернется для края вступление России в ВТО, просили посодействовать в развитии киберспорта.

- Когда к нам приедет правительство края? - спросили у губернатора. На что он с улыбкой ответил:

- Вам будет грустно, если мы приедем.

- Зато вам будет весело, - парировал женский голос.

Что имел в виду Александр Геннадиевич, можно еще поразмышлять, а вот что имел в виду голос - и так понятно - развеселят очередным концертом и новыми слоганами.

Встреча закончилась. Напоследок традиционное фото на память, сопровождавшееся фразой "И мы счастливы!".

За кого "болеть"?

(Александр Силаев, "Вечерний Красноярск", 10.09.2008)

За кого "болеть" в конфликтах межнациональных и межгосударственных? Ответы известны. За тех, кто "наши". За тех, кто обороняется. За тех, кто слабее. За тех, кто сильнее. За тех, кто платит мне лично. Однако не всегда понятно, где "наши", черт знает, кто первый начал, а платить тебе будет, кого сам выберешь.

Разберем ответы стандартные. "За того, кто сильнее" - ответ плохого теоретика, но вполне состоявшегося гада. Есть такая поговорка, что победа - истина негодяев, и слишком часто, чтобы быть простым исключением, зло торжествует в темных подворотнях и на международных судах. "За того, кто слабее" - ответ дивный, как правило, извращенный. "Вася должен Пете денег, чтобы Петя не дал ему по шее" - позиция заурядного негодяйства. "Петя могуч, может всем вломить и поэтому должен Васе" - позиция негодяйства незаурядного: либерального, гуманистического, феерического.

Кровь и почва?

Чаще все-таки говорят: должно болеть за "наших". То есть где родился, там на всю жизнь и окопался. И весь мир делится черно-бело касательно твоего окопа. Но реальность сложнее, и вряд ли рожденный в богом забытой и чертом проклятой слободе должен всю жизнь ассоциировать себя с ее незатейливой братвой. Хранить свою технарьком пропитанную идентичность и верность классу, лазить на все разборки "за район", и не дай бог убежать тебе в иной мир и стать его полпредом и патриотом. Вдруг в родную слободу пришлют комиссаром - бряцать маузером и шугать родимую мафию? Или, допустим, родился ты в племени тумба-клумба... И пришли в 1700 году к тебе англичане. Как сметливому туземцу, тебе предложили западный костюм, должность в торговой миссии, образование в Лондоне. Твой народ не геноцидят, тихо лечат и учат, обращают в христианство, отучают от людоедства. Твоей народ поделился: одни взяли карамельку из рук, другие ушли в лес и партизанят. Молятся своей Тумбе и людоедят уже из принципа и верности национальным традициям. Что, долг каждого честного хомо сапиенса - порвать иноземный паспорт и дернуть в лес к ребятам за исконную Тумбу? Пример из протоколированной истории реальных лиц. Грузино-русско-европейский философ Мераб Мамардашвили сказал: "Если мой народ пойдет за Гамсахурдиа, я пойду против своего народа". Это было в 1990 году, когда грузины начали строить себе банановый фашизм и выбрали на то лидера. Все было по-фашистски и по-банановому - истерия, аресты, пытки в подвалах и толпы женщин, желающих ребенка от фюрера. Мамардашвили сказал, против своего народа пошел и ответил жизнью за выбор - грузинское гражданское общество его затравило, и после особой травли у философа случился инфаркт. Можно сказать - предатель нации, враг народа и т.п. Можно сказать - редкий пример человеческого достоинства. Нет, когда две нации воюют на полное истребление, пленных не берут и в предателях не нуждаются - это одно дело. Но это редко. Почти всегда воюют так, чтобы противник мог мало того что выжить - сохранить лицо. Особенно если войны колониальные. Тогда обычно нанимают целый штат коллаборационистов, чтят их национальные феньки, дают шанс в империи и тихо ассимилируют. Короче. Или мы считаем, что кровь и почва - это судьба. Или мы уважаем выбор народов, некогда вошедших в империи. В Российскую империю, например. Могли ведь биться до последней стрелы из лука...

Свет империй

Какие еще типовые ответы? Напоминаем вопрос - за кого болеть в конфликтах? Болеть против агрессора? А это очень сложно понять, кто агрессор. В любую из чеченских компаний, к примеру, агрессором можно счесть и Чечню, и Россию. У любой минимально грамотной стороны всегда наготове десяток таких "предъяв", что всегда выставят агрессором не ее. К тому же часто бывает, что агрессор - прав. Как так? Зарисовка из быта. Сидит, к примеру, шпана. Ни на кого пока не наезжает, но... матерится на весь двор, вокруг скамейки все загажено в радиусе трех метров. К ним подходит мужик. И обращается отнюдь не словами "судари" и "товарищи". Фактически мужика не трогали, мужик сам пришел, сам вербально напал. Его послали - он вынул пистолет и повторил. Шпана убрала свой хлам и убралась сама. Мужик как бы агрессор, но мужик как бы прав. В истории народов и государств - так оно не бывает? Давайте оборвем перебор на предложении ответа, чуть менее типичного: прав тот, кто более сложен. То есть параметр культурный или, если угодно, антропологический. Право то государство или та нация - где люди живут человечнее и сложнее. Где выше культурный потенциал.

А выше он, как правило, в больших странах, у исторических наций. Русская культура - в десятке самых сильных в мире. Никакие иные нации "постсоветского пространства" в десятке и на подходах к ней не замечены. Сложная жизнь может состояться только в сильно развитом языке: английском, французском, немецком, русском, японском, арабском... По-хорошему такие народы - предельно сложных языков и культур - и должны поделить мир на свои зоны. Чтобы было лучше для мира. Отсюда некоторое отношение к национализму "плохому" и "хорошему". Империи - Римская, Российская, Австро-Венгерская, Германская - несли народам свет. Национализм мелких этносов погружает земли во тьму. Слишком часто суверенность гордой этничности тумба-клумба означает возвращение людоедства. На региональную державу Россия тянет именно по своей культуре. Прибалтика, Украина, Белоруссия - менее европейские, чем Москва, в том-то и дело. Да, географически они ближе Западу. Ну и что? Все равно что утверждать, что Козулька более европейское поселение, нежели Красноярск, ибо она лежит западнее последнего. Так что "право имеем" - по факту культуры. Не потому, что это "наши", а "наши" правы по определению. И не потому, что танками богаты. А потому, что сложность в конечном счете более угодна истории, нежели простота. И мы - так сложилось - более похожи на агента сложности, чем соседи. А вот чтобы рулить немцами или англосаксами - это надо сначала вырасти. Преодолев в себе много чего, включая "евразийство" и прочие подростковые игры.

Людмила Григорьева: "Миф о батюшках на Мерседесах далек от реальности"

(Олеся Паршина, "Красноярский комсомолец", 10.09.2008)

"Наше религиозное законодательство несовершенно" -

Религиозная ситуация в нашей стране далеко не однозначна. Наряду с традиционными учениями существует огромное количество так называемых новых конфессий. Что это за организации и опасны ли они? Как вообще население относится сегодня к религии? Что сейчас происходит - кризис веры или ее возрождение? Редкие люди владеют исчерпывающей информацией по этому поводу. Чтобы разобраться в ситуации, мы встретились с известным красноярским религиоведом, преподавателем педагогического университета им. Астафьева Людмилой Григорьевой.

- Людмила Ильинична, почему вы выбрали такую редкую профессию - религиовед?

- Это в какой-то мере семейная традиция. Мой отец, до сих пор работающий преподавателем в университете, начал заниматься исследованием религий еще в 60-е годы. Все началось с того, что он захотел помочь одной хорошей девушке, у которой в советские времена начались проблемы с учебой и работой, когда выяснилось, что она верующая, причем не православная. Отца заинтересовали эти люди. Он дружил с ними, несмотря на то, что его взгляды и убеждения были совсем не религиозными. В наш дом приходили верующие разных конфессий, и я выросла в атмосфере уважения между оппонирующими сторонами. Моя первая детская книжка - Библия в картинах Доре. Когда я стала постарше, начала читать папину подборку журналов "Наука и религия". Хотя я тогда и подумать не могла, что стану религиоведом. После школы окончила исторический факультет, работала в средней школе.

В 90-е годы в России появилось много новых религий. Поскольку никакой информации о них вообще нигде не было, я сама, с большим увлечением, начала заниматься этой темой и вскоре поняла, что религиоведение может быть моей специальностью. Я решила написать диссертацию о новых религиях. Поехала в московскую библиотеку. Так совпало, что именно в это время в Российской академии Государственной службы при Президенте Российской Федерации - проходила конференция, посвященная государственно-конфессиональным отношениям. Меня пригласили туда, так как специалистов, которые могли бы дать конкретную информацию по поводу новых религий, не было. Материал, который я собирала в течение трех лет, заинтересовал моих коллег. Мне предложили попробовать защититься в Москве. Попробовала - получилось. Потом меня пригласили поработать в администрацию Красноярского края, где тоже не было специалиста.

