Предосеннее обострение: петербургская экономика в СМИ

Санкт-Петербург, 26 августа 2008, 15:46 — REGNUM  

Петербургская экономика глазами городских СМИ. 18 - 24 августа 2008 года.

Снова лесные войны?

Санкт-Петербург традиционно считается одним из основных "лесных" регионов России - здесь располагаются офисы многих лесопромышленных компаний страны. В прошлой неделе СМИ много писали о новых конфликтах в лесной отрасли.

"Северо-Западная лесопромышленная компания" полностью остановила производство бумаг на Каменногорской фабрике офсетных бумаг (КФОБ) в Ленинградской области, не справившись с требованием досрочно вернуть Сбербанку долг, взятый у него в 2004 году", - сообщил "Коммерсантъ" (22.08).

Досье ИА REGNUM

По данным различных СМИ, ЗАО "Северо-Западная лесопромышленная компания" (СЗЛК) основано в 1997 году. Головной офис компании находится в Санкт-Петербурге. В состав группы входят: управляющая компания, Неманский целлюлозно-бумажный комбинат (НЦБК, Калининградская область), Каменногорская фабрика офсетных бумаг (КФОБ, Ленинградская область); торговые дома и представительства в регионах России и странах СНГ. Компания специализируется на производстве бумаги и бумажно-беловых изделий. Предприятия СЗЛК обеспечивают полный цикл изготовления целлюлозно-бумажной продукции. Компания принадлежит супругам Игорю и Ирине Битковым.

По данным финансовой отчетности 2007 года, выручка СЗЛК составила 4,89 млрд рублей, а чистая прибыль - 2,1 млрд рублей. Долги группы и ее дочерних компаний составляют 12,958 млрд рублей.

Сайт "Бумпром.ру" подробно ознакомил своих читателей с историей вопроса: "В мае на предприятиях СЗЛК соответствующими решениями арбитражных судов введена процедура наблюдения, затем назначены временные управляющие. Заседания судов по рассмотрению дел о банкротстве назначены на осень этого года. Все кредиторы, кроме Северо-Западного банка Сберегательного банка РФ и аффилированной с ним лизинговой компании "Альянс-лизинг", заняли выжидательную позицию. Однако требования Сбербанка о списании средств со счетов СЗЛК привели к кассовому разрыву, в результате чего в июле на КФОБ была остановлена одна из двух бумагоделательных машин. Вслед за этим "Альянс-лизинг" выставила КФОБ требование о прекращении использования и демонтаже линии по переработке макулатуры "Kadant-Lamort". Сегодня основное производственное оборудование на основании данного требования остановлено, а невозможность переработки сырья привела к остановке и второй бумагоделательной машины. На КФОБ объявлено о сокращении двухсот сотрудников - работников бумажного цеха, цеха по переработке макулатуры, вспомогательных подразделений" (25.08).

Журнал "Эксперт Северо-Запад" приводит мнение представителей компании: "По словам заместителя генерального директора СЗЛК по связям с общественностью Юрия Мурашко, большинство кредиторов отнеслись к возникшим в компании трудностям с пониманием и заняли взвешенную позицию, только петербургский Сбербанк продолжил "военные действия". "Действия Северо-Западного банка Сбербанка России заставляют предположить, что он заинтересован не в возврате кредитов, а в банкротстве предприятия", - утверждает Мурашко" (25.08).

Точку зрения компании на страницах "Коммерсанта" поддержали и некоторые эксперты: "Аналитик "Леспрома" Анастасия Копылова полагает: "Активы СЗЛК считаются на рынке целлюлозно-бумажной продукции одними из самых привлекательных, и ими могут интересоваться не только конкуренты, но и компании в многочисленных смежных отраслях. На Каменногорской фабрике за последние годы были проведены значительные инновационные вливания, им есть что продавать для того, чтобы избежать дефолта. Предприятие является для Ленинградской области стратегическим, поэтому можно надеяться и на помощь региональных властей. В целом же, мне кажется, дефолты последнего времени связаны с тяжелой ситуацией в лесопромышленном комплексе в целом".

