"Школа пока не даёт своим подопечным в достаточной мере социальных навыков, необходимых в современном обществе. Зачастую мы выпускаем "митрофанушек", неподготовленных постоять за себя на рынке труда, защитить свои права, собственность, строить счастье собственными руками и головой", - подчеркнул 30 августа глава Чувашии Николай Федоров на встрече с представителями научно-педагогической общественности. Как передает корреспондент ИА REGNUM, темой обсуждения стала реализация стратегии развития образования в Чувашии до 2040 года, в рамках которой центральное внимание было уделено вопросам качества образования.

Встреча с представителями среднего и дошкольного образования, которая прошла в субботу, когда большинство граждан отдыхает от рабочих будней, была незапланированной. "Каждая встреча с вами - это по сути отдельное послание всему обществу. Для меня есть аксиоматичная истина: и проблемы, и успехи в состоянии здоровья общества, экономики, нравственности начинаются не в системе здравоохранения, а от системы воспитания и обучения, и в этом смысле наше будущее зависит не от цены на нефть, газ и объема стабилизационного фонда. Оно зависит от того, как и кого воспитают наши педагоги, какими будут выпускники наших учебных заведений. Зависит от того, какие условия создадут в школе главы администраций и руководители школ для формирования просвещенной и духовно развитой, современной и конкурентоспособной личности", - объяснил свою позицию и необходимость встречи глава республики.

В своем выступлении Федоров подчеркнул, что Чувашия прошла "нелёгкий, по-своему исторический путь: от необходимости в прямом смысле слова думать о тепле школьного очага и "насущном хлебе" (учебниках, партах, плакатах) до реализации самых амбициозных, уникальных по социальной значимости и современным технологиям образовательных проектов и программ". После десятилетия активных преобразований в республике создана качественно новая система образования. "Масштабная информатизация, введение ЕГЭ, нормативного подушевого финансирования, профильного обучения, реструктуризация сети школ, совершенствование структуры и содержания образования, создание современной учебно-материальной базы сделали для нас приоритет образования императивным, безусловным для исполнения". "Но абсолютно неправильно считать, что в республике построена совершенная модель образования, результаты деятельности которой в достойной степени соответствуют запросам общества и экономики, задают тон высокому уровню качества жизни граждан. Это заставляет нас искать новые пути развития. Проблемы, и весьма серьёзные, есть на всех уровнях образования".

Корень проблем, по словам Федорова, заключается в том, что, владея фундаментальными знаниями не только не хуже, но и лучше других, "применять или интерпретировать для конкретной ситуации эти знания наши дети умеют всё ещё слабо". Он обратил внимание на то, что уже с 3-6 лет нужно начинать формировать такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний, обучать школьников навыкам проектной культуры, культуры обновления знаний и компетенций, используя при этом самые передовые технологии развития детского воображения. По словам главы республики, это особенно важно в связи с тем, что основные финансовые прибыли концентрируются там, где люди грамотно контролируют всю цепочку - от замысла продукта до его производства и сбыта. Поэтому самые востребованные и высокооплачиваемые инженеры на рынке труда - с навыками продавцов и знанием английского. "Значит и задача школы - научить детей навыкам проектной культуры", - резюмировал Федоров, заметив, что пока зачастую из школ выпускаются "митрофанушки": "Это значит, что ещё активнее нужно внедрять передовые интерактивные, более эффективные методики, нацеленные на практические жизненные результаты по каждому учебному предмету. И в данном контексте любой предмет является лишь инструментом в воспитании и обучении с главной целью для нас - педагогов - помочь молодым стать в жизни счастливыми".

В продолжение темы особое внимание было уделено еще одной проблеме, связанной с качеством образования: "В отличие от школ почти любой другой страны, наши школы не дают устойчивого знания иностранного языка. Это означает, что государственные деньги и учебные часы уходят впустую. Тормозом в этом деле является не столько отсутствие, сколько неактивность учителей в использовании эффективных образовательных технологий, которые позволят учащимся, выпускникам легко интегрироваться в международное пространство. В равной мере это относится и к изучению чувашского языка", - заметил Федоров.

