Обзор СМИ Алтайского края за 1-5 сентября 2008 года

Советник руководителя Росавиации: "В авиаальянсе - агония". Затянувшийся урок: одной из главных проблем многих школ является возраст педагогов. Что происходит с ценами на недвижимость в районах Алтайского края, где реализуются крупные инвестиционные проекты? Как бороться с "черными потребителями"?

В Алтайском крае, как и во всей стране, проблемы с отправкой рейсов AirUnion. Свое расследование по этому поводу представила на сайте news.altapress.ru 3 сентября журналистка Лариса Васильева под заголовком: "Советник руководителя Росавиации: "В авиаальянсе - агония".

"Начиная с 23 июля, я внимательно отслеживала конфликты, возникающие в аэропортах страны, когда пассажиров бортов различных российских авиакомпаний предупреждали, что лайнеры, в связи с непогашением долгов, обслуживаться в аэропортах не будут. И "первой ласточкой" таких ультиматумов стали авиаперевозчики, совсем не имеющие отношения к альянсу AirUnion. Как уже сообщала наша лента новостей, хабаровский аэропорт известил пассажиров авиакомпании "Дальавиа" о том, что лайнеры этого перевозчика в порту обслуживаться не будут, если руководство авиакомпании не примет мер по погашению долга. Речь шла тогда о 15 миллионах рублей. Но в назревающий конфликт вмешалось правительство Хабаровского края, которое "поручилось" за "Дальавиа"", - пишет автор.

"На сегодня (разговор состоялся 2 сентября, - прим. авт.) авиакомпания нам должна 201 миллион рублей, - говорит Алексей Власов, генеральный директор хабаровского аэропорта, - мы продолжаем обслуживать лайнеры "Дальавиа". Правда, неизвестно когда погасится этот долг. Но топливо когда-нибудь "в долг" закончится. И мы можем попросту остановить работу аэропорта. Все! Как долго будет продолжаться ситуация, когда мы обслуживаем воздушные суда даром, даже я не могу сказать. Не думаю, что наше правительство рассчитается за "Дальавиа". И даже самый грамотный менеджемент не выведет сложившуюся ситуацию из "пике"".

В барнаульском аэропорту все же пошли на крайние меры - обслуживать частично воздушные суда альянса AirUnion ("Красэйр", "СибАвиаТранс", - прим. авт.).

"Да, пассажиры недовольны, - говорит Виталий Архипенко, генеральный директор авиапредприятия "Алтай", - но поймите и нас! Ведь, если долг авиакомпаний будет расти, как снежный ком, мы тоже не сможем работать! И те же пассажиры, которые приобрели билеты на рейсы "Аэрофлота", "Сибири" будут возмущаться из-за того, что аэропорт не обслуживает суда этих перевозчиков. Долговые проблемы могут парализовать работу абсолютно всех аэропортов, если срочно, повторю - срочно - не вмешается правительство. А то, что представители пресс-службы AirUnion говорят о том, что кризис в компании настал после резкого скачка цен на авиакеросин - чистейший бред! В прошлом году не было такого скачка цен. Но "Красэйр" за 2007 год рассчитывался с нами вплоть до мая 2008 года - возвращали 7 миллионов рублей. И почему из-за долга этой авиакомпании должны страдать пассажиры других перевозчиков?!".

Евгений Янкилевич, генеральный директор томского аэропорта, где уже третий день подряд "зависают" барнаульские пассажиры (борты "Красэйра" в барнаульском аэропорту заправляют частично, - прим. авт.) сказал корреспонденту, что санкции в отношении пассажиров "Красэйр" слишком жестоки. Особенно, когда люди возвращаются из отпусков.

"Среди авиаторов произошел раскол, - говорит гендиректор, - одни - за применение жестких санкций, другие - на стороне пассажиров. Но я бы такие меры не применял, не делал бы из пассажиров заложников проблем, и больших проблем в авиаотрасли России".

