В Чувашии на республиканской конференции работников системы высшего профессионального образования в центре обсуждения был вопрос качества образовательных услуг, системы подготовки профессиональных кадров и его соответствие рынку труда. Было отмечено, что вузы зачастую готовят невостребованных специалистов - как с точки зрения полученных знаний, так и по количеству специалистов, действительно необходимых рынку труда. Как передает корреспондент ИА REGNUM, по одним данным, половина выпускников высших учебных заведений, расположенных в Чувашии, трудоустраивается не по полученной специальности, согласно другим исследованиям таких выпускников.

Напомним, глава Чувашии Николай Федоров подверг резкой критике руководство вузов республики, которые при подготовке специалистов ориентируются не на потребности экономики, а на спрос населения, который чаще всего невежественен и является данью моде. К примеру, в Чебоксарах с население 450 тыс. человек по специальности "Финансы и кредит" готовят в девяти вузах, азы бухучета, анализа и аудита можно получить в семи вузах, основам экономики и управления на предприятии берутся обучить в восьми вузах, менеджменту организации и юриспруденции - в семи. При этом данные профессии - самые невостребованные на рынке труда в Чувашии: выпускники-экономисты составляют 40% безработных, затем следуют педагоги ряда профилей, на третьем месте - юристы. В то же время, на рынке труда - высокая потребность в квалифицированных инженерах, но при этом число зарегистрированных безработных составляет почти 200 человек, что на 50 превышает число имеющихся вакансий. Федоров высказал мнение, что данная парадоксальная ситуация может свидетельствовать о том, что качество выпускников не устраивает работодателей инженеров, либо выпускники работают не по специальности, либо это комплекс причин. "Но любой вариант ответа не устраивает ни нас, ни общество в целом", - сказал глава республики, поинтересовавшись у аудитории, что они могут предпринять внутри вуза для исправления ситуации.

В ответ на это председатель совета ректоров Чувашии Лев Кураков заметил, что данный вопрос обсуждался на совете ректоров накануне приёмных экзаменов, но ситуацию изменить сложно, "потому что никто не идет на то, чтобы сокращать приём", так как это связано с "большими деньгами", а сами абитуриенты "хотят быть экономистами и юристами, потому что там легко учиться". Кураков сообщил, что в ЧГУ на 50% сократили прием на экономические специальности, юридические - в 2,5 раза и в то же время в 1,5-2 раза повышен приём на технические направления. Кроме того, здесь значительно увеличили плату за обучение будущих экономистов в 2,5 раза (70 тыс. рублей в год), а также юристов. По мнению ректора, сокращение бюджетных мест и повышение платы за обучение позволило "закрыть доступ" абитуриентам-"двоечникам". В то же время, Кураков высказался о готовности закрыть дублирующие специальности, которым в других учебных заведениях обучают более квалифицированные педагоги и есть хорошая база для подготовки: "Мы должны найти такой подход, чтобы одних и тех же специалистов готовили не во многих вузах, а только в одном месте. К примеру, в Чувашском педуниверситете отлично готовят педагогов, а у нас есть историки-педагоги, ряд других педагогических специальностей. Мы их готовим по существу плохо - по крайней мере, как педагогов, поэтому готовы эти специальности закрыть", - заявил Кураков, заметив при этом, что "подавляющее большинство выпускников работают не по специальности", поэтому государственные средства "выбрасываются на улицу". Глава Минобразования Чувашии Галина Чернова сообщила, что сами вузы дают информацию о якобы 90% трудоустроенных выпускников, что явно не соответствует действительности.

Ректор ЧГУ также признал, что есть преподаватели, профессора и доценты, "которые невозможно плохо читают лекции, читают по своим конспектам, которые написаны 10 лет тому назад", при этом за это время они не написали ни одной монографии, ни одного учебного пособия. "Совет ректоров получает жалобы со всех вузов. Студенты пишут группами, что качество преподавания не отвечает требованиям и такие преподаватели не нужны. Но эти же самые преподаватели работают в девяти вузах, они работают везде и всюду. По сути, они там тоже не работают, они появляются и просто получают заработную плату", - сказал Кураков.

В продолжение темы глава Минпромэнерго Чувашии Юрий Волошин заметил, что, к сожалению, высшая школа пока не стала надежным партнером государственной программы по инновационному развитию республики. Это подтверждает пассивность вузов в создании и реализации инновационных программ: около 30 млн рублей бюджетных средств направляется на поддержку перспективных инновационных проектов, но за три года не поступило ни одной заявки от высших учебных заведений. "Два года работает программа по созданию технопарков и бизнес-инкубаторов, которая также показала полную инертность вузов", - сказал Волошин. Он также отметил, что в Чувашии с 2004 года из докторантуры по техническим специальностям не был выпущен ни один доктор наук, в то время как в 2007 году выпущено шесть докторов наук историко-филологического и педагогического профилей. Волошин подчеркнул, что рынок труда меняется стремительно, поэтому в сфере высшего образования проявляется так называемый эффект запаздывания.

Представитель одного из крупнейших промышленных предприятий республики подтвердил, что зачастую и специалисты, и преподаватели не удовлетворяют уровню требований компании. Он заметил, что многие преподаватели одного из ведущих вузов, посетив предприятие, с удивлением увидели, какое современное и мощное оборудование здесь используется. "Высшая школа в части машиностроения безнадежно отстала от тех технологий, которые используют наши предприятия. Сегодня высшая школа учится у промышленников, а не промышленники учатся у высшей школы. Что принципиально неправильно", - заметил участник конференции, объяснив это несоответствием учебных программ сегодняшним требованиям: "В вузах часто исходят из того, не чему нужно научить, а из того, чему он может научить". Выступающий также заметил, что наличие большого количества вузов, а их в республике 22, развращает молодёжь. "Вместо того, чтобы после школы идти к станку и чему-то обучаться, они пять лет балбесничают, поскольку с них никто не требует. И за эти пять лет они развращаются окончательно. Потом их уже не заставишь работать ни за какие деньги". При этом было подчеркнуто, что 10% молодых работников предприятия с высшим образованием - экономисты и юристы, а не выпускники технических специальностей, при этом еще 30% - учатся. "И мне очень жалко своих сотрудников, которые приходят и просят деньги на обучение своих детей "на экономистов, юристов", - признался он.

Напомним, что по данным исследования института социологии РАН, проведенного в 2007 году в пяти регионах России, в том числе и Чувашии, лишь единицы работодателей готовы взять молодых специалистов на работу и отозвались о качестве их подготовки с похвалой. Большинство руководителей отмечали, что в "вузах безбожно завышают цены "товар с подделкой", имея в виду качество образования. Около 30% работодателей оценили качество образования, полученное их сотрудниками, негативно. Около 10% стараются подбирать сотрудников откуда угодно, только не из вузов собственного региона.

В целях решения комплексного данной проблемы глава республики предложил Минобразования совместно с работодателями и представителями вузов выработать единые подходы, методики и расчеты долгосрочной кадровой потребности для отраслей экономики, управления, социальной сферы.