Также было отмечено, что существует целый комплекс вопросов, связанных с реализацией полномочий органами местного самоуправления. Глава Чувашии обратил внимание на то, что с принятием 131-го федерального закона ответственность муниципалитетов за развитие образования возросла в разы, а на практике зачастую многие продолжают надеяться только на помощь республики. К примеру, есть районы, в которых в реконструкцию, ремонт, приобретение оборудования в этом году вложили вдвое меньше, чем в прошлом: это Ибресинский, Козловский, Комсомольский, Урмарский, Янтиковский. Несмотря на то, что республиканский подушевой норматив на учебные расходы, составляющий 15,2 тыс. рублей на одного учащегося в год, введён еще в 2001 году, до сих пор ни один муниципалитет не разработал и не внедрил по своей компетенции норматив на эксплуатационные расходы. Федоров заметил, что введение этого норматива дает возможность оптимизировать расходы на эксплуатацию малочисленных школ и направить ресурсы на развитие учебно-материальной базы, так как в малочисленных школах эти расходы намного (до 4 раз) превышают среднереспубликанское значение эксплуатационных расходов в расчете на одного учащегося. Например, в Тиушской основной школе Моргаушского района, где обучаются 30 детей, затраты на содержание школы без учета оплаты труда в расчете на одного учащегося - 72,9 тыс. рублей (среднереспубликанские - 18,6 тыс. рублей). "И таких школ еще немало. Может быть, они лучшие школы республики? Или у глав слишком много денег? Или они безответственны по отношению к будущему выпускников таких школ?", - поинтересовался Федоров.

Еще одна актуальная проблема, к которой оказались не готовы главы муниципалитетов - обеспечение необходимого количества мест в детских садах: сегодня около 18 тыс. родителей стоят в очередях на детские сады.

Федоров подчеркнул, что в основу моделирования стратегии образования будущего заложено представление о системе образования как источнике новых социальных и экономических отношений, который определяет сценарий сегодняшней и завтрашней жизни. "Это формирование личности, способной к качественному непрерывному образованию, что позволит производить товары и услуги, основанные на новых знаниях. И ещё в большей степени - извлекать прибыль из самих знаний, информаций, технологий, проектов и разработок. Наши ориентиры амбициозны, но вполне реалистичны. Для их достижения нужна ответственная и последовательная работа всех уровней власти".

Были отмечены ряд первостепенных шагов, которые должны привести к заветной цели. При этом, по словам Федорова, начать нужно "с самого лёгкого и самого трудного - формирования в обществе моды на культуру и интеллект". В связи с этим также очень важна готовность учителя выполнять новый уровень задач: "В портрете современного педагога мы должны видеть исследователя, воспитателя, консультанта, руководителя проектов. А для этого необходимо постоянное самообразование, повышение качества компетентности, в том числе с использованием интернет-ресурсов". Ещё один резерв успешной реализации стратегии, развития сети образовательных учреждений и повышения оплаты труда работников - повышение качества бюджетирования и эффективности бюджетных расходов.

Федоров также сообщил, что до конца 2008 года в школы Чувашии поступит современного учебного оборудования, компьютерной и интерактивной техники в 3 раза больше, чем в 2007 году, что "позволит еще больше "оторваться" от среднероссийского уровня по этому показателю".

Отметим, что за последние 10 лет объём бюджетного финансирования отрасли вырос более чем в 12 раз. С начала реализации программы "Новая школа" в республике построено 145 новых современных объектов образования, в том числе 138 школ, газифицированы все образовательные учреждения. К услугам школьников в этом учебном году уже более 300 школьных автобусов, на которых организован не только подвоз к месту обучения, но и посещение физкультурно-оздоровительных комплексов, музеев, театров. В результате показатель соответствия условий обучения в школе современным требованиям по республике составляет 64% (по России - вдвое меньше).

Напомним, что в 2008 году в республиканской августовской конференции приняли участие около 13 тысяч педагогических работников, что составляет более половины педагогов республики. Выступление Николая Федорова транслировалось в сети интернет в режиме on-line, за ходом беседы следили более 11 тысяч человек - учителей, родителей, представителей органов власти и общественности.