Чтобы более детально узнать об этих проблемах, журналистка обратилась в Дальневосточное окружное управление Федерального управления воздушного транспорта (Росавиация), к главе ведомства Андрею Ламехову:

"Это системная проблема, - говорит глава Дальне-Восточного окружного управления Росавиации, - пассажиры, заранее запланировав отпуска, купили билеты в марте-апреле на май, июнь, июль. За это время - до периода отпусков - поднялась стоимость топлива. В условиях значительного прироста объема перевозок пассажиров (в этом году процент прироста составил 20 процентов по сравнению с прошлым годом, - прим. авт.) у эксплуатантов не хватило оборотных средств. Возникла пиковая ситуация с долгами... Пять минут назад я разговаривал с Евгением Бачуриным, главой Росавиации, а полчаса назад с Игорем Левитиным, министром транспорта РФ. Министр высказался очень резко по сложившейся ситуации в гражданской авиации - накажем, в прокуратуру на вас подадим, чтобы расследовали конфликты, в которые невольно оказались "втянутыми" пассажиры. Евгений Бачурин сказал несколько по-другому: мы рассматриваем факт неоплаты авиаперевозчика топливному оператору, как спор хозяйствующих субъектов. В котором, к сожалению, заложниками становятся конкретные пассажиры. Мы признаем, что пассажиры не виноваты в том, что существуют неплатежи, задолженности, что правомерны топливо-заправочные комплексы (ТЗК) в своих отказах заправлять воздушные суда должников. Но как в таких случаях может повлиять Росавиация на ситуацию? Сделать внеплановую проверку финансовых показателей (соответствующее распоряжение мы уже получили - телеграмму, подписанную Евгением Бачуриным) и попытаться повлиять на перевозчиков, в частности, на "Красэйр" в плане выполнения своих обязательств перед пассажирами задержанных рейсов. Но ситуация в авиаотрасли страны складывается так, что не только члены альянса AirUnion должны. Насчет "Дальавиа". Я не могу сказать, что эксплуатант ничем не занимается. Меры принимаются. Сдерживаем ситуацию - чтобы хабаровский аэропорт не остановил "Дальавиа" в ближайшее время. Но эти меры я пока озвучить не могу. А после пикового сезона будем рассматривать вопрос и по "Дальавиа". Действительно, как это ни обидно, но только финансово устойчивый и крепкий эксплуатант может выжить в настоящих условиях: у которого качественный менеджмент: когда можно просчитать ходы на рынке перевозок - и в стоимости топлива, и в конкурентной борьбе. Если рассматривать сложившуюся ситуацию, как конкурентную борьбу, то государство, видимо, устраивает, если таких эксплуатантов будет порядка шести по России. Но... Дело в том, что сейчас практически все перевозчики столкнулись с проблемами - S7, "Трансаэро", "Аэрофлот". Просто компании альянса приняли удар на себя первыми. И далее пойдет, как снежный ком... Самое обидное то, что этот "нарыв" проявился в период массовых перевозок. Не хочу сказать, что отрасль на грани, но... с пиковой ситуацией не справились".

Чтобы выяснить, на "какой грани" отрасль гражданской авиации, Лариса Васильева позвонила Сергею Самошину, советнику руководителя Росавиации: "Как в любых отраслях, в нашей тоже есть проблемы, - говорит Сергей Самошин, - это видит вся страна. Надо говорить о том, что в тех авиакомпаниях, где есть государственное присутствие, менеджмент не столь эффективен, не так поворотлив, как у коммерческих авиаперевозчиков. Проблема даже не отрасли, а экономики всех нормальных стран. Что сделать в этой ситуации? Я не знаю. Государство уже две недели думает. Пока ситуация не "разруливается". Это агония. И пока политическое решение не принято. Что, премьер-министр будет каждые две недели принимать решения о выделении из госрезерва дополнительных средств на погашение долгов? Но это не решение проблемы. А решение проблемы, на мой взгляд, только в соблюдении законов. Вот, не выполняет авиакомпания обязательств. Значит, пассажиры должны обращаться в суд. А мы будем отзывать сертификат у этой авиакомпании. И закрывать ее. Но сейчас лоббируется такой вопрос - если объявить компанию банкротом, следовательно, не будут возвращены долги. Ну и что?! Должны страдать люди?! Мне кажется, что надо закрывать... Пока никакого решения по больному вопросу не принято.В любом случае, надо будет разруливать ситуацию. А пока мы дали предписание прекратить продажу билетов зимнего расписания альянса AirUnion. Но проблемы-то у абсолютно всех перевозчиков! Начнем с того, что мы добывающая страна, а у нас керосин дороже, чем у другой зарубежной страны, которая не ведет добычу нефти. Где государство?! Можно бесконечно говорить о макроэкономических проблемах и тенденциях... Как решать сложившиеся проблемы? Если честно, я не знаю. А то, что сделали предписание главе нашего ведомства... Просто Евгения Бачурина сделали крайним", - резюмировал собеседник.