- До 1917 года Россия была православной, вера имела огромное значение в жизни людей. Потом наступили годы атеизма. Какую нишу сегодня занимает религия?

- Когда была последняя перепись населения, шли большие дебаты по поводу того, включать или нет вопрос о религиозной принадлежности. Выиграла сторона, которая выступала против, поскольку закон запрещает в любом официальном порядке выяснять вероисповедание человека. Время от времени социологические центры проводят статистические срезы. Но здесь очень многое зависит от критериев, которые выбираются. Например, в графе "кто вы?" человек может написать "православный", а на вопрос "верите ли вы в Бога?" ответить "нет". Такие казусы у социологов бывают довольно часто. В результате получаются разные показатели. По некоторым данным, от 40 до 60 процентов опрошенных называют себя православными. Но потом выясняется, что некоторые считают так не потому, что они крещеные, а потому что русские. Кроме того, церковь полагает, что если человек крещен в православии, то независимо от того, какие у него взгляды, он все равно православный. А сам человек может считать себя атеистом. И кто он тогда на самом деле?

Здесь такой огромный диапазон версий и мнений, что ни один специалист в России не рискнет нарисовать точную картину, что собой представляет наша религиозность. Но очень условно можно говорить о том, что около половины населения определяют свою ориентацию в сторону православия. От 30 до 40 процентов верят в "Высший Разум", различные мистические учения и т.п. но не относят себя ни к какой конкретной религии. Это общие цифры по России, но есть еще и региональная специфика. Например, Дальний Восток, Сибирь - территории, где всегда были сильны протестанты, тогда как по России их всего 1-2 процента. Другая проблема заключается в том, что у нас много организаций, которые нигде не зарегистрированы. Сегодня это добровольное дело, по закону любая группа верующих имеет право собираться вместе, исповедовать свою веру и давать религиозное образование своим последователям.

- С чем связано появление все новых религиозных организаций?

- Эти группы создаются во времена социальных катаклизмов, когда страны переживают какие-то тяжелые периоды. В августе я впервые побывала в Польше. Так получилось, что я попала на экскурсию в Ясна Гуру, Ченстохов, где находится самая знаменитая и любимая поляками икона Матери Божьей. Меня поразила царившая там атмосфера. Люди молились так, что это можно было почувствовать физически - настолько сильно они отдавались общему духовному порыву. Вообще поляки, в отличие от русских, в церковь ходят каждый день, а не по праздничным дням. Причем храмы, костелы посещают не только бабушки, а люди абсолютно всех возрастов. Они действительно этим дышат. Когда все это видишь, понимаешь, что в такой стране новые религиозные течения если и будут находить последователей, то немного. С одной стороны, наше правительство в последние годы пытается сделать все для возрождения православия. Но с другой стороны, Россия - это не Польша, маленькое государство, где всегда была монорелигиозность. Россия - колоссальное государство, в котором было, есть и будет огромное количество национальностей и, как следствие, религиозных конфессий. Да и годы атеизма наложили свой отпечаток.

- Что вы думаете о так называемых сектах?

- Слово "секта" в юридическом ключе не используется. Изначально оно было нейтральным и обозначало "школа, направление" или "отделение". Скажем, "ересь" воспринималась более негативно. Но поскольку в России долгое время была одна государственная церковь, понятие "секта" в русском языке получило ярко выраженную негативную окраску. Если мы говорим, например, о старообрядчестве, то здесь "школа, отделение" можно было бы употреблять, но я стараюсь этого не делать. Я занимаюсь наукой, поэтому не должна использовать термины, несущие оценочность, какую-то эмоциональную нагрузку.

- Хорошо, не будем использовать слово "секта". Но есть же религиозные объединения, оказывающие негативное влияние...

- Как вы думаете, католицизм в историческом ракурсе - это явление позитивное или негативное? Были века, когда в Португалии, Испании свирепствовала инквизиция. Католики сопровождали завоевательные экспедиции, результатом которых был геноцид, поголовное истребление коренного населения центральной и южной Америки. Но когда я сегодня говорю "католицизм", у большинства населения это не вызывает негативных эмоций. И это правильно. Ведь католиками были Тереза Калькуттская, которая создала в Индии центр для прокаженных и умирающих, Иоанн Павел Второй, который покорил весь мир своей харизмой. Некорректно с научной точки зрения оценивать конкретное религиозное направление. Можно говорить, что инквизиция - это ужасно, а то, что делала Тереза Калькуттская - это великолепно. Тем более нельзя определять религиозное направление по принципу: эти наши, и они хорошие, а эти не наши, поэтому они заведомо плохие.

Есть такое понятие как религиозный экстремизм. И когда речь идет об экстремизме, эти вопросы решает уже прокуратура, а не мы с вами. Конституционный суд Российской Федерации, например, запретил деятельность и существование целого списка конкретных исламских организаций, которые были признаны экстремистскими. Но здесь не идет речь об исламе как мировой религии. У нас в Красноярске, как и в любом большом городе, есть мечеть, которую посещают мусульмане: татары, азербайджанцы. Сейчас некоторые европейцы переходят в ислам, что само по себе вызывает пристальное внимание общественности, в том числе и научной, религиоведческой.

- Как вы это оцениваете?

- Если речь идет о политике, я стараюсь оставаться в рамках юридического подхода. Все остальное будет не только не корректно, но и опасно. Если человек, имеющий авторитет в своей области, особенно в такой сложной и тонкой как наша, начинает давать оценочные характеристики, исходя из собственных эмоций, представлений, это может квалифицироваться как нарушение закона. В Уголовном кодексе есть статья, предусматривающая уголовную ответственность за разжигание межнациональной и межрелигиозной вражды. То есть я могу делиться своими личными впечатлениями, которые у меня как у обычного человека, конечно, есть, но только где-то на кухне. Выступая как публичное лицо, я не имею на это права.

- Сколько у нас на самом деле приверженцев новых религиозных движений?

- Существует миф о том, что численность новых религиозных движений очень велика, но на самом деле это не так. В 90-е годы был пик интереса населения к религиозным организациям, именуемым в народе страшным словом "секта". Людям казалось, что в эти группы входят миллионы. Даже справочник Академии госслужбы РФ указывал, что в 1996 году порядка 10 миллионов россиян являлись последователями новых религиозных движений. Но откуда эти цифры? Люди, которые их писали, основывались на своем личном впечатлении, а значит, об объективности здесь нечего и говорить. Количество человек в группах посчитать можно: практически каждая подобная организация выпускает литературу, имеет сайт в Интернете, где можно найти ее координаты. Но точное количество приверженцев той или иной религии назвать сложно. Взять, к примеру, Церковь последнего завета (поселения Виссариона. - "КК"). Когда мы проводили выездные комиссии, на территории юга Красноярского края насчитали от 4 до 4 с половиной тысяч последователей этого религиозного направления. Но сюда включались и дети, и приехавшие за супругами вторые половинки, и старики. Если посмотреть, сколько из этих людей были активно верующими, получается где-то треть от общего количества. В филиале организации обычно насчитывается не более 20-30 человек. Но это люди, как правило, очень активные, поэтому-то и возникает иллюзия, что у организации огромное количество приверженцев. Когда начинаешь искать, выясняется, что это не так.

- Поговорим о материальном. Ни для кого не секрет, что религиозные организации живут за счет пожертвований. С одной стороны, это необходимость, ведь им надо как-то существовать, с другой стороны, возникают группы, которые изначально преследуют цель обогащения. Ведь куда именно идут пожертвованные деньги, никто не знает.

- Это вопрос, который надо задать правоохранительным органам, налоговикам и тем, кто должен отслеживать эти финансовые потоки. Но тут интересно другое: никто ведь никого не заставляет нести свои сбережения. В работе я столкнулась с такой любопытнейшей ситуацией. Человек горит желанием быть в конкретной организации, отдавать туда деньги. А организация сворачивает деятельность из-за негативного отношения населения, властных структур и так далее. И что вы думаете? Человек больше никуда не идет? Нет! Он ищет и находит другую подобную организацию и уже туда несет свои кровные. Вот в чем парадокс. Очень часто в такие организации попадают люди, у которых есть некие потребности, обусловленные их личными проблемами. Когда человек входит в группу, его проблемы начинают компенсироваться общим эмоциональным фоном. В некоторых случаях психотехники дают человеку моральное, психологическое, физическое облегчение. И человек готов туда ходить, пусть даже не бесплатно. Я не раз сталкивалась с тем, что родственники, знакомые попавшего в группу, пытались его остановить. Но человек говорил: "Хорошо, я все понял, но скажите: куда я могу пойти? Где со мной так же будут заниматься? Кто готов каждый день обсуждать мои проблемы?"