С оценкой госпожи Копыловой не согласен ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов: "Вряд ли Сбербанк действовал в интересах третьей стороны, скорее всего, они вовремя почувствовали, что у компании дела совсем плохи, и пытаются получить с них хоть что-нибудь. В таком состоянии, без оборудования, заводы никому не интересны. Чисто теоретически, если будет выставляться на торги их территория и остатки оборудования, то другие бумажные компании могли бы заинтересоваться их покупкой: "Илим Палп", "Монди Пайпер" и другие. Возможен интерес иностранных инвесторов". По словам Дмитрия Баранова, "всю СЗЛК можно оценить в 1,5-1,7 млрд рублей. Каменногорская ФОБ может стоить 1,2-1,4 млрд рублей, Неманский ЦБК - 0,9-1,1 млрд рублей"" (22.08).

Аналитики, опрошенные "Экспертом Северо-Запад", также не спешат солидаризироваться с версией о преднамеренном банкротстве СЗЛК: "Вряд ли найдется покупатель на группу компаний, бизнес которой осложнен многими условиями, а долги по кредитам практически равны совокупному годовому обороту всех предприятий", - рассуждает исполнительный директор Конфедерации лесопромышленников Северо-Запада РФ Денис Соколов".

"По некоторым данным, сама управляющая компания с уставным капиталом 10 тыс. рублей занимается трейдерской деятельностью и особым имуществом не располагает (выданные ей кредиты частично были обеспечены имуществом семьи Битковых, ныне арестованным). Компания, торгующая продукцией Неманского ЦБК и Каменногорской ФОБ и поставляющая им сырье, сама по себе ценности не представляет. Таким образом, продажа бизнеса целиком представляется маловероятной, а недвижимости и оборудования по отдельности - нецелесообразной, так как выручить удастся не слишком много" (25.08).

Впрочем, точку зрения о "тяжелой ситуацией в лесопромышленном комплексе в целом" косвенно подтверждает ситуация, сложившаяся на Кондопожском ЦБК.

Досье ИА REGNUM

По данным "Бумпрома", в прошлом году в России было произведено 1,98 млн тонн газетной бумаги, из которых более трети - 717 тыс. тонн поставил Кондопожский ЦБК (Карелия). Около 1,26 млн тонн от общего объема российского производства газетной бумаги было экспортировано, Кондопожский ЦБК отправил за границу 534 тыс. тонн.

"По словам менеджера "Петробумаги", одного из крупнейших поставщиков бумаги в Санкт-Петербурге, Кондопожский ЦБК уже несколько дней не поставляет российским компаниям газетную бумагу шириной 84 см плотностью 45 г на квадратный метр, которая используется для печати наиболее высокотиражных ежедневных общественно-политических и деловых газет. "Три дня наши грузовики ждут погрузки бумаги в Кондопоге. На рынке говорят, что вся продукция теперь идет на экспорт. Говорят, что скоро поставки наладятся, когда - пока не сообщают". По словам представителя "Петробумаги", "никто не хранит продукцию на складе, это невыгодно, поэтому запасов бумаги этого формата в Санкт-Петербурге почти нет. Например, у нас сейчас около тонны, это почти ничего" ("Коммерсантъ", 21.08).

"Исполнительный директор Лесопромышленной конфедерации Санкт-Петербурга Денис Соколов считает, что у ЦБК нет веских внешнеполитических и внешнеэкономических причин отказываться от российского рынка. "На производство пришло новое руководство. Скорее всего, Кондопога временно прекратила поставки, чтобы затем взвинтить цены, и, вероятно, они получат свое", - полагает Денис Соколов.

