Приднестровское урегулирование: "Запад спустит на Приднестровье всех своих собак". Признание Южной Осетии и Абхазии: "На фоне Южной Осетии и Абхазии Приднестровье может рассчитывать как минимум на широкую федерацию". Экономика: "Работаем, работаем, а приднестровская казна все пуста".

Приднестровское урегулирование: "Запад спустит на Приднестровье всех своих собак"

"После признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии ситуация вокруг Приднестровья уже не будет прежней, - пишет ИА "Ольвия-пресс". - Запад, гневно и в унисон осудивший решение Москвы, но все же понимающий, что возврата к прежнему состоянию грузино-абхазских и грузино-югоосетинских отношений невозможно, попытается взять реванш при разрешении молдавско-приднестровской проблемы. Вояж румынского президента по странам ГУАМ - стал лишь первой сверкой позиций стран юго-восточного региона Европы. Он наглядно показал, что Румыния, Украина и Молдавия в качестве первой цели, способствующей разрешению конфликта в пользу Кишинева, выбрали российских миротворцев. Их присутствие на берегах Днестра все эти годы было главным гарантом не только мира, но и де-факто существования приднестровской государственности. Поэтому, с 2002 года Молдавия не перестает настаивать на выводе российского миротворческого контингента из региона".

"После событий на Кавказе это требование, по всей видимости, усилится многократно. Причем, не исключено, что смены миротворческого формата будут требовать самые влиятельные международные организации, в том числе и ООН, предлагая, как альтернативу российским миротворцам, свои "голубые каски". Если Россия, поддавшись жесткому давлению, в конце концов, согласится на такой вариант миротворчества, то решающей роли она играть уже не будет", - отмечает информагентство. "Параллельно с заменой миротворческих сил на Приднестровье и Россию будет оказываться дипломатическое давление. Если переговоры в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ - посредники, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) возобновятся, то первые требования Молдавии, Украины и ОБСЕ будут связаны с переводом США и ЕС из статуса наблюдателей в статус посредников. Если до сих пор Запад не особо стремился к этому, то сегодня он крайне заинтересован играть более значимую роль на переговорах. Более жесткими будут на переговорах позиции ОБСЕ и Украины. Киев уже сегодня заявил устами министра иностранных дел Владимира Огрызко, что он "будет активизировать работу в контексте плана президента Виктора Ющенко по приднестровскому урегулированию, проводить серьезные консультации со странами, которые привлечены к урегулированию приднестровской проблемы". "Территориальная целостность Молдавии не должна быть нарушена", - такова официальная позиция Украины, которая, по словам Огрызко, "в настоящий момент активно работает над организацией контактов на всех возможных уровнях", - пишет информационное агентство.

"Усилится, по всей видимости, и экономическое давление на Приднестровье. Вполне вероятно, что Запад сообща с Молдавией и Украиной попытаются свести к нулю внешнеэкономическую деятельность ПМР. Сделать это в нынешних условиях достаточно просто, увеличив налоги, которые платят сегодня приднестровские предприятия, зарегистрированные в Молдавии, до таких размеров, что они будут не в состоянии делать отчисления в приднестровский бюджет, а то и вовсе будет невыгодно производить продукцию для зарубежных заказчиков", - отмечает ИА "Ольвия-пресс".

"Активизируют свою работу на приднестровском направлении и различные правительственные организации и западные фонды. Их цель - создание беспорядков, выведение на улицы протестного электората, возмущенного еще более ухудшившимся экономическим положением республики. Впрочем, экономические лозунги очень быстро сменятся политическими. Отставка нынешнего руководства республики и объединение с Молдавией, будут преподноситься как единственный способ выжить в условиях жесточайшей экономической и политической блокады", - пишет информагентство.

"Реально ли подобное развитие событий? Вполне. Признавая Южную Осетию и Абхазию и отказав в независимости Приднестровью, хотя оно имеет не меньше прав на суверенитет, исходящий из тех же самых постулатов, которые озвучила Москва, мотивируя свой шаг в отношении двух новопризнанных республик Кавказа, Россия не могла не осознавать, что Запад в ответ на это спустит на Приднестровье всех своих собак. Чтобы не допустить этого необходимо прямо сейчас дать понять Западу, что никаких силовых мер воздействия на Приднестровье не допустят. Речь вовсе не идет о вооруженном конфликте. США и Брюссель второй грузинской ошибки не допустят. Но бескровное силовое воздействие может быть куда более эффективным оружием, нежели танки и "Грады", - подчеркивает информационное агентство.