- А как быть с теми, кто попадает под влияние людей, обладающих какими-то способностями? Ведь такие случаи есть. Бабушки, женщины отдают последние деньги, квартиры, находясь в состоянии аффекта.

- Такие случаи пока не могут быть юридически доказаны. Сейчас есть огромное количество специальной литературы, в которой подробно описаны различные техники психологического воздействия. Кроме того, существует такое понятие, как харизматический лидер. К ним, скорее всего, можно отнести Наполеона. Когда он сбежал с острова Эльба, добрался до Франции и, выйдя к армии, произнес: "Стреляйте в своего имератора!", армия не только не стала стрелять, но и, вновь провозгласив его императором, пошла за ним! Харизматическая личность может проявлять себя не обязательно в масштабах государства. Это может быть и маленький гуру. В ряде западных государств ни одна религиозная организация не имеет права принять в дар от своего последователя никаких сумм, недвижимости, не заключив при этом договор. Если потом человек желает получить обратно подаренное имущество, деньги, ему не могут в этом отказать. Наше законодательство несовершенно.

- Среди православных священников тоже встречаются люди, которые живут далеко не бедно, они ездят на дорогих автомобилях, ни в чем себе не отказывают...

- В последние годы я стала все чаще общаться с нашим священством, духовенством и могу сказать, что миф о "батюшках на Мерседасах" настолько же далек от реальности, как и миф о миллионах последователей "новых религиозных движений". В программе есть целый блок дисциплин богословского характера, которые могут вести только люди, имеющие духовное образование. Поэтому мы общаемся со священниками, ездим в различные поездки, и я могу сказать, что основная, подавляющая часть нашего духовенства - люди небогатые. Православная церковь, конечно, имеет иерархию: чем выше статус иерарха, тем больше ему соответствует протокольных вещей: в том числе, соответствующие статусу атрибуты. Это такие традиционные вещи. Но я вижу, как батюшки наши маются. У меня есть один хороший знакомый - отец Александр Китариогло. Это очень уважаемый мной человек. Он заканчивает духовную академию, живет в поселке Кедровом, работает там с ребятишками, приезжает сюда, чтобы пообщаться со студентами. И все это на голом энтузиазме, практически бесплатно. Недавно ему дали послушание в одном коттеджном районе, находящемся далеко от Кедрового. В нем живут состоятельные люди. Сначала батюшка возрадовался, надеясь на то, что люди могут построить храм. Но к поселку провели электричество, и между соседями началась "дележка". Когда отец Александр Китариогло упомянул о храме, реакция у всех была одинаковой: "Это у меня тогда сауна меньше будет или зимний сад?" Никто не пошел навстречу священнослужителю. То, что наши батюшки ездят на мерседесах - абсолютная неправда. Это такой народный миф. В массе своей батюшки - великие труженики и энтузиасты. К нам из Енисейска приезжает отец Геннадий Фаст. Так он работает за десятерых, я просто поражаюсь, как он все успевает. Иногда встречаются люди, которые вроде бы находятся в лоне церкви, а на самом деле собирают иконы, а потом продают их за границей на антикварных выставках. Но такие люди - скорее исключение, подтверждающее правило.

- А что вы можете сказать о бабушках, которые лечат? Они, как правило, используют церковную атрибутику: свечи, иконы...

- Это бабушки абсолютно никакого отношения не имеют к христианству. Они скорее ему противостоят. Когда бабушка спрашивает, крещен ли ребенок, просит принести церковную свечечку, она идет против церковных канонов. С точки зрения церкви это кощунство, колдовство. В некоторых православных храмах, где продаются свечи, даже висит объявление о том, что их нельзя выносить. Клиенты бабушек чаще всего наивно полагают, что они как православные люди обращаются к православной целительнице. Но на деле они, наоборот, ведут себя, как язычники. Если бы эта бабушка, которая ассоциирует себя с церковью, хотела исповедоваться и причаститься, ни один батюшка не допустил бы ее до причастия.

- Людмила Ильинична, последний вопрос. Вы человек верующий?

- Этот вопрос мне задают постоянно, на каждой первой лекции. И я всегда на него отвечаю: "Женщина должна быть загадкой".

Александр Чернышевский: "Коллапса не будет - будет перераспределение сил" (Евгений Волошинский, "Вечерний Красноярск", 10.09.2008)

Кризисная ситуация в авиационной отрасли удел не только Красноярского края. Она распространяется на всю Россию. Крупнейшие игроки ищут способы выжить в сложившейся ситуации. Накопленный компаниями запас прочности постепенно истощается. О том, что ждет край, страну и всю отрасль в будущем, и о причинах этого "ВК" беседует с директором красноярского представительства "Аэрофлот - Российские авиалинии" Александром Чернышевским.

- Александр Сергеевич, "Аэрофлот" на красноярском рынке авиаперевозок с мая 2006 года. Как сейчас обстоят дела в этом сегменте транспортной отрасли региона?

- Сейчас трудно судить о расстановке сил - все очень быстро меняется. Вот, например, мы раньше имели 20% московского направления, т. к. мы московская компания и это наше основное направление. Сейчас мы наращиваем объемы: не так давно появился второй рейс на Москву, а с 8 сентября запустили и третий. Вот и получается, что уже сейчас цифра отличается от предыдущих оценок.

- Но что-то ведь можно оценить?

- Одно можно сказать совершенно точно - спрос на авиаперевозки есть, и он растет. Как показало лето этого года, существующие на сегодня мощности авиакомпаний неспособны обеспечить местами в самолетах всех, желающих вылететь. Необходимо делать больше частот (рейсов в день. - "ВК"). Кроме того, надо понимать, что пассажиропоток растет с каждым годом. Благосостояние населения, несмотря на инфляцию и прочие перипетии, повышается. У людей появляется больше возможностей тратить деньги на путешествия, отпуска.

- Можно оценить динамику спроса?

- Конечно, ежегодно он растет на 10%. На сегодня спрос в Красноярске определяется не только количеством населения города и близлежащих населенных пунктов, но и тем, что город, по сути, является географическим центром перевозок, поэтому ограничиваться одними лишь полетами в крайние точки нельзя. У существующих на рынке авиакомпаний предложение по трансфертам очень мало, а ведь они пользуются достаточно большим спросом. У "Аэрофлота", который традиционно делает на них ставку, на рейсах до половины мест занимают транзитные пассажиры. К тому же мы вступили в альянс SkyTeam именно с целью обеспечения большего количества транзитных маршрутов. За счет этого мы очень сильно увеличили пассажиропоток на наших рейсах, ведь, по сути, человеку незачем теперь брать два билета - один до Москвы, а другой в нужную ему точку, что однозначно дороже, чем взять трансфер.

- Почему же при таком спросе сегодня все чаще говорят о кризисе авиационной отрасли? Что мешает компаниям развиваться?

- Во-первых, не все российские компании могут предложить те технические возможности, которые позволили бы им летать в тот или иной порт. К тому же не каждый аэропорт на сегодня способен обслуживать большое количество рейсов по причине нехватки персонала, слабого технического оснащения и попросту площади. - А вообще авиакомпании сегодня - это прибыльный бизнес или убыточный?

- У авиаперевозчиков прибыль считается по году. Летом мы зарабатываем, зимой же - поддерживаем. И если по итогу года прибыльность компании составляет 3-5% - это очень хорошо. Вот, например, если взять большинство рейсов на Дальний Восток из Москвы - они, как правило, убыточны.

- А как кризис в авиации связан с отечественным самолетостроением?

- Напрямую. В России существует 18-процентная таможенная пошлина на ввоз импортных самолетов. Зачем это сделано - я не понимаю. Конечно, можно все списать на поддержку российских производителей, но что поддерживать, если сегодня на рынке новых, качественных, отвечающих требованиям времени отечественных самолетов просто нет?

- Их не производят?

- Производят. Но штучно. Хотя даже не это главное.

- А что главное?

- Отечественные самолеты очень быстро морально устаревают. Причем происходит это, по сути, уже на этапе схода с конвейера первых образцов - они уже не соответствуют требованиям, которые диктует рынок. Например, выросли цены на топливо - стали нужны более экономичные машины. Прошел год-два, цены опять поднялись, значит, нужны еще более экономичные и т. д. Причем это касается не только топлива, но и требований к шумам, к экологической составляющей и т. д. А сегодня в России между разработкой и выпуском самолета проходит очень большое количество времени, за которое требования к судам изменяются. Поэтому и получается, что уже на этапе схода с конвейера этот самолет не нужен авиакомпаниям.