По оценкам ведущего аналитика управляющей компании "Финам менеджмент" Дмитрия Баранова, денежный объем рынка газетной бумаги в Санкт-Петербурге можно оценить в 1,2-1,5 млрд рублей в год при натуральном потреблении 60-80 тыс. тонн бумаги в год. "Если Кондопожский ЦБК совсем уйдет с рынка, то есть будет все поставлять на экспорт, то цены могут подняться на 20-25%, что сделает нерентабельным выпуск малотиражных газет. Но так как это вопрос политический, то я думаю, что в ближайшее время ЦБК "дадут по рукам" и заставят поставлять бумагу в Санкт-Петербург", - прогнозирует господин Баранов" ("Ведомости", 22.08).

"Газпром" может отказаться от финансирования "золотого" стадиона на Крестовском острове?

По большому счету, скандалом стало обнародование информации об удорожании проекта нового стадиона на Крестовском острове в Санкт-Петербурге почти в 4 раза и отсрочкой его сдачи в эксплуатацию. Пресса ломает голову над тем, кто виноват в скачке цены, и что потребует от города соинвестор проекта - "Газпром" - за увеличение своих вложений в арену.

Досье ИА REGNUM

Новая арена строится на месте стадиона имени Кирова на Крестовском острове. Площадка на 62 тысячи мест и площадью в 105 тыс. кв. метров предназначается в первую очередь для игр футбольного клуба "Зенит" (находится в собственности "Газпрома") и должна соответствовать требованиям ФИФА и УЕФА. Изначально проект, выполненный японским архитектором Кисе Куракава (получил наименование "Летающая тарелка") оценивался в 6,7 млрд рублей. Городское правительство намеревалось возвести стадион за счет бюджета и оставить его в собственности Санкт-Петербурга. Стройка должна была завершиться к 30 ноября 2008 года. Весной "Газпром" согласился взять на себя некоторую часть расходов по строительству.

Как сообщало ИА REGNUM 21 августа, сметная стоимость стадиона на Крестовском острове, согласно распространенной Комитетом по строительству информации, повысилась до 23,7 миллиардов рублей. Сдача постройки в эксплуатацию "в связи с изменением проектных решений" отложена до 2010 года.

Как пояснил глава городского Комитета по строительству Роман Филимонов, повышение стоимости проекта связано с тем, что расчет, выполненный японским архитектором Кисе Куракавой, не учитывал затрат на выполнение сложных работ по основанию и фундаменту и применение таких уникальных специальных конструкций как выдвижное поле и трансформирующаяся крыша.

С чиновником согласны независимые эксперты, опрошенные печатной прессой. Так, "Коммерсант" констатировал: "Смета в 6,7 млрд руб. была изначально занижена, соглашаются эксперты. "Только из расчета средней себестоимости строительства одного места в современном стадионе, отвечающем требованиям УЕФА, в 10-15 тыс. долларов, объем инвестиций в проект на Крестовском острове должен составлять 22,3 млрд рублей (620 млн евро)", - говорит гендиректор "НЭО Центра" Валерий Есауленко" (22.08).

Уточненный бюджет стройки оказался неподъемным для городской казны. "О том, что всю сумму покроет город, речи не идет", - цитируют председателя Комитета финансов Эдуарда Батанова "Ведмомости" (22.08).

Поэтому, как сообщил ИА REGNUM председатель Комитета по строительству Роман Филимонов, "в настоящее время с ОАО "Газпромнефть" обсуждается вопрос о совместном завершении строительства стадиона. Окончательное решение будет принято не позднее сентября". Факт переговоров подтвердил "Ведомостям" гендиректор "Газпромнефти" и президент "Зенита" Александр Дюков.

Но согласится ли дочка газового монополиста на прямое финансирование строительства стадиона, и если согласится - то на каких условиях? По данным "Коммерсанта", ситуация складывается отнюдь не радужная. ""Газпром" был изначально заинтересован в том, чтобы "Зенит" стал собственником или оператором арены, а также в возможности полностью контролировать реализацию проекта, - сообщили газете в "Газпроме". - Однако тогда Смольный решил иначе, и теперь "Газпром" будет тщательно анализировать его предложения с точки зрения интересов компании" (22.08).

