Председатель Арбитражного суда Башкирии Фаниль Сафин подписал представление о досрочном прекращении полномочий судьи, заместителя председателя Арбитражного суда РБ Розы Гилязутдиновой. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе башкирского арбитража 27 августа.

"Основанием для обращения в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации послужили грубые неоднократные нарушения со стороны судьи, заместителя председателя Арбитражного суда РБ Гилязутдиновой требований процессуального закона; правил поведения при отправлении правосудия и исполнении иных служебных обязанностей; неэтичное, недостойное поведение судьи в судебном процессе; ненадлежащее исполнение служебных обязанностей заместителя председателя суда; незаконное использование статуса судьи для личного обогащения", - сообщил сотрудник пресс-службы.

Одним из оснований и для постановки вопроса о досрочном прекращении полномочий Гилязутдиновой стал квартирный вопрос. В частности, в представлении, адресованном в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации, приводятся ссылки на материалы проверки, проведенной комиссией Арбитражного суда РБ по факту приобретения Гилязутдиновой дополнительной жилой площади.

Как сообщили в пресс-службе суда, в июле 2003 года Гилязутдинова, введя в заблуждение администрацию города Уфы ссылкой на нуждаемость в улучшении жилищных условий, несмотря на наличие в собственности двух квартир, обратилась с письменной просьбой об оказании помощи в обмене своей однокомнатной квартиры на двухкомнатную квартиру большей площади. Постановлением главы администрации Уфы судье Гилязутдиновой в порядке обмена на однокомнатную квартиру площадью 38,3 кв.м. была выделена в собственность двухкомнатная квартира в элитном районе мегаполиса общей площадью 75, 8 кв. м. При этом разницу в площадях обмениваемых квартир судья оплатила по цене намного ниже рыночной.

Поскольку получение дополнительной жилой площади с возможностью оплаты на льготных условиях на общих основаниях невозможно, изложенные выше обстоятельства позволили комиссии Арбитражного суда РБ сделать предположение, что Гилязутдинова при совершении сделки использовала статус судьи в целях получения личной выгоды, отмечается в сообщении пресс-службы судебной инстанции.

"Помимо нарушений этических норм в решении квартирного вопроса, в представлении также говорится о многочисленных нарушениях Гилязутдиновой норм процессуального и материального законодательства, послуживших основанием для отмены вынесенных ею судебных актов в вышестоящих инстанциях; некорректном обращении Гилязутдиновой с представителями сторон, отказе в рассмотрении "неугодных" судебных дел, третировании сотрудников суда, вплоть до угроз увольнением, и о многом другом, - продолжает сотрудник пресс-службы. - По мнению руководства Арбитражного суда РБ общественность должна быть информирована о вопиющих фактах в судебной системе, вопреки сложившемуся в обществе представлению о судейском корпусе как о закрытой профессиональной касте, члены которой никогда не выносят на всеобщее обозрение какие-либо профессиональные промахи или этические нарушения своих коллег. При этом наше сообщение, являясь первоисточником, позволит избежать излишних заявлений в адрес представителей СМИ о недостоверности распространяемой информации".

Обращение с представлением о лишении полномочий судьи, заместителя председателя суда явилось первым шагом со стороны руководства Арбитражного суда РБ в борьбе с нарушениями законодательства в рамках утвержденного президентом РФ национального плана противодействия коррупции, отмечают в пресс-службе. Зампредседателя Арбитражного суда РБ Роза Гилязутдинова известна тем, что подала иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к газете "Час пик", настаивая, что республиканское негосударственное издание в статье "Уроки вежливости", опубликованной в ноябре прошлого года, опорочило ее. В качестве компенсации морального вреда судья требует взыскать с газеты и ее редактора Светланы Валиевой солидарно 10 миллионов рублей. В редакции иска не признают, утверждая, что журналисты, готовя публикацию, опирались на обращение совета судей Башкирии в квалификационную коллегию судей (ККС) России. Совет судей принял решение обратиться в ККС с целью досрочно прекратить судейские полномочия Розы Гилязутдиновой, как указывалось в документе, в связи с "ненадлежащем исполнением судьей должностных обязанностей", нарушением Закона "О статусе судей" и Кодекса судейской этики. Как считают в редакции, журналисты, рассказавшие об этом редком прецеденте, когда судью требуют привлечь к дисциплинарной ответственности ее коллеги, исполняли свои обязанности по информированию населения. В ходе рассмотрения дела, по мнению защитника газеты Алексея Зеликмана, судья-истица, используя перипетии законодательства и, по-видимому, прибегнув к так называемому "телефонному праву", инициировала принятие промежуточного по делу решения Президиума Верховного суда РБ, которое фактически вводит цензуру на критику судей Башкирии.