"Многие эксперты полагают, что России уже пора отказаться от мысли, что единственно возможный вариант разрешения молдавско-приднестровского конфликта - сохранение территориальной целостности Молдавии. Тем самым она поощряет Кишинев к усилению давления на Тирасполь и ставит под сомнение право народа Приднестровья самому определять свою судьбу. Позиции Молдавии и Приднестровья непримиримы. Ни та, ни другая сторона не собирается отказываться от них. Понятно, что военный путь разрешения конфликта уже исключен. Мирным же путем решить проблему можно только деструктивными действиями, доведя ситуацию до такого состояния, когда приднестровцы будут стоять перед дилеммой: либо смерть, либо возврат в Молдавию. И то, как говорят, Молдавии не обломится. Поэтому, по мнению политологов и экспертов, нужно уже сейчас начать разговор о мирном и цивилизованном разводе двух государств, издевкой судьбы проживших под одной крышей 50 лет из тех семи тысячелетий, которые насчитывает человеческая цивилизация", - подводит итог информагентство.

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Между реально проводимой политикой Республики Молдова и прописанным в Конституции страны нейтралитетом угадывается явное расхождение. Последние декларации Владимира Воронина о нейтралитете его государства по отношению к НАТО и приверженности России в Приднестровье оценивают критически, так как никто не склонен им доверять. Президент Приднестровья во время последней встречи с Владимиром Ворониным представил ему свое видение отношений между правым и левым берегами Днестра в виде союзного договора, где все расписано. До сих пор от Воронина никаких предложений по этому договору не поступило. Соответственно доверия руководству нет. Чтобы восстановить это доверие, необходимо, чтобы официальный Кишинев признал геноцид югоосетинского народа со стороны властей Грузии, чтобы те соглашения, которые ранее были подписаны с Приднестровьем, работали. Тогда уже можно будет встречаться за столом переговоров".

"Без признания прошлых преступлений со стороны правого берега Днестра построение добрососедских отношений между Приднестровьем и Молдавией невозможно. Пророссийские настроения Воронина объясняются предстоящими выборами. В борьбе за депутатские мандаты Владимир Воронин, как и прежде, использует российский козырь, уже сыгравший однажды решающую роль в исходе голосования. Общественность Приднестровья заявляет о недопустимости политического доверия Кремля руководству Молдавии, которое обещает непризнанной республике сохранение нейтрального статуса в случае перехода ПМР под молдавскую юрисдикцию", - отмечается в сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья.

"Новая газета" пишет: "После признания Россией Абхазии и Южной Осетии, по мнению президента ПМР, "уже нельзя жить в однополярном мире". Что касается недавней встречи президентов РФ и Молдавии, то, согласно точке зрения Смирнова, Дмитрий Медведев фактически предупредил Владимира Воронина об "адекватном ответе" России в случае войны на Днестре. В то же время Тирасполь будет последовательно работать с Украиной, которая выразила готовность провести ещё одну неофициальную встречу в формате "5+2". Работа же экспертных групп затормозилась из-за вопросов собственности, которую, уверен Смирнов, хочет контролировать Кишинёв. Говоря о роли участников переговорного формата, президент ПМР отмечает, что сейчас ЕС балансирует между Кишинёвом и желанием всё-таки решить приднестровский вопрос. В свою очередь, курс Приднестровья базируется на референдуме 2006 года. (17 сентября 2006 года в Приднестровье состоялся референдум о статусе республики, в ходе которого более 97% проголосовавших высказалось за независимость и последующее свободное присоединение Приднестровской Молдавской Республики к Российской Федерации - прим. ИА REGNUM)".

"Молдавии, по мнению Смирнова, надо "немедленно" признать ПМР, выйти из ГУАМ, ввести русский язык как второй государственный, войти в Союз РФ-Белоруссии. Россия примет то, о чём договорятся стороны конфликта, давить ни на кого не будет. РФ и ЕС могут помочь урегулировать проблему, а вот США для этого располагаются "далековато", - отмечает издание.

"Как утверждает президент Приднестровья, Молдавия де-факто признала Приднестровье, подписав с республикой соглашения в финансовой и иных сферах. Но при этом "нет веры Воронину", который не подписал Меморандум Козака. А Евросоюз, желая урегулировать молдавско-приднестровский конфликт, должен понять, что нельзя сделать это, оставаясь "вассалами США". В отличие от молдавского руководства лидер ПМР сомневается, что урегулирование произойдёт быстро. Приднестровью пока никто не предложил признания независимости, ибо РФ стоит на позициях норм международного права и территориальной целостности стран. Просто президент Грузии Михаил Саакашвили сам разрушил своими действиями целостность Грузии", - пишет "Новая газета".

"По мнению Смирнова, международные права без силы ничего не значат. Приднестровью же следует, прежде всего, надеяться на себя. У ПМР нет и общей границы с РФ, но следует "при всех раскладах защитить права приднестровцев". С экономической точки зрения улучшения, по мнению президента, можно добиться, подключившись к национальным проектам России. В политике же "мы готовы к переговорному процессу", но сегодня "нельзя соединить общества, которые развивались разными путями". Выросли поколения, которые не знают Приднестровье или Молдавию. Ответственность за прерывание переговоров Смирнов возложил на Кишинёв. Бывший глава миссии ОБСЕ взывал в 2006 году к министру реинтеграции Молдавии: "Не уходи, Шова!", - но это, по не помогло. (28 февраля 2006 года в Тирасполе в здании офиса миссии ОБСЕ проходил второй этап четвертого раунда переговоров по приднестровскому урегулированию в формате "5+2". Переговоры проходили за закрытыми дверями. Более чем через четыре часа после начала совещания представители молдавской делегации во главе с министром реинтеграции Республики Молдова Василием Шовой покинули зал заседаний. Шову пытались остановить сначала глава миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл, потом - представитель делегации от Приднестровья Александр Порожан. Однако Василий Шова от своего намерения не отказался и без комментариев покинул переговоры - прим. ИА REGNUM)", - пишет издание.

"Президент ПМР отмечает, что в формате "5+2" Украина могла бы взять на себя транспортные вопросы, Россия - гуманитарные, а ОБСЕ и Европа - экологию. О роли США президент ничего не говорит, но понятно главное: официальный курс на полную независимость Приднестровья остаётся пока что неизменным", - резюмирует газета.

Признание Южной Осетии и Абхазии: "На фоне Южной Осетии и Абхазии Приднестровье может рассчитывать как минимум на широкую федерацию"

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "С момента признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии прошло десять дней. Один из итогов минувших десяти дней прямо касается Приднестровья. Оно не попало в "первую волну" признания. Однако получение Абхазией и Южной Осетией независимости изменит (и уже с самого начала изменило) характер дискуссий о приднестровском статусе. Раньше речь шла о четырех возможных вариантах: 1) автономии в составе Молдавии; 2) федеративном государстве Молдавии и Приднестровья; 3) конфедерации Молдавии и Приднестровья; 4) полном суверенитете ПМР. Сегодня первый вариант объективно исключается, а третий становится самым реальным (при условии, что его поддержит население республики). На фоне финала в Южной Осетии и Абхазии Приднестровье может рассчитывать как минимум на широкую федерацию или на конфедерацию".

"Также стало ясно, что у государств содружества "За демократию и права народов" (СДПН) сейчас несколько разные приоритеты. Южная Осетия и Абхазия уже признаны, Приднестровье же нет. Оно пока завязнет в переговорном процессе. Сейчас трудно сказать, как скажутся на судьбе содружества различные устремления входящих в него государств. Во всех трех столицах сегодня уверяют, что СДПН останется, а новый формат его работы определится к октябрю. Югоосетинские и абхазские политики обещают начать акции в поддержку признания Приднестровья. Через полгода можно будет делать выводы о том, насколько эффективно содружество в новых условиях", - отмечает информагентство.

"Новая газета" пишет: "После признания Южной Осетии и Абхазии в тактическом плане Россия постарается в ближайшее время добиться признания независимости этих республик ещё каким-то количеством стран. Оптимальным вариантом было бы признание со стороны Китая и Индии, но у Китая есть своя "Южная Осетия" в лице Тайваня, а у Индии головной болью является проблема Кашмира. Поэтому на данном этапе раскачивать "приднестровскую лодку" Россия не станет. Но всё равно обстановка на Днестре неоднозначна".

"Можно предположить следующее: 1. Россия не будет в ближайшее время признавать независимость ПМР по примеру ЮО и Абхазии. 2. Россия не станет выводить из ПМР части Объединенной группы российских войск и реструктуризировать миротворческие силы (МС). 3. Союзники руководства ПМР в Москве будут активно пиарить точку зрения, прозвучавшую в ходе встречи президентов Румынии и Молдавии относительно реструктуризации МС. Возможно, была проведена политико-разведывательная комбинация по "подставе" Воронина через кого-либо из кишинёвских чиновников или румын. 4. Экономическая поддержка ПМР Россией будет усилена. Возможно прямое военно-техническое сотрудничество между Россией и ПМР, в том числе поставка оружия приднестровской армии, модернизация техники, обучение приднестровцев в военно-учебных заведениях РФ, помощь в создании полноценного военного образования в ПМР. 5. Любой вариант приднестровского урегулирования на унитарной основе не будет поддержан Россией. 6. В случае прихода правых, в том числе унионистов, к власти в Молдавии в ходе выборов-2009, возможно признание ПМР Москвой. Но такой приход выглядит пока маловероятным. 7. До озвучивания новых предложений России, приднестровское руководство будет демонстрировать непримиримость и стремление к полной независимости. Это будет призвано "подготовить" Молдавию к предполагаемой программе максимум РФ: выходу Молдавии из ГУАМ, вступлению в Союз России и Белоруссии, введению второго государственного языка, отказу от безоговорочного курса Кишинёва на евроинтеграцию. 8. Приднестровское руководство постарается работать с Украиной, несмотря на сложные отношения Киева с Россией", - пишет издание.