Несмотря на то, что еще в 2005 году в качестве компенсации за участие в проекте петербургские власти обещали предоставить "Газпрому" участки под застройку коммерческой недвижимости (48 га на западе Крестовского острова и 16 га на Охте), теперь Санкт-Петербургу придется вновь задабривать своего стратегического партнера. Вице-губернатор Александр Вахмистров пояснил "Коммерсанту", что "Смольный готов уступить "Газпрому" в проекте долю 51%. По его словам, средства в проект могут быть привлечены в рамках различных схем частно-государственного партнерства" (22.08). А это означает, что и доходы от эксплуатации спортивного сооружения после его постройки придется делить с государственной корпорацией.

Из-за удорожания проекта в ближайшее время придется объявить новый конкурс по выбору подрядчика возведения арены. Вероятнее всего, он состоится уже в октябре. "Что будет, если "Газпромнефть" откажется от проекта, в комитете по строительству сказать затрудняются", - пессимистично сетует еженедельник "Недвижимость и строительство Петербурга" (25.08).

Транзиту здесь не место

Петербургские СМИ на минувшей неделе исследовали возможные последствия неоднозначного решения Смольного - о запрете в передвижении по жилым улицам южных районов Санкт-Петербурга большегрузных транзитных грузовиков после подключения ЗСД к КАД осенью этого года. От сужения ареала обитания могут пострадать транспортные компании, работающие с Большим морским портом.

"С предложением ограничить передвижение большегрузов по городским улицам выступила комиссия по организации дорожного движения при правительстве Санкт-Петербурга под председательством вице-губернатора Александра Полукеева. Осенью должно быть пущено движение по обводной дороге - Западному скоростному диаметру, который подключат к Кольцевой дороге вокруг Санкт-Петербурга. Эта трасса должна будет отсечь транзитный транспорт, который везет груз из порта в другие города России", - сообщает "Газета.ru" (19.08).

Издание отмечает, что "сейчас транзитные грузовики из порта везут груз по нескольким традиционным маршрутам. Речь идет об окраинных районах юга Санкт-Петербурга - Кировском, Красносельском и Московском". Но именно по ним запретят передвигаться большегрузному транзиту. Грузовикам нельзя будет появляться на Ленинском проспекте, проспекте Стачек, Дачном проспекте, улице Зины Портновой, проспекте Ветеранов, улице Подводника Кузьмина, на Дунайском проспекте и Петергофском шоссе. "Все они служат трассами для компаний, обслуживающих в первую очередь Большой морской порт Санкт-Петербурга", - констатирует "Газета.ru".

"Коммерсант-Петербург" подчеркивает, что идея удалить все транзитные грузовики из южных районов показалась неоднозначной даже части чиновников: "ГИБДД и комитет по транспортно-транзитной политике города дали отрицательные заключения на проект..." (18.08).

Газета рассуждает: "Очевидно, что больше всего от реализации нынешней инициативы дорожников пострадают фирмы-перевозчики, работающие в Морском порту Петербурга (скажем, только из 3-го района порта в сутки выезжают в среднем по 1,5-2 тыс. фур). Члены комиссии пообещали им одновременно с открытием движения по ЗСД ввести в эксплуатацию и новые улицы, ведущие от КАД и ЗСД к третьему и четвертому районам Морского порта. Движение грузовиков к 1-му и 2-му районам Морского порта и Петролеспорту будет организовано по Обводному каналу и Митрофаньевскому шоссе" (18.08).

Такие предложения, однако, "не вдохновили" представителей Морского порта и Петролеспорта. "Во время заседания комиссии они пытались протестовать, предлагая городу различные варианты частно-государственного партнерства и требуя сначала построить альтернативные транспортные пути, а потом запрещать движение фур по улицам южной части города, которые являются пока единственными путями доступа к причалам Морского порта и Петролеспорта. Вице-губернатор Полукеев отвечал на эти возражения крайне резко: "Порт городу не так важен, как население и те, кто ездит по дорогам. Мы не можем ориентироваться на интересы Морского порта. Кроме проблем, порт пока городу особо ничего не принес. Делать из города донора для порта никто не собирается. Мы и так потратили 9 млрд рублей на строительство подъездов к Морскому порту. Вы развиваетесь, так вписывайтесь в сложившуюся дорожную ситуацию", - заключил Александр Полукеев" (18.08).