- А вообще российские самолеты могут быть конкурентны по отношению к зарубежным аналогам?

- Насколько мне известно, сейчас в стране вообще нет выпускающихся самолетов. Давно уже не слышал ничего о том, что поставили на крыло какое-то количество, хотя бы самолетов десять, Ту-204 или Ту-214. Среднемагистральных отечественных самолетов у нас вообще нет на рынке - нам сейчас нечем заменить Ту-154. Все на уровне каких-то разработок, мечтаний. Потребности авиакомпаний огромны, и мы вынуждены идти на западный рынок и покупать их самолеты. Причем достаточно дорого. Поэтому я считаю, что, прежде чем ставить какие-то барьеры на пути западной техники в Россию, нужно начать производить собственную, причем актуальную рынку, технику. Мы с удовольствием будем покупать ее. Сейчас же у нас в самолетостроении ситуация такая же, как в автомобилестроении. При практически равной с импортными аналогами цене вы получаете российский автомобиль, который уступает иномаркам в технических характеристиках и более дорог в эксплуатации.

- И все-таки большинство экспертов рынка говорят о решающей роли роста цен на топливо в создании кризисной ситуации в отрасли.

- Согласен, цена на топливо - основная проблема на сегодня. Но не единственная. Еще есть повышение аэропортами цен на обслуживание самолетов. На это повлиять практически невозможно. Поэтому мы вынуждены эти расходы закладывать в билеты.

- Большую долю в цене билета занимает топливо?

- Порядка 35 процентов.

- А почему же тогда при подорожании топлива не растет стоимость билетов?

- Ну вообще-то цены растут.

- Но как-то не очень заметно...

- Понимаете, в компании "Аэрофлот", например, существует сетка тарифов - от самых дешевых до самых дорогих. Сами эти тарифы не меняются, но меняется их распределение на рейсе. Мы можем продавать больше дешевых тарифов, если ситуация благоприятна. Но нам приходится реализовывать больше дорогих тарифов в сложных ситуациях. Например, такой, как сложилась сейчас - при достаточно большой цене на авиатопливо, чтобы элементарно окупить расходы на рейсы.

- Как с этим можно бороться?

- Не скажу здесь за всех, но у нас в компании происходит так: мы уже очень давно сделали ставку на экономичные машины - самолеты семейства Airbus. Причина проста. Смотрите, при 170 местах мы заправляем в него 15 тонн топлива, а при использовании на том же маршруте Ту-154 приходится заправлять 30 тонн при загрузке в 131 место. Вот на этом мы наработали свою "подушку безопасности", которая позволяет нам не делать лавинообразных взлетов цены и при этом не терять уверенно занятых позиций.

- А вообще почему у разных перевозчиков разные тарифы, порой различающиеся радикально?

- Ну, тут масса факторов. Различная тарифная политика. Различный парк самолетов. Наличие не самых экономичных самолетов автоматически приводит к подорожанию билетов. Кроме того, стоимость услуг аэропортов, в которые летает тот или иной перевозчик, тоже разная. Ну и рентабельность, которую компания заложила в свой бизнес, может быть и 5%, и 25%. Все это в совокупности и сказывается на стоимости билетов.

- Как в свете всего вышесказанного вам представляется ситуация с KrasAir и AiRUnion?

- Понимаете, есть компании, которые управляют своими доходами и расходами, а есть те, кто этого не делает. Если ты вдруг не можешь заплатить по своим счетам, тебе пока не нужно развиваться, а нужно искать способы оптимизации издержек, чтобы начать зарабатывать.

- Как вы вообще относитесь к проблеме, возникшей с заправкой топлива? Позволительно было отказать перевозчику в заправке?

- Считаю, да. Я вообще убежден, что не платить по своим долгам - это преступление. Говорят, мол, заправщикам надо было обращаться в суд и через него решать проблему. Но суды могут длиться годами, а деньги топливозаправщикам для покупки новых партий топлива нужны чуть ли не каждый день. Понимаете, проблемы бывают у всех, и от них никуда не деться, но даже в сложившейся ситуации есть способы избежать катастрофических последствий для компании - просто надо управлять своими долгами. Но есть определенный рубеж, когда все начинает сыпаться, и вот этот рубеж, по сути, и был пройден компанией.

- В связи со складывающейся ситуацией не собирается ли "Аэрофлот" наращивать долю своего присутствия в крае не только на московском направлении, но и на других?

- Надо понимать, что мы коммерческая структура и в первую очередь ищем те рынки, на которых мы могли бы реально конкурировать и наращивать свою доходность. Несомненно, что развивающаяся в Красноярском крае ситуация повлияла на некоторые наши решения. Например, мы планируем создание в крае уже не представительства, как сейчас, а филиала авиакомпании, потому что увеличение числа рейсов предполагает укрупнение точки. Плюс к этому планируем расширять свою деятельность на Дальний Восток, и вот на этом направлении базовой точкой станет Красноярск. На сегодня у нас в Красноярске базируется один самолет, но уже к четвертому кварталу их будет семь. Именно отсюда будут формироваться рейсы по всем крупным точкам региона (Якутск, Магадан, Благовещенск, Владивосток, Южно-Сахалинск).

- Осваивать отсюда азиатское направление (Китай, Корея, Япония) не планируете?

- Скажем так, все надо делать поэтапно. Мы готовы в крае развивать авиаперевозки. С этим мы уже выходили на краевую администрацию. Так что без авиации край не останется, поскольку регион привлекательный, с большим потенциалом развития отрасли.

- Мы сейчас говорили в основном о дальних перевозках. А что происходит с местными направлениями?

- Там ситуация еще хуже. Дело в том, что для этих направлений нужны самолеты малой вместимости (50-80 мест). Существующие на сегодня образцы (Ан-24, Як-40) - совершенно нерентабельны. А другой техники на рынке пока просто нет. "Аэрофлот" на этом направлении уже сделал ставку на "Суперджет-100".

- То есть я правильно понял, что вы выходите на рынок местных сообщений?

- Да, не только местных, в смысле по Красноярскому краю, но и по ближайшим городам - Омск, Томск, Барнаул и т. д.

- То есть транспортного коллапса пока не будет?

- Да его вообще не будет. Я считаю, что те, кто нагнетает вокруг этого обстановку, просто либо не знают, как работает отрасль, либо лукавят. Будет просто перераспределение сил на рынке.

- Но ведь на сегодня, по сути, в крае работает два крупных перевозчика - KrasAir и "Аэрофлот". И если сейчас KrasAir со своим парком около 100 самолетов уйдет с рынка, вряд ли отыщется компания, способная быстро закрыть этот вакуум.

- А почему вы считаете, что KrasAir уйдет? Банкротство - еще не повод уходить с рынка.

- Имеете в виду слияние AiRUnion с "Атлант-Союзом"?

- Отчасти.

- Как вам кажется, это способ выжить для AiRUnion?

- Смотрите, куда летает "Атлант-Союз"? Практически никуда - это чартерная компания. Для того чтобы получить выгоды от слияния, оно должно происходить на базе одной крупной, успешной и прибыльной компании. Тогда имеет смысл присоединять к себе для увеличения пассажиропотока более мелкие и, возможно, менее эффективные в финансовом плане компании. И используя ресурсы большой компании, можно развивать более мелкие. Но когда это альянс сплошь убыточных компаний, то получается одна большая, но все равно убыточная компания.

- Но она же будет управляться "Ростехнологиями"...

- "Ростехнологии" - это, на мой взгляд, вообще такая непонятная компания, которая осуществляет многопрофильную, разношерстную деятельность. Бизнес обычно там прибыльный, где он однопрофильный, где есть узкая специализация. А в этой госкорпорации масса совершенно не профильных компаний, эдакая разношерстная структура. И что теперь будет с этими компаниями, совершенно не ясно. Ведь если люди не смогли справиться с управлением маленькой компанией, то как они справятся с большой?

- А вообще укрупнение сети, объединение компаний, консолидация могут сказаться на увеличении доходов или это иллюзия?

- Вообще при слиянии компаний объединение - это самое простое, что нужно сделать. Потом предстоит отладить отношения между компаниями (финансовые, договорные и т. д.). Здесь же нужно учесть и аэропорты со своими структурами и возможностями по организации перевозок. Да, это, в принципе, может выправить положение, но лишь самую малость. Простое увеличение маршрутов повлечет и увеличение расходов. И в этой ситуации перевозчику необходимо иметь некую "подушку безопасности", чтобы пережить убытки, которые будут обязательно.

- Вы имеете в виду сезонность перевозок?