Проблему педагогических кадров, а вернее, старения педагогов, затронула 5 сентября корреспондент "Российской газеты"-Алтай Алена Пушкарева в материале "Затянувшийся урок. Одной из главных проблем многих школ является возраст педагогов".

По словам автора, новый учебный год Алтайский край, в отличие от некоторых соседей по СФО, начал почти с полным комплектом педагогов. На сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях региона преподают 26,6 тысячи учителей. Всего в системе общего образования трудятся более 47 тысяч педагогов.

Несколько последних лет система образования края переживает метаморфозы, называемые реструктуризацией. Этот процесс предполагает видоизменение сети общеобразовательных школ. Маленькие школы или консервируют (таких не больше десятка), или делают филиалами более крупных, которые, в свою очередь, активно оснащаются компьютерами, интерактивными досками и прочими электронными атрибутами современного образовательного процесса. За последние четыре года общее количество школ сократилось почти на сотню - сейчас в крае насчитывается 1411 общеобразовательных учреждений. В этом году реструктуризация коснется еще 43 школ. Почти девять тысяч детей на 500 школьных автобусах ездят учиться в соседние села.

"В новых условиях о дефиците учительских кадров в регионе говорить не приходится. Это и неудивительно: практически после любой реструктуризации несколько педагогов не выходят на новое место работы (иногда единственным специалистом, который отказывается от предлагаемого трудоустройства, является директор присоединяемой школы). Чаще всего педагоги из закрываемых школ отправляются на заслуженный отдых - благо, что уже или возраст позволяет, или выслуга лет", - отмечает автор.

И хотя, как признали в управлении края по образованию и делам молодежи, на 1 сентября в школах региона считаются свободными 56 вакансий, детям преподают все предметы в предписанном объеме. Часы незанятых ставок разделили между собой работающие учителя. Педагогические ставки свободны преимущественно в сельских районах - Заринском, Косихинском... Здесь штаты позволяют принять на работу учителей русского языка, математики, английского и немецкого языков (кстати, с учителями английского непросто и в соседней Республике Алтай - там на свободные семь вакансий будут приглашать поработать уже ушедших на отдых учителей-пенсионеров).

"Тем не менее "учительский вопрос" с повестки дня снимать опасно: многие директора, особенно сельских школ, обеспокоены значительным количеством людей предпенсионного и пенсионного возраста в учительской среде. Согласно официальной информации, педагогов, перешагнувших отметку пенсионного возраста, не так много - 3324 человека (около 12,5 процента от общего числа). Но, как показывает практика, большинство из них работает в сельских школах, где процесс омоложения кадров идет тяжелее, чем в городах", - подчеркивает журналист.

В селе Мартыново Ельцовского района учебный год начался в новой школе - за несколько месяцев достроили и оснастили бывший "долгострой". Директор школы Иван Еловиков, показывая школьные владения, признался корреспонденту "РГ": "Значительной части нашего коллектива больше 45 лет. Девять педагогов - пенсионного возраста. Они все работают, потому что пенсионное обеспечение у нас не на должном уровне. И пока молодым в коллективе места, вроде, и нет. Но ведь настанет момент, когда мое поколение не сможет работать и уйдет. И что тогда будет? Пополнение коллектива молодыми кадрами идет непросто".

Процесс омоложения учительских кадров особенно тяжело идет в сельской местности. "Увы, далеко не все "молодые кадры" - выпускники педагогических вузов - стремятся попасть в школу, тем более в сельскую. Дело здесь и в скромной зарплате, и в отсутствии жилья, и даже в том, что не в каждой деревне можно выйти замуж... По мнению молодых педагогов, сейчас в школе тяжело работать психологически - когда учительский костяк "старше 45", да еще и в подавляющем большинстве своем женский, прижиться в коллективе весьма непросто", - констатирует Алена Пушкарева.

"Что происходит с ценами на недвижимость в районах Алтайского края, где реализуются крупные инвестиционные проекты?", - на этот вопрос пытается ответить 4 сентября корреспондент газеты "Свободный курс" Анна Вальцева.

"В американском Детройте дом сегодня стоит дешевле, чем новый автомобиль. Виноват в этом не только ипотечный кризис - в городе сворачивают крупнейшее автомобильное производство, сокращают рабочих, на что и отреагировали цены на недвижимость. Село Солоновка Смоленского района Алтайского края пережило недавно похожую, но обратную ситуацию. Цены на жилье и земельные участки мгновенно отреагировали на новость о том, что здесь будет реализован огромный инвестиционный проект по строительству игорной зоны. Некоторые дома с участками "уходили" за 1,5 миллиона рублей, притом что до этого за них просили 200 тысяч", - начинает повествование журналистка.

Сегодня в Алтайском крае действуют несколько крупных инвестиционных проектов в разных сферах экономики. "СК" выяснил, как это влияет на цены на недвижимость в тех районах, в которых эти проекты реализуются.

Трамплин для цен

Эксперты подтверждают, что подобные проекты действительно влияют на локальные рынки недвижимости.

"Это неотъемлемая часть экономической жизни любого региона, - говорит Тимур Брегадзе, исполнительный директор "Группы Компаний "Магистр"". - Поэтому реализация крупных инвестиционных проектов в той или иной отрасли, безусловно, отразится на этом сегменте. Но чтобы правильно оценить последствия влияния реализации инвестпроекта на локальный рынок недвижимости, нужно детально проанализировать сам проект".

"Цены на недвижимость действительно реагируют на такие вещи и в некоторых случаях взлетают с космической скоростью, - рассуждает Елена Завадская, ведущий эксперт компании "Миэль-недвижимость". - Нам, например, предлагали выставить на продажу земли в Белокурихе, и ими заинтересовалась Москва. Мы сделали расчеты, составили бизнес-план и выяснили, что цены завышены. Такими, как сейчас, они могут стать только тогда, когда все разовьется и на месте Белокурихи будет "город-сад". Тем не менее владельцы цен не снижают - "пусть стоит"".

Тимур Брегадзе вспомнил ситуацию в Смоленском районе, когда бизнес-сообщество стало скупать земельные участки, не определив, возможно ли там строительство игорной зоны, не учтя природно-географические и иные характеристики территории.

"В результате цены на земельные участки в этом месте за короткий срок выросли в десятки раз (по нашим данным, цена за сотку доходила до 1 миллиона рублей), - говорит Тимур Брегадзе. - И это только после появления информации, что там будет реализован данный проект, без конкретных действий со стороны органов государственной власти! Сегодня последствия подобных решений со стороны предпринимателей всем известны - земля в Солоновке больше никому не нужна!".

Зато теперь цены на недвижимость растут в Алтайском районе, где развивается "Бирюзовая Катунь" и планируется строительство игорной зоны.

Все выше и выше

Таких "точек роста" на карте края сегодня достаточно много. "Алтайкоксохимстрой" реализует крупный инновационный проект в сфере производства стройматериалов в Заринске. В Локтевском районе это же предприятие инициировало строительство цементного завода. Идет активное инвестирование в сферу животноводства. В Бийском и в Зональном районах скоро начнет работу птицефабрика "Алтайский бройлер", в Троицком районе строится молочный комплекс. И это далеко не все. По информации Главного управления сельского хозяйства края, в 2008 году собираются построить и реконструировать около 60 объектов животноводства, для чего нужно привлечь не менее 3 миллиардов рублей инвестиционных кредитных ресурсов. Кроме того, не забываем о "Бирюзовой Катуни" и "Сибирской монете" в Алтайском районе. Здесь цены на недвижимость продолжают расти.

"Жилье в нашем районе всегда стоило дороже, чем в соседних. Здесь замечательные климатические условия, нормальные дороги, к нам переезжали и переезжают пенсионеры с Севера - из Тюмени, Якутии. И это было еще до появления особых экономических зон, - рассказывает Геннадий Попов, первый заместитель главы администрации Алтайского района. - Сегодня мало-мальски благоустроенный кирпичный дом в райцентре девять на девять метров стоит 3,5 миллиона рублей. А это не поселки Ая и Катунь, где активно развивается туризм! Приобретая участок в Ае, покупатель, по сути, вливается в курортную зону, и этот участок в будущем, возможно, начнет давать ему хорошую прибыль. Посудите сами, место в благоустроенном домике у частников в высокий сезон стоит около 1,5 тысячи рублей с человека в сутки!".

Но, несмотря на все это, Геннадий Попов уверен, что процесс роста цен в ближайшее время остановится.

Другая история - совсем не туристическая. Как только стало известно, что в Горняке будет проинвестировано строительство крупного цементного завода, и здесь выросли цены на жилье. Причем весьма заметно - в три, а то и в четыре раза!