"Встречи президента РФ с главами Молдавии и ПМР ознаменовали стремление России взять на себя роль главного модератора приднестровского урегулирования. Характерно, что Смирнов и Воронин противоположно трактуют политику Кремля после упомянутых контактов. Это означает, что Россия не выложила все свои карты на переговорный стол. В любом случае с сентября 2008 года ситуация вокруг ПМР будет развиваться в русле крушения прежней системы международного права, когда каждый из участников формата "5+2" может попытаться устанавливать свои правила политической, дипломатической и военной игры", - отмечает издание.

Экономика: "Работаем, работаем, а приднестровская казна все пуста"

Газета "Профсоюзные вести" пишет: "По данным молдавских органов статистики, на 1 августа 2008 года в Молдавии зарегистрированы 454 приднестровских экономических агента. На постоянной основе - 160, на временной - 294. Общий объем торгового оборота предприятий ПМР, оформленных таможенной службой Молдавии, составил $654,4 млн (экспорт - $569,5 млн, импорт - $84,9 млн). 88% таможенных деклараций на экспорт продукции были оформлены Молдавским металлургическим заводом (ММЗ) и Рыбницким цементным комбинатом. Объем экспорта в 2008 году по сравнению с соответствующим периодом 2007 года увеличился на 55%".

"В январе-июле 2008 года ММЗ отгрузил около 465 тыс. тонн продукции на сумму $357,2 млн, что составило 62,7% от общего объема экспорта приднестровской продукции. В январе-июле 2008 года металлурги экспортировали свою продукцию в 36 стран мира, более 46% продукции ММЗ отправляет в Россию. За соответствующий период объем экспорта продукции легкой промышленности в сравнении с соответствующим периодом 2007 года вырос на 32,2%. Из общего объема экспорта этого вида готовая продукция (верхняя одежда, обувь) составила почти половину, постельное белье - 38,8% и ткани - 13,1%. Более 85% всей продукции экспортировалось в страны ЕС. Третью позицию по объемам экспорта занял Рыбницкий цементный комбинат. В 2008 году по сравнению с соответствующим периодом прошлого года объем экспорта цемента вырос в 8 раз. Продукция экспортировалась преимущественно в РФ, Румынию и Сектор Газа (Палестина)", - отмечает издание.

"В январе - июле 2008 года в географии экспорта по-прежнему главенствуют страны СНГ ($272,5 млн или 47,9% всего экспорта) и Европейского союза ($195,5 млн или 34,3%). Всего же, продукцию, произведенную в Приднестровье, импортируют 69 стран мира. Более 80% всего приднестровского экспорта приходится на 9 стран: Россию, Румынию, Польшу, Италию, Германию, Украину, Турцию, Сирию, Австрию", - пишет газета.

"Вот и получается, что работаем, работаем, а приднестровская казна все пуста", - резюмирует издание.

"Новая газета" пишет: "В 2008 году внешнеторговый оборот ПМР увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом. Экспорт превосходит импорт, урожай вырос в четыре раза. Дают отдачу законы по сельскому хозяйству, не осталось ни одного гектара незакреплённой за хозяевами земли, убраны все зерновые. Как заявляет президент Смирнов, "нам будет что жевать".

"В уходящем году росли пенсии, зарплаты, но оказывал негативное влияние продовольственный кризис, от которого цены на продукты в мире выросли на 55%. Приднестровью же мешает большая инфляция, особенно проявившаяся в 2007 году. К тому же 93 млн рублей ПМР (1 российский рубль = 0,36 рубля ПМР - прим. ИА REGNUM) выделено на преодоление последствий наводнения", - отмечает издание.

"По словам Смирнова, для борьбы с результатами паводка Приднестровье ни у кого не просило помощи, но все же 4 августа этого года президент написал письмо генсеку Совета Европы Терри Дэвису с просьбой о выделении ПМР гуманитарной помощи. Ответ Дэвиса 12 августа был таков: поблагодарив за письмо, он "выразил солидарность" и с Тирасполем, и с Кишинёвом. Этот ответ, по мнению Смирнова, можно перевести на русский язык так: "Я вам сочувствую, но идите подальше!". Россия же сама помогла республике. Велика в этом роль премьера Владимира Путина и мэра Москвы Юрия Лужкова", - пишет газета.