- Нет. Понимаете, невозможно за один-два рейса "накатать" маршрут. Тебя должны узнать, поверить в тебя и начать использовать твои рейсы. На это обычно нужно от года до двух-трех лет. А все это время самолеты, скорее всего, при неполной загрузке нужно заправлять, людей кормить, платить зарплаты сотрудникам, платить аэропортам, и все эти расходы вряд ли сразу будут покрываться доходами.

- А как, на ваш взгляд, будет складываться судьба мультимодального хаба, который создавался на базе красноярского аэропорта и где KrasAir играл не последнюю роль?

- Знаете, в Красноярске очень много говорят об этом проекте, но чтобы он состоялся, надо что-то делать. Я вообще не понимаю, как может получиться хаб, да еще и мультимодальный, если здесь работает два перевозчика. Ну скоро будет три. Перевозчиков нужно приглашать, создавать условия для их работы, делать все, чтобы конкретный аэропорт стал для них привлекателен. Они будут платить деньги, на которые будет развиваться аэропорт. Тогда появится возможность не просто приглашать новых перевозчиков, но и диктовать им определенные условия по развитию маршрутной сети.

- Сегодня частенько говорят о некой негативной роли государства в развитии кризиса авиационной отрасли. Как по-вашему, это действительно имеет место быть?

- Да. Как минимум это касается ситуации с ценами на топливо. Я совершенно уверен, что цены на керосин в России сильно завышены. Мы добываем свою нефть. Мы здесь же перерабатываем ее, производя керосин. Почему на внутренний рынок она поступает по ценам мирового - я не понимаю.

- Ну, Россия все же участник мирового рынка топлива, потому и цены увязаны с мировой конъюнктурой.

- А Эмираты не участник? Но между тем у них цены на нефть на внутреннем рынке много ниже, чем на мировом. Нужно регулировать эти вопросы. Государство должно контролировать ценообразование на внутреннем рынке нефтепродуктов.

- Но если сделать разные цены для внутреннего и внешнего рынка, начнется перекачка нефти за границу...

- Так на то оно и государство, наделенное властью, чтобы контролировать этот процесс, создать необходимые законы и барьеры и удерживать дешевую нефть на внутреннем рынке. А сейчас получается, что мы транспортную отрасль приносим в жертву резервному фонду, который копим с продаж дорогой нефти.

- Так какой прогноз на будущее?

- Сейчас будут сыпаться те компании, у которых есть финансовые трудности. С ними это начнет происходить раньше, чем с теми, у кого есть какой-то задел. Но если рост цен на топливо продолжится, то и нашего запаса прочности, нашей "подушки безопасности" может не хватить.

Стадион будущих рекордов

(Илья Наймушин, "Красноярская неделя", 10.09.2008)

В Привокзальном районе Ачинска, среди жителей которого немало работников нефтеперерабатывающего завода, накануне Дня нефтяника открылся реконструированный стадион, который получил и соответствующее название - "Нефтяник".

Как сказал на церемонии торжественного открытия глава города Илай Ахметов, идею создания районного стадиона с искусственным футбольным покрытием менее года назад подал наш известный биатлонист, а ныне руководитель краевого спорта Павел Ростовцев и подсказал, где именно можно приобрести это покрытие. Сказано - сделано.

- Самое главное значение обновлённого стадиона в том, - говорит Павел Ростовцев, - что любой житель района, дети и взрослые теперь имеют возможность проводить свой досуг на современном спортивном стадионе.

Это тем более актуально, что Привокзальный район находится на окраине города. И действительно, теперь, с появлением искусственного футбольного покрытия местным жителям не нужно искать подходящую площадку в центре города или за городом. Кроме футбольной "поляны" на стадионе "Шахтёр" есть и легкоатлетическая дорожка, а также волейбольная и баскетбольная площадки. Хорошая база для целого ряда спортивных секций, прекрасный пример взаимодействия власти и бизнеса для возрождения здорового образа жизни. Повезло ачинцам!

Собака - враг человека?

(Майя Сухорукова, "Красноярский комсомолец", 10.09.2008)

Красноярцы все чаще страдают от агрессии четвероногих

На днях пыталась зайти в гости к подруге. Спросите, почему "пыталась"? Все легко объяснимо: зайти в квартиру Юли - все равно что, по греческим преданиям, пройти через ужасающего Цербера у ворот подземного мира. Только вместо чистилища - однокомнатная в Роще, а в роли Цербера - стаффордширский питбультерьер Тайсон. Полуторагодовалый пес пугает не только гостей. Его стали бояться и сами хозяева... Собака вполне оправдывает свою грозную кличку: Тайсон огрызается на Юлю, беспричинно кусает, когда та проходит мимо его коврика или миски. А недавно пес накинулся во дворе на соседскую таксу. Нокаут. Тайсон выиграл бой.

Тенденция

Нападения собак на людей уже стали скорее правилом, чем исключением. Так, на днях в районе пр. Свободного далматинец напал на красноярку. Анна Девлишова выгуливала своего питомца - мопсиху Киру. Девушка признается, что сразу и не заметила бегавшего без поводка взрослого далматинца. Пятнистый пес набросился на маленькую собачку и вцепился бедняге в горло. Хозяйка мопса поспешила выручить четвероногого друга - побежала отгонять агрессивного пса. Собака тотчас выбрала себе другую жертву: схватила Анну за штанину, пытаясь прокусить ткань и добраться до ноги. Владелица Киры начала истошно кричать. Следил за схваткой человека и животного хозяин далматина. Мужчина не просто не стал успокаивать своего разъяренного питомца, но и наорал на Анну за то, что та пнула его пса. Хозяин четверолапого хищника еще и пригрозил девушке обращением в суд за негуманное отношение к животным. Только чудом заводчице мопса удалось избежать серьезных травм. Кире досталось больше - у собаки порвано ухо, укусы кровоточат по всему телу.

- Вообще непонятно, куда теперь обращаться, - недоумевает Анна Девлишова. - Владелец далматинца благополучно скрылся, а установить его личность сейчас просто нереально - я его тогда впервые видела, да и своего неуравновешенного пса здесь он больше не выгуливал. Получается, что нападения собак на людей сейчас становятся безнаказанными, - рассуждает девушка.

Легальные убийцы

В Англии запрещено ввозить и разводить боевых собак - американских питбультерьеров, в частности. Израильские власти ввели запрет на ввоз "собак-челюстей". Мосгордума пару лет назад тоже устраивала депутатские слушания по проблемам содержания собак "агрессивных пород". Депутаты внесли на рассмотрение законопроект, предусматривающий пятилетний тюремный срок хозяевам собак бойцовских пород, нападающих на людей. Агрессивных животных разрешено конфисковать, стерилизовать и усыплять.

А вот в Красноярске принимать специальный закон, регламентирующий содержание "особо опасных", видимо, не намерены. По словам известного юриста, депутата горсовета Александра Глискова, московские слушания по проблеме опасных псов - "чистой воды политический пиар".

- Необходимо помнить, что собаки - такая же ваша собственность, как и автомобиль, к примеру, - объясняет Александр Александрович. - Здесь проблемы никакой нет, предусмотрена гражданская и уголовная ответственность за нападение собак на людей. Степень строгости юридического наказания зависит, во-первых, от намерений хозяина - натравил он пса или нападение произошло без тайного умысла, а во-вторых, от степени тяжести нанесенных повреждений.

Или ты - или тебя

Страшные истории не убавляют спроса на собак так называемых бойцовских пород. Как признаются красноярские собаководы, из 10 владельцев четверо содержат дома таких псин. Андрей Еремин - профессиональный "собачий воспитатель". Окончил ростовскую школу служебно-розыскного собаководства при МВД России, работал кинологом в Чечне. Андрей рассказывает, что многие берут бойцовских собак для самоутверждения: человек чувствует себя незащищенным и для обретения собственной уверенности покупает такого опасного друга. Зачастую, уверяет кинолог, приходится уже "лечить отклонения" в поведении того же стаффа, а не обучать и воспитывать пса.

- Человек для такой собаки - не человек как таковой, а член стаи, - поясняет Андрей Еремин. - Если в семье нет "вожака", собака тут же занимает его место. Все собаки бойцовских пород - с характером лидера, - так что будут диктовать правила жизни они, а не вы.

Инструктор рассказывает: самое страшное, когда от собак страдают дети. Ему приходилось лечить нервного ротвейлера, который кусал всех хозяев, включая их маленькую дочку, только за то, что те проходили мимо его кормовой чашки. Пришлось тогда, признается Андрей, применять жестокие методы. Нет, не бить - это ни к чему хорошему не приведет. Кинолог дрался с ротвейлером, чтобы тот начал воспринимать команды тренера. Четвероногий почувствовал силу, и проблем больше не возникало.

- Если собаке не объяснишь, кто хозяин, она начнет объяснять, что хозяин - она, - объясняет кинолог. - Не надо жалеть питомца: некоторая жесткость в воспитании уместна. Вас пес такой породы не пожалеет. Будет биться до конца. Причем победного. В 95 процентах случаев это означает смерть жертвы, - приводит печальную статистику собачий учитель.

История

Выведение собак бойцовских пород началось задолго до Рождества Христова. Древние римляне одевали псов, похожих на нынешних мастифов и стаффов, в кольчуги, и те участвовали в битвах. В средневековье очень популярным зрелищем в европейских (и не только) странах были бои собак с быками. Наиболее частый финал зрелища: собака вцеплялась в нос быка и, ни на что более не обращая внимания, не разжимала челюстей, пока бык не погибал от болевого шока. "Собака-челюсть", "собака-убийца" - так с древности называли подобных "друзей человека". Выходить победителями из драк с представителями практически любых пород питбулям и стаффордширским терьерам позволяет сила и ловкость. Плюс характер: эта собака не реагирует на боль.

Дорогая агрессия

Средняя стоимость мохнатого члена семьи бойцовской породы - 15 тысяч рублей. Это, признаются заводчики, по минимуму. Любое чистокровное животное нуждается в профессиональном корме. Кашками, остатками курицы и торта с барского стола тут не обойдешься. Приплюсовываем на корм тысячу-две рублей в месяц (все зависит от размеров пса). Еще пару сотен - на витамины. Плюс покупка ошейника, поводка, намордника. Еще, как объясняют эксперты, любому животному, как и человеку, необходимо качественное образование. Репетитор по "некусачим манерам" обойдется в среднем от трехсот рублей за час занятия в городе, за городом - вдвое больше. Базовый минимум - пятнадцать занятий.

Тут уж всерьез задумаешься: стоит ли игра свеч и не завести ли хомячка?

Поощрения

Мы не только не ограждаем себя от лишней угрозы в лице, точнее - морде псов-бойцов, но еще и создаем им дополнительный комфорт. К примеру, в Красноярске появилась оригинальная услуга для бойцовских собак - SPA-массаж. Четвероногих обслуживают на дому или в специальном салоне. О такой процедуре некоторые прямоходящие могут только мечтать: мохнатого "клиента" укладывают на массажный стол, посыпают тальком и массируют живот, плавно переключаясь на лапы и шею. Длится весь массаж около 20 минут, а стоит от 400 до 1500 рублей - в зависимости от размера собаки.

"Родина" уйдёт с молотка

(Ирина Миронова, "АиФ на Енисее", 10.09.2008)

Известный правобережный кинотеатр уйдёт с молотка, как только проведут его переоценку. Причём продадут его без обремения. То есть будущий собственник сам будет выбирать, что ему там открыть после ремонта.

ОН Волен будет даже снести его и построить что-нибудь такое же безликое, как наводнившие город стеклянные кубы и цилиндры. "Родина", может, и не является в строгом смысле произведением архитектуры, но памятью для нескольких поколений красноярцев было точно. Многие годы в кинотеатре не делался ремонт, и он пришел в полнейший упадок. К тому же, чтобы не тратиться на содержание очага культуры, который перестал из-за своего состояния привлекать публику, его отключили от коммунальных источников, что усугубило разруху. И теперь руководство города и депутаты решили, что Красноярску вполне хватит двух муниципальных кинотеатров. Дома кино в центре на левом берегу, который ориентирован на мировую классику, молодёжные субкультуры и вечера для взрослых. И открывающейся в октябре "Мечты", которая находится практически у чёрта на куличках, но рассчитана на детскую аудиторию.

Комментарий

Владислав Жуковский, депутат горсовета:

- Для того чтобы начать работу по переустройству и реконструкции этого здания, надо 100 млн. руб. К тому моменту, когда эти работы закончатся, года через три-четыре, эта сумма выросла бы вдвое. Анализ показал: эта культурная точка правобережью не нужна. 13 человек в среднем посещало киносеанс, 13 тыс. зрителей за 2006 год. Из них 11 тыс. - дети. И когда мы откроем детский специализированный кинотеатр "Мечта" на Мичурина, эти дети правобережья будут его посещать.

Мы хотели продать "Родину" с обремением. Чтобы был коммерческий зал и социальный - человек на 150. Никто не взял.

Александр Мухин, генеральный директор ГУК "Енисейкино": - Считаю, продажа "Родины" на таких условиях - просто безответственная акция администрации города и горсовета. Там проводилась масса мероприятий. Набирались полные залы. Если бы в "Родине" поставили новое оборудование, обновили репертуар, зритель бы вернулся.

Вакуум как предчувствие

(Евгений Волошинский, "Вечерний Красноярск", 10.09.2008)

Маршрутная сеть KrasAir может остаться бесхозной

Все увеличивающийся спрос на авиаперевозки не прибавляет оптимизма относительно будущего отрасли в крае. Рост цен на авиационное топливо, дорожающие услуги аэропортов, стареющая техника - все это изрядно подкосило ее позиции. По сути, инцидент вокруг KrasAir стал лишь симптомом надвигающегося кризиса, под удар которого со временем могут попасть и другие перевозчики. "ВК" разбирался, не окажется ли край в ситуации авиационного коллапса.

Ломка традиций

Традиционно начало эпопеи с AiRUnion связывают с отказом заправлять самолеты альянса в аэропорту Домодедово. 20 августа 2008 года все запланированные рейсы альянса были отменены по причине накопившихся долгов перед топливозаправщиками, которые, по признанию "Ростехнологий", на тот момент составляли порядка 1 млрд долларов.

Хотя, по сути, свое начало кризис получил несколько раньше, а косвенным виновником его стал "Сибирьавиасервис" - заправочная компания, осуществляющая свою деятельность в аэропорту Красноярск и заправлявшая там самолеты AiRUnion.

- На начало августа долг KrasAir, крупнейшего участника AiRUnion, перед "Сибирьавиасервисом" составлял около 200 млн руб., - рассказывает заместитель начальника управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Олег Харченко. - Потеряв всякую надежду получить этот долг, компания 5 августа направила письмо в KrasAir с уведомлением, что если не будет погашена задолженность, то с 11 августа сего года "Сибирьавиасервис" прекращает заправку самолетов альянса. Такое же письмо было направлено в краевое УФАС,Ю дабы избежать обвинений в использовании доминирующего положения на рынке.

Надо пояснить, что в отрасли авиаперевозок оплата не производится за каждый отдельный рейс. По ходу работы долги накапливаются и раз в 4-5 дня гасятся согласно графику. Именно наличие долга при отсутствии графика погашения и подвигло "Сибирьавиасервис" на активные действия. И все бы ничего, если бы не, как всегда появляющееся некстати, одно но...

- У Абрамовичей (Александр и Борис, вторые основные акционеры AiRUnion. - "ВК") был своеобразный обычай не платить за топливо, - рассказывает Харченко, - т. е. все, что шло сверх 200 млн руб., они гасили, но ниже этой суммы не опускались. Что в ситуации разветвленной сети альянса давало им несколько миллиардов негасимых долгов и, соответственно, оборотных средств.

И опять все бы ничего, ведь не гасили же они долги раньше и сейчас вероятно не стали бы, а нашли некий способ урегулирования вопроса. Однако в ситуацию вновь вмешался случай.

- Именно 8 августа некий VIP-рейс должен был прилететь из Пекина в Красноярск, - говорит Харченко, - и, опасаясь развития скандала на высшем уровне, Абрамовичи вынуждены были заплатить 125 млн руб. долга. Традиция была порушена, и по отрасли быстро разнеслась весть, что братья заплатили. Вот тут-то и посыпались на AiRUnion претензии от всех прочих заправщиков.

Справиться с таким потоком долговых требований Абрамовичи вряд ли могли, даже если хотели бы. Тогда и стали задерживаться рейсы альянса. Здесь, однако, встает еще один вопрос: почему доселе работавшая в долг компания решила столь активно свои долги истребовать? Олег Харченко видит тому две возможные причины. Первая - смена ведущего акционера в "Сибирьавиасервисе", коим еще в начале лета стала "Роснефть", которая, возможно, и решила получить с братьев причитающееся. Получить комментарии генерального директора "Сибирьавиасервиса" Виктора Витюгова не удалось по причине отпуска фигуранта. Вторая возможная причина - приход в качестве основного акционера в AiRUnion государственной корпорации "Ростехнологии", которая начала свою деятельность с финансового аудита компаний альянса и обнаружила огромные долги.

Факт финансового аудита подтверждают и в госкорпорации. "В соответствии с Указами президента РФ от 26 мая 2008 г. № 853 и от 10 июля 2008 г. № 1052 по созданию авиационной компании ОАО "ЭйрЮнион" Корпорация в июле с. г. направила своего представителя для всестороннего анализа состояния операционной и финансовой деятельности ОАО "Красноярские авиалинии", ОАО "Домодедовские авиалинии" и ОАО "Авиакомпания "Самара". По нашей предварительной оценке, все вышеназванные авиакомпании находятся в кризисном финансовом состоянии. Авиакомпании не способны на сегодняшний день обслуживать накопленную задолженность, а также поддерживать текущую производственную деятельность" - такое заявление было опубликовано на сайте "Ростехнологий".

- Возможно, само появление в этом деле госкорпорации с ее ресурсами и возможностями спровоцировало заправщиков на активные действия, - говорит Харченко.

Непрофильное поведение

Сами "Ростехнологии" от долгов AiRUnion открещиваются. "В настоящее время (22 августа 2008 г. - "ВК") ГК "Ростехнологии" не является акционером ОАО "Красноярские авиалинии", ОАО "Домодедовские авиалинии" и ОАО "Авиакомпания "Самара", - сказано в том же заявлении, - и, следовательно, не имеет юридических оснований для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в этих авиакомпаниях".

- Позиция госкорпорации понятна, - говорит Харченко, - потому что, куда ни кинь, кругом какие-то аффилированные компании, и вроде это их собственность, а не "Ростехнологий". Ведь, по сути, активы того же KrasAir на начало года состояли из чуть более 50% компаний "Безопасность и сервис", "Торговый дом "Красэйр", авиационный учебный центр и "ДА-тур".

Вообще политику избавления от непрофильных активов в компании ведут довольно давно. И если для других представителей бизнес-сообщества это скорее благо, то для KrasAir это обернулось катастрофой. Когда в 2005 году авиаперевозчик продал собственный топливозаправочный комплекс в аэропорту Красноярск компании "Сибирьавиасервис", уже звучали предположения о возможных неприятных последствиях этого шага. Тем паче что в заключенном по горячим следам договоре снабжения исполнитель, коим и стал "Сибирьавиасервис", наделялся правом без предупреждения увеличивать цены на свои услуги. Однако, как рассказал Олег Харченко, когда у KrasAir стали скапливаться долги, генеральный директор "Сибирьавиасервиса" Виктор Витюгов предлагал авиаторам в аренду свои наливные мощности, чтобы они могли сами закупать топливо, без посредников, но в KrasAir это предложение отвергли.

- Оно и понятно, ведь зачем самим покупать топливо, если можно выгодно "прокредитоваться"? - уверен Харченко.

"Атлант" удержит небо

Таким образом, ситуация, в которой оказался KrasAir и весь альянс AiRUnion, по сути, была спровоцирована самой моделью построения бизнеса. Однако это мало утешает пассажиров задержанных рейсов, которые вынуждены были потерять не один день в аэропортах. К решению проблемы подключилось правительство. По указанию премьер-министра России Владимира Путина было выделено топливо из госрезерва, под гарантии "Ростехнолгий". Однако и здесь возникли трудности, связанные в первую очередь с доставкой этого топлива до аэропортов.

Поиски решения явно затягивались, а рейсы по-прежнему задерживались и (или) отменялись. Тогда на сцене и появилась авиакомпания "Атлант-Союз", принадлежащая правительству Москвы. Сегодня уже совершенно однозначно заявлено, что на базе этого перевозчика будет создана новая авиакомпания, основными базами которой станут аэропорты Внуково и Красноярск, а все московские рейсы AiRUnion переводятся из Домодедова во Внуково. "Основой для ее (объединенной компании. - "ВК") формирования станут маршрутные сети и воздушный парк авиакомпаний "Атлант-Союз", альянса AiRUnion, ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Саратовские авиалинии" и "Владивосток-авиа", - сказано в официальном заявлении "Ростехнологий". Свою заинтересованность в создании компании и сохранении рынка авиаперевозок в Красноярском крае высказывает и местная власть.

- Проблема KrasAir - это не только проблема отрасли, но и проблема простых людей, - сказал на встрече с журналистами губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, - это проблема двух с половиной тысяч квалифицированных специалистов. Со своей стороны мы говорим, что край всячески готов оказывать содействие, даже несмотря на то, что это государственная компания. Я думаю, нас слышат.

К тому же краевая власть намерена принимать активное участие в работе новой компании на территории края. Хотя пока говорить о доле своего участия в этом не хотят.

- Проблема не в доле края, - заявил Хлопонин, - проблема в создании на территории РФ конкурентной среды авиаперевозчиков в виде крупных компаний, которые могли бы закрывать и внутрироссийские перевозки, и быть конкурентными на международном рынке. Для этого создается альянс. Давать более расширенные комментарии в администрации края отказались, сославшись на то, что официальной позиции губернатора вполне достаточно.

Свято место

Другой вопрос, не дающий покоя многим, - это судьба мультимодального хаба, создание которого планировалось на базе аэропорта Красноярск. В этом проекте и AirUnion, и KrasAir принимали активное участие. Теперь же, когда альянс попал в трудную ситуацию, финансирование может и прекратиться.

- AirUnion никогда не выступал финансовым инвестором в проекте хаба, - поясняет генеральный директор красноярского аэропорта Евгений Фролкин, - скорее он был идейным инвестором, тем, от кого исходила инициатива его создания. Так что с финансовой стороны хабу ничего не угрожает. Заказчиком на сегодня выступает Министерство транспорта РФ, проект включен в федеральную программу "Модернизация транспортной системы России на 2010-2020 годы".

Вообще проект сейчас находится в стадии обоснования инвестиций. Сегодня на строительство и развитие красноярского хаба уже предусмотрены средства в размере 40 млрд руб., из них 19 млрд - из федерального бюджета, 3 млрд - из регионального, а 18 млрд - внешние инвестиции, в которых пока не ясно, кто будет инвестором. Дело, однако, не только в строительстве, а еще и в окупаемости. KrasAir с его разветвленной маршрутной сетью способен был обеспечить хабу немалую долю пассажиропотока для обеспечения заложенной в бизнес-план окупаемости. Теперь же, скорее всего, с сокращением сети произойдет увеличение сроков окупаемости, что может отпугнуть инвесторов. Однако Фролкин уверен, что этого не произойдет.

- Маршрутная сеть KrasAir не претерпит особых изменений, да и масштаб ее не уменьшится, - говорит он, - потому что, полагаю, сеть маршрутов KrasAir перейдет к создаваемой на базе шести перевозчиков во главе с "Атлант-союзом" новой авиакомпании, которая и будет обеспечивать перевозки на маршрутах. И даже если что-то выпадет из их сети, это замещено другими компаниями, которые сегодня рвутся на наш рынок с желанием заполнить всю маршрутную сеть. Действительно, инцидент с KrasAir спровоцировал многие другие компании начать полномасштабную экспансию на рынок нашего края. Так, "Аэрофлот" открыл еще два ежедневных рейса из Красноярска в Москву, "Сибирь" также с 7 сентября осуществляет прямые рейсы в столицу. Пришли "Трансаэро", Utair, "Владивостокские авиалинии". Пока, правда, основной интерес вызывают направления Москвы и Норильска, как самые экономически эффективные, хотя "Аэрофлот" уже готовится летать и на Дальний Восток.

- По сути, сложившаяся кризисная ситуация привела к оживлению интереса у других авиаперевозчиков к нашему региону, - уверен Евгений Фролкин. - В случае вхождения новых перевозчиков в маршрутную сеть возрастет конкуренция, которая приведет в конечном итоге к повышению уровня обслуживания пассажиров и снижению тарифов.

Нисходящий поток

Вроде бы обещания всеобщего авиационного счастья должны наконец-то успокоить разгоряченные умы жителей края, работников авиакомпании и журналистов. Однако что-то все же не дает покоя. Во-первых, что будет с красноярским перевозчиком? Буквально во вторник появилась информация, что Росавиация отзывает лицензию KrasAir. Таким образом, возникает вопрос - что же будет со всеми, пусть немногочисленными, активами компании, ее персоналом и проектами?

Но даже не это самое важное. Основное - это что будет с маршрутной сетью KrasAir. Несмотря на весь оптимизм Евгения Фролкина, радужное будущее ее вызывает большие сомнения. Сеть создавалась под парк KrasAir, который на момент начала кризиса составлял около 100 самолетов. Ни одна входящая во вновь создаваемый альянс авиакомпания не сможет заполнить этот вакуум. Конечно, у них есть самолеты, но все они задействованы в собственных перевозках компаний. Стоимость же парка красноярского перевозчика, по приблизительным подсчетам "ВК", может быть оценена в 2,5-3,5 млрд долларов. Вряд ли кто-то из альянса сможет быстро выставить такой парк на освободившиеся маршруты. Конечно, на первый взгляд есть ведь самолеты KrasAir, которые остались бесхозными, но напомним, на начало года всех активов у местной авиакомпании было всего-то доли в четырех компаниях. Ни о каких самолетах в собственности KrasAir речи не идет.