"В нашем районе, и в Горняке в том числе, долгое время шел спад производства, - говорит Зинаида Смайлова, председатель комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Локтевского района. - Поэтому ни население, ни предприятия не инвестировали свои средства в строительство жилья. У нас был только вторичный рынок. Благодаря инвестиционному проекту цены на жилье значительно выросли. Двухкомнатную квартиру в июле-августе прошлого года можно было купить за 250-300 тысяч рублей. Сейчас она стоит не меньше миллиона. Люди понимают, что у территории появилась перспектива. Причем понимают это не только жители нашего района, но и из других территорий края, из других регионов. Люди, у которых есть свободные средства, которые зондируют почву, следят за движениями на рынке недвижимости и инвестиций, просто приезжают сюда и скупают квартиры. Это поднимает цены, больно бьет по карману наших жителей. Но в то же время мы живем большими надеждами относительно этого проекта".

На том же месте

Однако в других районах края, где уже реализовываются или пока только планируют реализовывать инвестиционные проекты, по мнению наших источников, будет складываться другая ситуация, которая не приведет к резкому повышению цен на недвижимость. Речь в первую очередь идет о проектах в области сельского хозяйства.

"Во-первых, подобные проекты рассчитаны на долгосрочное инвестирование средств, а не на быструю окупаемость, - говорит Тимур Брегадзе. - Во-вторых, они не приведут к массовому привлечению трудовых ресурсов извне, так как уровень безработицы в малых городах края и близлежащих территориях довольно высок".

"У нас, думаю, цены на недвижимость не вырастут, - подтверждает Владимир Шаров, заместитель главы администрации по социальным вопросам Троицкого района. Здесь, в селе Беловском, в 30-ти километрах от райцентра, строится сейчас крупный молочный комплекс".

"Насколько мне известно, - продолжает Шаров, - там будут применены новые технологии, и речь будет идти о сотне рабочих мест, процентов 70 из них займут местные жители. Цены на жилье, возможно, вырастут тогда, когда комплекс будет успешно работать, а рядом начнет развиваться иная инфраструктура - культурная, спортивная, и местность станет более привлекательной для жизни. Но это будет нескоро".

Цифра

3,5 миллиона рублей стоит мало-мальски благоустроенный кирпичный дом площадью 80 квадратных метров в райцентре Алтайское. В Барнауле трехкомнатную квартиру примерно такой же по площади можно купить за 2,5 миллиона рублей.

За 250-300 тысяч рублей можно было купить двухкомнатную квартиру в Горняке в июле-августе прошлого года. Сейчас она стоит не меньше миллиона. В соседнем Рубцов­ске, который значительно крупнее, жилье стоит примерно так же.

Цитата

Геннадий Попов, первый заместитель главы администрации Алтай­ского района: "Туристический период короток, цены заоблачные, простой человек приехать к нам уже не может. Если мы сделаем так, что туристы смогут приезжать сюда круглый год, цены на услуги будут ниже. Соответственно остановится и рост цен на недвижимость в нашем районе".

Мы нередко сталкиваемся с некачественными товарами и услугами и знаем азы Закона "О защите прав потребителей". Но есть и другая проблема в цепочке взаимоотношений "продавец-покупатель". Это потребительский экстремизм, - пишет 5 сентября корреспондент "Вечернего Барнаула" Тамара Попова. Как бороться с "черными потребителями"?

"Большинство из нас покупают одежду, чтобы носить ее долго, однако некоторые барнаульцы поняли, что легковерных предпринимателей и некомпетентных продавцов можно использовать в качестве источника постоянного дохода. Свежую историю рассказала "Вечёрке" частная предпринимательница Наталья Исаева (имя изменено). У нее - свой магазин женской одежды на территории Индустриального района. По одной из покупательниц Наталья уже сверяла календарь. Прикупает девица вечернее платье - значит, Новый год на носу, дорогущий фирменный бархатный жакет примеряет - стало быть, скоро 8-е Марта. Все эти покупки объединяло одно: на следующее утро они обязательно возвращались в магазин: то в носке вещь оказалась неудобной, то фасон неподходящий", - пишет автор. А однажды "экстремистка" предъявила дырку в шве. Продавец Елена головой ручается, что когда помогала девушке примерять платье, дырки не было:

"Я еще подумала тогда: ну надо же, насколько безупречно смотрится вещь на точеной фигурке, - говорит собеседница. - Скорей всего, покупательница сама проделала дыру в шве дома, ножницами. Да и дезодорантом подозрительно от платья пахло, его явно носили накануне. Я недавно работаю в этом магазине, и у меня это первый такой случай. Наталья, чтобы не раздувать скандала, деньги девушке вернула. А мне строго - настрого наказала: не продавать больше ей ничего. Напрямую, конечно, этого сделать нельзя. Но мы хитрим. Можно сказать покупательнице, что вещь ей не к лицу или что вы не знаете цен нового завоза. Уверена, что "черный экстремистский список" любителей халявы есть в любом крупном магазине города".

