США теряют способность патрулировать и охранять арктические воды, хотя климатические изменения и высокие цены на энергию спровоцировали усиление мореходства и нефтегазовой разведки в регионе, отмечает Инопресса.Ру. По данным Herald Tribune, в последние годы Американская национальная академия наук, береговая охрана и другие инстанции предупреждали, что два 30-летних тяжелых ледокола США, Polar Sea и Polar Star, и один менее крупный ледокол, выполняющий в основном научные задачи, в значительной степени неадекватны. Кроме того, Polar Star вышел из эксплуатации. Стоимость создания ледоколов и поддержания старых судов на плаву до пуска в эксплуатацию новых, согласно нескольким оценкам, может легко достичь отметки в $1,5 млрд. Точного учета судоходства на Крайнем Севере не ведется. Однако эксперты сообщили, что число круизов вокруг Гренландии достигло в 2007 году 200 рейсов, тогда как в 2004 их было всего 27. Летом 2004 года в арктических водах было зафиксировано более 5,4 тыс. судов водоизмещением 100 тонн и выше и было совершено 102 путешествия по Северному морскому пути. Как отмечается в письме трех американских военных командующих, в настоящий момент в США нет программы, нацеленной на обновление судов, "ледокольные возможности страны существенно сократились, и страна рискует оказаться неспособной поддерживать наши национальные интересы в арктических регионах".

"Последние несколько лет вокруг арктического шельфа развернулась настоящая международная конкуренция, идет спор о том, какая страна быстрее всего займется его разработкой", - заявил сегодня, 22 августа, ИА REGNUM председатель правления общероссийской общественной организации "Зеленый патруль" Андрей Нагибин.

"Всем ясно, что без серьезного ледокольного флота получить доступ к арктическим энергоресурсам просто невозможно. К тому же ледоколы должны быть с мощной и крайне эффективной энергоустановкой, и в этом плане лучше атомного ледокола человечество пока еще ничего не создало, - подчеркнул он. - Известно, что атомным ледокольным флотом обладает в мире ограниченное количество стран, и только Россия имеет полностью работоспособный, относительно "молодой" флот, который позволит стране решить любые задачи по освоению Арктики. Ближайший конкурент России, США теряют способность патрулировать и охранять арктические воды, и именно из-за того, что в свое время не уделяли должного внимания развитию атомного ледокольного флота. Мы активно расширяем свою флотилию крупных океанических ледоколов, и можно быть уверенным, что передача ледокольного флота в ведение Росатома позволит ему окончательно закрепить свое мировое первенство. А это означает, что у страны будут все условия для победы в "арктической гонке".