К тому же приходящий на смену красноярскому перевозчику "Атлант-Союз", который начнет летать с 30 сентября, вряд ли сможет покрыть всю сеть KrasAir. Ведь нужны не только самолеты, но и опыт работы на таких сетях, чего у чартерной компании правительства Москвы с 14 самолетами уж точно нет. В общем, кажущееся разрешение ситуации не дало ответов на все вопросы. Одно ясно точно - транспортного коллапса не будет, однако и летать прямыми рейсами в различные пункты назначения, как это было во времена KrasAir, красноярцам еще долго не придется.

"Алые паруса" в водах большого бизнеса

(Майя Сухорукова, "Красноярский комсомолец", 10.09.2008)

Устройство ребенка в детский сад обойдется в 75 тысяч рублей

Дети, как все помнят, цветы жизни. Когда возраст вашего "одуванчика" близится к трем годам, вопрос выбора подходящего грунта для пересадки из дома-теплицы встает крайне остро. Устроить свое чадо в государственный садик - дохлый номер. Можно найти своему цветку "садовника" - нанять няню. Минуса здесь два. Первый - не символическая по меркам госсадов стоимость услуги. Второй - искали Мэри Поппинс, а получили фрекен Бок. А перспектива платить домомучительнице душу не греет. Последний вариант - отдать малыша в частный детский сад. Но и здесь без подводных течений не обойтись...

Проблема

Своей очереди в детские сады, по данным Красноярскстата за прошедший год, дожидались 63 100 маленьких красноярцев. Родились эти малыши уже в XXI веке, а вот проблемы их родителей по устройству ребенка в сад родом из века двадцатого. Действительно, в последние годы как-то особенно ощутим дефицит мест в дошкольных учреждениях. Не сказать, что причин на то не видно. Во-первых, мы пожинаем плоды одного из последних всплесков рождаемости, который пришелся на восьмидесятые годы. Этакая "подпевка" государству голосом молодых семей, окрыленных перестроечными напевами. А сегодня эти "восьмидесятники" сами уже папы и мамы, и теперь уже их чада достигли детсадовского возраста. Вторая причина нынешних длинных очередей в детсады кроется в том, что в советском прошлом их львиная доля имела ведомственную принадлежность.

Сеть дошкольных учреждений в лихие девяностые годы была практически разрушена: здания детских садов продавались, перепрофилировались. Вот поэтому в государственный садик сейчас своего малыша устроить можно либо добросовестно "отвисев" энное количество лет в очередниках, либо по великому блату. А что делать тем, кто поехал вставать на учет не с крыльца роддома и у кого нет знакомых в сфере дошкольного образования?

Альтернатива

Приходится либо искать няню, либо тратить силы на выбор частного детсада, которых за последние годы развелось, как тараканов в коммуналке. И если вы все-таки решили, что малыш должен воспитываться в социуме, в окружении других карапузов, отправляйтесь на поиски частных детских структур. По словам молодой мамы Екатерины Поповой, найти деньги на оплату сада - даже не полдела. Хотя сумма, как правило, ощутимая для бюджета среднестатистической семьи - в среднем 10 тысяч рублей в месяц.

- Тут вопрос в другом: есть ли в заведении лицензия на оказание таких услуг? - рассказывает мама четырехлетнего Арсения. - И как показывает лично мой опыт поиска подходящего места для сына, бОльшая часть садиков у нас нелегальны. А это большой риск в случае какого-нибудь форс-мажора.

Ситуация

Существующее положение на рынке частных детских садов, без преувеличения, окутано дымкой таинственности и недосказанности. Частники на контакт с журналистами не идут даже под предлогом полной анонимности. Так, директор одного из частных садов Красноярска отказалась от встречи, даже узнав, что ее телефон достался "по наследству" от проверенных знакомых - клиентов этого учреждения. А скрывать, если объективно взглянуть на положение вещей, есть что. Во-первых, большинство таких "храмов детского смеха" находятся в квартирах, что зачастую противоречит санитарным нормам. Во-вторых, дело попахивает нарушением закона об индивидуальном предпринимательстве - многие владельцы домашних яслей просто не оформляют свой бизнес в налоговой инспекции. Хотя такие юридические отклонения вовсе не означают плохого качества предоставляемых услуг. Подобные "грехи", с точки зрения законности, часто могут быть искуплены немаловажными для любого родителя показателями - развивающим обучением, вкусной едой и трогательностью отношений воспитателя и ребенка. Да и отсутствием слез малыша перед утренними сборами в сад.

Перефразируя знаменитую поговорку, вот и приходится нынешним мамам и папам жить по принципу: кто не рискует - тот сидит с ребенком сам. По данным управления образования администрации города, в Красноярске имеет право на легальное существование лишь один частный детский сад - "Алые паруса" в Центральном районе. Он был открыт еще в пору отсутствия дефицита мест в дошкольных учреждениях. Сейчас же, как рассказывает управляющая одним из детских садов на Взлетке, ужесточены санитарные нормы, повышены требования к учреждениям образования, что растягивает процесс сбора документов. Да и то не факт, признается бизнесвумен, что после полутора лет мытарств по всяким инспекциям получишь долгожданную лицензию.

Но вернемся к садику с литературным названием. Учитывая исключительность сего учреждения для Красноярска, задаешься вполне закономерными сомнениями - а хватит ли мест всем желающим? Чтобы не сотрясать воздух пустыми рефлексиями, решаем узнать обо всем из первоисточника - звоним руководителю "Алых парусов" Ольге Верхотуровой.

Эксперимент

Для чистоты эксперимента представляюсь Ириной и по телефону беседую с директором сада о наличии места для моего ребенка в их учреждении. По легенде, моей дочери 3,5 года. Нам с воображаемым отцом девочки знакомые очень советовали именно этот детский сад, и мы, соответственно, горим желанием в него попасть. Выслушав меня, г-жа Верхотурова сухо ответила про отсутствие свободных мест. Мы предусматривали, что карта может лечь не в нашу пользу, поэтому и запаслись козырем.

- Нам очень важно, чтобы ребенок был под присмотром профессионалов. Цена вопроса не суть важна, - выкладываю я.

- Значить, вы платежеспособны? - изменившись в голосе, уточняет Ольга Михайловна.

Получив в ответ на этот сакраментальный вопрос трогательную историю о том, что мы с мужем недавно переехали из Москвы, а в Красноярске у нас свой продуктовый бизнес, директор детсада обещала подумать, как нам быть. Захотелось помочь мигрантам из столицы, очевидно. Попросила перезвонить через полчаса.

Цена

Через 30 минут вновь набираю номер "Алых парусов". О чудо! Ольга Михайловна, как в русском фольклоре, "по амбарам помела, по сусекам поскребла" да и наскребла нам местечко в садике на улице Горького.

Обещала, что мы будем девятнадцатыми в группе. Конечно, не безвозмездно. Оценила руководитель свои хлопоты по устройству ребенка почти в 75 тысяч рублей. Это предоплата за четыре месяца пребывания в садике, за каждый - 11 тысяч. Плюс тридцать тысяч (благо, в российской валюте) в качестве вступительного взноса. Я начала интересоваться, что же за волшебное, исходя из ценника, воспитание может получить моя девочка. В перерывах между связками "значить так" Ольга Михайловна рассказала, что в их детском учреждении проводятся занятия по английскому языку и математике для развития логического мышления. Согласитесь, очень уж "необходимо" для трехлетнего малыша. Даже приписанная дочери аллергия на молочные продукты не стала камнем преткновения - Ольга Верхотурова обещала, что для девочки разработают специальное меню с учетом ее особенностей восприятия пищи. Под предлогом необходимости обсуждения таких условий с супругом я обещала перезвонить в сад на следующий день.

Через два дня звоню по тому же номеру, но с иной просьбой - прокомментировать "Красноярском комсомольцу" ситуацию на рынке частных детских садов. Предполагали, что услышим, мол, как сложно собрать документы для получения лицензии на этот вид деятельности, что нужно, чтобы попасть в конкретный садик. Но Ольга Михайловна наотрез отказалась общаться с прессой, ссылаясь на свой скорый отъезд. У журналистов, как известно, своя интерпретация всех подобных "отъездов" и " нехватки времени" - видимо, есть что скрывать.