Бургуджи: Евросоюз превратился в участника молдавско-приднестровского конфликта

Кишинёв, 5 сентября 2008, 09:57 — REGNUM  "Евросоюз из беспристрастного арбитра переговорного процесса по молдавско-приднестровскому урегулированию, фактически превращается в участника конфликта. Об этом свидетельствуют высказывания спецпредставителя ЕС в Молдавии Кальмана Мижея на брифинге 2 сентября 2008 года в Кишиневе. В частности о Меморандуме Козака он заявил, что данный документ "...содержит много серьезных недостатков, не позволяющих Евросоюзу принять его за основу для разрешения приднестровской проблемы", - заявил 4 сентября корреспонденту ИА REGNUM гагаузский правозащитник, председатель Независимого правозащитного и информационно-аналитического центра Иван Бургуджи.

"Такая постановка вопроса со стороны Евросоюза, только отодвигает возможность урегулирования конфликта. Любой предложенный документ в первую очередь должен устраивать Приднестровье и Молдавию. До сих пор об этом неоднократно заявляли гаранты и посредники переговорного процесса - это Россия, Украина и ОБСЕ. Евросоюз в данном случае выступает всего лишь в роли наблюдателя. Очевидно, что Европа пытается навязать приднестровской стороне, вариант документа по урегулированию, который разработан Молдавией совместно с самим ЕС. И вероятнее всего он основывается на законе, принятом молдавским парламентом в июле 2005 года. (22 июля 2005 года на пленарном заседании парламента Молдавии был принят закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению", - прим. ИА REGNUM). Как известно, против данного закона Приднестровье категорически возражает и не приемлет его", - отметил правозащитник.

"Как утверждает Мижей, с данным документом уже ознакомились в Евросоюзе и в Венецианской комиссии, и пришли к выводу, что он может стать основой для возобновления переговорного процесса в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ - посредники, Евросоюз и США - наблюдатели, - прим. ИА REGNUM). Так вот, это никак не означает, что такого же мнения придерживаются в Приднестровье, а также страны-гаранты и посредники переговорного процесса. Тем более что приднестровской стороной предложен свой вариант урегулирования, на который официальный Кишинев еще не дал ответ, да и спецпредставитель ЕС старательно уклоняется от комментариев по этому поводу", - заявил Бургуджи.

"Таким образом, получается, что г-н Кальман Мижей стал бесплатным адвокатом Молдавии, и при решении любых вопросов поддерживает только позицию официального Кишинева. Между тем, всем, кто не понаслышке знаком с молдавско-приднестровской и гагаузской проблематикой на территории постмолдавского пространства, уже давно ясно, что урегулировать приднестровский конфликт, в условиях, когда гагаузская проблема не решена - практически невозможно. Отрицать это могут только те, кто все еще лелеет надежду грубой силой усмирить непокорные и свободолюбивые народы, попытавшись загнать их в лоно унитарной Молдавии, не считаясь с их волей", - считает гагаузский правозащитник.

"Разрешение молдавско-приднестровского конфликта и гагаузской проблемы возможно только при условии создания на постмолдавском пространстве нового государственного образования - федеративного или конфедеративного государства. Другого просто не дано", - резюмировал Иван Бургуджи.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.