И в самом деле, какая это прелесть - бесплатный прокат, - отмечает журналистка. - Сходила в обновке в ресторан, а на следующее утро вернула... "Вечёрка" с удивлением обнаружила, что Елена права. На Старом базаре за сорок минут удалось услышать десять подобных историй. Есть "черные списки" и в респектабельных торговых центрах - "Седьмой континент", "Сити-центр", "Норд-Вест", "Европа", поскольку город у нас небольшой, и слава о "халявщиках" летит быстро.

Частный предприниматель Д. известен в Индустриальном районе тем, что выиграл уже несколько исков в суде против любителей пожить красиво за его счет. Его магазины торгуют обувью - товаром специфическим. У многих предпринимателей, работающих в этой сфере, есть разработанные гарантийные талоны или так называемые торговые договоры, в которых четко оговариваются все условия, при которых продавец обязуется принять назад товар. Предприниматель рассказал, что в этом документе учтены сезонность, вид обуви, условия ее эксплуатации. Даже при том, что расписано, казалось бы, все, ситуации время от времени возникают, и дорогущие офисные "шпильки", купленные накануне вечером, пытаются вернуться в родной магазин уже на следующее утро, изрядно потоптанными. Ведущий специалист комитета по потребительскому рынку администрации Индустриального района Людмила Тишкова подтверждает, что проблемы возникают чаще всего с женской одеждой, поскольку на нее не дается гарантия:

"Инциденты возникают нечасто, обычно - после Нового года, 8-го Марта, выпускных вечеров. Предпринимателям могу посоветовать спокойно к ним относиться, - говорит Тишкова. - В первую очередь попросите покупателя написать письменное заявление-претензию с четким указанием причины, по которой сдается вещь. Если он заявляет, что вещь не была в употреблении, а вы видите явные следы носки, смело можете отказывать в возврате денег, четко аргументировав отказ тем, что вещь эксплуатировалась, хорошо бы в присутствии потребителя сделать и опись вещи. Почему от нее пахнет дезодорантом, если покупательница не носила платье? Это случай, предусмотренный статьей 25 Федерального закона "О защите прав потребителей", он дает право обменять товар, не подошедший по форме, расцветке, размеру, фасону или комплектации в течение 14 дней. Но с условием, что товар имеет фабричные ярлыки и сохранный товарный вид (речь не идет о нижнем белье, например, не подлежащем обмену). Если в этом случае покупатель не подобрал себе ничего подходящего для обмена, он имеет право в течение трех дней вернуть свои деньги".

Этой схемы "цивилизованных разборок" Людмила Дмитриевна советует придерживаться обеим сторонам, если товар качественный. Но ни тем, ни другим не стоит бояться ситуации, когда претензии к качеству товара обоснованы. Статья 18 Закона "О защите прав потребителей" - случай, когда потребитель сразу идет в суд. А закон, став настольной книгой предпринимателя, поможет ему доказать свою правоту в суде, если производственный брак умело сымитирован самим "экстремистом" маникюрными ножничками в домашних условиях.

"Даже если нет гарантийного срока на приобретенную вещь, экспертиза поможет выявить правых и виноватых. Первый этап, по закону, - проверка качества, причем право потребителя - присутствовать при осмотре вещи. Второй - экспертиза товара. Без нее сложно обойтись, если предприниматель настаивает на умышленной порче вещи, а покупатель твердит, что брак производственный. Если эксперты установят, что он появился в результате неправильной эксплуатации вещи, тогда потребитель обязан возместить стоимость экспертизы. Устное заключение эксперта обойдется любой из сторон около трехсот рублей (по обуви) и в размере 400 - по одежде. Как правило, предприниматели, уверенные в своей правоте, охотно соглашаются на проведение экспертизы, стоимость которой более тысячи рублей, поскольку взыскать свои деньги они смогут через суд. На самом деле предпринимателей, работающих на таких цивилизованных основаниях, у нас уже много. Продавцы и покупатели постепенно привыкают к таким решениям конфликтных ситуаций, хотя по-прежнему, по статистике, в 90% случаев суды удовлетворяют покупательские претензии", - заключает автор.