Что касается крупнотоннажного транспорта, который обслуживает петербургские склады и предприятия, то "для фур, которые везут груз в Санкт-Петербург, будут выдаваться специальные пропуска. Однако порядок их выдачи еще не определен", - пишет "Газета.ru" (19.09). Издание напоминает: "Сейчас крупным грузовикам уже не разрешается передвигаться по центру города; прежде, кстати, им выдавались платные пропуска, которые, впрочем, с легкостью подделывались. При этом доступным для фур был и, по планам, останется после реконструкции Американских мостов Обводный канал" (19.09).

Справка ИА REGNUM

Большой морской порт Санкт-Петербурга остается одним из крупнейших на Балтике. Через него, по данным Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга, поставляется 51% всего импорта, ввозимого в Россию морским путем, и вывозится 13% всех транспортных грузов, идущих на экспорт. Общий грузооборот порта в 2007 году составил 59 608,5 тыс. тонн, за 7 месяцев 2008 года - 35 475,3 тыс. тон.

Цивилизация от Смольного

На рынке наружной рекламы Санкт-Петербурга продолжаются дружественные поглощения. Мощность наращивают компании, у которых "сложились отношения с городским правительством".

"Оператор наружной рекламы Gallery официально подтвердил, что процесс продажи дочерней компании PVG-Media закрытому акционерному обществу "Волгобалт Медиа" находится в завершающей стадии. Все документы, касающиеся сделки, были подписаны обеими сторонами. Причиной продажи послужила оценка рентабельности этого актива при отсутствии широкого бизнеса в Санкт-Петербурге. В сравнении с показателями других приобретений компании, остановочные павильоны являются наименее эффективными и значимыми, а доход от размещения на них рекламы составляет незначительную часть от прибыли компании в целом", - сообщил сайт Adworker.ru (22.08).

"Деловой Петербург" уточнил: "452 остановочных комплекса в Санкт-Петербурге находились в управлении PVG-Media, дочерней компании Gallery Group, которую и купил "Волгобалт Медиа". Сумма сделки составляет 6 млн долларов. Помимо остановочных павильонов у Gallery Group в Санкт-Петербурге нет рекламных активов.

По мнению генерального директора рекламного агентства "МИР" Александра Елизарова, существование любой компании на петербургском рынке наружной рекламы зависит от взаимоотношений со Смольным. "У Gallery эти отношения, по всей видимости, не сложились", - говорит он.

По договору со Смольным PVG-Media должна была поставить 721 остановочный павильон, но установила только 452. Теперь агентство "Волгобалт" вместо Gallery Group должно будет до конца 2008 года установить в городе еще 269 остановочных комплексов" (23.08).

"Более того, в планах компании - дальнейшая реализация стратегии по наращиванию своей доли через осуществление ряда крупных проектов. В частности, "Волгобалт Медиа" устанавливает трехсторонние рекламные тумбы формата 1,2х1,8 м. Также компания намерена оборудовать к осени 213 стоянок такси. Данный формат является весьма перспективным на сегодняшний момент. Поскольку наиболее востребованные поверхности формата 3х6 м уже поделены между основными игроками, а установка новых ограничена, в ход идут малые форматы. Важно подчеркнуть, что инициатива по данному проекту исходит от Смольного, признавшего этот формат рекламоносителей "цивилизованным". Следует учитывать, что судьба петербургских операторов наружки во многом зависит от решений городских властей, а "Волгобалт Медиа", судя по всему, удалось заручиться их поддержкой". ("Эксперт Северо-Запад", 25.08)

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail